Fez: Превью
Есть ли, на Ваш взгляд, что-нибудь общее между календарями выхода качественных экшенов в сеттинге Дикого Запада и увлекательных, инновационных платформеров? Сходство, как ни странно, присутствует. Пришествие и тех, и других на консоли и PC напоминает дождь в пустыне: грянет гром, хлынет золотистый, прохладный ливень – и вновь гробовая тишина повиснет в воздухе. Год нынешний вышел именно такой, «дождливый». Пока с жаркого Дикого Запада на взмыленном мустанге прискакал лишь первый гость, платформеры уже дружно выстроились в ряд в двумерном мирке: тут и философский Braid, и головокружительный And Yet It Moves, и волшебный Trine – и это далеко не весь список. А за ними поспевает, забавно семеня пиксельными ножками, еще один амбициозный побратим в меру упитанного Марио – Fez.Гомес очень подозрительно косится на мухоморы… Странно…
«Все гениальное – просто»Несмотря на то что нерасторопный проект все еще не дотопал до собственного релиза,
Fez уже успел заработать приз на IGF 2008 за достижение в области визуального дизайна. И тут действительно есть на что посмотреть. Уже сейчас игра выглядит крайне стильно. Сначала, при беглом просмотре первых роликов, может показаться, что перед нами обычный платформер. Но стоит немного приглядеться, и начинаешь понимать, что это отнюдь не очередной клон
Super Mario Bros. для ностальгирующих фанатов.
Fez сразу же очаровывает. С первых скриншотов, с первых коротеньких геймплейных роликов. Вот начинает играть тихая мелодия. Это эталонная стилизация под звуки восьмибитных приставок с почти незаметными вкраплениями современных электронных мотивов. При этом музыка
Fez – не только череда «писков», складывающихся в мелодию, за неприглядной звуковой оболочкой скрывается душа, настроение композиции. Разработчики без единого неопрятного стыка сложили вместе прошлое и настоящее электронной музыки и скрепили все это прочным цементом таланта.
Дырки в программном коде! Куда смотрят разработчики?!
Тем временем, пока мы радовались приятной музыке, началась самая важная часть ролика – демонстрация геймплея. Хотя главный козырь еще прячется в рукаве
Fez, восхищает уже визуальный ряд. Он, как и музыка, оказывается прекрасным сочетанием старой школы и современных достижений. Несмотря на нарочитую угловатость, преобладание прямых линий, картинка – живая. Трудно объяснить, как, располагая такими примитивными, на первый взгляд, изобразительными средствами (сплошь и рядом – идеальные геометрические фигуры), разработчики создали настолько гармоничную композицию. Может быть, дело в безупречной цветовой гамме или во внимании к деталям… Но локации в почти полном 2D (ой, козырь чуть не выпал из рукава) до краев наполнены свежестью, яркими красками, жизнерадостностью. Даже трехмерный
Pure, пожалуй, не передавал ощущения чистоты и счастья так, как это удается
Fez.
Что, черт возьми, с освещением?! Проклятье! Еще одна дырка в коде!!!
Приключение в стране трехмерных пикселейРадует и геймплей. Тот самый упомянутый выше козырь – возможность вращать мир вокруг его собственной оси. Как это происходит? Представьте, что Вы играете в платформер, в котором каждый пиксель объемен и представляет собой не плоский квадрат, а куб. Одним словом, герои двумерны, а вот мир выполнен в 3D и словно нанизан на невидимую ось, как эскимо на палочку. Вокруг этой самой оси мы и можем крутить локации (поворотов вверх-вниз нет: эта забава уже присутствует в
And Yet It Moves).
Вот так выглядит уровень во время поворота локации…
Но есть одна тонкость – в двумерном мире предметы не могут находиться ближе или дальше: они все в одной плоскости. Выходит, если Вы вдруг захотите запрыгнуть на платформу вдалеке, достаточно будет лишь повернуть мир и залезть на этот островок. Получается очень любопытно: клочок земли находится в одной плоскости с нами, но в 3D он абсолютно в другой стороне. Но мы помним: в двумерном пространстве-то перспективы нет! Как ни крути, мир останется в 2D, а мы лишь путешествием по граням куба. Вот так нам и придется, чтобы продвинуться вверх по уровню, вращать мир, дабы «установить» еще одну платформу, отыскать еще один выступ. А после смешной пиксельный человечек в феске по имени Гомес продолжит под нашим руководством прыгать по небольшим клочкам земли. Не зря же его наделил даром крутить мир ворчливый одноглазый старичок?
…а так – после завершения вращения.
Тут, однако, появляются первые сомнения по поводу интересности игры: получается какой-то
Super Mario Bros., в котором нужно повернуть мир, чтобы пройти дальше. Как же головоломки, динамика, если все можно решить простым «перебором» граней? Но разработчики уверяют, что от локации к локации мы будем попадать в разные ситуации. Иногда придется скакать по островкам в кромешной тьме, почти вслепую. Будет и возможность носить в руках предметы (например, динамит) для решения задачек. Также геймплей разнообразят и черные дыры – места, в которых материя пространства в буквальном смысле разрывается. Там, где ткань реальности расходится, появляется что-то вроде двери в космос, в которую Гомесу и другим жителям заходить смертельно опасно.
***Сгинет ли в черной дыре нереализованной идеи
Fez? Вероятность этого крайне мала. Все-таки КПД среди инди-разработчиков значительно выше, чем у их «денежно-зависимых» коллег. Учитывая многогранность платформеров, вышедших за последний год,
Fez обещает стать прекрасным пополнением со своим уникальным дизайном и любопытной задумкой. Ждем с нетерпением, товарищ Гомес! Генерал Марио гордится Вами!