7 апреля 2020 7.04.20 3 3830

Война на столе — краткая история варгеймов

+2

Начало истории военных настольных игр принято возводить к таким древнейшим представителям жанра как чатуранга — прародитель шахмат, и ряду похожих настольных игр, в основе игровой механики которых лежит стратегия и расчет, однако несмотря на определенную схожесть прародителем классического варгейма стала Кригшпиль (нем. Kriegsspiel).
Придуманная прусским бароном фон Рейсвицом еще 1811 году, эта игра быстро завоевала сердца двух принцев Фридриха и Вильгельма, которые после партии в Кригшпиль, рекомендовали фон Рейсвица и его игру кайзеру Фридриху III.

Первоначально Кригшпиль проводился на макете местности устраиваемом в простом ящике с песком, однако для демонстрации игры кайзеру, фон Рейсвиц, изготовил комод с раскладной столешницей, на которой выкладывался рельеф местности, и фишки изображавшие войска, еще в набор включал: линейки для измерения расстояний, специальные ящики изображавшие “туман войны”, и первую редакцию правил, носившую название “Инструкция по представлению тактических маневров в виде военной игры”.

Постепенно Кригшпиль начал завоевывать популярность у различных монарших и высокопоставленных особ, например известно что великий князь Николай Павлович, будущий правитель России Николай I, то-же увлекался этой игрой.

Тем временем Кригшпиль развивался, новая редакция правил, написанная уже сыном фон Рейсвица, офицером артиллерии, завоевала популярность среди офицеров берлинского гарнизона, а принц Вильгельм, ярый поклонник этой игры, поспешил посодействовать молодому офицеру в деле популяризации этой игры во всей прусской армии. Таким образом в 1824 году, произведя ошеломительный фурор на показательной игре в генеральном штабе, Кригшпиль открыл историю варгеймов.

Классический Кригшпиль игрался на топографических картах реальной местности, двумя командами до десяти человек в каждой. Участники команд находились в разных комнатах и не видели движения “войск” как оппонента так и союзников, получая сведения через посыльных, фишки войск, союзных или противника, выставлялись на карту только в момент соприкосновения друг с другом. Таким образом симулировался “туман войны”, чтобы усилить “эффект погружения”, арбитр, назначавшийся из наиболее опытных офицеров, мог задерживать посыльных или вовсе изъять сообщение, поэтому игрок не мог быть уверен в том, что его депеша доставлена во время.
Все спорные моменты, а так же итог столкновения войск на карте решался арбитром на основе его личного военного опыта.

Вскоре Кригшпиль стал одной из учебных дисциплин в Прусской армии, что позволило быстро и без лишних затрат готовить офицеров к ведению боя. Во время Франко-Прусской войны, многие офицеры отметят что именно благодаря игре, они развили в себе способности быстрой оценки тактической ситуации и мгновенному принятию решений, в какой то степени именно Кригшпиль стал залогом победы немцев в этой войне.
Еще в 1858 году, Мольтке, одни из величайших стратегов германии положительно высказался об этой игре, и сам применял ее для решения различных тактических задач.

Однако, сам по себе Кригшпиль, был очень сложной игрой, требующей глубоких знаний таких дисциплин как стратегия, тактика, логистика и многих других, да еще для полноценной игры требовался арбитр, человек наделенный большим военным опытом, поэтому “на гражданке” Кригшпиль в чистом виде не прижился.

Наследие Кригшпиля в армии живо и по сей день, во всех армиях мира проводятся Командно Штабные Учения где различные сценарии “разыгрываются” на штабных картах, в армии США уже почти полвека существуют специальные отделы создающие варгеймы, например в 2019 году был разработан концепт полноценного варгейма для подготовки офицеров к ведению противопартизанской войны — Insurgent Uprising.

Если фон Рейсвица можно назвать “дедушкой варгейма”, то право носить почетный титул “отца варгейма” удостоился британский фантаст Герберт Уэллс, который в 1913 году издал сборник правил под названием “Маленькие войны” (Little Wars). Эти правила впервые описали такие вещи как очередность ходов, фазы боя, броски кубика для определения результата, и многое другое, что сегодня считается само собой разумеющимся. Правила выдержали ряд переизданий, например последний раз правила переиздавались в 2004 году.

Именно эти правила лежат в основе многих популярных варгеймов современности, например Game Workshop на их основе создала вселенную Warhammer.
По мимо простых правил, в отличе от правил Кригшпиля, и их небольшой объем, книга правил “Маленьких войн” была написана прекрасным языком, все это упрощало понимание игры и снизило порог вхождения до такого уровня о котором Уэллс писал: “для мальчиков от шести до девяноста, умных и энергичных девочек и даже – хотя это, конечно, исключение – некоторых женщин”.

Идея создать свою военную игру к Уэллсу пришла во время встречи со своим другом Джеромом К. Джеромом, тем самым, который написал “Трое в лодке не считая собаки”, после совместного обеда, Джером начал развлекаться стреляя в игрушечных солдатиков из миниатюрной пушки, Уэллс поддержал товарища, и спустя некоторое время решил что для полноценной игры необходимо создать правила.

В первой редакции правил исход рукопашной схватки определялся броском монеты, время на ход ограничивалось четырьмя минутами, а перед игрой, во время фазы расстановки фигур, поле боя разделялось ширмой. За соблюдением правил следил судья.

Постепенно правила усложнялись, например появилась возможность захватывать вражескую артиллерию, а сама игра переместилась из помещений на открытый воздух, где выстраивались макеты местности где дома склеены из обоев, деревья — воткнутые в землю ветки, а то и просто из подручного материала.

Уэллс с самого начала указывал в правилах то, что подобная игра может быть очень демократична, и в ход может пойти что угодно, например вместо полноценных фигурок солдат можно использовать пробки.
Впрочем тема развития “Маленьких войн” весьма обширна, и разбор ее тонкостей и правил займет отдельную большую статью.

В 1940 году, на этот раз американский писатель и военный аналитик Флетчер Прэтт издает свои правила для морского варгейма “Морские военные игры” (Naval War Game), кроме того что командовать игрокам доверили флотом, а не сухопутными войсками, Прэтт разработал математические таблицы для вычисления урона, варгейм Уэллса же предлагал стрелять из миниатюрной пушки по фигуркам противника, что отрицательно сказывалось на балансе.

Игра Прэтта включала в себя набор миниатюр кораблей изготовленных в размере один дюйм к пятидесяти футам, которые расставлялись игроками по игровому полю, чаще всего таким полем становился пол дома, который масштабировался как один дюйм к ста ярдам.

В игру автор постарался включить все аспекты, современной ему, войны на море. Например выстрелы торпед эсминца отмечались меловыми линиями на полу, которые перемещались арбитром на три фута в течении трех ходов. Была и морская авиация, действие которой ограничивалось тремя игровыми часами, после чего считалось что самолет исчерпал горючее и должен был либо вернуться на авианосец или рухнуть в воду, однако в результате эта механика оказалась слишком сложной и от нее было решено отказаться. Были и морские мины, учитывались скорости судов и множество других факторов, все корабли представленные в игре имели реальные прототипы в действующем флоте характеристики которых достоверно перенесены в игру.

По этим правилам до сих пор устраивают игры в которых участвуют, в основном старшее поколение американцев.

Это позволило варгреймам завоевать широкую популярность среди многих людей как в Британии так и во всем мире.
Однако грянувшие, отнюдь не на столе, одна за другой Мировые Войны надолго прервали развитие этих настольных игр.

После войны, угасший было интерес с варгеймом удалось разжечь таким людям как Джек Скруби и Дональд Фезерстоун.

Американец Джек Скруби, который сам в 50-х годах увлекался настольными играми, в 1955 году начинает выпускать миниатюры, изготовленные из более дешевого материала, отливая их по готовым формам, это позволило многократно удешевить конечный продукт сделав игру доступной для более широкого круга.

Но популярность миниатюр Скруби объяснялась не только их дешевизной, 1962 году цена на миниатюры Скруби была всего пятнадцать центов, но и качеством проработки деталей, их исторической точностью, приемлемым размером, а еще широким спектром исторических эпох, в которые входили практически все периоды развития человечества.

Благодаря широкому ассортименту, качеству и доступности, Скурби обеспечил себе широкую аудиторию сначала распространяя миниатюры, правила игр и другие материалы по почте, а в 1973 открыл собственный магазин “The Soldier Factory” в Калифорнии.
Впрочем до того как открыть магазин, Скурби не занимался только тем что рассылал по почте свои игры, в 1956 году он организовал первый конвент настольщиков, в с 1957 года начинает издавать журнал “War Game Digest”, первый журнал полноценно посвященный варгеймам и примерно в этоже время он основал клуб “San Joaquin Valley War Gaming Association” (SJVWGA), который на данный момент считается старейшим варгейм клубом в США.

Тем временем за океаном, в Британии, Дональд Фезерстоун активно развивает дело начатое Уэллсом. Он написал множество книг и статей по варгеймам, выступал на ВВС где рассказывал об этом хобби, в 1966 году организовал первый в Британии конвент и создал журнал “Wargamers’ Newsletter”.

Фезерстоун написал множество книг правил, книг с бэком, и различных статей с типологизацией варгеймов, например он разбил все варгеймы на следующие категории: варгеймы, продвинутые варгеймы, соло-варгеймы, военные кампании, сражения с моделями танков, схватки.

Первая книга с правилами Фезерстоуна — “War Games” вышла в 1962 году, и издавалась широким тиражом через книжное издательство, а не была выпущена игроками для игроков. Это позволило получить ей широкое распространение и в скором времени у Фезерстоуна начинаую печататься други авторы. Всего Дональд Фезерстоун выпустил более пятидесяти книг по варгеймам, и привлек большую аудиторию к этому хобби.

В 1952 году Чарльз Робертс, разрабатывает и издает первый, современный варгейм использующий картонный фишки — “Tactics”, и если варгеймы Скурби и Фезерстоуна стали предчетчей RPG и настолок вроде Warhammer, то “Tactics” и появившаяся в 1958 году “Tactics II” заложили основы для таких игр как “Panzer General”.

Робертс создал первую доску для своего варгейма в квартире в Мэрилэнде, а спустя два года, в 1954, начинает продавать игру через почту. “Tactics” оказывается коммерчески успешным проектом и в 1958 году Робертс организовывает “Avalon Hill Game Company” — первое полноценное издательство интеллектуальных игр. В том же году появляется “Tactics II” — от своей предшественницы она отличалась усовершенствованными игровыми механиками.

В 1964 Avalon Hill начинает издавать собственный журнал “The General Magazine”, а за три года до этого выпускает первый варгейм основанный на историческом событии “Геттисберг”, первые гексагональные поля так же появились благодаря Робертсу в таких играх как D-Day и Chancellorsville.

Об играх компании Avalon Hill были высокого мнения даже такие люди как президент США Джон Ф. Кеннеди и советник президента Генри Киссинджер, которые любили по играть в “Дипломатию”, настолку созданную Алланом Б. Кальхамером, главной идеей который был не прямой конфликт, а заключение союзов и интриги.

В 1974 года учреждена ежегодная премия для варгеймов, названная в честь Чарльза Робертса — The Charles S. Roberts Awards, а в 1999 году журнал “Pyramid” назвал Чарльза Робертса одним из влиятельных людей тысячелетия, по крайней мере в индустрии игр.

70-е годы вообще стали расцветом для варгеймов, как грибы после дождя начали появляться различные компании, новые правила игр и новые форматы.
Варгеймы стали разделяться на различные жанры, появляются первые игры в жанре научная фантастика такие как Galactic Warfare и Star Fleet Battles, игры начинают разделяться по размеру начиная от микро игр, которые позволяют быстро раскинуть партию, до огромных, включающих в себя десяток различных карт и длящихся по несколько суток.

Однако подъем продлился не долго, с развитием видеоигровой индустрии интерес к настольным играм начинает спадать, варгеймы постепенно начинают перемещаться в цифровое пространство что лишает необходимости приобретать книги правил и игровые поля что отрицательно сказывается на объемах продаж настольных игр.

Однако это не мешает 1983 году компании Game Workshop выпустить успешную Warhammer Fantasy Battle сначала в виде Mass-combat Role Playing Game, которая быстро завоевала популярность, и остается самым узнаваемым брендом и по сей день.

Можно еще много чего рассказать о развитии этого жанра, например о появлении различных редакций правил которые стали основоположниками целых жанров но это вряд ли станет действительно интересно, можно было рассказать о развитии варгейма в видеоигровой индустрии, но это уже тема для отдельного рассказа.


Лучшие комментарии

Не очень понятно, зачем тут обложка от Warhammer Fantasy Role Play. Она не имеет ничего общего с варгеймами.
Статейка правда неплохая.
Пунктуация и оформление моментами страдает =\
да, вы правы, и если оформление я могу сделать лучше, то вот с остальным все печально.
цитируя великого поэта-война
"… читстописание у меня хромает. оно хорошее, но почему то хромает
Читай также