18 ноября 2020 18.11.20 9 2373

[История серии Batman:Arkham #0] Эволюция Бэтмена в массовом медиа.

+30

Герой — это человек, который добровольно смирился со своей судьбой.

Образ Бэтмена, как и многих других персонажей золотого века комиксов DC, изрядно отличался от современного образа этих же героев на сегодняшний день.

Впервые появившийся на обложках Detective Сomics в 1939 году, персонаж прочно закрепился в самых разных медиа вот уже на протяжении 80 с лишним лет (особенно сложно ему пришлось в 60-х).

 

И по сей день произведения о темном рыцаре разбросаны в самых разных жанрах, и ориентированы на представителей разных возрастных групп. LEGO-фильмы для всех возрастов, мультипликационная вселенная DC, ориентированная больше на подростков, и это не говоря о комиксах, формат которых позволяет писать для любой возрастной аудитории.

Данный ролик является приквелом готовящейся серии материалов о играх серии Arkham, и в процессе написания текста я понял, что будет довольно проблематично рассказывать о развитии серий без отдельного рассказа о развитии главного героя.

Что ж, давайте закончим со вступлениями, мы начинаем.

В 1939 году, в 27 номере в рамках серии Detective Comics появился один из самых узнаваемых персонажей массовой культуры. Это был мужик в костюме летучей мыши, живущий в Нью-Йорке и убивающий всяких гангстеров во благо города.
(Лук ат дзис дуд)

Даже с этого краткого синопсиса можно было словить пару диссонансов. Кроме гротескного образа в этом персонажа нет ничего, что напоминало бы нам о современном Бэтсе. Никакого Готэма, лечебницы Аркхэм, аллеи преступности и мертвых родителей. Всем этим герой обрастет чуть позже.

А пока он обычный персонаж на один выпуск. В комиксах мстителей в масках всегда было полно, по своей концепции Бэтмен представлялся чем-то средним между Зорро и стереотипным образом детектива из бульварного романа.

Сюда можно также добавить персонажа Фантома, на которого будет пара отсылок в истории Бэтмена.

И, напоследок, персонаж “Тень”— архетип доброго и благородного гангстера в плаще, сражающегося с другими гангстерами.

Насчет создания персонажа.

 Дрязги между Бобом Кейном и Биллом Фингером — это отдельная, крайне грустная история. Если вкратце, в последние годы принято считать, что Боб Кейн, считающийся создателем персонажа… лишь украл славу у Билла Фингера, который был настоящим автором. Несмотря на то что подтверждении и фактов немало, вернуться в прошлое и узнать, как там все было на самом деле, мы не в силах.

Давайте договоримся так, я в целом рассказал вам, что в истории создания персонажа есть… крайне неоднозначные моменты. Если хотите об этом поподробнее — есть графический роман о биографии Билла Фингера и его причастности к созданию Бэтмена.

Итак, с формой мы разобрались, но что с содержанием?

Каждому герою нужны героические истории, чтобы он был популярен.

По большей части, проблемы, с которыми сталкивался Бэтмен в те времена, на сегодняшний день выглядят недостойными даже того ультра-детского сериала о Юных Титанах на Cartoon Network. Однако, так было не всегда и в первых историях, где появлялся Бэтмен, он творил откровенную жесть.

Несмотря на всю комичность для современного читателя, для своего времени Бэтмен считался более темным персонажем, в противовес Супермену из Action comics.

Вот Бэтмен сталкивает человека в кислоту… вот он вешает психически нездорового человека на свой самолет и улетает в закат. Не придумав ничего лучше, он стреляет в сердце вампира серебряной пулей.

Также отметим, что в отличие от Супермена, Бэтмен боролся не со вселенским злом, а с обычными гангстерами. Истории всегда заканчивались простой житейской моралью и были отражением проблем тех времен.

Но через какое-то время в историю комиксов вмешалась настоящая история Америки. В 30-е одной из главных проблем Америки стало оружие. Внедрение сухого закона создало целую волну преступности, присутствие военных образов оружия даже у гражданского населения не делало ситуацию лучше. Как раз в те времена практически во всех штатах появилось ограничение на владение и использование многих типов огнестрельного оружия.

Так как по сюжету у Бэтмена в комиксах не было никаких особых полномочий, его пришлось разоружить. Для того, чтобы объяснить такие нововведения, было решено приписать уже ставшей классикой трагичный сюжет о его родителях. И Бэтмен какое-то время спустя уже стал яростным ненавистником всего, что пышет огнем и свинцом.

В то же время довольно быстро пришлось сбавить обороты. Послевоенный мир отходил от пережитых кошмаров, множественные социальные факторы привели к тому, что герои в комиксах оказались не нужны. Их популярность быстро падала, видеоигры и интернет еще не придумали, и псевдонаучным морализаторам нужны были козлы отпущения, заставив издателей комиксов на ощупь искать свою нишу… Общество же не особо спешило их поддержать, приписав комиксам даже такую вещь, как «Совращение невинных».

Разумеется, взваливать сложные общественные процессы на плечи развлекательного медиа всегда было крайне недальновидным и тупым подходом, в свое время предавались гонению абсолютно все формы искусства, творчества и массового медиа. Когда-то винили комиксы, затем жестокие ТВ-шоу, компьютерные игры и, наконец, очередь дошла до интернета.

Однако, не стоит забывать, что комиксы в те времена также были совсем другими. Пока супергерои ютились в своих журналах, самыми продаваемыми и популярными комиксами была чернуха про криминал и ужасы. Данный процесс можно сравнить с популярностью эксплуатационного кино в 60-х, или современные криминальные программы, выезжающие на шок-контенте и держащие перед телевизором сотни тысяч людей.

Что может быть популярней, чем дешевые сенсации, кровь и насилие в самых разных проявлениях?

После поднявшейся вони издательства комиксов подписали Кодекс, по которому со страниц исчезла вся перчинка. Никому поднимать вторую волну гонений не хотелось. И все герои оказались кастрированными, беззубыми клоунами. Даже Джокера из мрачного персонажа, вдохновленного романом Виктора Гюго «Человек, который смеется», пришлось превращать в простого клоуна, чьи преступления были безобидными, а сам персонаж скорее раздражал.

Говорить о сюжете в комиксах тех времен довольно сложно по той причине, что в них нет как таковой сквозной истории. Каждый выпуск комикса — это несколько мелких рассказов которые, так скажем, самодостаточны в отрыве от других историй. Идеальной иллюстрацией приключений Бэтмена тех лет является данная пародийная реклама из 80-х.

Довольно неспешно, с годами Бэтмен приобретал знакомые нам черты. Где-то появился его знаменитый пояс с инструментами, где-то появился Бэтмобиль. В историях о Бэтмене начали появляться ключевые персонажи мифологии и, за пару десятков лет, он встретил большую часть своих знаменитых противников и союзников. Такон и жил, не тужил, оставаясь одним из буйков, что держали издательство DC на плаву. Истории о том, как Бэтмен сражается с динозаврами или попадает в самые разные идиотские передряги, сменялись одна за другой. Персонаж успел побывать на экранах в своем собственном телесериале, даже нескольких, мультсериале и удостоился полноценного комедийного перезапуска в двух сезонах с полнометражкой, как бонус.

В 70-е персонаж потихоньку приходил в себя, комиксы тех времен современный читатель уже может относительно безболезненно прочитать и сейчас. Но, несмотря на это, Бэтмен стагнировал, как и все издательство в целом. Все шло своим чередом вплоть до кризиса… кризиса на бесконечных землях.

Именно в этот период после масштабной глобалки от издательства, все старые и несуразные герои были перенесены на Землю-2.

Бэтмен пережил данный катаклизм относительно безболезненно, его историю не стали начинать с нуля или вовсе избавляться от него.

Стоит также отметить, что в конце 70-х, если быть точнее, то в 78-м, вышла сверхуспешная и легендарная экранизация Супермена. Практически сразу же пошли подвижки в сторону экранизации Бэтмена. Но о ней чуточку позже.

В DC максимально старались влить в своих героев свежую кровь, нанимая целые бригады юных и талантливых сценаристов, художников, колористов. Вся история вселенной была перезапущена с нуля и отсюда НАКОНЕЦ-ТО начинается современная история Темного Рыцаря.

1986 год, Бесконечный кризис миновал. С первого появления Бэтмена на страницах прошло почти 50 лет. Дети, выросшие на этих комиксах, уже сами были взрослыми и, возможно, покупали комиксы уже своим детям. Бэтс оставался все тем же, он не старел, не слабел… но, что хуже, не развивался и оставался статичным. И в этот момент, пришел Фрэнк Миллер с одной из моих любимых истории о Бэтмене.

Темный рыцарь вернулся

Бэтмен мертв, остался лишь Брюс Уэйн. Все старые злодеи нейтрализованы, но улицы переполнены более молодыми и злыми бандами. И в этом сеттинге разворачивается тотальная деструктуризация образа Бэтмена.

Данный комикс впервые показывал Бэтмена не как альтер-эго, а как неразрывную часть Брюса Уэйна. Нам показали сломанного человека, пережившего множество потерь, и то, как он по прошествии многих лет принимает свой истинный лик. Данный комикс вернул для большинства читателей интерес к персонажу, и по большому счету создал современного Бэтмена. Здесь были показаны сомнительные методы работы Бэтмена, показывали его комплекс героя, и полную одержимость Готэмом. Да, соглашусь, звучит как дженерик история про Бэтмана, НО!

Разумеется, знатоки истории Бэтмена приведут в пример пару мрачных историй середины и конца 70-х, которые приключались с Бэтменом, однако, действительно мейнстримного и серьезного подхода не хватало. Поначалу комикс приняли не то чтобы очень тепло, тут ситуация крайне схожа с экранизацией Бойцовского Клуба, чтобы стать классикой, этому произведению нужно было настояться… со временем, возвращение Темного рыцаря стало классикой.

Сейчас нас уже не удивишь постмодернистским подходом в комиксах и кино. Человек в костюме может быть ранимым, немного сумасшедшим и со временем уязвимость богов превратилась клише. Просто посмотрите на самые популярные комиксы DC последних лет: Кризис личности, Белый рыцарь, DCeased, из более раннего — линейка Земля-1… Во всех этих историях нам показывают максимально очеловеченный образ супергероев, но представьте мир, где Бэтмен...

Ладно, на этом про Возвращение темного рыцаря давайте закончим. Тем более, буквально спустя год вышел не менее важный комикс. Появилась универсальная предыстория Бэтмена, являющаяся для всех негласным каноном —

Бэтмен: Год Первый.

 Данный комикс, за авторством того же Фрэнка Миллера, подарил нам унифицированый ориджин Бэтмана.
Тут и так привычные нам Аллея преступности, долгое странствие, в котором побывал Брюс, как он пришел к тому, чтобы примерить плащ именно в образе летучей мыши, и так далее.

Комикс также примечателен тем, что большая часть произведения рассказывает нам о еще молодом Лейтенанте Джеймсе Гордоне, и о его нелегкой работе в среде коррумпированной полиции Готэма.

Стоит также отметить, что на данном комиксе должны были быть основаны:

1 фильм о Бэтмене за авторством Шумахера, 3 фильм за тем же Шумахером, третий фильм Бертона, который превратился в первый фильм Шумахера, изрядно переделанная и осовремененная версия данного комикса стала основой для первого фильма Кристофера Нолана, и, судя по многочисленным слухам, будущий фильм Мэтта Ривза также будет основан на данном комиксе и Долгом Хэллоуине.

Падение кодекса комиксов довольно хорошо отразилось на Бэтмене, создавая мрачную мифологию Темного рыцаря.

Начиная с этого периода, Готэм и Лечебница Аркхэм становятся полноправными главными героями историй о Бэтмене. В немаловажной степени, благодаря стараниям вот этого лысого дядечки.

Просто держите это в голове. К историям Гранта Моррисона и истории клиники Аркхэм мы вернемся для более подробного разбора, когда придет очередь Arkham Asylum.

И, соответственно, разберем разные образы Готэма, когда будет черед Arkham City.

А сейчас пришло время кратко пробежаться по экранизациям и их вкладу в современный образ персонажа.

1988 год, окончательно утвердили и отправили в производство фильм о Бэтмене, который все томился в виде концепции почти 10 лет. Режиссерские успехи Тима Бертона позволили выбить зеленый свет для более темной репрезентации героя.

Тим Бертон, по его словам, был хорошо знаком с комиксами о Бэтмене и хотел показать его в более темных тонах, на манер первых рассказов Билла Фингера и Боба Кейна. Права на экранизацию осели в руках Уорнер Бразерс.

Веселую комедию в стиле фильмов с Адамом Уэстом выпускать уже никто не хотел, но и рисковать не хотелось еще сильнее.

По словам Бертона, ситуацию спас Джек Николсон, одним из первых согласившийся на роль. Раз одно кассовое имя уже есть, Бертон мог позволить себе творческую свободу в плане выбора актера главной роли. Бертон хотел взять на роль относительно малоизвестного актера, которого, в первую очередь, можно было представить неуклюжим миллионером, и, уже во вторую очередь, в костюме летучей мыши.

Бэтмен стал для своего времени одним из самых успешных фильмов. Студия тут же подписала контракт с Бертоном на трилогию.

Однако, давайте уточним один момент, разумеется, эта классика, разумеется, это фильм, показавший, какими могут быть супергеройские истории… но это не Бэтмен. Мне с детства нравился этот фильм, но пока я готовил данный материал и сел пересматривать его с кипой комиксов в голове, которые я успел прочитать… я был крайне удивлен. Это был вовсе не Бэтмен. Брюс Уэйн — застенчивый фрик, Бэтмен может сыпать ванлайнерами и убивать врагов, Джокер лишь эгоцентричный гангстер… это фильм о мужике в костюме Бэтмена, но далеко не о самом Бэтмене!

В 1992 году вышла так любимая мной в детстве «Бэтмен Возвращается». Присущие Бертону сюрреалистичные образы, гуляющие по городу пингвины со взрывчаткой, колоритная Женщина-Кошка… Это был один из любимых фильмов моего детства…

Но студии остались недовольны. Второй фильм принес меньше денег, чем первый, но главная проблема была в том, что продавцы игрушек и прочего мерчендайза остались крайне недовольны темными тонами фильма. Для третьего фильма нашли нового режиссера, но давайте отложим рассказ о Шумахере… ну пожалуйста!

Тем более, что хронологически до него было кое-что еще…

Следующей важной вехой в развитии истории Бэтмана, является мультсериал 1992 года. Вышедший в скором времени после фильма Тима Бертона, мультсериал показал идеальный калейдоскоп, собранный из разных кусков мифологии Темного рыцаря. Над мультфильмом работала огромная команда сценаристов, из которых стоит выделить Пола Дини, так как позже он станет одним из ведущих сценаристов серий Аркхэм, его личность и труды мы подробнее разберем, когда коснемся самих игр.

Помимо историй, взятых из оригинальных комиксов, «Batman the animated series» не стеснялась добавлять и что-то от себя. Современному образу Мистера Фриза и появлению Харли Квинн мы обязаны именно данному мультсериалу.

Особый визуальный стиль нуарного Готэма, оформленного в Ар-Деко уже успел стать притчей. Как и особый подход к прорисовке мультфильма, вместо классической белой бумаги, использовалась черная, поверх которой персонажей прорисовывали цветными красками… Ну, по крайней мере, я так понял, в стилях анимации я не разбираюсь.

Лично я смотрел этот мультик в детстве, но не целиком. Он шел в 11 часов утра, и натыкался я на него крайне редко, только в те дни, когда я болел и не надо было идти в школу, или же когда уроки отменяли из-за морозов. Хоть я и видел довольно мало серий, все же в batman animated series есть десятки эпизодов, навсегда закрепившихся в моей памяти еще тогда. Из них я хочу выделить одну особенную серию, называющуюся Dark Knight legends. Здесь я впервые увидел сюжетный ход, который будет популярен в дальнейшем… Истории про Бэтмана, излагающиеся устами других персонажей. Загибайте пальцы: такое было в мультике во вселенной фильмов Нолана, комикс Нила Геймана Batman: Whatever Happened to the Caped Crusader?

в предыстории Аркхэм Сити, как позже оказалось, даже в самом мультике это была не первая серия такого толка. И, я уверен, есть что-то еще, но я о них не знаю.

Если вы знакомы с одним из вышеперечисленных произведений, вы понимаете, чем хороши подобные истории. А если нет, то вот вам вкратце…

Данные ретроспективные сюжеты показывают Бэтмена с разным визуальным и сюжетным стилем, что помогает увидеть, кто такой Бэтмен и как он менялся. В рамках анимационного произведения это крайне наглядно демонстрируется посредством смены стиля анимации.

Вспомните Отель Гранд Будапешт, где посредством смены формата камеры добивались разного взгляда на временные отрезки в фильме, тут похожий подход. И, раз уж заговорили о кино, вспомните также Цельнометалическую оболочку Стэнли Кубрика, сцена с интервью, где автор мог выразить свои мысли напрямую, в первозданном виде, только устами других своих персонажей.

Представьте, если бы в мультике про Бэтмена, просто ни с чего он бы начал кичиться и, бравируя мышцами, начал рассказывать, какой он крутой… это выглядело бы странно.
Но когда другие персонажи говорят, какой он крутой и какие у него мыщцы — это уже другое дело.

Также в данных эпизодах хорошо показано, как Бэтмена видят обычные граждане, как видят его враги, и как видят его союзники.

Ладно…что-то я слишком заострил внимание на одной конкретной серии. Просто хочу добавить, что если вам нравится Бэтмен и вы не смотрели мультсериал 92 года, то смело наверстывайте, из того что я смотрел, это одно из лучших мультипликационных произведений в принципе.

Ну чтож… время пришло. Вы же не забыли, да? Ну там, Бертон… Недовольные Уорнеры… В общем…

Случился Джоель Шумахер. Отвратительность его фильмов — это уже незыблемая константа. Я лишь хочу добавить, что Шумахер, быть может, пришел бы к успеху, да вот не фартануло. Режиссер этот действительно может выдавать неплохие картины…
Однако после второго фильма Бертона, как мы помним, продавцы игрушек и сети быстрого питания, оказались очень недовольны. В связи с чем изначальный сценарий Шумахера, написанный вместе с Бертоном, был отклонен.
По этому сценарию, Бэтмена должен был сыграть Джонни Депп и сюжет должен был быть основан на уже упомянутом комиксе «Бэтмен: год первый». Студия даже слышать не хотела о творческом видении Бертона, тем более брать его друга на главную роль.

И тут… Шумахер быстро понял, что к чему и снял то, что просили.

Фильм в плане сборов и продаж игрушек оказался очень успешным, мерчендайз приносил огромные деньги… и Шумахера позвали еще раз…

Однако этот в раз… Ох уж этот раз…

«Бэтмен и Робин». Про этот фильм сказано так много, что в данном ролике, при всем старании, я не смогу поведать ничего нового.

Вычурный стиль Бертона попросту утонул в неоне, все актеры переигрывали. Многие жалуются, что фильме слишком детский сюжет, но нет, он не детский, он абсолютно идиотский.

Я лишь хочу добавить, что это был один из первых фильмов крупной студии, которую заборол интернет. Может, когда-нибудь и сделаю ролик о войне крупных студий и независимых кинокритиков.

Итак, релиз фильма «Бэтмен и Робин» привел к тому, что франшиза была закрыта. За 8 лет пока фильмов о Бэтмене не было, Уорнеры успели обзавестись несколькими крайне успешными франшизами. «Матрица» и «Властелин Колец» позволили студии пойти на риск и одобрить идеи, которые хотел реализовать Кристофер Нолан.

В 2005 году на экраны вышло одно из лучших произведений о Бэтмене и супергероях в целом. Если лучшим воплощением Бэтмена в играх является серия Arkham, то вот в кино это трилогия Кристофера Нолана.

По словам самого Нолана, часть успеха заключалась в том, чтобы из уравнения супергеройского кино, убрать супергероя. Нолан хотел снимать полноценный фильм, во всех смыслах этого слова. Ни о каких продавцах игрушек и прочем мерче он и думать не хотел. Сюжет должен был быть приземленным.

Костюм Бэтмена должен был быть фунциональным, шипы на руках наконец-то нашли свое применение, длинные уши начали использоваться в качестве антенны, плащ перестал быть тряпичным довеском.

После «Бэтмен: Начало» вышел легендарный «Темный Рыцарь».

Говорить про него вкратце у меня не получится, поэтому, опять же, пишите в комментариях, если хотите отдельный ролик о всей трилогии Кристофера Нолана.

И, наконец, в 2012 франшиза завершилась Возвращением легенды.

Тут я хочу отдельно рассказать про то, как Нолан показывал злодеев в своих фильмах. Первый фильм, будучи криминальной драмой, показал нам 3 злодеев из мифологии Бэтмена.

Кармаин Фальконе, как один из самых реалистичных врагов Бэтмена. Пугало, как идеальный персонаж для демонстрации страхов и уязвимости новоиспеченного героя… и, наконец, Нолан вернул популярность одному из крутых персонажей, про которого уже начали забывать — Рас аль Гул. Естественно, в фильме нет никаких ям Лазаря и прочих атрибутов мистической части мифологий DC.

Затем Нолан начал повышать ставки, раз Бэтмен победил организованную преступность и древнее сообщество, давайте заставим его сражаться с врагом, который будет больше напоминать стихийное бедствие. Абсолютно безумного, без очевидных, на первый взгляд, мотивов и, самое главное, отобрать у Бэтмена его главное оружие и… сделать злодея бесстрашным.

Финал второго фильма заставил Бэтмена исчезнуть с улиц Готэма. И, в третьем фильме, врагом Бэтмена стал сам Готэм. Тихий и спокойный на первый взгляд, город гнил изнутри пуще прежнего. Появление Бэтмена заставило преступников стать хитрее и более изощреннее. И, как идеального оппонента Бэтмена, нам представили Бэйна.

Появившийся на страницах комиксов в начале 93 года, Бэйн создавался как персонаж, являющийся тем же Бэтменом, только будто бы из Зазеркалья. Бэйн, по задумке, должен был быть сильнее и хитрее Бэтмена, а самое важное, Бэйн — это ответ на вопрос, что же случится, когда Бэтмен откажется от своих моральных принципов.

Для воплощения в экранизации Нолан сделал Бэйна более приземленным, под стать тону самой трилогии, однако ключевые детали и особенности персонажа остались на месте.

Все 3 фильма Нолана отгремели в прокате, сопровождаясь небывалым успехом.

Параллельно с этим событиями, начиная с 2011 года, в мире комиксов произошел массовый ребут вселенной.

И, в этой новой линейке New52, нумерации комиксов всех персонажей DC были сброшены до нулевого выпуска. Бэтмен так же не стал исключением.

Стоит понимать, что откат вселенной не вернул нас во времена «Бэтмен: Год первый», и не стал показывать нам становление героя с нуля. Данный перезапуск был нужен для того, чтобы осовременить персонажей и вернуть интерес аудитории, попутно набрав новых читателей, которых раньше, быть может, отпугивала многолетняя история персонажей и трехзначные номера выпусков.

К моменту начала публикации Batman New52 за авторством Скотта Снайдера, успели выйти уже две игры серии Аркхэм и 2 фильма от Кристофера Нолана, Бэтмен снова был невероятно востребован за рамками страниц комиксов.

«Суд Сов» и новая итерация сюжета «Смерть в семье» уже сейчас считаются классикой комикс-индустрии.

В мифологии Бэтмена появилось еще несколько колоритных атрибутов в виде теневых руководителей Готэма, того самого Совиного суда и ультра-стильных Когтей, представляющих из себя «ниндзя в доспехах», и каждый из которых владеет своим особым стилем боя.

Старт New52 линейки Бэтмена был успешен и у издательства получилось удерживать интерес аудиторий вплоть до очередного обнуления в рамках Rebirth в 2016 году.

В том же 16-ом состоялся дебют Бэтмена в рамках тогда еще единой киновселенной DC, «Бэтмен против Супермена».

Однако, говорить про него довольно сложно, по той причине, что Бэтмена там не то чтобы много.

Данная итерация Бэтмана, в исполнении Бэна Аффлека, представляет из себя нечто среднее между Возвращением Темного Рыцаря и Бэтменом из Флэшпоинта.

Это более жестокая версия Бэтмена, который за годы своей борьбы с преступностью очерствел и не гнушается использовать более жесткие методы против бандитов.

Больше о нем сказать реально нечего, хоть мне и очень понравилась данная версия Бэтмена, ничего принципиально нового в историю персонажа он не внес.

На этом позвольте закончить историю об эволюции Бэтмена как персонажа.

Сейчас же я хочу рассказать, почему Бэтмен для меня, человека, не увлекающегося комиксами, является любимейшим героем детства и по сей день удерживает мое внимание.

Один из первых аспектов — это возраст персонажа, благодаря которому про него есть множество интересных историй в разных форматах.

Появившись еще в конце 30-х годов прошлого века, Бэтмен прошел через множество приключений и стал неотъемлемой частью мировой культуры. Да, в истории персонажа много разных откровенно лениво написанных сюжетов, этого не избежать, когда тебе надо каждый месяц выпускать 30-страничные раскрашенные раскраски… тем более, что персонаж фигурирует в десятках линеек одновременно… Несмотря на это, в истории персонажа было много хорошего.
Довольно важно также помнить, что люди зачастую запоминают лучшее, а проходные сюжеты затираются более важными вещами. Это можно сравнить с брюзжаниями старшего поколения о том, что музыка уже не та, вот в мое-то время было лучше… Нет, было примерно так же, только вот в памяти отложилось лучшее.

И то же самое с Бэтменом. Благодаря тому, что по данному персонажу очень много разных произведений, с разными авторами и разным видением, каждый найдет что-то себе по вкусу.

Неважно, в каком поколении вы родились, в детстве у каждого был свой Бэтмен. Экранизации Тима Бертона, мультфильмы 90-х, фильмы Нолана, серия Аркхэм.

Даже помимо этой периферии, в самих комиксах был самый разный набор художников и сценаристов.

Неважно, в каком поколении вы родились, Бэтмена каждый видел по-своему. Мистические психоделические истории Гранта Моррисона, научно-фантастический Бэтмен будушего, более приземленный Бэтмен, сражающийся с уличной преступностью или убийца богов в рядах лиги справедливости, у которого есть план на все случай жизни.

Для меня же любимыми произведениями о Темном рыцаре являются игры серий Arkham, так как в них собрано все лучшее, за что можно любить Бэтмена.

В последние годы, по неясным мне причинам, труды Джозефа Кэмбела стали довольно популярными. И многие, говоря о Тысячеликом герое, вспоминают Люка Скайуокера, Безумного Макса… а для меня тысячеликий герой и универсальный архетип — это Бэтмен.

Помимо этого, Бэтмен — ницшеанский сверхчеловек, человек, что настолько преисполнился в своем понимании вселенной, что опережает современного человека как физически, так и умственно, что хорошо можно пронаблюдать в сюжетах, где Бэтмен является частью Лиги Справедливости. В то же время умудряется совмещать в себе и образ последнего человека, антипода сверхчеловека, так как пытается не переступать через собственные, по большому счету, надуманные моральные принципы.

Если брать в отдельности серию Аркхэм, то каждого из врагов Бэтмена можно олицетворить с каким-нибудь психологическим недугом. Также я мог бы сказать, что злодеи подходят под юнгианские комплексы, но в отличие от Ницше, с трудами Юнга я знаком только по мультику «Кризис Юнга», так что утверждать не берусь.

Но о чем о точно могу утверждать, так это о том, что в серии Аркхэм все злодеи представляют из себя ходячие пособия по психологии. Гротескно, выручно, но довольно наглядно.

Данная панорама из разных психологических особенностей позволяет показать глубже натуру самого Бэтмена, потому что, начиная с Аркхэм Сити, злодеи прописаны так, чтобы являться отражением тех или иных черт самого Бэтмена.

Раскрытие самого Бэтмана… И это довольно хорошая подводка к следующей теме.

Бэт-Семья и почему она необходима. Я не хочу сейчас лезть в дебри истории всех Робинов, это будет, когда мы уже возьмемся разбирать сами игры.

Понятно, что юные помощники были добавлены в свое время из-за того, что у всех героев должен был быть юный помощник, чтобы продать побольше комиксов, апеллируя к детской аудитории.

У каждого героя должен быть свой аналог разных полов и возрастов, но после падения кодекса комиксов можно было избавиться от этих персонажей, что не раз и делали. Но что-то постоянно заставляло новых авторов, пишущих истории о Бэтмане, возвращать на страницы Робинов, Найтвингов, Бэтгерл, Бэтвумен, Бэтвингов, Хантрес, Красных Колпаков и, уверен, про кого-то я даже забыл. Разумеется, такой большой набор взаимозаменяемых персонажей — это перебор. Однако, опять же, персонаж существует уже больше 80 лет, и каждый из этой шоблы в свое время был должным образом интегрирован в сюжет… и настолько же успешно дезинтегрирован из него.

И, самое важное, каждый из этих героев функционален.

Тут внезапно сделаем небольшую ВНЕЗАПНУЮ ремарку. Многие литературные критики отмечают, что Шерлок Холмс парадоксальный персонаж с точки зрения развития персонажа. Зачастую он статичен, и он прописан таким образом, чтобы быть максимально отстраненным. Он нелюдимый, немного странный, и читателю может быстро наскучить такой персонаж. Данная проблема была довольно изящно решена Конаном Дойлем, посредством добавления в историю себя… в виде Джона Ватсона, от лица которого ведется повествование, что позволяет читателю вместе с главным героем удивляться всему тому, что происходит на страницах.

Со временем, похожий подход к построению характера Бэтмена и его напарников появился и у DC. Бэтмен в последнее время у многих фанатов ассоциируется с металюдьми на уровне Супермена, он давно перестал быть кем-то на уровне Роршаха или Сорвиголовы, увы, из-за любви авторов глобальных комикс-событий заставлять Бэтмена доставать из ниоткуда гениальные планы по уничтожению абсолютно любого злодея. В связи с чем часто возникают моменты, когда читатель попросту не понимает логику поведения Бэтмена, и что конкретный автор хочет про него написать и каким показать. Тут на помощь как раз-таки и приходит та бесконечная вереница его напарников. Не забудьте включить сюда и Женщину-Кошку.

Напарники Бэтмена нужны для того, чтобы он мог позволить себе быть самобытным и не отходить от прописанных ему принципов. А вопросы, что могут возникнуть у читателя, озвучиваются его напарниками. Есть большое количество комиксов, где критика, исходящая от фанатов в первозданном виде, дублируется одним из Робинов.
Со временем Бэтмена делали все мрачнее и серьезнее, а вот Робины, напротив, становились все более бунтарскими раздолбаями, они зачастую были совсем непохожими на Бэтмена, также как и злодеи, его Бэт-семья — это отражение разнообразных качеств самого героя.

Понимание данного аспекта истории для меня объясняет, для чего нужен Робин в комиксах… но я очень рад, что роль Робинов в серии Аркхэм не такая уж и большая. Ну вот просто не нравятся мне напарники Бэтмана. Разве что, кроме Бэтгерл, да и та мне больше импонирует в образе Оракула.

Данный ролик появился спонтанно,(еще более спонтанно появился этот блог) из-за того, что во время написания сценария к ролику об Arkham Asylum, я заметил, что вступление растянулось на 8 страниц. Я решил быстренько допилить его в виде отдельного видео и вот, собственно, что получилось… Так что он где-то сумбурный, где-то я скачу от темы к теме, но я надеюсь, что смог донести до вас основной базис, тот минимальный пул знаний, что поможет безболезненно смотреть историю игровой серии Аркхэм, так как по ходу дела нам нужно будет не раз вспомнить данные выше тезисы, чтобы в полной мере понимать творческие референсы и визуальные решения, принятые Рокстэди.

Рокстэди — это сумасшедшие фанаты, которые перерыли абсолютно все в истории Бэтмена, и взяли оттуда все наилучшее, а я же постарался собрать основы, которые характеризуют данного персонажа.

Увидимся через какое-то время, в первом полноценном выпуске… Пока.

Окееееей, оставлю и традиционные позитиваторы


Batman: Arkham Asylum

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | OnLive
Жанры
Дата выхода
25 августа 2009
5.1K
4.4
3 686 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!

Дайте этому парню косарь! 

Отличный блог!

Косарь ему!

Благодарю что ознакомились)

Интересно, что по  мнению автора значит увлекаться комиксами, если он перечислил очень многое, что можно найти ознакомившись с таковыми ?

Благодарю за упоминание о «Фантоме» и «Тени». Про некоторые аспекты не знал, спасибо. Кстати, там где видео с цифрами — это какая-то документалка ?

Увлекаться комиксами в моем представлении, это не просто почитать пару комиксов из 40х для ознакомления. А именно получать удовольствие от процесса чтения. И добавлю что кроме Бэтмена с супергероикой толком не знаком.
А видео с цифрами это интервью сына Боба Кейна.

Спасибо за отзыв!
На следующей неделе уже точно будет новый выпуск!

Увлекаться комиксами в моем представлении, это не просто почитать пару комиксов из 40х для ознакомления.

Ну а как же Бэтмен из 70-ых, 50-ых, 80- ых,  и перечисленные «Загибайте пальцы».

 Я пару комиксов читал, не только по Брюса Уэйна, но лишь несколько выпусков, не так глубоко копал.  Жду следующего выпуска. Надеюсь там будет больше нового для меня и остальных.

Читай также