В 1999 году братья (а ныне сёстры) Вачовски смогли потрясти мир выходом своего самого сильного на данный момент фильма — «Матрица». Грамотный синтез философских учений, киберпанка и гонконгских боевиков стал свежим глотком воздуха в уже загибающимся от переписанных под кальку сюжетов второсортных боевиков того времени, и также совершил большой прорыв в качестве спецэффектов и монтажа.
Со временем мир «Матрицы» обзавёлся собственной медиа-франшизой. По началу это были скромные публикации комиксов и небольших новелл на официальном сайте whatisthematrix.com (более не работает),там же можно было найти небольшие флеш-игры и также разрешалось побаловаться с вводом различных кодировок, которые показывали моменты из фильма, моменты со съёмок и премьерных показов.
Вскоре вселенная «Матрицы» стала стремительно расширяться не только благодаря выходу сиквелов, но также и благодаря выходу антологии «Аниматрица», продолжению публикаций новых комиксов и конечно же разработкой компьютерных игр. Да, в то время было модно делать игры по фильмам, но зачастую они получались на выходе довольно низкого качества. И даже несмотря на любовь Вачовски к компьютерным играм, первым комом для них обернулась Enter the Matrix от разработчиков Shiny Entertainment. Однако спустя время вышла более менее сносная Path of Neo, где видна явная работа над ошибками. Но сегодня мы поговорим о крайней на данный момент игре во вселенной Матрицы.
Прошу любить и жаловать — The Matrix Online.
После выхода фильма «Матрица: Революция» интерес к франшизе начал постепенно угасать, и тогда игровое подразделение Warner Interactive Entertainment с поддержки братьев Вачовски даёт заказ на разработку двух новых игр в сеттинге. Одна из них — Path of Neo, а вторая — The Matrix Online. Первой было суждено стать аркадой, где игроку предстоит пройтись вдоль сюжета кинотрилогии в роли Нео. Второй же была уготована участь MMORPG, которые в то время были очень популярны среди геймеров, обладающими Dial-Up модемами. Разработка новой MMO была возложена на плечи молодой и очень перспективной студии Monolith Productions.
У Monolith на тот момент уже имелся готовый движок Lithtech Jupiter, который неоднократно продемонстрировал себя в таких играх как No One Lives Forever 2 и Medal of Honor: Pacific Assault, и на подходе был также Jupiter EX, на котором разработчики в дальнейшем выпустили свой флагман — F.E.A.R.
Однако возможностей для создания MMO-игр и их стабильного функционирования у Lithtech Jupiter не было, посему было принято решение создать из отдельных наработок от Jupiter EX новый игровой движок Lithtech Discovery. Возможности движка позволяли поддерживать отображение динамических теней, обработку водной поверхности шейдерами и активное использование возможностей системы частиц.
Размышляя над основным сценарием игры, Вачовски обратились к своему бывшему коллеге, сценаристу и комиксисту Полу Чадвику. В ходе обсуждений было решено, что The Matrix Online станет каноничным продолжением кинотрилогии, позволяя при этом взаимодействовать с игроками и вместе с ними выстраивать новую историю вселенной. Главным разработчиком был назначен Ричард Кэрролл, композитором выступил Нэйтан Григг.
Во время разработки Кэрролл во многом опирался на опыт Blizzard с её World of Warcraft и на игры под издательством Sony Online Entertainment. Была создана следующая система классов: Программист, Хакер и Оперативник — этакое соответствие магу, крафтеру и воину. Программист создаёт программу-аватар, которая дерется за него. Хакеры ломают код Матрицы, чтобы усилить/вылечить соратников или наносить урон на расстоянии. Оперативник сражается непосредственно с врагами и имеет три подкласса: Боец (предпочтение рукопашному бою), Солдат (предпочтение огнестрельному оружию), Шпион (предпочтение ближнему бою, скрытности и атаке метательными ножами). На максимальном 72 уровне доступен 21 подкласс. Сама боевая система была поделена на дальний и ближний бой. В первом случае подразумевается использование огнестрельного и метательного оружия, а во втором — ближний бой с элементами слоу-мо.
Внутри самой игры существовало три основных фракции:
- Зион — последний город людей на разрушенной Земле, спрятанный глубоко под землёй. Оттуда освобождённые люди делают вылазки в пределы передач Матрицы для поиска и спасения потенциальных «отказчиков»;
- 01 — город-государство разумных машин, держащих под своим контролем Матрицу и её целостность, хранители покоя к ней подключённых;
- Меровингиане — отступники из числа людей и программ, зачастую изгои, нашедшие защиту под покровительством Меровингена.
В ходе основного сюжета были добавлены две подфракции:
- E Pluribus Neo — сторонники Кида, одного из героев сиквелов. Они стремятся к полному освобождению людей от цепей Матрицы. Поделена на либеральное (мирное сосуществование человека и Матрицы) и радикальное (уничтожение Матрицы и противников этой идеи) течения;
- Сайферисты — сторонники возррений Сайфера, одного из героев первого фильма. Поддерживают диктат машин и выступают за обратное подключение к Матрице.
Закрытый бета-тест игры начался в июне 2004 года для предзаказвших игру, и уже 22 марта 2005 года игра вышла в релиз на территории США, а в Европе — 15 апреля того же года. На момент выхода существовало десять серверов. Ценник у игры был приличный, всего 60 долларов плюс месяц бесплатной игры. И буквально с самого же выхода игры в свет разработчики и издатель столкнулись с большой проблемой — средний онлайн составил около пяти тысяч игроков в первый месяц после выхода игры. Большинство серверов или пустовало или обладало крайне малым количеством подключённых игроков. Рентабельность самой игры постепенно стала сходить на нет, требовались срочные меры по предотвращению надвигающегося краха, но Monolith перевела почти весь свой штат сотрудников на полировку готовящейся к выходу в этом же году F.E.A.R. под издательством уже Sierra Entertainment.
«Раз уж разработчики решили встать в позу, тогда мы будем искать других разработчиков» — подумали в Warner Interactive и направили свои предложения таким видным издателям на европейском и американском рынках онлайн-игр как Ubisoft и Sega. Ubisoft сразу же отказались, ссылаясь на довольно низкие сборы последнего фильма франшизы в американском прокате. К тому же Ubisoft на тот момент решила по максимуму снять с себя нагрузку касаемо поддержки онлайн-игр и сервисов, да и рынок MMORPG уже тогда был перенасыщен различными поделками. А вот в Sega предложение приняли, после чего в августе 2005 года движок и все компоненты игры перешли Sony Online Entertainment.
Ребята из SOE тут же навели порядок с серверами: теперь из начальных десяти осталось лишь три сервера:
- Syntax — неофициальный RP-сервер (в него вошли сервера Linenoice, Proxy и Output);
- Recursion — официальный PvE-сервер (в него вошли сервера Method, Regression и Iterator);
- Vector — официальный PvP-сервер (в него вошли сервера Enumerator, Heuristic и Input).
Что ж, теперь можно поговорить и про сюжет. Здесь он подаётся как в виде сюжетных квестов за одну из фракций, так и в виде синематиков.
Игра начинается спустя некоторое время после заключения перемирия между Зионом и 01. Несмотря на это, многие осовбождённые не могут до конца смириться с тем, что Матрица продолжает существовать. В то время, пока машины продолжают следить за покоем и порядком в Матрице, люди начинают втайне строить второй Зион, но уже на поверхности планеты, тем самым нарушая перемирие. Морфеус, ранее ведомый целью уничтожения Матрицы и освобождения людей, теперь пытается найти способ вернуть останки Нео и производит ряд террактов внутри Матрицы.
Морфеуса настигает программа-убийца, подливая масло в едва угасший огонь вражды между людьми и машинами. Ниобе проводит расследование и узнаёт, что убийца является самостоятельным порождением Матрицы, созданным не по воле Архитектора или Оракула, и является скоплением мух, олицетворяющих связь разрушенных кодировок Матрицы.
После ликвидации киллера, Ниобе вместе с командой своего соратника Анома узнает о существовании программ-отступников, которые не подчиняются ни Главному Компьютеру, ни Меровингену. Они хотят выбраться в реальный мир посредством «вселения» в группу отключённых Охотников, предлагая свою помощь в постройке и обороне второго Зиона, а также указывают на кейс с «чит-кодами», которые даруют своим владельцам невероятные способности.
После получения кейса с кодами, Аном убивает Ниобе и присваивает кейс себе. Со своей командой он устраивает хаос в Матрице, учиняя беспорядки и жестокие расправы над «подключёнными» и «отказчиками», мня себя новыми богами. Новое поколение Агентов выслеживает Анома с соратниками и уничтожает нарушителей.
Тем временем внутри Матрицы формируются альянсы сайферитов и сторонников Кида. Машины узнают о создании второго Зиона и направляют свои войска на его уничтожение, аннулируя условия перемирия: машины возвращаются к цикличной модели обновления Матрицы и объявляют «отказчиков» опасными для системы элементами; люди вновь уходят под землю.
После разрушения второго Зиона внутри Матрицы образовался программный конфликт, который высвобождает двух Первосозданных, которые своими действиями приносят дисбаланс в уравнение Матрицы. За всех этим делом пристально наблюдает Архитектор, который чувствует влияние тех изменений в системе, что привнесла Оракул вместе с Нео. Внутри самой Матрицы стали появляться люди, способные непреднамеренно искажать и разрушать элементы симуляции.
Вскоре в Матрице объявляется Призрак — бывший соратник Ниобе, который теперь ищет людей, искажающих Матрицу. Во время одной из системных ошибок, вызванной «одарённой» девушкой, Призрак попадает за пределы симуляции, где видит образы Нео и Тринити, ведущих некий диалог...
Игра просуществовала четыре года, и за эти четыре года интерес к Матрице у многих окончательно пропал. Сама игра по сути своей превратилась в один из первых сервисов, где всё вертелось уже не столько вокруг сюжета, возможности отыгрыша и классных боёвок, сколько вокруг косметической мишуры в виде новых скинов для персонажа или аксессуары в виде питомцев. Вы только представьте: Питомцы. В Матрице...
В конечном счёте уже к началу 2009 года средний онлайн игры составлял не более ста игроков в день, и 1 августа в 00:00 SOE закрыли сервера игры, вернув движок Lithtech Discovery своим владельцам.
В качестве финального «эвента» разработчики планировали некий глобальный апокалипсис, но из-за системных ошибок он не состоялся. Игрокам подняли силу и уровень до максимальных показателей. Так на PvP-сервере любой игрок убивался с одного удара.
На данный момент существует играбельный эмулятор одного из серверов игры, однако его возможности существенно урезаны. Есть возможность создания игрового персонажа (его уровень автоматически достигнет максимальных показателей) и управления им, а также в сборке присутствуют синематики, которые помогут интересующимся людям проникнуться сюжетом. Минусом эмулятора является отсутствие сюжетных и побочных заданий, ограниченная карта игрового мира, а также невозможность взаимодействия с большинством NPC. Причиной тому стало то, что движок Lithtech Discovery не имел коммерческого распространения среди других студий, и потому вся структура игры остаётся в руках Monolith.
К сожалению, The Matrix Online стала последним долгоживущим на тот момент проектом из всей франшизы. Фильмы до сих пор пересматриваются, но из-за оптимизации в работе онлайн-ресурсов и даже халатности со стороны Warner Bros мир потерял чуть ли не две трети того, на чём держалась сама франшиза. Конечно, есть группы энтузиастов, которые ищут и собирают по крупицам комиксы, новеллы, стараются хоть как- то сохранить лор и эстетику вселенной, но сейчас нас ожидает премьера нового фильма из «матричной» франшизы. Так что, будем посмотреть.
Лучшие комментарии