Endless Legend 2: Превью «французской Civilization»

Кирилл Волошин 2025-10-20 01:20:30 2

У любителей стратегий в духе «Цивилизации» в этом году уже был повод выражаться совсем не цивилизованно — когда только вышла седьмая часть культовой серии от Firaxis Games. Теперь знакомые претензии зазвучали и в адрес Endless Legend 2. Правда, она вышла в раннем доступе, но суть от этого не меняется. Разработчики из Amplitude Studios быстро захотели изменить ситуацию и выпустили патч, пообещав оперативно реагировать на критику. Так что в итоге с сиквелом Endless Legend — деградация или развитие и новый вектор?

Наталья Шапаренко против жуков и роботов

Спешу успокоить: Endless Legend 2 сохранила ключевые особенности первой части, которая в 2014 году изрядно взбодрила жанр и порадовала многих поклонников «цивилизованного» геймплея тем, как изящно вплела в него собственные идеи и колорит. Действие происходит всё в той же вселенной, которую мы впервые увидели в Endless Space, — только не на Ауриге, а на планете Сайадха, где всё так же полно колоритных фракций и рас с уникальными фишками и в лоре, и во внешности, и в геймплее.

В первой части были разумные грибы, драконы и маги-садомазохисты (и это далеко не все фрики), а в сиквеле среди тех, кто борется за господство и выживание, мы видим древних ящеров, живые доспехи и помесь роботов с кораллами. Это помимо знакомых по оригиналу некрофагов — вечно голодных жуков. И на этом фоне — обычные, казалось бы, люди из клана Шередин во главе с Натальей Шапаренко (да-да, её так зовут).

Но нет, это не комедия и не пародия на «Звёздный десант» — на Сайадхе всё серьёзно. Как и в первой части, в сиквеле чередуются сезоны, что прямо отражается на геймплее, но на этой планете творятся вещи посерьёзнее зимы и лета — тут периодически бушуют муссоны, которые сменяются грандиозными отливами. Это пугает, приносит бедствия, но и открывает новые возможности, потому что открываются/закрываются локации и точки интереса.

Впрочем, любопытны не только все эти стратегические упражнения, но и сюжет. Как и в оригинале, у каждой фракции тут своя история, и, выбирая игру за них, мы выбираем не только геймплейные особенности, но и уникальную сюжетную кампанию. Да, какие-то встречи, события и персонажи повторяются при игре за все фракции. Мы снова сталкиваемся с Вечными, точнее с последствиями их деяний. И всем придётся в какой-то момент решать, как поступить с древним существом, которое вот-вот пробудится на планете. Но при этом у каждой фракции есть свои цели и квесты.

Люди Натальи Шапаренко ищут пропавшую много лет назад предводительницу Гарин. В процессе исчезает девушка, отправившаяся на её поиски, начинаются народные волнения, нам приходится искать её соратников и в какой-то момент решать, продолжать поиски или заниматься развитием империи. А, например, Последние Владыки (те самые «живые доспехи») решают, как минимизировать побочные эффекты при воскрешении своих лидеров, чьи души они привезли на Сайадху.

Ну и в целом здесь просто некогда скучать — постоянно что-то происходит, журнал пополняется квестами и летописями, которые записываются после важных событий и встреч. Лор и атмосфера этого необыкновенного мира, полного причудливых созданий, легенд и мифов, прописаны отлично. Некоторые игроки жалуются на обилие якобы графоманских диалогов, которые при повторе приходится проматывать (весь текст, если что, можно пропустить нажатием одной кнопки), но это, скорее всего, те, кто пришёл сюда исключительно за стратегическим геймплеем и не играл в первую часть, — такая сюжетная насыщенность во многом и определила стиль игры.

О проблеме переселения малых народов и жертвоприношениях

Конечно, на первом месте в Endless Legend 2 всё равно стратегия в духе Civilization — развиваем свои города, создаём войска, возводим фермы, торговые посты и прочие важные сооружения, изучаем технологии, нервно посматриваем на рейтинг одобрения народных масс, изучаем карту, участвуем в пошаговых сражениях и в переговорах с другими империями. На месте и разнообразие путей к победе — военный, научный, экономический…

Только здесь борьба идёт за целые регионы, а не за отдельные города. Карта поделена на области, контроль над которыми открывает новые возможности. Поэтому важно основывать лагеря и присоединять их к центральному городу — теперь это могут делать сами герои. При этом количество городов ограниченно.

Так или иначе, на карте полно точек интереса, источников редких ресурсов, охраняемых крепостей, куда могут попасть только армии с героями, а также нейтралов. Правда, это не совсем нейтралы: они называются малыми народами — такие поселения будут постоянно создавать проблемы и плодить в округе войска, пока мы их не ассимилируем и не подчиним. Это можно сделать тремя способами — выполнить их просьбу, подкупить или победить в бою. Ассимилированные фракции дают бонусы, а потом ещё за очки влияния их можно сделать своими подданными.

И механика малых народов, и очки влияния — фирменные приметы игры. Влияние — один из ключевых ресурсов в Endless Legend 2, активно используемый в дипломатии. Второй — это «пыль», которая тут отчасти напоминает пряность из «Дюны». Пыль стала универсальной валютой, а для некоторых является чуть ли не наркотиком. А «живые доспехи» используют её для лечения воинов.

Уникальность наций — важнейшая особенность и первой, и второй частей. Последние Владыки не только сидят на пыли, но также активно используют жертвоприношения для получения преимуществ. Причём жертвовать можно собственным населением в городе, а можно приказать это делать жителям подчинённых народов. Аспекты же, лучшие дипломаты в игре, сильно зависят от кораллов. А некрофаги для экспансии не лагеря основывают, а роют норы, которые связывают их со столицей.

Быстрее, понятнее, современнее

Особенности фракций влияют и на сражения. Так, бойцы клана Шередин пользуются щитами, тогда как Аспекты получают бонус к урону. Как и раньше, в боях многое определяет тип местности (он зависит от того, на каком гексе была инициирована драка), но сами битвы изменились. Механика непрямых приказов сменилась классической и куда более управляемой пошаговой системой, которую Amplitude уже использовала в Humankind. Прямой контроль над юнитами, у которых есть уникальные особенности, и активное использование умений героев дали сражениям больше контроля и динамики, а игрокам — больше понимания, что подопечные будут делать именно то, чего от них хотят.

Ну и в целом игровой процесс в Endless Legend 2 стал более динамичным и современным. Тут не нужно подолгу ждать нового хода, игровые сессии стали короче, насыщеннее и интенсивнее — в том числе за счёт изменения карты муссонами и отливами, а также за счёт возможности вести экспансию героями, а не заморачиваться с поселенцами.

Конечно, кто-то скажет, что это упрощение — дескать, и древо технологий увяло, и тактики в сражениях стало меньше, и даже визуально игра выглядит более стандартно, что ли.

Проблемы действительно есть. Геймплей стал менее громоздким, а вот интерфейс на выходе в раннем доступе казался тяжеловесным. После патча он выглядит получше, да и в принципе игра старается максимально удобно нам всё объяснять и ориентировать.

Но вопросы к интерфейсу и удобству навигации остались. А ещё они возникают к механике районов и к дипломатии. Например, я так и не понял, почему для прохода на территорию, где расположена квестовая локация, мне пришлось копить влияние и объявлять войну той фракции, с которой я вовсе не планировал ссориться и даже заключил выгодное научное соглашение.

Однако все эти вопросы и сомнения разбиваются о простой факт — Endless Legend 2 затягивает так (особенно на сложности выше «Исследователя»), что я даже на какое-то время перестал играть в Hearthstone, где впервые попал в топ-300 рейтинга в вольном формате. Да, здесь есть спорные решения, но наивно было ждать, что игра через 11 лет после оригинала не сделает шаг в сторону более динамичного геймплея. При этом тут всё равно много глубины, тактики и стратегии, есть интересный сюжет, яркие фракции, прекрасная графика и музыка. А всё остальное необходимое, включая оптимизацию, выправленный баланс и максимально удобный интерфейс, будем надеяться, добавят на релизе, а то и раньше.

Другие новости

Комментарии

Некоторые игроки жалуются на обилие якобы графоманских диалоговКак человек который ходит в игры серии Endless в том числе за лором и историями (это вообще одна из главных фишек серии имхо), диалоги действительно были плохим решением. В первой части и Endless Space 2 вместо них были неплохо написанные небольшие рассказы, позволяющие глубже вникнуть и в мотивацию персонажей, и в особенности лора. Ещё одна особенность диалогов — для стандартных событий они одинаковые для всех фракций. То есть кровожадный Некрофаг и миролюбивый Аспект говорят абсолютно одинаково, что конечно рушит погружение.
Игра очень понравилась. Механика с отливами, казалось бы, довольно простая, но делает исследование карты в разы интереснее. Да и асимметричный геймплей с сюжетом у каждой фракции зацепил.Буду ждать релиз. А пока пытаюсь разобраться как в Endless Space 2 играть, местный UI делает больно )
Все комментарии