Devolver Digital известна в первую очередь изданием широкого спектра инди. Поддержка независимых разработчиков этой компанией подарила нам массу замечательных игр, среди которых были весьма неплохие Gods Will Be Watching и The Talos Principle, а также ставшая настоящим шедевром Hotline Miami. Впрочем, начинала Devolver Digital с переиздания классики. Особенно она преуспела в распространении франшизы Serious Sam — сперва выпустила ремейки первых двух частей серии, а потом и вовсе занялась изданием отдельных игр в сеттинге «Серьёзного Сэма».
Были и другие переиздания — например, Steam-версия Shadow Warrior, классического шутера 90-х. В том же 2013-м появилась уже современная игра с таким же названием, которая тоже удалась на славу. Неудивительно, что вторая часть не заставила себя долго ждать. Shadow Warrior 2 вышла, но стала ли она достойным продолжением серии?
«А кому свежего фарша?»
Знакомьтесь, Ло Ванг
Главный герой — всё тот же ниндзя Ло Ванг, после событий оригинала отошедший от дел и перебивающийся случайными заработками. Выполняя одно из поручений, Ванг вновь оказывается в центре событий, которые могут полностью изменить судьбу мира. Встреча со старыми знакомыми, новые друзья и враги, неунывающий главный герой, отпускающий свои любимые шуточки в любых, даже безвыходных, ситуациях, — традиции серии соблюдены в полной мере.
Благодаря отличной работе дизайнеров, мир получился всё таким же необычным и запоминающимся. Смесь азиатской культуры и мифологии, киберпанка и совсем уж непонятной чертовщины, сдобренная типичным юмором на грани фола, находит своё отражение буквально во всём — от внешнего вида оружия до поведения главных героев. Но, честно говоря, не зная всех перипетий прошлых частей, разобраться в происходящем без бутылочки саке сразу не выйдет. Можно углубиться в чтение «ванглопедии», в которой, кроме сведений об оружии и противниках, собраны различные записи, найденные Вангом во время путешествия по миру, но и она не даст ответы на все вопросы, возникающие у новичка.
Бытует мнение, что в подобном жанре сюжет совсем не на первом месте, поэтому отношение к нему зачастую несерьёзное и у разработчиков, и у игроков. Но с SW2 ситуация получилась несколько иная — мир имеет свою историю, уходящую корнями в предыдущие части, однако новичку будет очень трудно вникнуть в её суть. К тому же ждёт он, скорее всего, того, что показывали в трейлерах, — весёлого шинкования врагов под убойную музыку. На деле действие то и дело прерывается долгими разговорами, раскрывающими сюжет, причём постановка всегда одна и та же — беседа Ло Ванга с видом от первого лица с очередным персонажем.
Всё это не лучшим образом сказывается на восприятии сюжета — эффектных кат-сцен здесь вовсе не найти, а пресловутые диалоги идут уж слишком долго и «ломают» ощущения от прохождения. Только пробежал уровень, перестрелял или порезал в мясо десяток-другой противников, хочешь ещё — а тебе подсовывают очередную болтовню на несколько минут, суть которой тем, кто не играл в первые части, всё равно не понять.
Киборги «Зилла-корпс» — пожалуй, самые унылые противники: механических врагов не так интересно рвать в клочья, как демонов или людей.
Мясорубка made in Japan
Персонажи не только много болтают, но и выдают различные квесты — сюжетные и побочные. Выполнять их можно когда угодно (плюс некоторые доступны для повторного прохождения), но стоит учитывать, что завершение ключевых миссий закрывает доступ к предыдущим. Если есть желание исследовать всё, то не стоит пробегать кампанию сломя голову — в некоторые места вернуться уже не выйдет.
Почти все локации здесь созданы путём процедурной генерации. Впрочем, особого толка от неё не видно: уровни все равно получились довольно однообразные, собираются они на основе нескольких шаблонов — есть лес, город, деревня… Карты не коридорные и весьма обширные, поэтому запутаться в них проще простого, несмотря на подсказки на мини-карте. С другой стороны, при желании ничто не мешает пробежать весь уровень к цели мимо врагов. Однако вряд ли кто-то будет избегать боя в «мясном» шутере — наоборот, противников хочется больше и больше, чтобы было где разгуляться.
Злодеев тут хватает — от якудза с мечами и пистолетами до совсем уж удивительных монстров. Одни наносят стихийный урон или, напротив, восприимчивы к повреждениям от какой-либо стихии, другие взрываются, третьи стреляют из разнообразного оружия; есть невидимые, есть крупные и мелкие, обычные и «боссы» с целой свитой охраны… Киборги, демоны, животные и люди — всех объединяет одно: их очень весело уничтожать самыми разными способами.
«Расчленёнка» в SW2 проработана неплохо: меч режет не просто так, а по направлению взмаха, благодаря чему врагов можно шинковать на аккуратные кусочки. Выстрелы из крупного калибра и дробовиков вырывают целые куски мяса, оставляя голые кости, а взрывы раскидывают внутренности по окрестностям. Серьёзные повреждения некоторым противникам не помеха — они пытаются атаковать без руки или со сквозной дырой в груди, сквозь которую проглядывают ребра. Вообще, «мясо» в игре удалось на славу — очень редкий случай, когда геймплей в этом плане практически ничем не уступает трейлерам, демонстрирующим красочные сцены истребления адских полчищ.
И оружие, и враги подтверждают, что художники и дизайнеры игры явно не страдают от недостатка фантазии.
Самурай с мечом подобен самураю без меча, только с мечом
Очень много внимания уделено арсеналу Ло Ванга. Врагов можно кромсать мечами, ножами и пилами, расстреливать из пистолетов, пулемётов, дробовиков и ракетниц, а для любителей экзотики в наличии луки и гранатомёты. Впрочем, даже вполне привычные образцы вооружения могут быть весьма необычными благодаря своему внешнему виду. Например, тут есть автомат, похожий то ли на какое-то живое существо, то ли на кусок органической слизи.
Оружие также различается по качеству (привычная для RPG цветовая маркировка — белый, синий, жёлтый, оранжевый) и особым свойствам. Есть меч, удар которого нельзя парировать, или гранатомёт, при убийстве увеличивающий скорость передвижения персонажа. Чувство юмора и тут не подвело разработчиков — к примеру, можно найти лук, имеющий небольшой шанс превратить врага в безобидного кролика при попадании.
Для более тонкой «кастомизации» оружия служат улучшения, добавляющие разнообразные эффекты — от дополнительного урона электричеством, ядом, огнём или холодом до повышения шанса и силы критического удара. И это только начало — в наличии изменения режима огня, позволяющие использовать отброшенное оружие как турель, стрелять с двух рук или залпом, улучшения боеприпасов (пробивающие насквозь, разрывные, прилипающие) и брони, различные амулеты…
Также можно изучать способности и навыки самого персонажа — особые удары мечом, лечение, невидимость, увеличение количества боеприпасов, повышение эффективности определённой стихии и многое другое. Есть и своя мана, которая тратится на использование этих способностей, — энергия ци. Всё как в обычной ARPG, даром что от первого лица и с динамикой шутера. Здравствуй, Borderlands, мы по тебе скучали!
Действительно, теперь недостаточно просто махать катаной направо и налево — на высоких уровнях сложности не обойтись без подбора оружия под конкретных противников, а возня со снаряжением отнимает довольно много времени. Если заниматься этим не хочется, то тогда лучше сложность снизить — в таком случае «кастомизация» погоды не делает и искать нужные камни улучшений для любимой «пушки» не будет нужды.
Мечей хватает, но основным оружием, как в прошлой части, они вряд ли будут — куда проще воевать с помощью «огнестрела».
SW2 внесла значительные изменения в серию, и это может отпугнуть тех, кто ждал ту же Shadow Warrior, что и три года назад. Тем более что хватает спорных моментов, из-за которых приключения Ло Ванга не дотягивают до высшей оценки: генератор уровней редко выдаёт интересные локации, убойный экшен постоянно прерывается унылыми разговорами, а сама кампания, несмотря на возможность повторного и совместного прохождения, всё равно слишком короткая.
Перед нами не обычный боевик, какими были предыдущие части. Возросла важность оружия дальнего боя, стиль прохождения стал совсем другим, появился кооператив. Если оценивать SW2 как продолжение, то кому-то может показаться, что изменений слишком много и вторая часть, несмотря на внешнее сходство, мало чем похожа на первую. Тем не менее это нисколько не мешает ей быть хорошим боевиком, ставшим ещё одним удачным проектом Devolver Digital.
Плюсы: богатый арсенал; разнообразие противников и способов их умерщвления; проработанная модель повреждений. Минусы: короткая кампания; однообразная генерация локаций; не лучшая подача сюжета.
А я вот не игрожур и не следил за игрой. Я обычный игрок, который просто хочет получить дозу фана от продукта. Оправдывались там разработчики — не оправдывались, это значения не имеет. Имеет значение лишь конечный результат — игра, которая ничего общего с первой частью, которую все полюбили, не имеет.
я бы так не сказала, студия щепетильно относится к фанатам игры
Если бы относилась, выпустила бы нормальный сиквел. Фанаты полюбили студию за первую часть, вот и делайте сиквел первой части, а не переименовывайте бордерландс в шадовварриор.
… но хочет немного расширить аудиторию и пошла на эксперимент
Пусть тогда дает новое название игре и нет проблем, а не подсовывает фанатом нежданчик.