В 2010-м году датчане из студии Playdead выпустили гениальный монохромный платформер Limbo, потом несколько лет переносили его на разные платформы и спустя шесть лет выпустили… ту же Limbo, только в профиль. И публика снова искупала их в овациях. Почему? Давайте разбираться.
Вам тоже практически ничего не видно? Так и задумано.
Маленький мальчик по лесу гулял — больше его никто не встречал!
Limbo запомнилась тремя вещами. Во-первых, это гениальный художественный стиль и атмосфера, напоминавшая ранние чёрно-белые фильмы эпохи немецкого экспрессионизма. Когда главный герой, мальчик, бежал по мрачному, тёмному лесу, а деревья, казалось, тянули к нему свои ветки, это одновременно вызывало в памяти фильмы «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (Robert Wiene), «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау (Friedrich Murnau) и «Усталая Смерть» Фрица Ланга (Fritz Lang). Чёрно-белая палитра с преобладанием именно чёрного, где светились в основном только глаза мальчика, в Limbo влюбляла в себя с первого кадра.
Во-вторых, постоянная смерть главного героя, которым, напоминаю, был ребёнок. На протяжении этой небольшой игры мы десятки раз наблюдали, как тело мальчика рассекают на части разные ловушки и капканы, рвёт в клочья паук. Всё это тоже укладывается в стилистику сумрачного немецкого экспрессионизма, но то, как откровенно и показательно датчане нарушили негласный запрет на убийство детей в играх, несколько ошарашивало.
Наконец, в Limbo была продвинутая физика, позволявшая решать разные головоломки. Впрочем, слово «разные» тут достаточно условно — на самом деле почти всё время мальчик перетаскивал ящики, нажимал рычаги, ползал по верёвкам и раскачивался на них. И лишь ближе к финалу появлялись более интересные задачки, связанные с гравитацией и её отсутствием. Это дало повод некоторым особенно прихотливым критикам пожурить авторов, но их голос тонул в гуле всеобщего одобрения.
Limbo 2.0?
В Inside всё то же самое, разве что сделана она на другом движке, на Unity, а в её чёрно-белой палитре появилось чуть больше света и даже цвета — жёлтые цыплята, красные кнопки…
Снова безупречный художественный стиль на стыке готики, нуара, футуризма и фантасмагории. И снова мальчик бежит по неуютным локациям (по лесу, конечно, тоже), спасается от злых собак, жестоко умирает через каждые пять минут и перетаскивает ящики. Механика абсолютно та же — ребёнок умеет бежать вперёд-назад, прыгать да хвататься за предметы. Драться его так и не научили — нужно убегать, прятаться, хитрить, выманивать врагов, заставляя их совершать лишние движения, а потом снова убегать или уплывать.
После встреч с этой девочкой у вас вполне может развиться патологическая боязнь воды.
Почти дословно повторяются некоторые загадки и ситуации. В Limbo мальчик мог ухватиться за лапы огромного комара и перелететь через препятствие. В Inside он тоже пользуется помощью окружающей флоры и фауны — например, цыплятами, которых можно заманить к специальному агрегату, чтобы тот выстрелил ими и сбил очередной ящик на землю. Всё это также дало некоторым повод обвинить датчан в однообразии, а теперь — и в самокопировании.
Мистика, генетика и антиутопия
Если это и новая версия той же игры, то именно что дополненная и улучшенная — более цельная, продуманная и разнообразная.
Первая работа студии была такой мрачной фантастической сказкой с аллюзиями на «Божественную комедию», а вторая — это уже сумрачная антиутопия, чем-то напоминающая роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Всю дорогу мы убегаем от каких-то странных людей, которые то ли превращают других в зомби, то ли оживляют мёртвых, то ли проводят странные генетические эксперименты. Как и в Limbo, нам ничего толком не объясняют, но в Inside интрига держится до самого финала, а там начинается такой сюрреализм, что потом ещё долго сидишь, уставившись в финальные титры, и задаёшься вопросом: что это, чёрт возьми, было? История оставляет массу пространства для различных догадок и толкований. Плюс ещё есть скрытая концовка, для открытия которой нужно собирать секреты.
К тому же Inside, несмотря на вкрапления цвета и чуть более светлую палитру, игра даже более страшная — а всё потому, что тут больше мистики и меньше ясности. В какой-то момент под водой нас начинает атаковать странная девочка с длинными волосами, словно сбежавшая из японских хорроров. Кто это или что это, опять же непонятно, и это незнание пугает больше, чем вполне понятные пауки…
Тимур и его «зомби-команда».
«Ветер, ветер! Ты могуч»
Упражнений с ящиками по-прежнему много, но обставлены они интереснее. У некоторых ящиков, например, есть моторчик, и они могут самостоятельно взлетать в воздух. То же самое с водными процедурами — мальчик периодически плавает, тонет и регулирует уровень воды. Но при этом физика жидкости тут используется чаще и любопытнее. В каких-то ситуациях вода вообще оказывается над полом, так что, выплывая из неё, вы падаете наземь.
Всё так же много и загадок на скорость реакции, на время, когда нам нужно чуть ли не с точностью до сотой доли секунды рассчитать, когда и куда нужно прыгнуть или добежать. Но и тут опять же больше интересных ситуаций. А сцена, когда мальчонка играет в прятки с убийственными порывами ветра, вообще одна из лучших в жанре.
Кроме того, есть загадки, связанные с возможностью дистанционно управлять другими людьми, — мы заставляем их открывать решётки, перетаскивать те же ящики, подбрасывать нас в воздух. В одной ситуации, чтобы не выдать себя, нужно превратиться в такого же «зомби», повторяя за другими прыжки и повороты. В другой — освободить более десятка таких «болванчиков» и привести их в определённую точку, чтобы они встали на плиту и открыли нам дверь. Конечно, чем-то это напоминает упражнения с клонами из The Swapper, но датчане сделали их по-своему, идеально вписав в антиутопическую атмосферу, полную страшных, неуютных тайн.
Наконец, зрелищнее и активнее используется физика — мы, например, можем пробивать стены и потолки в определённых местах, управляя небольшим батискафом.
Как и в Limbo, тут полно поистине киношных ракурсов и планов.
Говорят, дважды в одну и ту же реку не входят. Но, видимо, говорят не в Дании. Студия Playdead спустя шесть лет где-то повторила, а где-то переосмыслила, дополнила и улучшила собственную же дебютную игру. И снова не прогадала — Inside купается в море аплодисментов со стороны и критиков, и игроков. Мы присоединяемся к ним, но всё же хочется пожелать, чтобы в третий раз разработчики зашли в какую-нибудь другую реку и выпустили что-нибудь действительно новенькое, пусть даже и чёрно-белое.
Плюсы: интригующая, полная загадок история; выдающийся художественный стиль; безупречно выдержанная атмосфера; множество интересных загадок. Минусы: в целом механика, а также некоторые ситуации и загадки дословно повторяют Limbo.
Предположений можно строить очень много, но то, насколько они верны нужно определять по степени их обоснованности, на каких фактах эти предположения основываются.
Простите за критику, но на мой взгляд, ваше видение это из разряда «хочу чтобы так было» или «считаю что так было бы интересней», так как обоснованности у ваших гипотез нет. Людям нет смысла направлять Создание к свободе, если бы они хотели его выпустить, то давно могли бы это сделать. Однако это не логично. С какой стати им его отпускать?
Про видео не в курсе. Можно сылочку?
На геймплей лично я бы списал лишь момент с русалочкой. Что сначала она якобы нас топит, если к ней в руки попасться, а потом дарит возможность дышать под водой.
Да, понимаю, не так уж и сложная игра, но вся эта тревожная ситуация иногда нервирует. Но в итоге, преодолев такие трудности, я как будто бы добился всего этого сам, а не стучал по клаве.
Простите за критику, но на мой взгляд, ваше видение это из разряда «хочу чтобы так было» или «считаю что так было бы интересней», так как обоснованности у ваших гипотез нет.
Людям нет смысла направлять Создание к свободе, если бы они хотели его выпустить, то давно могли бы это сделать. Однако это не логично. С какой стати им его отпускать?
Про видео не в курсе. Можно сылочку?
На геймплей лично я бы списал лишь момент с русалочкой. Что сначала она якобы нас топит, если к ней в руки попасться, а потом дарит возможность дышать под водой.