25 января 2021 25.01.21 1 23K

Архетипы в его голове. Внутренние противоречия Джонни Сильверхенда

+5

Предисловие

Джонни прекрасен. Не дай бог встретить такого человека в реальности.

Материал полон спойлеров

Архетипы Джонни

Знаете ли вы, как сценаристы создают персонажей?

Действующие лица должны походить на настоящих людей, или обладать гипертрофированно яркими чертами характера?

Во-первых, героев делают интригующими. Если действующие лица истории зацепят вас, то пол дела сделано. Второе, персонажи должны непрерывно изменяться, чтобы интерес не пропадал.

Тут начинает работать магия противоречий.

Когда вы слышите в литературных разборах фразу: «внутренний конфликт героя», речь всегда про противоречие. В случае с Джонни Сильверхендом можно выделить два архетипа, формирующие этого героя, и разрывающие его изнутри. "Рокер" и "Солдат".

Понятие архетип придумал Карл Густав Юнг (но это не точно) - соратник того самого Зигмунда Фрейда, который по мнению людей постоянно думал про ЭТО.

Но нам не диагноз Джонни ставить, поэтому понимать под архетипом предлагаю вот что:

Архетип - это как класс в РПГ с широкой веткой прокачки выбранной роли (где качать можно только перки своего класса), только это не игра, а особенности характера.

Весельчак (шутит не обязательно хорошо, но часто). Всезнайка ("я читал про такой случай"). Спортсмен ("ты сколько жмёшь?"). Разумеется, в архетипе заключается много черт, но давайте без лишних подробностей.

Если коротко, в отличии от игры, в характере таких архетипов будет сразу несколько. Чем круче они соединяются и противоречат друг-другу одновременно, тем круче. 

Как это работает? Давайте посмотрим...

В архетипе рок звезда можно выделить такие особенности, влияющие на характер, - это публичный человек(1), самовлюблённый(2), демонстративно бунтующий(3), наркоман или алкоголик (4). Не важно, что в реальности рокеры бывают тихими и скромными ребятами, и что могут иметь другие сценические образы. Джонни наделён свойствами именно рокера из массовой культуры. Он не пытается казаться рокером, ему характерны черты этого типажа. Даже свой бунт против корпоратов он не изображает, мечтая прорваться в хороший лейбл, как другие члены группы, он реально такой, НО.

Этому противоречит второй архетип внутри Джонни – солдат. Вернее, ветеран. Если у вас или ваших друзей есть родственники, участвовавшие в боевых действиях, то вы понимаете о чём речь. Отставному солдату свойственна замкнутость(1), товарищество(2), психологические проблемы, сдерживаемые попытками дисциплинировать себя(3), склонность к (4) алкоголизму или помешательству (К сожалению бывает такое. Нашему сегодняшнему герою как  раз не повезло). Понятно, что это далеко не всё, что могут включать данные типажи, но мы выбираем то, что характерно для Джонни.

Его проблемный характер исходит именно из внутренних противоречий. Личные проблемы делают его сложным и объёмным. Давайте посмотрим, как эти конфликты помогают сценаристам создавать ситуации, для раскрытия характера героя.

Анализ архетипов

Первое. Он - публичный человек, но в окружении людей, остаётся замкнутым, не может поделиться своими чувствами, пока не построит доверительные отношения, а с его взрывным характером это непросто. Сильверхенд настолько погружён в личные проблемы и переживания, что не замечает других.

Его друзья (по собственному же признанию) не могли долго находиться в одной комнате с Джонни. Недоверчивый человек, который хочет всего того же, что мы, как покажет потом история, но замкнутость мешает ему. Это первая проблема, которую нужно решить Сильверхенду.

Второе. Несмотря на свой эгоизм, Джонни, проникаясь симпатией к Ви, меняется в лучшую сторону. Если Ви поможет Сильверхенду наладить отношения со старым другом – рокером Керри; если Ви выразит понимание и сочувствие к бедам Джонни, то протагонист в глазах Сильверхенда станет товарищем (вспоминаем характеристику архетипа солдат – товарищество). В этом случае Джонни не сомневаясь покинет мир живых ради Ви, если обстоятельства сложатся соответствующим образом. Возможно – это попытка подавить комплекс выжившего, а возможно обыкновенное понимание справедливости и товарищество.

"И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,

И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,

И когда ты без кожи останешься вдpуг,

Оттого, что убили его, не тебя…"

На самом деле жуткая штука, ели отбросить романтизацию СВВ из песни Высоцкого. 

Человек постоянно чувствует вину за то, что пережил других в катастрофе, теракте или бою. Задаётся вопросами: "почему я? чем я лучше, я ведь ничем не лучше, я то знаю, как так вышло?" и ищет в случившемся трагическом событии смысл. 

Третье. Дикие выходки Джонни (демонстративное бунтарство), как правило, для него самого более чем обыденны и нормальны. Он уже видел некоторое д…о, поэтому ему не нужно казаться безбашенным, как это делают обычные рокеры. Сильверхенд готов ворваться в башню «Арасаки» с пистолетом на голо, чтобы защитить своих близких и близких Ви, а поджечь гитару на концерте, это по-вашему экстрим? Подержите его сигарету, пока Джонни будет стрелять. Его проблема наоборот, в контроле. Психологические трудности и специфические жизненные условия сделали из Сильверхенда человека, которого не хочется встретить в поганом настроении. Весь его образ жизни мешает контролировать себя, рокеры (да вообще музыканты) не самые дисциплинированные ребята, как правило.

Психологические проблемы подводят героя к четвёртому пункту (здесь черты архетипов совпадут).

Наркотики не нужны Джонни, чтобы сходить с ума. Корпорация «Арасаки», вероятно, уже сделала всё, чтобы у Сильверхенда прохудилась крыша. Не получивший должной поддержки Джонни (ака после войны я месяц смотрел на вентилятор) знает, кто виноват в смерти его товарища и других ребят. Алчные "пиджаки" в высоких кабинетах. Всё творившееся зло, и всё, что ещё случится Сильверхенд возложил на них. Как и то, что он сам это зло вершил, будучи одурманен милитаризмом. Чтобы остановить абсолютное зло, как Джонни его видит, он пойдёт на всё. Сколько бы жизней не забрали его действия, победа над корпоратами спасёт гораздо больше. Так это видит персонаж.

Рвущийся к высоким кабинетам менеджер или мелкий охранник, работающий на корпоратов, в глазах Джонни - не люди (это называют расчеловечиванием). Для него убить их не тоже самое, что напасть на простого человека. Защитный механизм психики выработанный для достижения цели. Отсюда вытекают все действия Сильверхенда. Война с абсолютным злом, победа любой ценой. А его внутренние проблемы оформляют действия персонажа соответствующим психотипу образом.

О персонаже

Замечу, что я не стремился дать оценку персонажу. Только понять его и его мотивы. Разумеется, ничто не изменит того, что этот человек заложил бомбу в башню в центре города.

Да, это было импульсивное решение человека, накаченного алкоголем, обезболивающими и только что потерявшего подругу, но ни это, ни его психологические проблемы, не могут оправдать такого поступка, однако:

"Ответственен ли Гамлет? Нет, не Гамлет.

Раз Гамлет невменяем и нанес

Лаэрту оскорбленье, оскорбленье

Нанес не Гамлет. Гамлет – ни при чем.

Кто ж этому виной? Его безумье.

А если так, то Гамлет сам истец

И Гамлетов недуг – его обидчик".

Гамлет. Акт 5-ый Сцена 2-ая. Перевод Пастернака. 

Ну а как изменится Джонни, сколько внутренних противоречий в себе увидит и разрешит ли их, зависит от игрока. Для меня история с Сильверхендом – путь от острой неприязни до полного принятия и сочувствия. Его действия ужасны, его эгоизм отвратителен, но, когда ты понимаешь почему Джонни таким стал, и видя, как Сильверхенд изменился к концу, проникаешься к нему.

История Джонни Сильверхенда – история второго шанса. И от игрока зависит сможет ли он превратиться из заносчивого мерзавца превратиться в славного парня.


Лучшие комментарии

Как вам Джонни. Увидели ли вы что-то новое? 
Читай также