Научно-фантастическая адвенчура от выходцев из GSC? Отлично, дайте две! Сотрудники Flying Cafe for Semianimals действительно знают, как заинтриговать игрока. Хотя всё действие разворачивается на клочке монгольской степи, уже с первых минут Cradle даёт понять, что это лишь периферия огромного мира, пережившего катастрофу. Прошло более двадцати лет с тех пор, как эпидемия «Лилит» сократила население Земли на полтора миллиарда, сделав женщин бесплодными. Ради безопасности и сохранения цивилизации некоторые люди перенесли свои личности в искусственные м-тела, но тем самым прибавили к старым проблемам новые.
Облака заметно выпадают из общего стиля — это не случайно.
Меланхолия на троих
Даже если смотреть на него из обнесённой плетнём юрты, мир 2076-го года не похож на тот, к которому мы привыкли. Дикую степь пересекает магистраль из арок, под которыми изредка курсирует летающий трамвай. На деревьях у озера растут невиданные плоды, а по другую сторону магистрали видны руины парка аттракционов «Сад гербер» — исполинский купол посреди степи, где не за что зацепиться ни взгляду, ни, как оказывается, геймплею. В юрте тоже не всё так просто: традиционная одежда, буддийский алтарь, побитые молью ковры, печка-буржуйка и закопчённые кастрюли соседствуют с диковинными устройствами, назначение которых становится понятно не сразу. Cradle намерена вас ошеломить в не меньшей степени, чем героя по имени Энебиш — потерявшего память монгольского парня.
Вселенная игры миниатюрна, всего-то жилище героя да «Сад гербер», но так привлекательна и загадочна, что её поневоле хочется исследовать. Причём не вширь, а вглубь: если просто брести куда глаза глядят, то за очередным пригорком Энебиш свалится в обморок. Да и делать в степи нечего — насколько богаты подробностями игровые локации, настолько же бедны и бездушны их окрестности. Зато чтение записок, газетных вырезок и даже надписей на коробках проливает свет на многое. На размах постигшей человечество трагедии, на циничное общество, измеряющее в процентах «красоту» генов и грубо обходящееся с забракованными. Информации уйма, но поначалу она не складывается в общую картину.
Тут бы и упёрся Энебиш в тупик, если бы не помощь других персонажей: девушки-робота Иды, м-тела с личностью человека внутри, и Табахи — кондуктора летающего трамвая. Ида сама восстанавливает память по байту в час, то и дело требуя замены деталей, которые можно выиграть в заброшенном парке аттракционов. К сожалению, отправив вас туда, адвенчура потеряет часть обаяния: в какой павильон ни зайди, везде предлагают играть в кубики. Представьте себе заражённую бешенством Minecraft вкупе с той миссией из Mafia, где надо таскать ящики. На фоне других заданий, побуждающих применять логику хотя бы на бытовом уровне, мини-игра с кубиками выглядит настолько неуместной, словно она и сюжетная часть Cradle изначально были разными проектами. Но затем их совместили, скажем, чтобы растянуть время прохождения до более-менее приличных четырёх часов.
Мама, я в аду!
В малой продолжительности, конечно, нет беды. Это нисколько не портит впечатления от игры, а циклы «принёс деталь — узнал новый фрагмент истории» не успевают превратиться в рутину. Здесь есть чем заняться и кроме апгрейда железной леди. Вносят разнообразие и встречи с Табахой, ещё одним человеком в м-теле, таким же важным источником информации, как безвылазно сидящая в юрте Ида. Эксцентричный кондуктор — не только единственная связь Энебиша с внешним миром, но и ключ к биографии героя. Жаль, Табаха постоянно куда-то торопится, хотя пассажиров у него никогда не бывает. В товарищи Энебиша можно было бы записать ещё и беркута Онгоца, но он, как положено птице, не особо разговорчив — куда красноречивее то, что вы обнаружите, приготовив ему завтрак.
Мечтают ли монголы об электроконях?
Cradle много заимствует из произведений Филипа Дика (Philip Kindred Dick): гормональные телевизоры, торговлю генами, сортировку людей по не зависящим от них признакам, трансплантацию сознания, искусственных животных, а также героя, который «вспоминает всё». Более того, с творчеством знаменитого фантаста игру роднит постоянное и повсеместное «это не то, чем кажется». Как ни парадоксально, данное утверждение можно отнести и ко всей Cradle в целом.
Из-за пересыпанных терминами, не всегда ясных записей и диалогов адвенчура заставляет напрягать извилины. Однако стоит присмотреться — и магия рассеивается. Так ли необходимо называть добро со злом «тривиальными категориями», но при этом свести объяснение сложных вещей к эмоциям, которые «не описать»? В мире будущего, где «даже дети умеют собирать ДНК», ценные вещества по-прежнему добывают из человеческих тел, будто инсулин из свиней. При попытке собрать эту головоломку воедино возникают вопросы без ответов, а грандиозная мистификация в духе Пелевина оборачивается «Санта-Барбарой»: остаётся следить, кто кого и при каких обстоятельствах видел и кто кому родственник.
Девушка, у вас из ног цветы растут.
Заумь, свойственная амбициозным инди-проектам, никак не вяжется с простотой задач и огрехами вроде невозможности пропустить очередной раунд «кубиков», пока не проиграешь в нём. Задания здесь действительно проще, чем кажутся на первый взгляд. Чтобы избежать критических спойлеров, возьмём приготовление завтрака из начала игры. В подсказке написано, что соль стоит правее перца, но, оказывается, на полке не две, а пять неотличимых банок. Искушённый игрок начинает искать подвох или пробовать старый добрый метод перебора. На деле же всё элементарно: перец — самая левая банка, а вторая за ней — соль. Схожим образом построены другие миссии, развилок здесь не предусмотрено. Зато смыслы в диалогах ветвятся, что оленьи рога. Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет.
Красота требует жертв
Между тем смысловое раздувание щёк оттеняет действительно важные вещи — то, чем Cradle хороша. Безупречный дизайн (один летающий трамвай с магистралью уже многого стоят), экзотический колорит, в котором смешаны киберпанк, Монголия и апокалипсис, удачно подобранный саундтрек — всё это возносит работу Flying Cafe for Semianimals над ворохом инди-проектов последнего времени. А за научными подтасовками скрываются чертовски точные вопросы: например, будет ли сознание, помещённое в м-тело, испытывать дискомфорт из-за невозможности дышать? И нужны ли для общения между людьми, заточёнными в тела роботов, экраны с анимацией глаз, этого зеркала души?
К сожалению, прокатиться вместе с Табахой на этом трамвае не получится.
В Cradle, при всём её мощном шарме, вернутся разве что любители медитативных прогулок наподобие Dear Esther. Те же, кто ждёт от игры увлекательного геймплея, рискуют в ней разочароваться. Адвенчура от Flying Cafe for Semianimals напоминает скорее заготовку для более крупного проекта, яркий задел на будущее и демонстрацию творческого потенциала, но не полновесный продукт от ветеранов индустрии. С другой стороны, Cradle недорого стоит, создавалась силами небольшой студии, а сюжет и антураж придумал всего один человек — Илья Толмачёв, руководитель разработки. Сконструировать оригинальный мир будущего и избавить его от противоречий в одиночку почти невозможно. И не каждому дано приготовить такую инъекцию стиля, после которой задаёшься вопросом: что это было?
Плюсы: это красиво; экзотический антураж, какого больше нет нигде; хорошая музыка; можно поиcкать глубинный смысл. Минусы: кубики; геймплей часто навевает тоску; можно не искать глубинного смысла.
Их можно скипнуть только после проигрыша. То есть фактически придётся отыграть один матч при каждом посещении «Сада гербер» (кроме последнего). А поскольку кубы словно вообще не из этой игры, впечатление портится.
Я эти Кубики по описанию в статье воспринял как бэктрэкинг. Вроде всё нормально, персонажи, между которыми игрок постоянно перемещается, находятся в разных зонах, что может соответствовать логике мира игры (поссорились эти персонажи, например). Но между этими персонажами расположены ещё несколько локаций, враги на которых постоянно воскрешаются и мешают проходить. В итоге, получается, что в мире игры всё нормаль выглядит, а в плане игрового дизайна получается, что игрока заставляют бегать по одним и тем же локациям, сражаясь с одними и теме же врагами, что приводит просто к удлинению времени игры. Если бы каждое сражение было бы интересно подано, например, то это было бы даже плюсом, а не минусом.
Примерно тоже самое с кубиками. Вроде объясняется зачем ты в них играешь, но встаёт вопрос: «А обязательно я каждый раз должен был играть в них?» Парк развлечений мог предлагать и более разнообразный игровой опыт. Или каждая игра в кубики могла быть интересно обставлена (например, в Кубики играют 2 игрока (НПС и игрок), и НПС постоянно троллит игрока, подшучивая над его решениями и комментирую каждый ход. Или ведёт умную беседу в процессе игры.
Эти рассуждения сформированные статьёй. Лично с игрой я не знаком, поэтому могу ошибаться.
И кстати когда будет доступна оценка игры?