Вышедшую два года назад King Arthur: Knight’s Tale некоторые называли «XCOM в мире тёмного фэнтези». Хотя куда точнее было бы говорить, что это King Arthur: The Role-playing Wargame от тех же венгров NeocoreGames, только больше тактическое, со сражениями между персонажами, а не между отрядами юнитов. Игра получила тёплый приём, в том числе от нас. Неудивительно, что затем последовали дополнения. Одно из них в итоге превратилось в отдельную игру. Но можно ли King Arthur: Legion IX действительно назвать самостоятельным проектом, или это расширенное DLC?
У знаменитого IX Испанского легиона римской армии нетривиальная судьба. В I веке до нашей эры его создал полководец Гней Помпей Великий, который действовал в интересах жестокого диктатора Корнелия Суллы. Вскоре эта армия под командованием Юлия Цезаря сражалась с гельветами в Галлии. Помпей и Цезарь какое-то время сотрудничали, потом между ними началась борьба за власть, и в гражданской войне Гай Юлий использовал легион против его же создателя.
Но больше всего Девятый легион известен своим загадочным исчезновением из всех бумаг и хроник после 120 года нашей эры. Это стало предметом исследований, теорий и спекуляций, а также темой для фильмов и книг. Историки в основном склоняются к тому, что Легион был уничтожен в сражениях с пиктами в Британии. Вопрос, почему бюрократическая римская машина не зафиксировала данный факт, где именно и как это произошло, остаётся открытым, но в целом все довольно прозаически.
А вот в фильмах и книгах, естественно, много мистики и фантастики. Так, в романе Виктора Северова «Девятый легион» легионеры попали в другой мир и основали Новоримскую Империю Людей. Теперь сценаристы King Arthur: Legion IX отправили многострадальную армию сначала в Тартар, то есть в мир мёртвых, откуда она под командованием трибуна Гая Юлия Ментона пыталась вернуться в мир живых. Но в итоге не очень живые легионеры (точнее, то, что от них осталось) оказались ровно посередине — на мистическом острове Авалон.
Конечно, в такой игре не стоит ждать исторических экскурсов и параллелей. Да, персонажи частенько упоминают Цезаря и Суллу, но даже главный герой Гай Юлий Ментон не имеет практически никакого отношения к своему историческому прототипу. Тот был известен только тем, что, будучи консулом, никак не мог поделить власть с другим консулом, и в итоге народ взбунтовался, призвав диктатора. А в игре он был назначен трибуном Девятого легиона уже в Тартаре, откуда потом и начал искать выход.
Попав на Авалон, Ментон недолго расстраивался и решил вместе с немногими соратниками и новой союзницей, жрицей Владычицы Озера, основать Вечный Рим. В процессе мы ищем всякие древние артефакты вроде статуи знаменитой волчицы, вскормившей Рома и Ремула, разбираемся с дезертирами и предателями из числе бывших соратников-легионеров, встречаемся лицом к лицу с Мерлином, древними богами и гигантскими фоморами и, конечно же, сражаемся с британскими пиктами — теми самыми, которые, скорее всего, погубили реальный Девятый легион и являются предками рыцарей Круглого стола.
Сюжет, конечно, короче, чем в Knight’s Tale. История, рассказанная в 15 миссиях, развивается довольно предсказуемо — до победы над злодеем-мертвяком. Едва ли не главная интрига заключается в противостоянии между вышеупомянутой жрицей Владычицы Озера (её зовут Альбина Вирджила) и Плутонием Нервой, соратником главгероя и жрецом Орка — бога подземного мира. Плутоний крайне жесток, сам придумал многие знаменитые в Тартаре методы пыток, да и других из числа присоединившихся к нам персонажей то и дело призывают к жестокости — например, публично казнить всех пленных или устроить кровавые гладиаторские бои. А вот жрица, наоборот, выступает против таких методов.
Принимая в их спорах чью-то сторону, выбирая, поступать жестоко или милосердно, мы продвигаемся по шкале морали к демонизму или гуманизму, что даёт свои бонусы. Например, определённый уровень демонизма позволит героям восстанавливать 5 % жизни после каждого убийства, а противоположный гуманистический апгрейд лечит всех персонажей на 10 % после каждого боя.
Вся эта механика перекочевала из оригинальной игры и работает в целом успешно. Помимо скриптовых ссор и споров между Альбиной и Плутонием моральные дилеммы периодически возникают на глобальной карте. Да и непосредственно в миссиях на местности мы можем встретить какого-нибудь персонажа и тут же встать перед выбором, убить его или пощадить.
Это нормально, а вот споры между жрецом и жрицей и наше участие в них выглядят надуманно и неубедительно. Вы представьте — на остров прибыли злые мёртвые мужики из безжалостного Девятого легиона, и выглядят они так, что люди при их виде разбегаются в ужасе. И вдруг среди них появляется легко одетая девушка, которая просит: «Ребята, давайте жить дружно!» А наш трибун умеет только отвечать «Эм… ну давайте» Или «Нет, не давайте, мы же демоны».
Мотивация Ментона при этом толком не прописана. Хотя тут как раз можно было бы ввернуть что-нибудь историческое, связанное с Цезарем, Суллой или с прототипом главного героя. С текстами и диалогами ситуация вообще противоречивая. С одной стороны, тут есть интересные сцены и загадки, а многие из диалогов написаны красиво и атмосферно.
Но отдельные реплики и их смысл, как и кат-сцены, зачастую крайне примитивны и сделаны по принципу «Лишь бы было». Понятно, что игра больше про тактические сражения, но в Knight’s Tale такого ощущения халтурности не было.
По такому же принципу сделано практически всё остальное в King Arthur: Legion IX. Разработчики просто перенесли все механики из Knight’s Tale. В тактических миссиях мы исследуем локации, обчищаем сундуки, иногда решаем загадки и участвуем в пошаговых сражениях. Потом возвращаемся в город, где разучиваем новые умения, посещаем разные здания, чтобы прокачать или купить/продать/разобрать экипировку, приобрести глобальное улучшение характеристик персонажей или принять указ, который также влияет на всех — например, увеличивает преданность соратников. Отношение к главному герою всё так же зависит от наших решений в моральных коллизиях.
Мы по-прежнему вольны назначать своих персонажей руководителями всех этих лавок, башен знаний, кузниц и военных советов. Да и в тактических миссиях много повторов. В некоторых локациях местность кажется очень знакомой: ты уже понимаешь, что вот тут будет небольшой спуск к берегу, а потом - подъём к храму, где обязательно начнётся драка из-за артефакта. Это не потому, что я уже играл в Legion IX, а потому, что уже играл в Knight’s Tale.
Изменения тоже есть, но в основном не очень правильные. Персонажи теперь просто воскресают после боя, а критические травмы на них не действуют — помимо лагерей отдыха, восстанавливающих здоровье или броню, прямо во время миссий можно использовать зелья. Соответственно, я не заметил в городе ни лазарета, ни собора, которые в оригинале нужны были для снятия негативных эффектов и лечения героев.
Но и это не избавило игру от перекосов в балансе. Я играл на тяжёлом уровне сложности и долгое время не испытывал никаких проблем — в сравнении с оригиналом сражения казались слишком лёгкими. А потом пошли, наоборот, переусложнённые миссии, когда нас, например, отправляют на задание без одного из ключевых персонажей, а затем, после тяжелейшего боя, отнимают ещё одного, чтобы оставшиеся защищали его от трёх волн из десятков противников.
Это, конечно, изрядно взбодрило, заставило переиграть всю миссию и внимательнее отнестись к выбору статуэток. Эти найденные в походах модификаторы, которые имеют одновременно положительные и отрицательные свойства — например, шанс наложить эффект цепной молнии на врагов и шок на наших подопечных. В итоге я сделал ставку на другие вещи и справился. Именно эта возня с умениями и модификаторами, как и тактическая механика в целом, спасает игру.
В целом King Arthur: Legion IX — это, конечно, никакая не самостоятельная игра. Хотя и простым DLC на пару новых миссий её тоже не назовёшь. У меня нет особых проблем с тем, что это самостоятельный аддон, - важнее то, как он сделан. А сделано всё без огонька, что ли. Да, оставшаяся практически без изменений геймплейная формула работает, сражения всё так же способны затянуть, даже несмотря на упрощения. Но авторы так и не победили старые болячки в балансе и не раскрыли тему демонического Девятого легиона.
Плюсы: довольно продолжительный новый сюжет и шесть колоритных персонажей; геймплей всё так же способен затянуть сочетанием тактики, стратегии и моральных дилемм.
Минусы: сценарий написан слабо; практически нет весомых геймплейных изменений, а некоторые моменты упрощены; дисбаланс сложности в сражениях.