Каждый раз, когда видишь игру, похожую на Limbo и Inside, задаёшься вопросом: почему именно эти шедевры индустрии стали для авторов источниками вдохновения? Хотели ли авторы новинки повторить успех Playdead или просто считают, что в таком жанре им лучше всего удастся воплотить свои идеи? Planet of Lana трудно не сравнивать с вышеупомянутыми проектами: она тоже чудесно выглядит, история здесь также рассказана без слов, да и геймплейные механики схожи. Однако если к визуальному ряду придраться трудно, то игровой процесс тех же высот не достигает.
Как и в классических платформерах, мы бежим слева направо и преодолеваем препятствия. Вернее, во вступлении бегать нужно справа налево — до того, как на деревушку нападут то ли ожившие механизмы, то ли инопланетяне. Они похищают жителей, заключают их в клетки и в том числе забирают сестру главной героини. Куда именно мы бежим — непонятно; неясно также, почему протагонистка по имени Лана так уверена в своих силах и знает, как спасти односельчан.
Придумать интересную историю в подобных играх не так-то просто, особенно когда персонажи разговаривают на выдуманном языке, а слова видишь только в главном меню и всплывающих подсказках. Однако если другим играм удаётся вызвать хоть какие-то эмоции, то с Planet of Lana этого не происходит — мне было абсолютно всё равно, спасётся ли сестра или нет, да и подробности о вселенной рассказывают слишком невнятно. Во время путешествия героиня находит какие-то загадочные механизмы и спрятанные скрижали, но их предназначение никак не объясняется, поэтому просто взаимодействуешь с ними и идёшь дальше.
Зато смотреть на Planet of Lana — одно удовольствие. Локации похожи на акварельные рисунки, от которых трудно оторвать взгляд: они объёмные, несмотря на двухмерность нарисованных объектов, а цветов используется не слишком много. Деревья, к примеру, раскрашены тремя цветами, но анимированы так здорово, что в скрупулёзной детализации не нуждаются. Временами разработчики будто бы занимаются самолюбованием, заставляя игрока медленно ходить по красивой локации или сильно отдаляя камеру, но винить их в этом трудно — игра действительно потрясающе выглядит.
Однако роскошной графике не скрыть недостатки игрового процесса. Даже если не учитывать головоломки, платформенные эпизоды не сильно впечатляют — вот бежишь, вот нужно пригнуться, чтобы пролезть под большим камнем, вот нужно запрыгнуть куда-то. Препятствия будто бы расставлены просто ради разнообразия — раз игрок уже долго бежит, в следующей сцене заставим его понажимать пару кнопок. В некоторых моментах игра обманывает ожидания и вообще не предлагает решать загадки, хотя объектов на экране много, — просто двигаешься вправо.
Довольно быстро Лана встречает компаньона — существо, похожее одновременно на обезьянку и тленыша из Kena: Bridge of Spirits. Ему можно давать комадны — сидеть на указанном месте, бежать за героиней, а также взаимодействовать там с объектами. У Ланы и напарника есть достоинства и недостатки: если Лана умеет плавать, то существо вообще не притрагивается к воде, зато скакать так высоко, как компаньон, героиня не способна.
На этих отличительных особенностях построены многие головоломки. Иногда Лана должна искать брёвна и опускать их на воду, чтобы помочь существу добраться до противоположного берега. Иногда напарник забирается повыше и нажимает там на кнопку, благодаря которой внизу появляется платформа. Однако чем дальше проходишь игру, тем чаще начинают повторяться одни и те же ситуации, требующие одних и тех же решений. Пальцев обеих рук не хватит, чтобы посчитать, как часто нужно просить компаньона залезть на высокий уступ и сбросить верёвку — со всеми анимациями и прицеливанием это занимает так много времени, будто разработчики намеренно растягивали эти моменты.
Остальные загадки не намного лучше — даже если пазлы не ваш конёк, ни разу не встретится головоломка, над которой нужно долго размышлять. Многие из них решаются без раздумий — просто нажимаешь на кнопку, если она есть, прыгаешь на платформу, если до неё можно допрыгнуть, и всё разгадывается само собой. Возможно, так и было задумано, но из-за простоты пазлов нередко возникает ощущение, что тратишь время впустую.
При этом есть неплохие головоломки с уникальными механиками. В одном эпизоде нужно исследовать небольшую локацию и искать на стенах рисунки, позволяющие правильно расставить несколько объектов. В других вы встречаетесь с животными и должны использовать их в качестве помощников, хоть они и готовы растерзать вас при первой возможности. Бывают забавными и своеобразные стелс-эпизоды, где роботов-охранников вы отвлекаете с помощью компаньона, а сами добираетесь до следующей области с другой стороны. Но потом опять сталкиваешься с пазлом, сильно похожим на тот, который разгадывал полчаса назад, и моментально находишь решение.
Несмотря на простоту геймплея, Planet of Lana не хочется ставить низкую оценку. Да, новых идей здесь нет, а геймплей оказался самой слабой частью новинки, но проходняком игра от этого не стала. Как яркое и красивое приключение на один вечер она достойна внимания: здесь много зрелищных моментов, в том числе связанных с инопланетянами, да и музыка великолепная — её написал композитор The Last Guardian, который знает толк в саундтреках для игр с животными-напарниками. Проект напоминает очаровательную интерактивную открытку: выглядит замечательно, ничем не раздражает, однако после просмотра вряд ли западёт в душу. Но взглянуть всё же стоит — слишком уж красивая открытка получилась.
Плюсы: фантастическая графика — от локаций не оторвать взгляд; красивый саундтрек от композитора The Last Guardian; удобное управление; некоторые пазлы оригинальны, и их интересно разгадывать.
Минусы: простые головоломки, в которых порой повторяются механики; повествование отходит на дальний план.