INDIKA: Обзор абсурдной трагикомедии

Александр Бурсов 2024-05-14 17:40:14 29

INDIKA не могла не заинтересовать. Ещё бы, разработчики из некогда московской компании Odd Meter обещали и сюрреалистическую Россию XIX века, и мощное высказывание по поводу религии, и занятую поисками самой себя монахиню, которая странствует вместе с самим дьяволом, и трагикомедию, где смешаны творческие приёмы Булгакова и Достоевского. А главное — заявлен вызов этическим нормам и устоявшемуся подходу к созданию видеоигр. Конечно, надо быть идиотом, чтобы во всё это поверить. Но, знаете, вышло не так уж плохо.

Голоса в голове

Действие происходит в мире, который выглядит так, будто всё в нём — от гигантских церквей и покосившихся хат до ржавеющих паровых машин — вот-вот провалится в ад. И живёт среди этого обречённого на снос уныния монахиня Индика. Сразу отметим, что она — единственный симпатичный персонаж, тогда как остальные похожи на уродов с картин Босха. Да и ведут себя хуже некуда. Даже в монастыре нет места для пресловутого агапэ: инокини презирают Индику, считая её бесноватой, за что бреют ей голову, оскорбляют и заставляют выполнять бессмысленную работу. Между тем весь её грех в том, что она постоянно витает в облаках и мысленно беседует с неким существом, которое вполне могло быть голосом здравого смысла, если бы не было дьяволом.

Пока мы проникаемся сочувствием к зеленоглазой девушке, она всё сильнее утверждается в желании покинуть обитель. Но правильно говорят: бойся желаний своих — вдруг сбудутся. Индике велят доставить письмо в другой монастырь, но с тем же успехом её могли бы отправить за тридевять земель в тридесятое царство. Героиня попадает в альтернативную Россию XIX века, где, с одной стороны, на извёстку колоколен невольно крестится рука, а с другой — живут псы размером с лося и лососи величиной с кита. Здесь офицер желает послушать романс, пока истекает кровью из-за проткнувшей его зад арматуры, зэк рисует говном портрет дочери, пока его не убьют сокамерники, осетровую икру возят вагонами, будто уголь или щебень, а первый встречный попутчик спасает тело, но губит душу.

Плюнув по зову сердца на свою миссию, монахиня с беглым каторжанином Ильёй отправляется в город Спасов, где некий кудец лечит разные недуги. Там девушка надеется перестать быть бесноватой, а Илья рассчитывает исцелить гниющую руку, которая как-то связана с евангельским требованием отсечь искушающую тебя конечность. В дороге оба делятся друг с другом мыслями о Боге, свободе, душе. Попутчик на правах опытного сидельца топит за духовные скрепы, а монахиня отстаивает рациональный взгляд на вещи — дескать, нет любви без тела и насильно мил не будешь. Стоит отметить, что Россия вроде и альтернативная, но персонажам известны вещи из истории второй половины XIX века — вроде «жёлтого билета», коим называли удостоверение проститутки.

За такими душеспасительными разговорами герои движутся к своей цели. Вместе с ними игрок переживает смешное и страшное, испытывает стыд, отчаяние, надежду и гнев, а ещё глазеет по сторонам. Все здания в виртуальном мире, кроме жилых построек, циклопические, а машины — паровые. И тоже огромные. Мельница выглядит так, словно её возвёл Гаргантюа, а рыбный завод изнутри напоминает «Ишимуру» из Dead Space. Ощущение нереальности происходящего не покидает с первой до последней минуты, хотя игра то и дело возвращает на землю за счёт циничных выпадов в сторону веры и уклада жизни. Здесь есть немного сюрреализма в пропорциях декораций и галлюцинациях монахини, но вообще художественный приём, к которому прибегают разработчики, — это гротеск. Поэтому у INDIKA больше общего с прозой Владимира Сорокина, чем с книгами Булгакова и Достоевского.

На необычность впечатлений работает и электронный саундтрек, сдобренный чиптюном. Он кажется настолько неуместным посреди этой хтонической Руси с хождением по мукам, монашками, беглыми каторжниками, недотыкомками, святыми детоубийцами, презрением к личности, что даже хорошо. Бах или Чайковский под путешествие на край дури звучали бы менее органично. А так — в самый раз для творящегося на экране абсурда.

Шовнём? Шовнём!

Прохождение INDIKA занимает около четырёх часов. Вроде немного, но в этот скромный хронометраж разработчики ухитрились втиснуть целую кучу жанров, ракурсов и механик. Игра проверяет на пространственное мышление, реакцию и смекалку, меняет вид от третьего лица на первое, а затем врубает изометрию. Погони, вождение транспорта, управление подъёмными кранами, платформинг — чего здесь только нет. Даже пародия на Pac-Man имеется, только вместо колобка по уровню носится цыган и собирает золото. При этом действие происходит в двух измерениях: «настоящее» представлено в виде не самой плохой 3D-графики (ну, по меркам независимой студии), а «прошлое» — «пиксельные» воспоминания Индики, куда мы погружаемся между главами приключений с Ильёй.

Переключаясь между адом и реальностью за счёт молитвы, можно преодолевать препятствия.

Путь в сказочной России пролегает по небольшим кишкообразным локациям, где каждый найдёт занятие по душе. Одним будет интересно переставлять лестницы и открывать секреты — разные предметы культа, снабжённые порой весьма язвительными описаниями. Другие игроки получат удовольствие от решения задач на сообразительность, где надо, например, пройти по уровню, гоняя вверх-вниз два лифта или дёргая рычаги на пульте строительного крана. Новаторскими головоломки не назовёшь, зато сделаны они остроумно, с подвохом, и при этом достаточно логичны, чтобы без подсказок разобрался даже скуф вроде меня.

Прыжки по платформам тоже бывают разными, но сложнее они в воспоминаниях героини — надо не только вовремя жать на кнопки, но и запоминать, где и в каком порядке эти самые платформы появляются. Занятие, прямо скажем, на любителя — из-за него становишься таким же бесноватым, как героиня, а голос в голове советует вырубить игру и больше никогда не браться за произведения разработчиков, обещающих революцию в индустрии. Зато интересно оформлены приступы искушения монахини: чёрт начинает бормотать ей на ухо всякие резонные и стыдные вещи, а мир вокруг краснеет и распадается на фрагменты, собрать которые воедино помогает лишь молитва.

Но и это ещё не всё. Революция была бы неполной без стёба над всем, что так дорого геймерскому сердцу. В INDIKA есть прокачка за очки, получаемые в ответ на некоторые действия героини — например, когда она зажигает свечки и лампадки. Или занимается бесполезным трудом, служащим, по словам дьявола, основой духовности. Эта прокачка не влияет вообще ни на что, кроме подведения к главной мысли в конце игры. Впрочем, не буду портить вам удовольствие от финального плевка в душу. Лучше ощутите его сами — за тысячу-то целковых.

Полный кудец

Никакой революции INDIKA, конечно, не совершает. Даже шутка с бесполезными очками опыта — это просто шутка, намеренно всученный козе баян, а не новое слово в жанре. Игра может показаться аморальной людям, которые перестали следить за новостями и не пользуются Интернетом, а ещё она натолкнёт вас на глубокие мысли, если вы не читали других книг, кроме букваря и красненькой. Зато эмоций подарит массу: есть от чего посмеяться, взгрустнуть, испугаться, разозлиться и успокоиться. Набор механик тоже на удивление щедрый для четырёхчасового развлечения. И пускай сотрудники Odd Meter слукавили почти в каждом из своих обещаний, в итоге получилось интересно. Это точно не второе пришествие «Смуты» с замахом на рубль и ударом на копейку.

Плюсы: неожиданное разнообразие стилей и механик; интересное сочетание абсурда, ужаса и чёрной комедии; декорации, головоломки и сюжет созданы с выдумкой, геймплей умеренно сочетается с «кинцом», а героиня вызывает неподдельное сочувствие — для нынешних игр это редкость.

Минусы: игра короткая и местами неоправданно сложная; порой в ней надо заниматься бесполезным трудом, выслушивать трюизмы и терпеть грубый цинизм, которого было бы меньше при более деликатном раскрытии темы.

Другие новости

Комментарии

пока мы проникаемся сочувствием к зеленоглазой девушкеНо ведь мы не проникаемся. Игра — претенциозная чушь. Где авторы изо всех сил пыжатся показать, какие они оригинальные нетакуси, вообще не быдло. Продукт-клюква, рассчитанный строго на Запад, типичная отрыжка 90-х — когда наша богема массово соревновалась в дисциплине «кто ужастнее покажет рашку-парашку». Чем тут можно проникнуться, если ты в жизни читал хоть что-то кроме букваря 
Ты там не с определённой группы в века или подобного прибежал?
«Ты не понимаешь — это искусство!»©
Это глубоко звучит, если тебе лет 15, не большея был глубочайше оскорблён этим предложением
Он действительно не понимает. Впрочем, как и ты.
Все комментарии