Inkulinati: Обзор странной средневековой стратегии

Алексей Лихачев 2024-02-28 11:39:11 5

Ещё в начале 2023-го, когда Inkulinati появилась в раннем доступе, она сильно выделялась на фоне других игр. Её даже не с чем сравнить, да и к жанру какому-то отнести сложно. Вроде бы это рогалик, в котором сам решаешь, по какому пути идти, — но забеги здесь продолжительнее, чем в других играх жанра. Вроде бы это пошаговая стратегия, но вид сбоку и управление отдельными юнитами в таких проектах встречаешь нечасто. Чуть больше года спустя состоялся релиз финальной версии — идея осталась прежней, баланс поправили, нового контента добавили достаточно, а геймплейно это по-прежнему очень забавное и необычное приключение.

Больше и лучше

Если обычно в рогаликах мы управляем людьми или животными, путешествующими по миру, то в Inkulinati всё происходит на страницах средневековых манускриптов. Мастера-инкулинаты (какие-то скучающие сектанты) сражаются друг с другом рисуя существ: они изображают автопортреты — мини-инкулинатов и добавляют рядом со своими персонажами помощников, которые и будут драться до победного конца. Цель схватки — одолеть вражеского мини-инкулината, пробив выстроенную им оборону.

На этапе раннего доступа в Inkulinati был обучающий режим с базовыми уроками. За прошедший год «туториал» сильно разросся — теперь это целая «Академия» с тремя десятками испытаний, а также с промежуточными уроками, где «челленджей» ещё около полусотни. То есть если раньше знакомиться со многими механиками приходилось в процессе прохождения, то теперь всё подробно рассказывается в этом обучении. Задачки и условия в уроках бывают заковыристые, и «Академию» можно считать полноценным режимом, правда затянутым — многие особенности игры могли бы объяснить покороче.

Пример задачки в «Академии» — толкнуть противника в адскую пасть двумя зайцами.

Передать словами суть игры трудно, но попытаться можно. Наш нарисованный мини-инкулинат — своего рода командир, который, хоть и может кое-как двигаться, в основном сидит на одном месте. Когда он появляется на карте, у него в запасе есть несколько единиц чернил — это валюта, на которую покупаешь (и сразу рисуешь) существ. Мечники, лучники, барды — кого тут только нет. Оппонент делает всё то же самое, а от нас требуется и оборонять нашего мини-инкулината, и нападать на вражеского.

Бои пошаговые — сначала ходит одно из существ одного дуэлянта, затем наступает очередь существа противника. Игрок волен выбирать, кем именно он хочет ходить, — это очень важно в ситуациях, когда надо кого-то защитить или срочно одолеть. Затем, когда все персонажи сделали всё возможное и заснули, ход заканчивается, и процесс повторяется. Затягивать партии нежелательно, поскольку после нескольких ходов обычно начинается апокалипсис — либо адский огонь будет появляться по краям карты, либо летающая адская пасть начнёт сжирать тех, кто окажется в ней в конце хода.

У Inkulinati найдётся чем вас удивить, ведь у скучающих сектантов богатая фантазия. Боевые зайцы усыпляют врагов, показывая им свой зад. Ослы-барды играют на волынке, вызывая у оппонентов головную боль, — и используют они для этого вовсе не пасть. Бесы создают искры с помощью горючих газов. К счастью, далеко не все способности завязаны на газах — тут и церберы есть, плюющиеся огненными шарами, и коты-епископы, улучшающие характеристики союзников. Существа, являющиеся помазанниками, наносят удвоенный урон дьяволам и еретикам — последним можно стать, если нанести урон священному персонажу. Бесы, в свою очередь, игнорируют искры и адские пасти — то, от чего получают ранения остальные существа.

Каждая новая локация становится интересной головоломкой — используя имеющиеся ресурсы, нужно как можно скорее и эффективнее одолеть противника. В этом помогают особые геймплейные механики. Например, можно толкать противника в сторону любым персонажем. Во-первых, это позволяет переместить врага к своему союзнику, чтобы тому было проще драться. Во-вторых, иногда удаётся толкнуть недруга ко взрывающемуся объекту, чтобы нанести ему больше урона. Ну а в-третьих, цель можно вообще сбросить с обрыва — стен здесь нет, так что доведите бедолагу до края и столкните, чтобы долго с ним не возиться. Что интересно, это позволяют делать даже с мини-инкулинатами — если повезёт, дуэль завершится быстро.

Когда на пути стоят существа, то цель, которую кто-то толкает, проедет мимо них.

Важно помнить и о способностях мини-инкулината. Он не только рисует рядом с собой существ, но и может влиять на ход боя с помощью жестов. Самый простой жест — толчок персонажа в выбранную сторону, который можно применить даже на самом себе. В большинстве случаев это используешь для того, чтобы подвинуть кого-то на чернильное пятно — основной источник чернил. Пятна появляются случайно, а также их оставляют после себя убитые существа, и если к началу следующего хода кто-то стоит на пятне, то в следующем раунде игрок получит бонусные чернила. Среди других жестов — исцеление соратников, стирание негативных эффектов вроде кровотечения, превращение врагов в радиусе в еретиков и так далее. Есть также таланты, число которых со времён раннего доступа значительно выросло. Это «пассивки», позволяющие зарабатывать дополнительные чернила, дающие бонусную защиту существам и так далее, — очень полезные и сильные модификаторы.

Опасная дорога к успеху

Десятки существ, жестов, талантов — кажется, во всём этом легко запутаться. Однако структурно Inkulinati — точнее, её основной режим «Путешествие» — представляет собой рогалик, а потому начинаешь прохождение лишь с четырьмя существами, тремя жестами и одним талантом. Остальное собираешь, пока путешествуешь от одного босса к другому, зарабатывая золото и посещая лавки. Или не посещая — всё зависит от того, какой путь выберешь. После большинства этапов у вас есть выбор — либо начать следующий бой ради золота, либо посетить часовню для восполнения здоровья мини-инкулината, либо увеличить количество стартовых чернил в скриптории.

Сражения делятся на три типа. В «Боях зверей» мини-инкулинат вообще не принимает участия — там дерутся только существа. В «Логове зверей» уничтожать надо не только врагов, но и места их бесконечного возрождения — в битве с пчёлами, например, это ульи. А в «Столкновении инкулината с дикими зверями» мини-инкулинат есть только у игрока — дерётся он лишь с существами, и достаточно их победить для завершения боя. Если пройти усложнённую версию «Столкновения», где врагов обычно больше и они сильнее, то в награду получишь нового зверя. Увеличение своего бестиария значительно облегчит путешествие, поскольку даст больше опций — вы можете брать в бой только пятерых существ и всегда знаете, какие враги будут в следующем испытании, что позволяет подготовиться.

За год в игру добавили немало новых существ. Зайцы, собаки, лисы и другие животные, которые были в раннем доступе, остались на месте, а появились, к примеру, обезьяны — каждая из них улучшает свою атаку в конце хода случайным эффектом. Или взять голубей — они не только перемещаются по уровням без использования лестниц, но и обладают пассивным навыком «Голубок», который дарует повышенный урон и восстановление здоровья при приземлении рядом с сородичем. Здесь даже дракон появился — самое дорогое существо, обладающее иммунитетом к нескольким негативным эффектам, заражающее врагов укусами и поливающее их огнём. Разблокируешь этих бойцов постепенно, проходя «Путешествие» и зарабатывая очки престижа.

В прошлогоднем превью Inkulinati я жаловался на сломанный баланс, из-за которого некоторые существа оказывались слишком сильными, а этапы с их участием — непроходимыми. В полной версии у меня ничто не вызвало претензии — возможно, из-за появления кучи новых талантов и типов существ. Я специально полистал описания патчей за последние месяцы и несколько раз натыкался на огромные списки исправлений — и здоровье многим увеличили или уменьшили, и некоторые способности переработали. Зайцы, например, раньше не молились в конце хода сами — у них было соответствующее умение, которое нужно было активировать вручную. В «Путешествии» награды тоже изменились — теперь там больше возможностей восстановить здоровье в перерывах между сражениями.

Но некоторые недостатки всё же остались. В частности, огромное количество текста в описаниях существ — рядом с каждым умением есть целый абзац, объясняющий механику, а в правом углу экрана появляются расшифровки ключевых слов. Со временем обращаться к этим текстам придётся всё реже, но для неподготовленного игрока информации очень много — и не всегда понятно, какая её часть представляет ценность. Не очень мне нравится и то, что нельзя бросить забег на полпути, не потеряв при этом заработанный престиж — валюту, нужную для разблокирования новых существ. Иногда очевидно, что сила отряда недостаточно высока для долгого прохождения, и спасающие в случае гибели перья не сильно помогут. Или хочется попробовать сложность повыше, поскольку забег кажется лёгким. Но если сдашься, то всё потеряешь.

Inkulinati и геймплейно, и визуально очень необычная игра, которая наверняка понравится любителям пошаговых стратегий и рогаликов. Ранняя версия была многообещающей, но контента там было маловато, баланс хромал, да и интерфейс выглядел неряшливо. За год всё это исправили, заодно добавив продолжительный «туториал» с кучей испытаний и предложив игрокам ещё больше причин перепроходить режим «Путешествие». Онлайн-мультиплеер к релизу сделать так и не смогли, но и без него здесь хочется провести не один вечер, сталкивая противников в пропасти и ошарашивая их газовыми облаками.

Плюсы: необычное смешение жанров, которое на удивление хорошо работает; забавная графика; оригинальные геймплейные механики, делающие из каждого сражения головоломку; наполненный испытаниями режим обучения, объясняющий каждый элемент игры; множество существ, талантов и жестов — гораздо больше, чем было в ранней версии.

Минусы: обучение рассказывает много интересного, но оно сильно затянуто; описания персонажей и их способностей по-прежнему представляют собой стены текста.

Другие новости

Комментарии

Всего лишь похвально. По тексту обзора было другое ожидание
Она мне ККИ напомнила.
Странно, я думал обзор уже есть.
тоже так думал, но потом вспомнил, что было превью по версии из раннего доступа
Визуально конечно поражает, с душой нарисовали
Все комментарии