В июне началось закрытое бета-тестирование Warhammer 40,000: Rogue Trader — ролевой игры, которую разрабатывает студия Owlcat Games, известная по Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous. Помолясь Богу-Императору, мы тоже отправились на просторы Империума Человечества и хотим поделиться впечатлениями.
Если быть точнее, то отправились мы в Пространство Коронус — это задворки Империума, малоисследованная и потому очень опасная область космоса, где много преступников, пиратов и еретиков разных мастей.
Именно эти замечательные территории, системы и планеты нам предстоит осваивать и завоёвывать в роли одного из вольных торговцев. Это такие привилегированные люди, наделённые силой священного Торгового Патента, которые из поколения в поколение создают свои протектораты, целые торговые империи, исследуют неизведанные миры, богатеют, обрастают неимоверной властью. Но делают они всё это с благословения Бога-Императора и ради распространения его веры и влияния в самые дальние фронтиры Империума.
Столь влиятельным персонажем мы становимся уже в прологе, но не сразу, а в результате коварного заговора, устроенного впавшим в ересь «мастером шёпотов» против предыдущего вольного торговца, Лорд-капитана Теодоры фон Валанциус.
Именно её династию нам и предстоит продолжать и развивать. Но сначала нужно найти достойного Навигатора и опытного техножреца из Адептус Механикус — без них наш огромный материнский корабль-станция, на котором живут и служат тысячи людей, не сможет нормально перемещаться через нестабильное варп-пространство.
Не очень понятно? Неудивительно. Warhammer 40,000: Rogue Trader с ходу заваливает нас множеством странных слов и терминов — сервочерепа, авгуры, вокс-связь, какие-то машинные духи, заставляющие работать местные компьютеры… Что для поклонников Warhammer 40,000 услада для ушей, то для других какой-то птичий язык.
Но это даже хорошо. По каждому непонятному слову есть контекстная справка, написано всё очень пафосно и красиво, в том числе на «высоком готическом». И достаточно быстро проникаешься духом этой вселенной, хоть и невольно улыбаешься, читая, как техножрецы Адептус Механикус чуть ли не молятся реле и розеткам.
Впрочем, даже неофиты знают, что ирония этой вселенной не к лицу. «Высокий готический» тут соседствует с обычным и разговорным, а брутальный пафос — с мистикой, мраком и настоящим хоррором. Здесь на каждом шагу встречаешь то ли мутантов, то ли демонов, а описание Имматериума, Варпа, Хаоса, его деяний и созданий заставляет поёжиться. И мы со всем этим с первых минут имеем дело.
Наш герой (или героиня) периодически слышит хор странных голосов в голове и общается с потусторонними сущностями, управляющими судьбой. Одна из наших спутниц периодически впадает в транс, закатывает глаза и делает предсказания. Другая — бледная девушка с ангельским голосом, длинными когтями и жабрами.
Девушку зовут Кассия, она — Навигатор, сменившая мучительно погибшего предшественника. И я, если честно, сначала не хотел брать такое создание на корабль, а собирался убить, поверив другому потенциальному навигатору, но в итоге сценаристы мне её навязали.
Да, выбор здесь оказался иллюзорным, но вся эта сцена получилась очень яркой (как и сама Кассия) — и хорошо, что в Warhammer 40,000: Rogue Trader в принципе много интересных ситуаций выбора и моральных дилемм. При первом же знакомстве с экипажем один из офицеров дерзит, и нам нужно решить, казнить его или нет. В дальнейшем будет выбор, жестоко подавить бунт на одной из палуб корабля или пообщаться с людьми и удовлетворить некоторые их требования.
Чуть ли не в каждом втором диалоге мы вольны отыгрывать либо сурового, властного, жёсткого и местами жестокого Лорд-капитана, который всегда помнит о своём высоком положении, либо более человечного правителя.
Со своими спутниками тоже можно вести себя по-разному даже в обычном разговоре — пару раз, например, мне пришлось поставить на место своего сенешаля, правую руку предыдущего Лорд-капитана. Все спутники тут по своему интересные, и с ними всегда можно поговорить на корабле.
Есть ситуации и с более осязаемыми последствиями выбора. В одной из них мы либо убедим фанатичного старика прекратить вырезать глаза членам своей семьи, и всё закончится мирно, либо не убедим и придётся сражаться. В другой решаем, надеть богохульные одежды еретиков и совершить диверсию, чтобы разом уложить всех врагов, либо не прикасаться к этой мерзости и честно драться с толпой.
Некоторым спутникам очень не нравится первый вариант, но конкретной механики влияния наших действий на отношения с компаньонами я пока не заметил.
Зато все наши действия и решения влияют на то, в какую сторону развивается моральный вектор самого героя (или героини) и какие из трёх соответствующих веток мы прокачиваем — Империум, Скверну или Благодеяния. В каждой постепенно становятся доступны уникальные умения. Кроме того, некоторые действия и реплики, а также возможность экипировать определённые предметы открываются, только если персонаж достиг нужного уровня Империума, Скверны или Благодеяний.
Вышеописанная морально-нравственная система — лишь один из механизмов прокачки (больше для ролевого отыгрыша). А в целом ролевое устройство и пошаговые сражения в Warhammer 40,000: Rogue Trader напоминают о классических партийных RPG по D&D или Pathfinder, на которой Owlcat Games не одну собаку съела.
Понятно, что фирменная ролевая система компании Fantasy Flight Games, используемая в Rogue Trader, имеет массу отличий и нюансов, про которые можно написать отдельную диссертацию. Для многочисленных проверок навыков, вероятностей попадания/уклонения и всего прочего бросаются не привычные по D&D 20-гранные кубики (d20), а… 100-гранные — значит, и механика вычислений более сложная.
Классы тут называются доктринами, ультимативные умения, которые можно использовать лишь раз за бой, — героическими актами, которые становятся доступны, только если мы своими успешными действиями в бою заполнили шкалу Моментума. Если её не хватает, а ситуация требует решительных действий, то можно использовать такие же мощные умения из разряда «Отчаянные меры» — эффект будет сильный, но после на персонажа наложат штраф.
Есть ещё шкала Вуали, которая заполняется по мере того, как на поле боя появляются демоны и хаоситы, а наши персонажи, в особенности псайкеры, применяют разные богохульные способности. Вуаль — это граница между реальным миром и Имматериумом, то есть миром психоэнергетическим. И чем выше этот показатель, тем сильнее истончается барьер. В результате те же псайкеры становятся сильнее, но возрастает риск, что на поле боя прорвутся демоны.
Разветвлённая система генерации персонажа стимулирует не выбирать готового, а создавать своего, чтобы получился уникальный боец, стрелок, лидер или адепт. Потом, по достижении определённого уровня, дадут возможность выбрать ещё одну, продвинутую, карьеру — авангарда, убийцы или охотника.
По сравнению с «альфой», в бета-версии несколько изменился набор доктрин — нет больше стратегов и солдат. А что будет на релизе, неизвестно. Может показаться, что классов маловато, но на деле каждый из них включает массу сложных переменных. Например, мы выбираем ему родной мир и призвание — а это может быть как морской офицер или комиссар, так и бродяга или санкционированный псайкер (и это далеко не все варианты). Кроме того, в разработке находятся такие разделы, как «Триумф» и «Темнейший час» — а это тоже важная часть системы создания персонажа.
В любом случае уже доступные доктрины хорошо проработаны и отличаются друг от друга. Адепты, например, делают ставку на выявление уязвимостей в защите врагов, а лидеры накладывают полезные ауры на союзников и дают им дополнительные ходы.
Всё это определяется уникальными умениями каждой доктрины. А вот характеристики и навыки у всех одни и те же, и мы при получении уровней сами решаем, какие повышать (хотя игра всегда подсказывает, какие являются профильными для данного класса). Для адептов важны навыки техники и логики, бойцы сильны в устойчивости и атлетике, а лидеры — в убеждении. Если выбрать весь отряд из шесть персонажей, то игра сама выберет, у кого лучший показатель взрывотехники, чтобы деактивировать ловушку. А потом бросит кубик для проверки навыка.
В диалогах очень важны показатели убеждения и напора, а также нередко понадобятся навыки знаний — ксеносов, Варпа или Империума. Каждый успешный бросок кубика в таких ситуациях даёт дополнительный опыт.
Алгоритм ведения пошаговых боёв вполне знакомый. В свой ход, используя очки действий, перемещаемся, занимаем полные или частичные укрытия, атакуем, применяем умения. Не хватает пока разве что режима наблюдения. Очень важное значение имеет расстановка бойцов перед началом драки в ходе так называемого нулевого раунда. Но если вы попали в засаду, то такой возможности не будет.
Причём если против вас выступают враги, использующие тяжёлое мельта-оружие или болтеры, то лучше не кучковаться — выстрелы из таких пушек скашивают целые толпы. А снайперки и лазганы могут простреливать сквозь несколько тел. Работает это и в нашу сторону. Вообще, оружие в игре отлично проработано, и те же болтеры представляют собой действительно мощную силу. Правда, использовать болтеры, а также огнемёты и мельта-пушки могут далеко не все — нужно обладать соответствующими навыками.
Даже если шанс попадания невелик, очередь из мощной пушки очень часто кого-нибудь да задевает. Причём этим кем-нибудь может оказаться и союзник — огонь по своим включён по умолчанию, и это очень важный фактор. У стрелков даже есть особый навык «Контролируемый выстрел», который позволяет предупредить союзников, чтобы те пригнулись.
Как и в «альфе», в бета-версии очень сильной оказалась стрелок Арджента. В сочетании с лидерами, которые постоянно дают ей дополнительные ходы, эта фанатичная святоша со снайперкой и болтером нередко одна способна решить исход боя — особенно если займёт удобную позицию на возвышенности. Поэтому вопроса, брать с собой Ардженту или нет, не может возникнуть в принципе.
С этим, наверное, нужно что-то делать, хотя проблема имбовости стрелков актуальна во многих подобных играх и кардинально решить её, пожалуй, невозможно — если только бить током за каждый удачный выстрел.
В любом случае бои в Rogue Trader довольно напряжённые, а в сражениях с огромным космодесантником Хаоса или каким-нибудь многоглазым чудищем одна только пара из стрелка и лидера не спасает — нужно грамотно действовать всем отрядом.
Поначалу я вообще опасался играть на «суровом» уровне сложности — авторы предупреждают, что он рекомендуется только тем, кто хорошо знаком с ролевой системой Warhammer 40,000. Здесь характеристики врагов не снижены, противники наносят полный урон и очень часто наши бойцы получают критические раны. Последние, если их не вылечить вовремя с помощью аптечки, превращаются в травмы и отказывающие конечности, что сильно снижает характеристики бойца — вылечить это можно только отдыхом на корабле. Аптечки при этом на вес золота, а раны они снимают, только если пройдена проверка навыка медицины.
Потом я освоился и начал успешно играть на «суровом», но в драках с особенно сильными врагами и боссами это всегда превращалась в крайне непростое испытание. При этом местная система сложности очень гибкая — вы можете лично перетаскивать ползунки, увеличивая или уменьшая те или иные параметры и модификаторы урона, чтобы сделать бои проще или даже сложнее, чем изначально задумано на «суровом».
В Warhammer 40,000: Rogue Trader, как и во многих играх по этой вселенной, есть ещё и глобальный, стратегический геймплей. В определённый момент нам становятся доступны путешествия на корабле, космические сражения, возможность колонизировать планеты и сканировать их для добычи природных ресурсов.
Сканирование планет отчасти напоминает о Mass Effect, а пошаговые космические сражения — о Battlefleet Gothic: Armada. Нужно перераспределять щиты на разные системы корабля, поворачиваться к врагу тем или иным бортом, маневрировать и применять умения. Корабль постепенно растёт в уровне, мы можем апгрейдить разные его системы и разучивать новые способности.
Всё это ради создания колоний, которые приносят дополнительные ресурсы, лут и корабли сопровождения, а также повышают нашу общую покупательскую способность (так называемый Profit Factor).
Торговля в Rogue Trader устроена очень интересно — способность купить уникальную экипировку и расходники определяется не суммой денег, а максимальным размером Profit Factor и нашей репутацией у торговцев. А репутация растёт по мере того, как мы сбываем им найденные в ходе приключений грузы. Поэтому найденный лут, как правило, лучше сразу переводить в трюмы корабля в качестве груза, а себе оставлять только самое необходимое — так отчасти решается вечная проблема переполненности инвентаря.
Кроме того, в качестве вольного торговца мы развиваем отношения с разными фракциями, выполняя для них те или иные заказы. Среди них Имперский военно-космический флот, Пустотное братство, бандиты из Миссии Касбалики и другие.
Понятно, что в бета-версии есть некоторые проблемы. Встречаются баги, в том числе критические для прохождения, а оптимизация пока ещё такая, что, глядя на очередной экран загрузки (очень долгой в моём случае), я сначала молился всем машинным духам, потом матерился и переходил на бинарный скрежет техножрецов, отгоняя хор голосов, призывавших удалить игру и устроить экстерминатус разработчикам .
Но бета на то и есть бета. И я верую, что в итоге все еретические баги будут найдены и уничтожены во имя Бога-Императора. Впрочем, играть в любом случае придётся — отказ будет богохульством для поклонника настоящих компьютерных RPG. Ведь уже понятно, что из Warhammer 40,000: Rogue Trader получается огромная, разнообразная, многослойная и крайне залипательная игра, которая имеет все шансы стать событием в жанре.