То, что мы в своё время зря пропустили The Legend of Heroes: Trails from Zero, одновременно удивительно и ожидаемо. Да, это одна из лучших игр в серии культовых японских RPG и в принципе во всём жанре. Но проблема в том, что всё это время она не выходила за пределы Японии и Китая. Лишь пару лет назад появился фанатский перевод на английский от группы Geofront. Но первый за эти 12 лет официальный западный релиз случился вот только сейчас. Чем не повод рассказать об игре, которая чуть ли не идеально подходит для знакомства с жанром?
О том, что это за серия такая и чем она примечательна, я рассказывал в обзоре The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III. И да, Trails from Zero, стартовая для «кроссбельской» арки, воспринимается как самодостаточная игра, для погружения в которую необязательно знать ни о событиях первой арки серии, посвящённой региону Либерл (Trails in the Sky), ни о том, что происходило в последующих арках, где рассказывалось про Империю Эребония и Республику Калвард (подсерии Trails of Cold Steel и Kuro no Kiseki соответственно).
Конечно, все события так или иначе связаны — действие происходит в общем мире под названием Земурия, многие персонажи кочуют из одной арки в другую, есть отсылки. И в целом знать желательно. Но всё-таки необязательно - прежде всего, потому, что история выглядит законченной.
А самое главное, она дико интересная. С одной стороны, это довольно типичная история «из грязи в князи». Юный коп с лицензией детектива Ллойд Беннингс и его такие же молодые коллеги Эли, Ренди и Тио превращаются фактически из участковых, которых никто не воспринимает всерьёз, в тех, кто решает проблемы с мафией и улаживает конфликты между конкурирующими бандами по принципу «А ну заткнулись или всем вломим!».
С другой стороны, воспринимать эту историю как типичную никак не получается. Слишком велики масштабы и разнообразны приключения. Юнцы, которых взяли в новое полицейское подразделение Кроссбела, чтобы работать в стиле "Тимура и его команды", отзываться на все жалобы и просьбы жителей города и повышать авторитет полиции, в итоге не только выписывают штрафы за неправильную парковку и обеспечивают порядок на городском фестивале, но и решают глобальные проблемы. А те не ограничиваются разборками с мафией и бандитами.
Расположение Кроссбела между Империей Эребония и Республикой Калвард приводит к столкновению интересов, росту криминала и прочим «радостям», с которыми мы и разбираемся. Подкупает именно это сочетание глобального и рядового: вчера мы вели переговоры с мафией, предотвращали покушение на мэра, а сегодня ищем пропавшего врача, который, как оказалось, ушёл на рыбалку и теперь предлагает помериться, кто поймает более крупную рыбину. А завтра ждут новые важные события — поиски преступника, проникшего в город на автобусе вместе с другими туристами, или охота на неуловимую хакершу. И над всем этим незаметно, но неотвратимо возвышается нераскрытое убийство брата Ллойда, тоже служившего детективом в полиции.
Здесь в принципе не знаешь, чего ждать от истории и сценаристов в следующий раз. Но очень хочешь узнать. Дело не только в разнообразии квестов, но и в том, как хорошо проработаны и сам город, поделённый на множество тематических районов (порт, администрация, квартал развлечений, китайский квартал и многое другое), и его жители, у каждого из которых есть интересная история, и главные герои всего этого представления.
Ллойд, Эли, Тио, Ренди — у каждого свой характер и предыстория. И если о гибели брата главного героя мы узнаём в самом начале, то о том, что другой участник группы тоже знал этого самого брата, я узнал где-то после 30 часов в этой эпичной игре. Неожиданные факты есть и в биографии балагура Ренди, не пропускающего ни одну юбку, и уж тем более в истории Эли, которая оказалась, скажем так, со связями.
Ллойд тоже периодически встречает людей, напоминающих ему о прошлом, о личном, о брате. Например, красавицу медсестру Сесилию и её подругу, не менее очаровательную танцовщицу. Обе, естественно, сводят Ренди с ума. И обе же начинают делать такие намёки на возможные отношения между главным героем и другими девушками в группе, что краснеют не только все персонажи, но и игрок. Хотя в том, как на это реагируют все участники, и в целом в ситуации есть что-то очаровательное и милое.
Конечно, периодически кажется, что отношениям между персонажами не хватает остроты, перца, романтики и разборок, которые мы видели, например, в Dragon Age. Но, во-первых, в серии в этом смысле свой стиль и ритм. Во-вторых, постепенно ситуация меняется. Появляется больше подробностей, приветов из прошлого и тех самых бесед по душам, вроде разговора с Тио про брата Ллойда. В некоторых моментах нам даже нужно сделать выбор между напарниками, что также влияет на отношения с ними и приближает возможность увидеть персональное событие, связанное с тем или иным персонажем.
К слову, о выборах. В квестах Ллойду периодически нужно проявлять интуицию и применять дедукцию — нам предлагают выбрать, кто из подозреваемых является преступником, или, например, решить, действует он один или нет. Но, как правило, ответ не имеет значения — даже если мы неверно что-то определили, напарники и сценаристы выведут нас на нужную дорожку. Это, наверное, можно отнести к минусам, хотя сам факт наличия выбора в японской RPG можно только приветствовать.
То же самое можно сказать про обилие диалогов и текстов в принципе. С одной стороны, они все хорошо написаны — а теперь можно читать всё в официальном английском переводе (за основу взяли фанатскую локализацию, но улучшили её).
И вообще, то, что герои обстоятельно всё обсуждают и общаются, а Эли, завидев торговый автомат, может долго рассказывать, какой корпорации он принадлежит и как это связано с происходящим в Кроссбеле и его экономикой, придаёт глубины лору, заставляет ещё больше поверить в этот мир. Но где-то на третьем десятке часов игры начинаешь уставать от того, что персонажи нередко проговаривают очевидные вещи. Так что пропускать диалоги тоже приходится, благо в игре удобный и подробный журнал, досконально описывающий каждый квест.
Другое дело, что, даже зная, чего от нас требуют, в некоторых случаях можно не догадаться о необходимости не просто патрулировать все коридоры в театре, а говорить с каждым встречным. Или один раз было так: мне сказали пообщаться с конкретными персонажами, я это сделал, но скрипт не срабатывал. Как оказалось, нужно ещё было найти узкий, незаметный проход, ведущий из отеля, — только тогда запускалась следующая сцена.
Впрочем, всё это можно назвать мелкими недостатками. А в целом Trails from Zero как раз очень понятная игра — и это же не так уж часто случается с JRPG. Про удобный журнал квестов я уже сказал. А ещё тут крайне полезная, учитывая размеры игры, функция ускорения всего и вся — диалогов, перемещения, анимации в сражениях.
Очень удобно расположены все необходимые магазины — в одном квартале с базой отряда. И ассортимент там меняется с началом каждой сюжетной главы — мы сразу видим новое оружие для каждого персонажа и новую экипировку. Это избавляет от необходимости подолгу заниматься шопингом.
И главное, удобна и понятна боевая система. Она включает в себя использование «орбметра», куда мы вставляем найденные или изготовленные из собранных ресурсов «кварцы» — их сочетание позволяет применять стихийные заклинания атаки или поддержки. Слоты для них нужно открывать и прокачивать. Кроме того, есть так называемые крафтовые умения, которые расходуют накапливаемые в сражениях очки крафта. Каждый персонаж по мере набора уровней открывает новые умения, в том числе особо мощные «ульты» и парные комбоатаки.
Так вот, по сравнению с более поздними играми, боевая система в Trails from Zero более тактически ёмкая и в то же время доступная. Удобство заключается в наличии автоматических контратак, если враг промазал по вашему бойцу, и активации мощного комбо всем отрядом, если вы застали недруга врасплох и оглушили со спины. А тактическая ёмкость — в необходимости тщательно подходить к подбору кварцев и связанных с ними заклинаний.
Многие оппоненты, не говоря уже о боссах, оказывают сопротивление, но при этом особого садомазохизма и необходимости в убойном гринде нет. Главное, правильно использовать имеющиеся возможности (особенно ульты и комбо), бить врагов тем, к чему они более уязвимы, и правильно перемещать бойцов. Я играл на «харде» и просто старался выполнять все боевые поручения, зачищать все квестовые дороги и подземелья, покупать самое мощное снаряжение — и мои подопечные без особого гринда справлялись со всеми сложностями.
The Legend of Heroes: Trails from Zero практически всем хороша. Проработанные мир, сюжет, квесты, диалоги и персонажи, интересные непростые сражения вкупе с шикарно подобранной музыкой и устаревшей технически, но всё равно приятной графикой создают ощущение, что ты вернулся в те времена, когда деревья были выше, траве — зеленее, а игры — лучше и интереснее.
Плюсы: увлекательный и эпический сюжет; проработанные персонажи; удобный и в то же время глубокий игровой процесс; множество интересных и разнообразных квестов; приятная графика; отличная музыка; долгожданный официальный перевод на английский.
Минусы: объём диалогов и текста местами начинает утомлять; не во всех квестах понятно, чего от нас хотят авторы.