«Фрау Энгель, ищешь меня? Наоборот, дамочка. Это я тебя ищу», — заявляет американский калека в инвалидном кресле на переполненной фашистами подводной лодке. Его тело покрыто ссадинами, из одежды на нём — трусы и халат.
Через десять минут почти все фашисты будут мертвы. «Я обуза», — без капли юмора в голосе говорит агент Уильям Бласковиц.
За выполнение определённых действий Бласковиц «прокачивает» какие-то навыки. Эту «фичу» можно даже не заметить.
Колосс шутерного жанра
Вообще, обзор Wolfenstein II: The New Colossus можно было бы сделать из цитат персонажей и описания контекста их произнесения — тут события говорят сами за себя. Вот, например, ещё случай из первой миссии.
«Ты позоришь нашу расу!» — говорит Фрау Энгель помощнице-толстушке, съевшей недавно пирожок. Эта отъявленная садистка ещё много чего успеет выдать: и спродюсировать шоу «Казнь террориста», и сеанс орального фетишизма устроить, и дать самое памятное в американском мире интервью. Но пока она просто отрубает двум людям части тела. Мужику — руку, девушке — голову. Без цензуры.
Ужас, драма, боевик, комедия?
Уже в самом начале The New Colossus обнаруживает все те черты, которые отличают серию от заурядных шутеров. Мы понимаем, что впереди нас ожидает десяток часов зубодробительного антинацистского экшна, приправленного доведённым до абсурда героизмом главного героя, необычными геймплейными подходами и очень серьёзной драмой, вписанной в контекст постмодернистской самоиронии.
Последнее — это когда события в произведении их участниками переживаются вполне серьёзно, но по некоторым формальным признакам, доступ к которым имеет только зритель, а не персонаж, всё разворачивающееся на экране превращается в фарс.
В этом юморе лежит вся концепция Wolfenstein со времён The New Order. В The New Colossus у авторов совсем тормоза отказали, и они решились соединить несоединимое: установить фашистский режим на территории США. Нечто идейно схожее мы видели в Homefront: The Revolution. Но творцы из MachineGames мыслят куда более концептуально, нежели коллеги из Deep Silver: The New Colossus — это творение авторское, несмотря на всю его массовость.
Вы догадываетесь, что светит парню, да?
Сюжет сиквела строится вокруг деятельности подпольной организации, противостоящей режиму. Бласковиц постепенно обзаводится группой сочувствующих — толстушкой-перебежчицей, негритянкой в роли офис-менеджера, парнем с протезированной рукой… Впрочем, последний товарищ опционален: в самом начале нас заставят сделать выбор, который скажется не некоторых сюжетных сценах и геймплейных возможностях.
Персонажи последовательно ведут свою освободительную деятельность и борются за правое дело. Но MachineGames демонстрирует патологичность веры в существование этого «правого дела» — революционеры американским обществом единодушно признаются террористами, они взрывают ядерные бомбы и убивают миллионы невинных жителей, хотя игрок смотрит на всё с одной позиции. С той, с которой Бласковиц и компания — безальтернативные герои.
Такая концептуальная игра повсюду — в персонажах, диалогах, музыке, дизайне локаций. Она создаёт сильнейшую эмоциональную полифонию. Мы проникаемся происходящим, становимся участниками событий — ненавидящими фашизм революционерами. Но в то же время мы — зрители, смеющиеся надо всем этим.
Удовольствие — это топор. И фашист рядом
Как постмодернистская история новая Wolfenstein гениальна. Как шутер она великолепна. Как стелс — чуть послабее. Но кому какое дело, ведь вопрос совсем в другом! Какие протезы получит Бласковиц вместо коляски — вот единственное, что заботит игрока после первой миссии.
Можно было бы просто позволить герою ползать — он бы справился. Но это скучно. Агент обзаводится энергобронёй — чешуёй, напоминающей одёжку Железного человека или героя Dead Space. Последняя дарует невероятные навыки: теперь Бласковиц может ходить и разбивать некоторые участки пола под собой. То есть главный герой стал наполовину роботом. Что ж, в завоёванной немцами США с садистской женщиной во главе спасителем человечества становится киборг, обременённый экзистенциальными проблемами.
Местный BFG.
Шутерная механика — старые песни о главном. Основа — классические FPS времён прошлого века, в которых нужно бегать по уровню, уничтожая орды врагов, собирая аптечки и патроны. Подобный «олдскул» дополнен оригинальными механиками The New Order. По умолчанию Бласковиц незаметен и может передвигаться в стелс-режиме — тихонько подкрадываясь к врагам со спины и разрубая их на куски топором, можно значительно упростить жизнь и себе, и фрицам. Кстати, идеальное оружие выбрано для незаметных казней, не находите?
А если всё же руки чешутся, то постарайтесь не убить в первую очередь офицера, заведующего отрядом фашистов на местности. Тогда он успеет вызвать тревогу — экшна будет в несколько раз больше.
Эти общие механики унаследовала и The New Colossus. Но важен контекст, который делает шутер ещё бодрее и зрелищнее. Например, пушка «Лазергевер» — эдакая лазерная указка, которой мы в детстве баловались, только тяжелее. И когда под её лучом тают противники и стены, на душе становится так приятно… Вообще, тяжёлое вооружение, которое можно позаимствовать у поверженных соперников, самое весёлое.
Враги, кстати, на поле боя ведут себя достойно — постоянно умудряются обойти нас из-за спины, тонкотелые фрицы прячутся за укрытиями, те, что потолще, идут на героя в лоб. Их комбинация, особенно в большом количестве, нередко создаёт сложности. Отстреливать гадов — одно удовольствие, тушки эффектно реагируют на каждое попадание. Визуально всё выглядит сочно и ярко: графика в The New Colossus на высоте.
Вот такой традиционный экшн, в 2017-м году не стесняющийся разбросанных повсюду аптечек и фрицевских касок, символизирующих десять очков брони, по красочности и динамичности ничуть не уступает последней Doom. Но в отличие от неё The New Colossus постоянно вставляет в процесс свои пять копеек нарратива. Того самого, который заставляет одновременно смеяться и плакать.
Каждый раз, когда в вашей жизни разговор будет заходить о политике, вспоминайте эту сцену.
Голова профессора Доуэля
И каждый раз эти пять копеек — на вес золота, ибо почти все диалоги, все ролики выполнены стилистически безупречно. Буквально в любой сцене можно разглядеть какое-нибудь сумасбродство. Каждый персонаж великолепен в своём самоотрицании — они все и герои-революционеры, и пародии на самих себя.
Это стиль какой-нибудь Saints Row. Но мастерство MachineGames отличает то, что она преподносят треш с серьёзной миной. Всё настолько элегантно и тонко, что веришь и сопереживаешь каждой истории, каждому диалогу и персонажу — и в первую очередь трагедии Бласковица.
Ему остаётся жить около двух недель — такова цена ношения суперкостюма. Преисполненные экзистенциальной пустоты монологи героя, биографические эпизоды возвращения домой и воспоминания о тяжёлом детстве маленького Билли вперемежку с кадрами растроганного, но сурового лица со шрамом и альфа-самцовой челюстью легко выжмут слезу.
И в эти минуты образ Бласковица кажется самым прямолинейным и прозрачным, а его история — такой естественной и понятной. В нём нет чудачеств других персонажей — только мужество, желание бороться за свободу и простые, искренние, человеческие чувства.
Хвалебные оды драматизму творений MachineGames улавливают лишь одну сторону интеллектуального труда разработчиков. В Wolfenstein какой-либо моральный или эмоциональный посыл не есть самоцель. Любая идея здесь существует только для того, чтобы быть разрушенной. Какой-нибудь маленькой деталью, движением в кадре. The New Colossus размышляет и иронизирует над всем: наш агент не заклятый враг фашизма, а его главный шоумен; драматический конец героя был неизбежен, но вот в один момент всё меняется. Бласковиц — это Дэдпул, но, как истинный шпион, скрывает это.
Вот так с этой нацистской нечистью надо…
Господин Гитлер
Здесь ты подкрадываешься к противникам не только ради того, чтобы остаться незамеченным, а чтобы услышать диалоги между ними. Два фрица уж точно не будут обсуждать реальные проблемы, а если и будут, то за ними наверняка спрятан какой-то перл. Например, фашисты, неделями прячущиеся в «теневой» части подлодки от нас, террористов, мечтают о стейке и заявляют: «Мы подводники. Нас не сломать». То же касается и разбросанного по уровням чтива. Записок не так много, но каждую изучаешь внимательно, чтобы обнаружить этот вездесущий авторский смех.
На самом же деле MachineGames куда более эпатажна, чем кажется. Разработчики могут просто взять и вставить в кадр «мультяшного» монстрика. Зачем? Они веселятся, издеваются над условностями.
Главный сюприз, на который решились создатели, во избежание спойлеров описывать не стоит. Но после него The New Colossus оп праву можно назвать самым высокоинтеллектуальным шутером, проведшим полную деконструкцию фигуры «героя/террориста». После сюжетного финта и экшн обретает новые грани. Свежие умения героя сами по себе жалки — как вам суперспособность сжимать грудную клетку? Они несколько расширяют возможности перемещения по локациям, но главная их роль — в обновлённой самоидентификации главного героя. Коту под хвост летит вся драма, вся проблематика, весь «героизм».
Каждый видеоролик Wolfenstein II: The New Colossus поставлен изумительно. Но есть небольшая проблема: если рассчитать отношение времени непосредственного геймплея к хронометражу видеоряда, то, кажется, получится что-то около 3:1. Я не проверял, но уж слишком часто игровой процесс прерывается видеовставками. Хотя сделаны они потрясающе, авторам всё же стоило поумерить свои режиссёрские амбиции. А может, и нет — фриц его знает!
Извините за обилие скриншотов из игровых видеороликов, но ведь нельзя удержаться.
Wolfenstein II: The New Colossus — самый умный, экстравагантный и смелый шутер последних лет. И не потому, что здесь обсуждаются какие-то важные темы. Как раз наоборот — игра обращается к простейшим и понятным для каждого вещам: вызывает эмоции слезоточивыми сценками и выдавливает адреналин экшном. Игрок должен делать то, что ему нравится, — стрелять, смеяться и сопереживать. Однако к финальным титрам у него появится смутное ощущение, что абсурд «Колосса» — не просто креатив разработчиков. А это тот абсурд, который неприметно живёт в самой сердцевине шутеров, игр, политики и всей нашей жизни в целом.
Плюсы: концептуальный сюжет и персонажи; бодрая, яркая, «олдскульно»-модная шутерная механика; собранные вместе видеосцены игры могли бы претендовать на «Оскар».
Скорее разные направленности. Вульф просто был ДОЛЖЕН показать нацистов, а ребятам в Дестини такое не нужно, ибо не преследовали цель А вообще — немецкую версию Вульфа то цензернули