В очередном выпуске вы узнаете о новом мистическом хорроре от Square Enix, трёхмерной версии Papers, Please, многопользовательском симуляторе выживания на подлодке, тактической RPG от директора серии Fire Emblem, пародийной метроидвании про то, как граф Дракула участвует в телевизионном шоу «Холостяк», и о других интересных, но не слишком раскрученных играх.
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: страшная визуальная хоррор-новелла от Square Enix.
«Семь тайн Хондзё» — реально существующий и очень популярный в Японии фольклорный сборник городских легенд о призраках, голосах в ночи, призывающих что-то сделать, и прочей мистике. Paranormasight: The Seven Mysteries of Honjo — это в какой-то мере визуализация и интерпретация таких историй, но при этом все они объединяются новым сюжетом.
Мы играем за молодого клерка Сего Окииэ, который познакомился с девушкой, утверждающей, что она видит призраков. Вскоре выясняется, что она ищет способ провести ритуал воскрешения, а наш герой оказывается проклят. Теперь он тоже хочет провести ритуал, и для этого ему нужно искать и убивать других проклятых, которые пытаются вернуть к жизни своих близких.
Мы встречаем много таких людей, узнаём их истории и фактически решаем, кого убивать, а кого нет. Или пытаемся сами избежать смерти, когда нужно чем-то отвлечь собеседника или понять, как он активирует своё проклятие. Это, подчеркну, не экшн, а визуальная новелла, построенная на диалогах. Но когда вы во время беседы с проклятой женщиной задаёте ей вопросы, а она после каждого ответа считает, сколько вам осталось («Семь! Шесть! Пять!»), то напряжение чувствуется бешеное.
И таких моментов в Paranormasight: The Seven Mysteries of Honjo множество. Благодаря правильной подаче, работе со звуком, точечным скримерам в этой визуальной новелле страшнее, чем во многих других хоррорах. И это очень аутентичный, истинно японский ужастик.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: колоритная смесь из Papers, Please, «Дальнобойщиков» и плохих польских шутеров.
Полку игр о работе чиновника на службе тоталитарного государства прибыло. Да, изначально Contraband Police, выпущенная польским издательством PlayWay, метит в одну лигу с Papers, Please и Beholder. Действие игры разворачивается в 1981 году в вымышленной коммунистической Акаристанской Народной Республике, где мы служим на погранпосту.
Нужно не просто проверять документы, сверяя фото и номер паспорта, — также мы ищем контрабанду, которая может быть припрятана под сиденьями и даже в шинах, сверяем количество и наличие товаров по описи, смотрим на повреждения машин. Более того, пойманных контрабандистов нужно лично отвозить в трудовой лагерь, а изъятые товары — сдавать в полицию.
За правильно принятые решения, пропускать или нет, мы получаем деньги, которые идут на покупку оружия и патронов, более вместительных автозаков и полицейских машин, на укрепление погранзаставы. Зачем оружие? Стрелять приходится довольно часто — периодически на заставу нападают бандиты, кто-то пытается уехать без проверки документов, и нам приходится начинать погоню, или же во время перевозки арестованных мы попадаем в засаду.
Но экшн не лучшая часть игры. Если управлять авто приятно, а каждый день сверять документы и искать контрабанду муторно, но нужно и местами даже интересно, то стрелять по тупым болванчикам откровенно скучно. Зачем так много экшна, если он плох? Второй вопрос: почему мы лично и документы проверяем, и арестованных отвозим, и закупаем всё, и прокачиваем погранзаставу? В тоталитарном бюрократическом государстве для этого нашлась бы армия чиновников и начальников.
Впрочем, в любом случае Contraband Police затягивает — особенно когда случаются сюжетные события, а перед нами встаёт хрестоматийный для таких антитоталитарных игр выбор, переходить на сторону повстанцев или нет.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: уникальный многопользовательский симулятор выживания на подлодке в инопланетном океане.
Авторы Barotrauma говорят, что на создание игры повлияли FTL: Faster Than Light, RimWorld, Dwarf Fortress и Space Station 13. А у меня возникли ассоциации ещё и с Kenshi. В Сети уже можно встретить много забавных и грустных, но всегда очень личных рассказов о том, как выживали и как погибали персонажи на этой подлодке, бороздящей дно бескрайнего океана Европы, ледяного спутника Юпитера. Мир, опасности и задания каждый раз генерируются случайно.
Как и Kenshi, Barotrauma стала очень популярной на стадии раннего доступа (где провела четыре года), но далеко не все её осилят с первого раза. Игра отличается обилием механик, неудобным управлением и довольно непростым геймплеем, в котором игроки даже могут предавать друг друга. Или же они погубят всех остальных просто потому, что у них руки не из того места.
Между тем именно от слаженности работы в команде (она включает от 2 до 16 человек) зависят шансы на выживание, когда кругом радиация, темень, инопланетные монстры, враги из других фракций, поломки и взрывы.
Вовремя чинить и налаживать сложные системы управления — одна из главных задач. Другая — выбрать один из шести классов и правильно исполнять его роль в экипаже, потому что цели инженера и врача явно отличаются друг от друга.
Ещё одна ключевая фишка Barotrauma — огромный упор на народное творчество. Встроенный редактор позволяет создавать свои подлодки, карты, миссии и даже целые режимы.
Где вышла: ПК (Steam), PS4, NSW.
Чем интересна: мрачная и увлекательная (хотя и немного банальная) тактическая RPG от директора серии Fire Emblem.
Новая игра японской студии Adglobe, отличившейся похвальной метроидванией Ender Lilies: Quietus of the Knights, вышла в конце февраля и вполне могла попасть (или не попасть) на ваши радары только в марте. Лучше бы попала.
Redemption Reapers — тактическая RPG, напоминающая Fire Emblem. В центре внимания здесь бригада Пепельных ястребов, которые сражаются с мортами (помесь гоблинов и орков), уничтожающими целые города и страны.
Всё привычно: пошаговая тактика с участием бойцов разных классов непосредственно на ратном поле и менеджмент отряда в перерывах между миссиями, когда можно прокачивать бойцов, а также покупать, ремонтировать и улучшать снаряжение.
Тут много пафосных роликов и попыток демонстрировать взаимоотношения между бойцами. Пепельные ястребы разные, но их объединяет некая тайна из прошлого. Впрочем, эти попытки придать бойцам индивидуальности неуклюжи — диалоги и сами типажи получились слишком банальными.
А вот в тактической части игре есть чем похвастаться. Первое — проработанная механика слаженности и взаимодействия бойцов: оказавшиеся рядом на ратном поле герои получают бонусы и могут наносить дополнительные удары.
Второе — разветвлённая система навыков, которые мы открываем прямо в бою и можем прокачивать в перерывах между миссиями. Способностей много, развивать их не так-то просто, но каждое умение делает каждого бойца всё более полезным с тактической точки зрения.
Где вышла: ПК (Steam, EGS).
Чем интересна: ещё одна тактическая стратегия, на этот раз напоминающая XCOM, Front Mission, BattleTech и Frozen Synapse.
От BattleTech и Front Mission в Phantom Brigade — собственно большие мехи, которые участвуют в тактических сражениях. Точно так же здесь нужно заниматься менеджментом пилотов и самих машин. Можно собирать мехи по частям, как в конструкторе, раскрашивать, ставить им более крутое оружие, корпус, руки, ноги, но главное — учитывать вес и скорость перегрева. Рывки в сражениях, тот же перегрев, разные типы урона и даже система сбора лута после боя напоминают о BattleTech.
А об XCOM — необходимость перемещать базу наших мехов по карте, захватывать вражеские штабы, освобождать провинции и заручаться поддержкой ополчения. Только так полуподпольная Фантомная бригада может противостоять врагам, захватившим практически всё. Кроме того, нужно отстраивать и развивать базу, получая глобальные апгрейды, а также изучать технологии — например, чтобы открыть отсек для нового меха.
Наконец, во время сражений используется шкала времени, на которой мы указываем, когда и куда переместиться, где подождать, где атаковать. А потом даём отмашку и смотрим результат исполнения. Эта механика напоминает не только о Frozen Synapse, но и о древней «АЛЬФА: Антитеррор».
Что же в Phantom Brigade своего? На самом деле, из элементов разных игр получился действительно интересный и необычный проект.
И всё благодаря приятной графике, хорошей режиссуре, чуть ли не тотальной разрушаемости, обилию деталей практически во всех механиках и в целом качественному исполнению. Так что все ценители тактики, уж тем более с участием мехов, просто не имеют права пропускать Phantom Brigade.
Где вышла: ПК (Steam), PS4, XONE, NSW.
Чем интересна: интригующая смесь из киберпанковой JRPG, визуальной новеллы и ККИ.
Кажется, авторы Mato Anomalies пользовались методичкой «Как сделать популярную игру». Киберпанк с сексапильными андроидами, джазом, неоном и зловредными корпорациями есть? Есть. Аниме с колоритными персонажами и симпатичной глазастой девочкой, которая лихо избивает преступников? В наличии. Пошаговые сражения в духе JRPG, прокачка, импланты, куча оружия с разными свойствами. Завезли. А про карточные бои с выбором из нескольких колод не забыли? Обижаете!
Добавьте сюда ещё визуальную новеллу, комиксы, которыми подаётся сюжет, побочные квесты, беседы с напарниками, которые рассказывают о своём прошлом, и сразу двух главных героев — один в роли частного детектива ищет улики и информацию, а второй, странный шаман-экзорцист, сражается с демонами в параллельных измерениях.
Вы, конечно, ждёте, что я сейчас скажу — авторы, нахватав всего и отовсюду, не смогли сделать по-настоящему глубокую игру. Отчасти так и есть — пошаговые сражения часто слишком лёгкие, локации слишком маленькие. И вообще непонятно, зачем нас гонять по двум-трём 3D-улочкам туда-сюда-обратно, если всё сводится к чтению диалогов на статичных экранах. Лучше было остаться в формате визуальной новеллы, а не имитировать полноценную трёхмерную RPG.
И всё же попробовать Mato Anomalies стоит — игра выглядит и звучит отлично, центральная история постепенно захватывает, да и побочные квесты встречаются длинные и интересные. А недостаток сложности в сражениях с демонами отчасти компенсируется реально непростыми карточными боями, которыми мы пытаемся взломать мозги собеседников, чтобы получить от них нужную информацию.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: довольно глубокий стелс-экшн от русских разработчиков.
Действие Gone Rogue разворачивается в альтернативной Европе середины прошлого века, в тоталитарном государстве, а мы играем за бедолагу, который потерял работу и семью и вынужден промышлять воровством. Он не Робин Гуд, поэтому грабит как богатых и мерзких, так и обычных граждан. Также он может согласиться помочь кому-то — например, доставать продовольственные талоны для детей (а может и сам их продавать барыгам).
Это одна из фишек игры — можно и на миссиях, и в перерывах между ними общаться с разными персонажами, узнавать их, помогать или проходить мимо. Также перед каждым заданием разрешают сходить к торговцам, прикупить средства для усыпления, бомбочки для оглушения, дрели для взлома сейфов, отмычки, фомки и прочие инструменты. Или же самому их скрафтить на верстаке.
Кроме того, в Gone Rogue обширная система прокачки воровских навыков, разбитых на группы. Чем чаще мы ими пользуемся, тем быстрее растёт мастерство в этой ветке, что позволяет изучать новые навыки из неё. И если вы чаще, например, применяете силовые методы взлома, поднимаете тревогу или активно кидаетесь во врагов оглушающими бомбами (прямых столкновений тут нет), тем быстрее становитесь матёрым налётчиком — а вот развитие классических воровских навыков становится дороже.
Кто-то, возможно, узнал во всём этом стелс 2001 года The Sting! (или «Ва-банк!» в русской локализации). И неспрота — авторы Gone Rogue сами называют свою игру неофициальным ремейком «Ва-банка!».
Точно так же они решили сделать ставку на проработку стелс-механики. Здесь много деталей и нюансов (например, разные инструменты для взлома, различающиеся прочностью и уровнем издаваемого шума). А враги умны и бдительны — они быстро реагируют на шум, активно проверяют подозрительные места, перемещаются между этажами, заходят в разные комнаты. То есть просто играть в прятки с конусом их зрения недостаточно.
Где вышла: ПК (Steam), XBOXSX, PS5.
Чем интересна: нетривиальный красочный рогалик, где нужно постоянно вселяться в тела врагов.
В Rogue Spirit тоже есть стелс, но тут он является частью необычной роуглайт-механики. Мы играем за духа, который должен спасти родное королевство от сил Хаоса и может вселяться в тело любого врага, полностью перенимая его характеристики и классовые особенности. А классов много — вы можете, начав, предположим, воином, через пять минут стать лучницей, ещё через минуту вселиться в медленного, но мощного увальня с когтями или в ловкого парня с посохом.
Ещё лучше, если враг будет элитным. Мы сразу видим, как изменятся характеристики при вселении в новое тело. В образе духа же мы проводим разведку, решаем некоторые пазлы, ищем скрытые сокровища и выход с уровня, который зачастую охраняет очередной босс. Кроме того, духом удобно бить ничего не подозревающих противников в спину и искать питомцев, которые будут сопровождать нас в следующей вылазке.
Все основные приметы современного рогилайта, включая глобальный прогресс, рандомные улучшения и испытания, в Rogue Spirit на месте. Боевая система отчасти напоминает о соулслайках. Наконец, игра очень красивая и живописная. И если бы не проблемы с балансом между классами и отсутствие карты, то впечатления были бы отличными. А так — просто хорошие.
Где вышла: ПК (Steam, GOG)), XBOXSX, PS5.
Чем интересна: неплохая научно-фантастическая вариация на тему Dark Souls.
Да, Scars Above — ещё один соулслайк, но не про мрачное фэнтези, а про исследование космоса и выживание на планете, куда нашу героиню, научную сотрудницу Кейт Уорд, забросил инопланетный артефакт.
Кейт сканирует местность, изучает чужеродную флору и фауну и пытается нащупать уязвимые места. Но не бьёт по ним мечом (он используется редко), а в основном палит из бластеров с разными стихийными эффектами. Зачастую монстры уязвимы к огню, электричеству, льду или яду. Или же их нужно сначала заморозить/намочить, а потом взбодрить электрическим разрядом.
Пушки можно изготавливать на станке, доступны также улучшения для них и новые навыки для героини. Проект, конечно, далеко не идеальный, и есть проблемы с балансом. Но в целом играть и исследовать мир на удивление интересно.
Да и враги могут оказывать серьёзное сопротивление. После смерти от их лап и клыков мы возрождаемся у местных аналогов костров. Правда, бежать и собирать потерянные «души» не нужно — их тут попросту нет. Зато приходится постоянно собирать другой ценный ресурс, который тратится на применение расходников.
Действительно огорчает то, что необходимость постоянно выцеливать уязвимые места на теле монстров превращает некоторые сражения с боссами в однообразное наматывание круговв ожидании нужного момента.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: яркая и самобытная смесь роуглайта, метроидвании, «покемонов», ураганных сражений в стиле bullet hell и много чего ещё.
Как только не изощряются разработчики, чтобы придумать что-то новое в знакомых форматах. Вот в Patch Quest мы в формате облегчённого рогалика исследуем разлетевшийся на острова мир Патчландии, а в этом нам, помимо верного пистолета, помогают сами монстры, каждого из которых (даже босса) можно поймать и оседлать. После этого мы получаем его уникальные умения, а сам монстр по мере прохождения прокачивается и открывает новые способности.
Понравившегося любимца можно отправить в свой лагерь, где нужно за ним ухаживать — это позволит призвать его в начале следующего забега. Кроме того, мы вырываем и отправляем на базу понравившиеся куски суши, пальмы, цветочки — это не только украшает лагерь, но и помогает в глобальном прогрессе.
Некоторые проходы закрыты, пока мы не найдём особый камень-переключатель. Всё это оформлено очень ярко, цветасто, по-детски. Даже стреляем мы разными бананами, арбузами и так далее.
Но на самом деле сражения в Patch Quest довольно сложные — вас атакуют сразу несколько монстров, испускающие фейерверк снарядов. А вокруг ещё могут быть элементы окружения, которые при столкновении также наносят урон. Да и процесс ловли монстров с помощью лассо далеко не простой. Справиться отчасти помогают локальные улучшения и бонусы, встречаемые на уровнях, а также глобальный прогресс.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: адская смесь карточного рогалика и тактических сражений.
В марте продолжал развиваться находящийся в раннем доступе карточный рогалик Hellcard. Он уже на этой стадии выглядит очень интересно. Первое и главное — сами сражения. Герой и два его соратника разных классов (они присоединяются постепенно) оказываются в центре арены, и на них со всех сторон прут монстры. Мы должны уничтожить всех, учитывая, что враги могут перемещаться, оказываясь в ближнем, среднем или дальнем ряду, а герои и их карты наносят разный урон в зависимости от радиуса атаки.
Тут очень важно грамотно составлять колоды и выбирать героев — мы решаем, будут в отряде лучник, мечник и маг или, например, два мага и лучник. У меня только раза с шестого получилось пройти все 12 этажей и одолеть финального босса, подобрав вроде бы идеальный билд. Но потом ещё несколько попыток окончились неудачей — рандом тоже имеет значение.
Также важно выбрать путь по этажам и грамотно использовать редкие кристаллы, выдавемые после победы. Вторая важная фишка Hellcard — в качестве напарников могут быть живые игроки. В кооперативе придётся совместно принимать решения.
Где вышла: ПК (Steam, EGS), PS5 XBOXSX, NSW.
Чем интересна: пародийная метроидвания про то, как граф Дракула участвует в телевизионном шоу «Холостяк».
В конце феврале и начале марта особенно популярной стала вампирская тематика. Сначала в ранний доступ вышла Voltaire: The Vegan Vampire — очень стильная смесь симулятора фермы и экшен/RPG про юного вампира-вегетарианца, сына Дракулы, защищающего поля кукурузы и прочих озимых от армий своего разгневанного папаши.
Потом мы получили замечательное дополнение Return to Castlevania, которое добавило в Dead Cells замок Дракулы, а также тематическое оружие и врагов — получилось хорошо.
Но вы об этом и без меня слышали. А вот Romancelvania прошла незамеченной. И зря — это красивая пародийная метроидвания, собравшая на Kickstarter более $200 тысяч. Она начинается с прямых отсылок к ранним Castlevania, а потом превращается в аналог телешоу «Холостяк». Граф Дракула, потерявший любимую, не по своей воле вынужден проводить кастинг претендентов на его сердце. А это разного рода монстры — инкубу, суккубы, оборотни, Медуза Горгона и даже какое-то хэллоуинское чучело, у которой вместо груди две большие тыквы.
Мы решаем, с кем улучшать отношения, кому предлагать найденные подарки, кого приглашать на свидания в ресторан, чьи задания выполнять и кого выгонять по итогам очередного этапа конкурса.
В основе Romancelvania лежит вполне рабочая механика. Дракула бегает, прыгает, сражается, собирает монетки, открывает сундуки, прокачивается, получает новые способности вроде рывка, временной невидимости и двойного прыжка. Интересно, что для открытия многих пассивных улучшений нужно сначала поднять уровень симпатии с тем или иным претендентом.
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: залипательная хардкорнаясмесь тактической RPG, рогалика и tower defense.
В The Last Spell мы должны охранять магов, которые ценой собственной жизни пытаются создать последнее заклинание, чтобы исправить ошибку других магов, приведшую к апокалипсису. Волшебники плетут свои чары в центре деревни, а мы её защищаем.
Днём силами трёх героев нужно сражаться в пошаговом режиме с толпами монстров. А ночью мы их прокачиваем, лечим, покупаем им экипировку, устанавливаем и ремонтируем заграждения, а также строим полезные здания, помогающие залечивать раны, производящие снаряжение и так далее. А ещё посещаем местных ангела и демона, которые открывают новые возможности, постройки и бонусы героям в обмен на услуги для них — например, демоница, говорящая с нами из глубин подсознания героя, просит отдавать ей души погибших.
Привлекают во всём этом три вещи — здесь не такой душный гринд, как в Darkest Dungeons, много точечных настроек всего и вся (включая свободное и довольно глубокое развитие героев и выбор бонусов перед каждым прохождением), а бои держат в напряжении. Только поначалу здесь легко. Когда на вашу троицу из лучника, мага и воина начнут переть толпы не с одной, а с нескольких сторон, да ещё при поддержке элиты и боссов, — вот тогда The Last Spell покажет своё истинное лицо. И зубы.