Гейм-дизайнер Джордан Мекнер (Jordan Mechner) прежде всего известен как создатель первой Prince of Persia, но успеха в индустрии он добился ещё до этой игры. Имя Мекнера оказалось на слуху после релиза Karateka, культового экшена с видом сбоку. Сейчас об этом релизе вспоминают не так уж часто, но тогда, в 1984 году, проект произвёл фурор. Чтобы рассказать, чем игра знаменита, коллектив Digital Eclipse выпустил The Making of Karateka — первую интерактивную документалку из серии Gold Master.
С одной стороны, за 30 с лишним лет о Karateka уже многое было сказано, в том числе самим Мекнером, — в «Википедии» хватает интересных фактов о разработке и наследии игры. С другой — подача в The Making of Karateka делает проект очень занимательным. В главном меню есть пять «сюжетных» глав: одна рассказывает о юности Мекнера и его первых попытках создать что-то на компьютере, вторая посвящена начальным этапам работы над «Каратекой» и так далее. Каждая глава разбита на десятки этапов — вы перемещаетесь от одного к другому и везде видите либо фотографии с комментариями, либо старые письма, либо видеоролики и геймплейные прототипы.
Принять участие в проекте согласились многие: и сам Мекнер со своим отцом, который писал музыку для игры; и представители издательства Brøderbund, выпускавшего Karateka; и другие знаменитые гейм-дизайнеры, решившие влиться в индустрию благодаря этой игре. Свои комментарии дали основатель id Software Том Холл (Tom Hall), соавтор Mortal Kombat Джон Тобиас (John Tobias), ведущий дизайнер Ultima Online Раф Костер (Raph Koster) и другие.
Моментами может показаться, что в The Making of Karateka Мекнер занимается самолюбованием — здесь даже можно прочесть письмо от 17-летнего Джона Ромеро (John Romero), в котором будущий дизайнер Doom и Quake делится восторгом от игры и под конец называет себя «обожателем великого Мекнера». Однако такова суть документалок — ничего выдуманного здесь нет, проект действительно был знаковым и вдохновил многих юных гейм-дизайнеров на разработку собственных игр, да и вряд ли это сам Мекнер решил создать эдакий музей имени себя.
О музее я сказал не просто так — здесь действительно будто бы изучаешь экспонаты, которые ещё и пощупать можно. Начинается всё за пару лет до Karateka — накопивший деньги на Apple II подросток решает создать клон популярной на тот момент Asteroids. А потом ещё и пытается убедить местного издателя, что проект достойный. Это уникальная возможность заглянуть за издательскую ширму, пусть и многолетней давности, — здесь очень много переписок между Мекнером и Brøderbund, в которых издатель делится впечатлениями и указывает на недостатки, а разработчик высылает одну за другой новые версии проекта.
Чем The Making of Karateka отличается от статьи в «Википедии», так это возможностью поиграть в те самые прототипы, которые Мекнер отправлял издателю. Клоны Asteroids в итоге так и не увидели свет, так что это единственная возможность в них поиграть. Та же судьба постигла аркаду Deathbounce, в которой самолётик отстреливался то от инопланетных кораблей, то от роботизированных летучих мышей, то от разноцветных шариков — попыток было много, но Brøderbund ничего из этого выпускать не стала.
Гораздо больше материала в игре посвящено Karateka — здесь тоже есть немало играбельных прототипов, каждый из которых сопровождается разного рода комментариями. Одна из глав, к примеру, рассказывает о технологии ротоскопирования (или фотоперекладки) — в то время её не использовали в видеоиграх, но Мекнеру хотелось сделать анимацию персонажей более реалистичной, так что пришлось этому учиться. Сын снимал на плёнку своего отца, одетого в кимоно, а затем срисовывал позы и переносил их в игру. Все записи, как ни странно, сохранились, а вместе с ними — и многочисленные дизайн-документы, наброски и многое другое.
Те, кто интересуются разработкой старых видеоигр, узнают много любопытных деталей. Например, мощностей Apple II не хватало на то, чтобы одновременно звучала музыка и персонажи на экране двигались, поэтому саундтрек временно ставится на паузу, когда кто-то идёт в сторону. А в одной из ранних версий Karateka было необходимо поклониться, прежде чем подходить к принцессе, иначе она убивала главного героя. Здесь очень много информации о процессе написания музыки, об источниках вдохновения, о попытках рассказать богатую историю в сильно ограниченных условиях и о многом другом. Сейчас многое, что хвалят в Karateka, кажется смешным, но тогда технология ротоскопирования, кинематографичность, какой-никакой сюжет и неплохая на тот момент боевая система впечатляли.
Всё вроде бы здорово, но мне подпортили впечатления те самые играбельные прототипы — почему-то на PlayStation 5 абсолютно все они «лагают». Возможно, так и задумано: всё-таки незавершённые проекты, — но даже финальные версии Karateka для Apple II, Commodore 64 и Atari 8-bit подтормаживают. Встроенный эмулятор предлагает много опций: тут и разные схемы управления, и смена разрешения, и фильтры с рамками. Плюс в меню паузы каждой игры лежит руководство — либо официальный буклет, либо письмо Мекнера с комментариями. Но всё это не имеет значения, если кадровая частота неадекватно скачет.
Зато идеально работают Deathbound: Rebounded и Karateka: Remastered. Главный сюрприз интерактивной документалки — современные версии обеих игр (одна из которых так и не вышла), созданные Digital Eclipse в сотрудничестве с Мекнером. Ремастер Deathbound получился забавной аркадой, похожей на сильно упрощённую Resogun с противниками, которые после гибели разлетаются на мелкие частицы. Ну а ремастер Karateka — это не кошмарный ремейк 2012 года, а тот же двухмерный экшен с видом сбоку, в котором всё перерисовано: и гора на заднем плане, и противники, и главный герой. А в крепости, где держат в заточении принцессу, даже отражения на полу есть!
Играм не просто добавили лоска — у обеих в меню есть список испытаний, чтобы охотникам за «ачивками» было чем заняться. В Karateka предлагается набивать комбо, быстро проходить главы, не получать урон и так далее. В Deathbound задачи примерно те же, только там ещё оценивают меткость стрельбы и требуют не использовать щит на поздних уровнях. Жаль, онлайн-таблицы рекордов не добавили.
Создатели The Making of Karateka говорят, что это первый проект из серии Gold Master — в будущем нас ждут другие документалки о культовых играх, оказавших влияние на индустрию. Комом первый блин не вышел — когда изучаешь все фотографии, видеоролики, прототипы и письма, кажется, будто смотришь увлекательный фильм. Жаль, в прототипы трудно играть из-за фреймрейта. Зато здесь есть обновлённые версии старых игр, сохранившие суть оригиналов.
Плюсы: необычный формат — интерактивная документалка с кучей интересной информации; играбельные прототипы как невышедших игр Мекнера, так и собственно Karateka; замечательные ремастеры двух древних игр — с достижениями и испытаниями.
Минусы: в прототипы и финальные версии Karateka трудно играть из-за подтормаживания.