Colony Ship: Обзор лучшей космической RPG года

Кирилл Волошин 2023-11-18 17:45:39 20

Интрига по поводу того, какая игра получит награду в номинации «RPG года» (и не только этого), умерла в августе — с выходом Baldur’s Gate III. А вот за остальные места борьба будет интересная. И в ноябре своё право на место в числе этих претендентов доказала Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game. Что, впрочем, неудивительно — это новая работа Iron Tower Studio, подарившей нам The Age of Decadence, одну из самых нелинейных и «разговорных» ролевых игр в истории жанра.

Былое и думы

Мы в своё время очень зря пропустили The Age of Decadence (было только превью), но в среде поклонников жанра она имеет культовый статус. Винс Уэллер (Vince Weller), основатель и глава Iron Tower, фактически в одиночку делал The Age of Decadence лет десять, и в итоге мы получили чуть ли не единственную после Planescape: Torment ролевую игру, которую практически полностью можно пройти без единой драки.

Более того, The Age of Decadence словно подталкивала нас к прохождению через разговоры — драка даже с одним противником из-за постоянных промахов и уклонений превращалась в пытку. Зато мы могли пускать в дело подвешенный язык, разными способами решая квесты и работая на многочисленные фракции и гильдии. Причём никто не запрещал переходить в другие группировки, предавать, интриговать и вообще делать практически что угодно, зарабатывая репутацию крысы или преданного пса, лжеца или человека слова.

А сама игра заработала репутацию очень ершистой, неудобной и хардкорной RPG, вынуждающей постоянно откатываться и прокачивать нужные навыки, чтобы пройти очередную проверку. Но при этом оторваться от неё крайне сложно.

Пасынки вселенной

В своей новой игре Винс Уэллер со товарищи пошли по тому же пути и снова выдали крайне болтливую RPG, делающую ставку на силу слова, а не оружия. Но при этом Colony Ship куда более современная и комфортная. И к тому же куда более сюжетная. Если в The Age of Decadence основной сценарий главным образом выполнял роль фона и спускового крючка для дальнейших нелинейных экспериментов в иммерсивном мире, то в Colony Ship он стоит во главе угла.

Источником вдохновения для автора послужил знаменитый роман Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) «Пасынки Вселенной», который породил моду на все эти сюжеты про то, как огромное космическое судно долгие годы везёт тысячи колонистов на далёкую планету и в процессе с ними обязательно что-то случается — даже фильм «Пассажиры» с Крисом Праттом (Chris Pratt) и Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence) во многом вышел оттуда.

Впрочем, «Пасынки Вселенной» — вещь более глобальная и серьёзная, говорящая с нами о проблемах общества, о природе человека, о религии и много о чём ещё. Colony Ship не следует за романом дословно, а берёт оттуда общую фабулу. Есть огромный «Корабль поколений», который много-много лет везёт сотни тысяч колонистов к звезде Проксима Центавра. Никто не знает, когда он туда долетит и долетит ли вообще. Да многих это уже и не волнует.

На корабле сменилось не одно поколение людей и давно уже сформировался аналог земного общества со всеми его плюсами и болячками — в основном, конечно, с болячками. Особенно они обострились после мятежа, устроенного местными анархистами.

На момент начала игры корабль разделён на зоны влияния и территории, принадлежащие разным фракциям — среди ключевых выделяются Церковь, местные вояки Протекторы, помешанные на служении изначальной миссии корабля, и Братство (те самые анархисты). Есть ещё члены Совета из числа знати, следящие за всем и за всеми; секты во главе с Великой Матерью; монахи-киборги, которые служат машинам, обеспечивая работоспособность корабля; банды, постоянно сражающиеся за территории.

Лидеры фракций и большинство рядовых граждан живут в Убежище, разделённом на зоны влияния. Ботаники что-то выращивают в Гидропонике и периодически отбиваются от огромных лягушек, которые тут очень часто идут на завтрак, обед и ужин. Исследователи, авантюристы и мародёры прочёсывают руины Центра управления полётом.

А многие из тех, кто устал от разборок между группировками или хочет сбежать от них, идут в Яму, расположенную в грузовых отсеках корабля. Этот «свободный город» стал символом независимости — а для кого-то, наоборот, беззакония и греха. Живут здесь свободно, но умирают быстро.

Между молотом и наковальней

Естественно, именно в Яме мы начинаем игру. И сразу с радостью вдыхаем воздух свободы а-ля Fallout. Первый же квест, который вроде как связан с поисками древней машины в заброшенной Оружейной, втягивает нас в разборки между сильными мира сего. А в них мы вольны принимать любую строну и поступать как угодно.

Уже через пять минут после начала игры мы встаём перед нелёгким выбором между местным «губернатором», вчерашним бандитом, который и ныне потакает рэкету, и местным шерифом, вчерашним наёмником, ныне решившим прибрать свободный город к рукам закона.

Этот выбор ведёт к разным линейкам квестов. Да и напарники реагируют на него по-разному — например, девушке Фэйт, решившей отомстить за свою убитую семью, очень не понравится, если мы встанем на сторону «губернатора», а вот вспыльчивый любитель пострелять Эванс, наоборот, обеими руками поддерживает этот выбор.

Ещё в нашей команде уже в начале может оказаться суровый мужик с дробовиком Джед, к которому мы приходим выбивать долги и которого вольны либо пристрелить, либо выслушать и взять в отряд.

И дальше всё в том же духе Fallout. Практически все важные квесты можно решить разными путями. Пришли мы, например, за важным топливным элементом к лидеру киборгов-сектантов Великой Матери, та послала нас куда подальше, а затем встаёт выбор — выкрасть его, обратиться за помощью к одной из трёх главных фракций или пойти на поводу у того, кто очень хочет убрать «мамашу» и готов нам устроить ещё одну личную встречу для более жёсткого разговора.

Практически у каждого лидера той или иной группировки тут враги и предатели среди своих же. И мы можем либо поддержать их стремление устранить главаря или, наоборот, выступить на стороне текущей власти. А можно согласиться поддержать, а потом сдать «революционеров».

Впрочем, никто не мешает не мчаться по сюжету, а заняться, например, доскональным изучением уже упомянутых руин Центра управления полётом, где тоже полно приключений и наживы. Попробуйте починить боевого робота или найти глаз высокопоставленного члена Совета для доступа в секцию, где явно скрыто что-то очень ценное. В последнем случае, правда, понадобятся продвинутые навыки стелса, чтобы прокрасться к нужному саркофагу.

Репутация — всё!

С помощью стелса можно избежать многих сражений или выкрасть важный квестовый предмет. Хотя главное наше оружие, позволяющее пропустить практически все драки, — это, конечно, красноречие.

Все наши действия, как и в The Age of Decadence, отражаются не только на концовках истории, но и на репутации у фракций, а также на том, каким мы предстаём в глазах других людей. Да, бывает, что любой наш выбор всё равно приводит к одним и тем же сюжетным квестам. Но изменится как минимум отношение фракций и напарников к вам.

Личная репутация высчитывается по четырём параметрам — это бой, дипломатия, стелс и исследование. И уже к концу второй главы я получил более 80 баллов в графе дипломатии, став «манипулятором».

Во многих ключевых квестах мне предлагали участвовать в эпической битве или использовать какие-то другие навыки, чтобы облегчить предстоящее сражение. Я всегда выбирал второе и в итоге сильно помогал — в одном случае заблокировал подход подкреплений с помощью компьютерных навыков, а в другом во время диалога спровоцировал лучших бойцов противника, и те убили друг друга.

Навык хорошей игры

Да, как и в The Age of Decadence, практически весь геймплей в Colony Ship построен на проверке навыков. Убеждение, знание «улиц», компьютеров, электроники, биотехнологий, взлом замков, воровство — на каждом шагу полно ситуаций и предметов, с которыми пригодится какое-то из умений. А ещё практически в каждой большой локации есть окна, куда можно незаметно пролезть, чтобы что-нибудь умыкнуть, — если, конечно, достаточно развит стелс.

Даже ваше мастерство владения тем или иным видом оружия может пригодиться вне боя. Бежите вы, например, по мосту, и вдруг прямо перед вами падает скошенный пулей человек — игра сразу предложит пройти проверку навыка «Винтовки». Если пройдёте, то подстрелите вражеского снайпера. Если нет, то предложат хотя бы поделиться аптечкой и оказать первую помощь. Причём это не отдельный квест, а так, деталь, почти что случайное событие.

Все навыки прокачиваются по мере использования — каждый вскрытый замок или починенная электронная вещь добавляют очки опыта в соответствующую графу. Кроме того, при получении новых уровней иногда позволяют сразу прокачать тот или иной навык.

И на каждом уровне нужно выбрать новое пассивное умение в одной из групп — есть, условно, стелс, боевые способности, социальные, лидерские, увеличивающие эффективность всего отряда, и общие. К последним в том числе относится максимальное количество имплантов. Просто так напичкать себя аугментациями, дающими бонусы к характеристикам, не получится. И напарники сами говорят, какие импланты они предпочитают, а какие им не нужны.

Обучаться также можно у некоторых торговцев и специалистов — за плату они готовы прокачать выбранный навык нам или кому-то из напарников. Наконец, иногда встречаются жетоны для специальных тренажёров, где закачивается курс повышения квалификации по целой группе умений.

Таким образом, мы развиваемся в довольно свободном формате. При этом на старте можно или самому создать персонажа, или выбрать заранее заготовленный архетип — это сильный воин, ловкий стрелок и проницательный дипломат. Но по мере прохождения вы вольны корректировать этот шаблон и развивать его в любом направлении. Если что, всегда можно воспользоваться навыками напарников — например, разбираться с компьютерами и биотехнологиями я всегда просил Фэйт.

Ложки дёгтя

Colony Ship, как и The Age of Decadence, в первую очередь поощряет мирное решение проблем с помощью разговоров и практически не скрывает этого. Как я уже сказал, много внимания уделено стелсу: есть показатель шума, на который влияет экипировка (от этого зависит радиус обнаружения персонажа), и можно приобрести или заполучить гаджет, делающий вас на время невидимым, а потом улучшать его с помощью найденных деталей.

А вот с пошаговыми сражениями в Colony Ship всё сложнее. Как и в The Age of Decadence, это, скажем так, не лучшая часть игры. Нет, по сравнению с «декадансом» здесь бои реализованы лучше и удобнее. Можно менять режим стрельбы, занимать укрытия, выцеливать разные части тела (влияет на шанс попадания). Боевые умения разделены по видам оружия — есть пистолеты, винтовки и дробовики. У некоторых пушек даже имеются свои навыки.

Но многих тактических возможностей не хватает, и всё, как правило, решают гранаты. Сражения стали чуть легче и динамичнее по сравнению с The Age of Decadence, но всё равно враги изначально перекачаны, и их сильно больше. Доходит до смешного — даже лягушка тут может один на один забодать одетого в тяжёлую броню воина. С другой стороны, на старте можно выбрать облегчённый режим.

К недостаткам я бы также отнёс обилие беготни между локациями. Хотя и тут стало легче — практически из любого места можно просто через карту быстро переместиться в выбранную точку. К приятным удобствам я бы также отнёс возможность настроить автоматическое лечение и перезарядку после каждого боя.

Наконец, в Colony Ship недостаточно проработана система взаимодействия с напарниками. Мы с ними часто что-то обсуждаем, они могут не соглашаться с чем-то. Но ситуации, когда из-за наших действий связь с союзником ослабевает или, наоборот, укрепляется, довольно редки. Не говоря уже о более серьёзных последствиях и глубоком взаимодействии, которые мы видели, например, в Baldur’s Gate III.

Да, Colony Ship не сравнится с Baldur’s Gate III — хотя бы в силу объективных финансовых, кадровых и технических ограничений. Но поверьте, когда вы будете в неё играть, то напрочь забудете о существовании других RPG — пусть даже они в чём-то лучше.

Плюсы: интересный, нелинейный сюжет; возможность решить большинство квестов разными способами; обилие навыков, влияющих на геймплей; неплохо проработанный стелс; игра стала более динамичной и удобной по сравнению с The Age of Decadence; приятные дизайн и графика.

Минусы: хотелось бы больше масштаба; сражения выглядят бедными родственниками на фоне всего остального; не хватает более глубокого взаимодействия с напарниками.

Другие новости

Комментарии

Этому вашему Colony Ship повезло, что новых Пикминов даже с натяжкой РПГ не назовешь. Лучшая игра про космос этого года точно к ним идет :D
У OwlCat будет, наверное, снова 120 часов, из которых большую часть стоило бы выкинуть.
Почему?
На инглиши? Это пройдёт мимо меня.
Вот ты сейчас зачем рог трейдера оскорбил ?
Все комментарии