Об архипелаге Новая Каледония многие из вас наверняка не слышали — это даже не страна и не государство, а французское административно-территориальное образование. Только расположено оно не рядом с территорией Европы, а на востоке от Австралии. Основатели студии Awaceb родом оттуда, и в своей игре Tchia они постарались показать всю красоту любимого региона. Выглядит здешняя версия Новой Каледонии действительно фантастически — думаю, число туристов, желающих увидеть это место воочию, заметно вырастет.
Главная героиня, девочка Тчиа, отмечает день рождения. Вместе с отцом она гуляет по небольшому островку и поёт песни, как вдруг прилетает злодей с мачете и похищает папу. Праздник испорчен, но сидеть сложа руки Тчиа не собирается — она садится в лодку и отправляется на центральный остров к местному правителю, чтобы выяснить, в чём провинился отец и как его вернуть.
Начало игры — один из самых странных её эпизодов, который легко может отпугнуть пользователей. Во-первых, не понимаешь, зачем можно брать в руки предметы и класть их в рюкзак. Я сразу заприметил бинокль и фотоаппарат, полагая, что они пригодятся, но они оказались бесполезны. Во-вторых, проект будто бы пытается походить на мюзикл с мини-играми в духе детской версии Guitar Hero, где вы вовремя нажимаете на кнопки. Если заниматься этим не хочется, можно включить автоматический режим и просто слушать песенки.
Зато как только попадаешь на остров и начинаешь его исследовать, Tchia преображается. Сперва мы прогуливаемся по небольшому городу, который не сильно впечатляет декорациями, а вот за его пределами — настоящий рай. Небольшая студия создала один из красивейших открытых миров. Дело не только в разнообразной растительности — в каждом регионе свои деревья, кусты и папоротники, благодаря которым со временем начинаешь без карты понимать, где сейчас находишься. Дело в том, как красивы рассветы и закаты, окрашивающие небо и воду. Как лучи солнца пробиваются сквозь кроны деревьев. Да и вообще как естественно всё смотрится — никаких кислотных цветов, всё сделано с идеальным вкусом.
Потому я несколько разпросто бегал по острову и любовался окружением, тратя на это больше времени, чем на прохождение сюжета. Тчиа всё умеет с самого начала: она и по скалам и стенам карабкается, и прыгает, и своеобразный параплан у неё есть. Одно из моих любимых занятий — забираться на верхушку дерева и раскачиваться, после чего можно совершить длинный прыжок и нажать на кнопку параплана перед приземлением.
Героиня — девочка необычная, и гетерохромия у неё не просто так. Её глаз позволяет взглянуть на любое существо и любой небольшой объект и на время переселиться в него. К примеру, если взять контроль над масляной лампой, то удастся подкатиться куда-нибудь и устроить взрыв. Но гораздо веселее использовать этот навык на животных. Когда бежишь по лесу и хочешь взобраться на гору, лучше найти рядом птичку или саранчу и на время стать ею. Ну, а чтобы просто повеселиться, можно подчинить себе краба и ходить боком по пляжу.
Благодаря этой механике путешествовать по островам не скучно. Когда в образе яркого попугая пролетаешь над не менее яркими джунглями, дух захватывает от красоты и чувства свободы. Ни один открытый мир (кроме разве что последней «Зельды») не дарил мне такие незабываемые ощущения.
Однако в какой-то момент авторы решают сделать слишком большой упор на сюжет. Первые две трети игры — чудесное путешествие, по ходу которого встречаешь местных жителей, собираешь предметы для подношений, любуешься видами, слушаешь красивую музыку, напоминающую саундтреки к мультфильмам Disney. А в последней трети мы на время расстаёмся с джунглями и лесами и отправляемся на местные текстильные фабрики, разрушение которых позволит помешать главному злодею. Тут Tchia превращается в заурядную игру, и её магия начинает стремительно рассеиваться.
Желание разработчиков подобных игр добавлять унылые эпизоды в грязных и мрачных локациях мне никогда не было понятно. К Stray у меня была та же претензия — бегать в столь красивой игре по канализации совсем не хочется, но приходится. Однако если там этот эпизод заканчивается довольно быстро, то здесь посетить нужно аж три разные фабрики, после чего вернуться к первой и закончить там ещё кое-какие дела. Локации эти практически ничем не различаются, врагов там значительно больше, чем за их пределами, а ради разрушения построек приходится либо вселяться в лампы и взрывающиеся камни, либо призывать тотемы и стрелять по целям.
Впечатления из-за этого смазываются — начинаешь жалеть, что решил пойти по сюжету, и хочешь поскорее с ним закончить. Сама по себе история не самая плохая — она банальная и предсказуемая, но милая, а это в таких играх куда важнее. Однако странно, что возможность вселяться в животных и объекты практически не используется в сюжетных заданиях. Если не заниматься исследованием островов, об этой «фиче» вспомнишь только под самый конец игры.
Зато за пределами сюжетных заданий геймплеем Tchia наслаждаешься. Здесь есть аналог вышек из игр Ubisoft — если заберёшься на гору или высокое здание, можно одной кнопкой «просканировать» местность и отметить на карте точки интереса. Многочисленные плоды позволяют увеличить выносливость, благодаря чему дольше карабкаешься по стенам. Лагеря тряпичных противников зачищать веселее, чем фабрики в конце игры, поскольку врагов там в разы меньше, а в награду получаешь косметические предметы. А чтобы открыть местные данжи, нужно высекать из дерева тотемы, следуя инструкции, и подносить их к запечатанным дверям — это увеличит энергию, которая затрачивается при переселении души.
В большинстве случаев награды не очень-то полезны, но процесс их получения не перестаёт нравиться. Нырять на дно Тихого океана, чтобы достать оттуда жемчужины, изучать карты сокровищ, открывать сундуки, собирать безделушки — чем бы ты ни занимался, всё приносит удовольствие. Абсолютно неважно, что в подарок получишь шляпу или кроссовки, которые никогда не наденешь, — «пылесосить» столь фантастические локации я готов бесконечно. Кстати, если обучены нотной грамоте, то можете сыграть какие-нибудь мелодии на укулеле — почти The Last of Us Part II!
Игре прощаешь незначительные недочёты вроде неряшливого интерфейса. По карте мира сложно понять, где находишься и в какую сторону смотришь, поэтому регулярно приходится ставить метки самому. Вместо мини-карты здесь компас, но его нужно включать нажатием на стик, и он то исчезает после очередного ролика на движке, то остаётся. Интерфейс выглядит слишком дёшево на фоне такой графики — квесты не закрепить в углу экрана, меню будто бы делали в последний момент… К счастью, взаимодействовать со всем этим приходится не так уж часто.
В Tchia было легко влюбиться, посмотрев трейлеры. В итоге игра получилась замечательной. Открытый мир выглядит роскошно — это и флоры касается, и фауны, и погодных явлений, и закатов с рассветами. Здесь не стремишься бегать от одного задания к другому, чтобы поскорее всё пройти, — хочется на время погрузиться в красивейший мир Новой Каледонии, полетать над пальмами в образе птицы и оленем попрыгать по горам. Сюжетная линия ведёт игру не в том направлении, в котором хотелось бы, и даже не подталкивает к использованию самых интересных механик. Но как только решаешь заняться чем-то кроме прохождения истории, от геймплея начинаешь получать незабываемые впечатления.
Плюсы: красивая графика, благодаря которой тропические локации дух захватывают; возможность на лету вселяться в животных делает исследование острова увлекательным; дополнительные активности вроде поиска сокровищ и сбора безделушек приносят удовольствие; отличная музыка (и возможность играть на укулеле).
Минусы: лучшие геймплейные механики почти не используются в сюжете: финальная треть истории смазывает впечатление от игры беготнёй по унылым фабрикам; неряшливый интерфейс.