8 сентября 2020 8.09.20 3 1610

История серии BattleTech. Пролог. Fasa и настольные игры

+16

Всем привет! Многим знакомая вселенная BattleTech зародилась в уже далеком 1984 году. За её создание ответственно американское издательство ролевых игр FASA Corporation, а если точнее, авторами были Джордан Вайсман и Л. Росс Бэбкок III. Прежде чем раскрыть подробности становления этой франшизы, я хотел бы рассказать, как сформировалось само издательство, какие трудности у него возникали, и за какие проекты приходилось браться. В целом этот материал покрывает период с 1979 по 1984 года включительно.

 

После окончания школы Джордан Вайсман поступил в Академию торгового флота. Именно здесь он загорелся идеей создавать игровые симуляторы после того, как увидел специальную тренировочную машину. Через некоторое время он бросил учебу и стал искать инвесторов для своего начинания. В академии он подружился с Россом, который согласился вложиться, а также работать в качестве дизайнера. 

Их новосозданная компания с бюджетом в 350 долларов стала называться FASA. Такое название образовалось от фридонской версии НАСА: «Фридонское управление по аэронавтике и исследованию космического пространства». Термин «Фридония» использовался для обозначения вымышленных стран и стал широко употребляемым благодаря фильму «Утиный суп» братьев Маркс 1933 года.

Первый их совместный проект был основан на новом сериале Battlestar Galactica 1979 года, где земляне сражались с расой Сайлонов. Они договорились с Universal City Studios участвовать в разработке настольной игры в качестве дизайнеров. Также им было разрешено использовать на упаковке личный логотип.

Battlestar Galactica: A Game of Starfighter Combat состояла из трех карт размером 48 x55 сантиметров. Одна была только из гексагональных полей, на другой был «Звёздный крейсер галактика», а на последней — материнский корабль Сайлонов. Также было включено 78 цветных элементов (корабли, взрывы, астероиды), таблицы результатов, инструкция на 24-х листах и 2 кубика.

Игра пользовалась спросом, из-за чего Джордан и Росс получили хорошую рекламу. В следующем году их издательство было официально зарегистрировано. Затем они стали писать книги с приключениями, а также рисовать схематичные планы палуб для настольной игры Traveler.

Traveler была первой крупной научно-фантастической ролевой игрой, которая вышла в 1977 году от небольшой игровой компании Game Designers Workshop. Она основывалась на научной фантастике 50-х и 60-х годов. Первоначальный набор правил для Traveler был опубликован в виде трех «черных книжек», охватывающих историю персонажей, строение и характеристики космических кораблей, а также космические миры, по которым можно путешествовать.

На тот момент уже несколько издательств трудились над публикацией дополнительных материалов. Среди них были Gamelords, Group One, Paranoia Press и, конечно же, Game Designers Workshop. Приобретя лицензию, FASA должно было конкурировать со всеми ними.

Первыми его работами стали справочники по собственноручно спроектированным космическим кораблям Tethys, Fenris и Valkyrie. Книги содержали планы кораблей, характеристики и описания. Вейсман и Бэбкок напечатали несколько сотен копий и продали их в местный магазин в Чикаго. Через некоторое время они стали отправлять дополнительные копии дистрибьюторам, которые начали продавать их розничным торговцам по всей стране.

Но не всё было гладко. После выпуска продукция подверглась критике. Считалось, что игроки могут самостоятельно создавать корабли, превосходящие данные модели. Поэтому лучше не тратить деньги на данные сборники.

Чтобы повысить качество своих материалов, Джордан и Росс пригласили братьев Кейт: Уильяма и Эндрю. Братья работали фрилансерами в Game Designers Worksho с 1978 года. С того времени они выпускали различные истории и чертежи кораблей, которые пользовались спросом. Несмотря на то, что у них была хорошая заработная плата, они согласились присоединиться к Джордану и Россу, которые работали в подвале.

В 1981 году братья помогли написать сборники приключений под названием «Испытания Эшаара», «Легенда о Небесных рейдерах» и «Урагьяди Семи Столпов». Кроме этого, выпускались как новые наборы кораблей (King Richard, Vlezhdatl, Leander, Adventure Class Ships Vol. 1), так и переиздания уже выпущенных (Fenris и Valkyrie). Вдобавок был распечатан буклет Hotel Complex: Star Port Module Number One, который содержал схемы отелей, ресторанов, офисов.

Команда испытала себя и в создании электронного справочника, который помогал игрокам ускорить бухгалтерские расчеты, анализировать исход боя, сопоставлять характеристики персонажей и кораблей, а также просматривать карты секторов. Хотя эта программа очень помогала новичкам, один из авторов Traveller жестко раскритиковал её и рекомендовал снять её с продажи.

В этом же году к команде присоединился Билл Пейли, который работал в издательстве Judges Guild по выпуску дополнений к ролевым играм, в числе которых была Traveller. В 1980 году это издательство временно расформировалось, и часть сотрудников основало Group One, а другая стала фрилансерами. Билл стал автором «Приключения о короле Ричарде».

В августе 1981 года FASA стало публиковаться в журнале High Passage, который должен был закрыться после первого выпуска. Уильям Кейт начал оформлять материал, а Джордан и Росс занимались версткой и редактированием.

Чтобы не погрязнуть в одной только Traveller, FASA стало расширять поле деятельности. Команда выпустила второе издательство книги The Book of Mars: A Combat System, которая являлась как справочником правил, описаний, характеристик для разных видов оружия, так и полноценной ролевой игрой.

В 1981 году вышел роман Noble House от автора Джеймса Клавелла. В Китае главный герой, предприниматель, пытается спасти от краха компанию «Струан». Он заручается поддержкой у американского миллионера. Параллельно этому китайские коммунисты, тайваньские националисты и советские шпионы незаконно соперничают за влияние в Гонконге, в то время как британское правительство пытается предотвратить их действия.

FASA решило использовать эту новеллу для игры James Clavell's Noble House, где игроки должны соперничать с крупными корпорациями в 1960 году. Игроки могут манипулировать фондовым рынком, банками и многими другими сферами, а проигрывает тот, кто потеряет все свои акции. В качестве отдельной игры по роману Тай-Пан 1966 года была выпущена James Clavell's Tai-Pan. Она похожа на Noble House, но события перенесены в 1830 год. Tai-Pan как раз и переводится, как высший класс или китайский предприниматель,

Следующий1982 год получился не менее удачным. По Traveller были опубликованы справочник Consumer Guide, новая история «Спасение на Галатее» и два продолжения о «Небесных Рейдерах». Переиздали первый том и выпустили второй по Adventure Class Ships. Составили новые схемы кораблей под названием Merchant Class Ships и Aslan Mercenary Ships.

После пятого выпуска FASA поссорилось с High Passage Group. Партнёрство было прекращено, и первым было запрещено публиковать в этом журнале какие-либо материалы. Но FASA особо не растерялось и стало выпускать собственный журнал Far Traveller, который тоже содержал дополнения по настольной игре Traveller.

Снова появились и новые настольные игры. В спортивной Grav-Ball: The Game of the Sporting Event of the Future. два игрока должны управлять командами по 6 человек. Главная цель — это забить первым 9 мячей. Игра продавалась за 15$, и многие её критиковали за малые возможности при такой стоимости.

Интересный факт в том, что в 1997 году игра с таким же названием появится в 25-ом выпуске комикса Star Wars: X-Wing Rogue Squadron. В будущем Haloтоже заимствует этот вид спорта, как и разработчик Ythen Sawers. 

В 1982 году FASA выпустило ролевую игру Behind Enemy Lines, которая симулировала события Второй мировой войны после высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. В неё можно было играть за американских солдат из 82-й воздушно-десантной дивизии. Набор содержал 112 изображений солдат, гражданских, техники, таблицы и карты, а самое главное три книги:

  1.  96 страниц правил по созданию персонажей;
  2. 48 страниц возможных событий;
  3. 58 страниц из различных миссий, биографий.

Многие ошибочно считают, что это первая настольная игра про 1940-ые года. Однако в1977 году была выпущена Raid! Commando Operations, in the 20th Century было три сценария:

  • Операция «Колосс» 10 февраля 1941 года;
  • Битва на реке Литани 8 июня 1941 года;
  • Зачистка острова Ваасго 27 декабря 1942 года.

К основному набору было выпущено два дополнения. В первом British Commandos воспроизводится операция «Франктон», которая происходит в ноябре 1942 года. А во втором Guns of Navarone используются события фильма «Пушки острова Наварон».

Уильям Кейт был знаком с писателем Биллом Фосеттом, который продвигал американское издательство Mayfair Games в сферу настольных игр. Благодаря тесному сотрудничеству FASAсмогло получить лицензию на публикацию приключений для ролевой игры Chaosium's Thieves World, которая основывалась на серии романов с таким же названием. Под авторством Билла, редактора Thieves WorldРоберта Асприна и его жены Линн Эбби были проданы книги The Blue Camel, Traitor.

Дружественные отношения Джордана с Биллом поспособствовали созданию в 1983 году настольной игры Combots. Это была первая игра от FASA, где использовались мобильные роботы. Казалось, что игра слишком проста, так как на игровом поле могло быть только две фигурки, нет никаких отдельных листов характеристик. Но был нюанс. Команда решила сделать роботов с гибкой настройкой.

У модели было 12 слотов под оружие и два под колеса. Можно было устанавливать ракеты, лазеры, щупы для ближнего боя, щиты, ЭМИ и многое другое. Бой и перемещение привязаны к числу очков кубика. При получении нужного значения совершался ход. Могли возникнуть ситуации на проверку неисправности. Также при разрушении боевой части элемент нужно было вытащить из Комбота.

Продажи у игры были невпечатляющими, но в этом же году компания IPCO выпустила DOS игру Combots, где два боевых робота помещаются на арене, а побеждает тот, кто больше попадет по противнику лазером за ограниченное время. Самое главное, что игрок мог настроить команды своего робота только перед самим боем. Дальше всё происходило в автоматическом режиме.

В 1990 году от компании Avalon Hill тоже создала игру компьютерную игру Combots, но она уже представляла собой симулятор, где игрок мог использовать тонкие настройки для своего меха. Ещё одно главное отличие состоит в том, что карта состояла из гексагональных полей.

В 1983 году по книге «Сёгун» 1975 года была выпущена ролевая игра James Clavell's SHOGUN. Она отличалась от двух предшественников. Теперь игрок управляет одним из пяти регентов, чтобы захватить титул Сёгуна. Можно устанавливать дипломатические отношения или же вести подрывную деятельность. Проводить полномасштабные завоевания или нанимать ниндзя для скрытных убийств.

Джордан хотел, чтобы FASA разработало свою собственную научно-фантастическую ролевую игру. Ему удалось заполучить лицензию на разработку игр по мотивам Star Trek у Paramount Pictures. Несколько месяцев команда меняла нанятых дизайнеров, так как все старались изобразить боевую игру без какого-либо духа авантюризма.

Пятая команда дизайнеров Гай Маклимор, Грег Похлейн и Дэвид Тепул исправили ситуацию и благополучно влились в коллектив. До присоединения к FASA эта троица работала над проектами компании TSR, New Infinities. Были и личные проекты, например, Гай Маклимор работал над приключениями для настольной игры The Fantasy Trip. Иногда некоторые ошибочно считают, что Fantasimulations Associates это альтернативная расшифровка FASA, но на самом деле это псевдоним троицы дизайнеров. Гай, Грег и Дэвид стали ведущей силой по разработке Star Trek: Role Playing Game. К ним присоединились Уильям Джон Уиллер, Форест Джи Браун и Дана Кнутсон.

События игры разворачивались во вселенной до сериала Star Trek the Next Generation. Игрок мог играть человеком, андорианцем, каитианцем, эдоаном, телларитом или вулканцем. Очки действия были привязаны к характеристике ловкости персонажа. Каждый бой был чрезвычайно смертоносным —- большинство персонажей не могли пережить одного удара фазером, если он был установлен на смертельный режим.

Конечно же, были проработаны и космические корабли. Каждый член команды на мостике отвечал за свою роль. Капитан отдавал приказы, но именно другие игроки выполняли их, как могли. Например, инженер распределял мощность по системам, а уже те, кто контролировал их, управляли по мере возможности своих навыков. За один год было выпущено два издания:

  • базовое, где были правила, книга приключений, карта и 112 цветных элементов;
  • расширенное, где добавлены руководства, справочники, буклеты с картами и звездолетами, новые карты.

Вдобавок к ним за 1983 год продали 3 приключения, 5 схем кораблей и 2 справочника. По мотивам второго фильма также выпустили несколько дополнений, которые содержали новые карты, элементы и инструкции.

В старой линейке тоже пополнился список продукции. Для Thieves World вышло приключение The Spirit Stones, для Traveler— справочник Stazhlekh Report и второй выпуск Far Traveller, который стал последним, хотя был обещан третий номер. В результате этого братья Кейт стали выпускать материал для Traveller в сторонней компании Gamelords, так как FASA прекратило выпуск последующих материалов для этой вселенной. При этом издательство не стало избавляться от прав до 1988 года.

В 1984 году издательство продолжило усилено выпускать дополнения к Star Trek: Role Playing Game, которые состояли из 4-х приключений, справочника The Romulans и панели Tricorder/Starship Sensors Interactive Display. С помощью трикодера игроки могли ещё больше погрузиться в атмосферу Звездного пути. Дисплей содержал несколько ячеек, в которые можно было устанавливать ленты с изображениями. По краям располагались колесики, которые прокручивали ленты, имитируя поиск нужных данных.

Одновременно с выходом фильма «Звездный путь III: В поисках Спока» была выпущена мини игра Star Trek III: Starship Combat Game, где стало больше космических сражений, нежели приключений. Она получила три дополнения:

  • Struggle for the Throne, основанное на книгеThe Final Reflection;
  • Starship Duel I, имитирующий битвуUSS Enterprise и клингонскогоBird of Prey;
  • Starship Duel II, где можно управлять либо кораблем Федерации USS Reliant, либо клингонским L-9.

Кроме этого, выпустили переиздание правил под названием Star Trek III — Starship Combat Simulator и справочник с обновлениями Star Trek III Sourcebook Update.

Благодаря фильму The Last Starfighter FASA приобрело ещё одну космическую вселенную для адаптирования. Игроки управляли пилотами космических истребителей, которые сражались против вражеской армады. Внешний дизайн безумно походил на Battlestar Galactica: A Game of Starfighter Combat 1979 года. Да что уж там, даже число внутренних элементов совпадало с прошлой игрой. Можно было посчитать, что это обычное дополнение, а не другая франшиза. Видимо, команда посчитала, что раз есть общее слово Starfighter, то можно и не заморачиваться.

Главным отличием было то, что к ней выпустили два дополнения The Last Starfighter: Duel in Space и The Last Starfighter: Tunnel Chase, которые добавляли новые сценарии, карты и модельки. Для Thieves World тоже вышло новое приключение под названием Dark Assassin. Но все описанные выпуски 1984 года меркнут перед тем событием, которое повлияло на дальнейшее развитие компании.

Пока Bandai трудилась над продукцией по Gundam, Sunrise предоставила Takara и Nitto лицензии на производство продукции по аниме Fang of the Sun Dougram в 1981 году. Nitto в 1983 году также было разрешено выпускать модели для Crusher Joe. Параллельно у Macross в 1982 году лицензии были разделены между компаниями ARII, IMAI и Nichimo.

Американские компании Testors и Revell согласились перепродавать модели у компаний Nichimo и Doyusha. У последней в свою очередь был контракт с Takara. К 1984 году американцы поставляли комплекты Macross под названием R.O.B.O.T. и Robotech.

Takara связалась с компанией Twentieth Century Imports (TCI), которая сосредоточилась на импорте и перепродаже японских комплектов моделей. Ей было поручено распространить настольную игру Dougram: Battle of Stanrey 1984 года, созданную по мотивам аниме Fang of the Sun – Dougram. Игрок должен управлять группой повстанцев, которая пытается противостоять Земной Империи. В качестве главного оружия использовались модельки мехов из металла.

А от компании Hobby Japan TCI получила разрешение на продажу в Америке настольной игры SF3.D 1984 года, где описывалась Четвертая мировая война с использованием роботов. Фигурок не было, а все изображения были нанесены на бумагу.

Стоит заметить, что TCI работала с издательством FASA по распространению игры COMBOTS. Она представила эти игры в городе Анахайм на выставке, связанной с хобби. Именно сюда Джордан и Росс прибыли для рекламы Behind Enemy Lines и Star Trek: Role Playing Game. Гуляя по выставке, Джордан заметил странные модели роботов, стоящих на двух ногах.

Вейсман и Бэбкок обсудили с представителями TCI возможность создания настольной игры с использованием наборов моделей в качестве основы. FASA считало, что получило от TCI лицензии на использование нескольких дизайнов из произведений Macross, Dougram и Crusher Joe.

С этого дня FASA приступило к разработке вымышленной вселенной для игры Battledroids. Вейсман хотел перенести исторический конфликт, но с применением уникальных технологий. Как он говорил в одном из интервью, Римская империя была представлена в качестве фракции Звездная Лига. В свою очередь она состояла из шести великих государств (домов):

  • Дом Дэвион;
  • Дом Марика;
  • Дом Ляо;
  • Дом Штайнер;
  • Дом Курита;
  • Дома Камеронов. 

Культурные, политические и социальные устои значительно различаются между мирами, но феодализм широко распространен, многие государства управляются наследственными лордами и другой знатью, ниже которой находятся многочисленные социальные классы. События разворачивались в 31 веке на территории галактики Внутренняя сфера. Дома погрязли в гражданской войне, а на их территорию стали вторгаться воинственные кланы. На поле боя применялись особые роботоподобные механизмы, которые обладали огромной боевой мощью.

В августе 1984 года FASA создало несколько копий Battledroids и продало их некоторым дистрибьюторам. К сентябрю 1984 года FASA решило продолжить полномасштабное производство игры Battledroids и разместило у TCI большой заказ на комплекты японских моделей. 

FASA переупаковало несколько наборов моделей Dougram, Crusher Joe и Macross, но в отличие от Testors и Revell (которые также переупаковывали модели Dougram производства Takara для «Robotech») ни FASA, ни TCI не ссылались на оригинальные японские источники.

В конце ноября 1984 года прибыли комплекты моделей, которые были помещены в коробки с игрой Battledroids. После этого FASA начало продавать игру Battledroids во всевозможных магазинах. Тогда ещё в издательстве никто не знал, какие в скором времени начнутся проблемы с лицензиями.


Лучшие комментарии

Интересный материал. Узнается стиль иллюстраций, который будет перенесен в вселенную Battletech,
Понятно и известно, что Бэттлтех (вселенная) основан на нескольких японских аниме.
Проблемы с лицензией постоянно, всегда преследовали эту вселенную, быть может, поэтому она и не стала такой популярной.
Жду продолжения.
Спасибо! Да, в то время команда решила сыграть на мимолетном продвижении. А когда проблемы начались, стали продумывать оригинальные дизайны, но уже отпечаток остался.
Читай также