Crusader Kings III: Fate of Iberia: Обзор

Степан Песков 2022-06-03 10:16:08 12

Paradox Interactive уже давно пользуется проверенным способом доработки своих глобальных стратегий: спустя некоторое время после релиза базовой версии игры наступает период конвейерного выпуска DLC. Дополнения эти бывают большие и маленькие, но в сумме зачастую кардинально меняют игровой процесс: если взглянуть в ретроспективе на ту же Stellaris, то нынешняя версия и релизная похожи друг на друга только внешне.

Вряд ли избежит подобной участи и последняя на данный момент историческая стратегия Paradox Interactive — Crusader Kings III. До недавних пор набор DLС для «крестов» насчитывал лишь два пункта: небольшое Northern Lords и более масштабное Royal Court. Рассказываем о третьем по счёту, но далеко не последнем дополнении — Fate of Iberia, с которым мы уже успели познакомиться поближе.

От Гибралтара до Бискайи

Иберия — слово для отечественного читателя непривычное. Иберийский полуостров мы привыкли называть Пиренейским: это та часть Средиземноморья, на которой расположены современные Испания и Португалия. Южные народы Европы всегда славились горячим темпераментом, и население Иберии — не исключение: виной тому, скорее всего, уникальный сплав культур, религий и обычаев его обитателей, сложившийся на полуострове как раз в раннем Средневековье. Логичным результатом столетий борьбы за господство стало появление двух великих империй — Испанской и Португальской.

Особые здания не просто обладают уникальным образом на карте мира, а дарят своему обладателю множество полезных эффектов.

По словам разработчиков, им давно хотелось показать сложную и запутанную систему взаимоотношений феодалов, правящих на полуострове в то время. Стандартными средствами CKIII сделать это было нереально, поэтому пришлось посвятить Иберии отдельное DLC — подобные небольшие дополнения в Paradox Interactive называют flavor pack.

Иберия будет единой. Или нет

Ключевая механика Fate of Iberia, ради которой всё и затевалось, — это «борьба». Борьба не охватывает весь мир, а относится лишь к конкретной области (в данном случае речь идёт об Иберии). «Вовлечёнными в борьбу» могут быть как отдельные персонажи (если они, например, владеют землёй в этом регионе), так и целые культуры и религии.

Борьба состоит из фаз, которые по сути являются набором модификаторов, влияющих на всех вовлечёнными в борьбу. Эти «эффекты фазы» указаны в отдельном окне, и лучше их хорошенько изучить с самого начала партии: там есть действительно важные условия, заметно меняющие отыгрыш персонажа и стратегию развития. Запрет на брак с иноверцами, повышенные налоги с представителей других конфессий, новые казус белли, возможности для союзов и многое другое — перечень модификаторов и правда очень велик.

Военные эффекты фазы «Возможность».

Фазы не статичны, а меняются в зависимости от действий вовлечённых в борьбу персонажей — такие действия называются катализаторами. Их тоже очень много, и, в зависимости от типа действия, они двигают борьбу к переходу в одну из следующих фаз. Например, совершение враждебных действий (вроде развязывания войн или убийств вовлечённых персонажей) во время фазы «Возможность» будет двигать борьбу к фазе «Вражда», а мирные поступки (выпустить узника из тюрьмы, подружиться с кем-нибудь, даровать титул или независимость) — к фазе «Примирение».

Как только один из вариантов развития борьбы наберёт нужное количество очков катализаторов, фаза сменится, а вместе с ней сменятся и эффекты. Такие условности приводят к тому, что теперь приходится действовать с куда большей оглядкой на последствия, ведь борьба длится столетиями и влияет на всю династию в целом, а не на отдельного персонажа.

Изучение языков вовлечённых в борьбу правителей тоже считается катализатором — это повышает терпимость между культурами и ведёт к фазе «Компромисс».

Наконец, борьбу можно завершить, если соблюсти все необходимые для этого условия. Доступны три варианта завершения борьбы — господство вашего дома, сохранение статус-кво и «разрядка», означающая более-менее мирное сосуществование разных культур и государств на полуострове.

Не только Иберия

Пиренейский полуостров сам по себе достаточно интересный регион в Crusader Kings III, даже без учёта этого дополнения, но теперь отыгрыш местного феодала становится заметно ярче. Правда, приходится выдумывать для себя задания посложнее — просто «красить карту» слишком легко, учитывая низкие затраты на новые поводы для войны (например, казус белли «конфликт» позволяет напасть на любого соседа с целью завоевать приграничную провинцию). С другой стороны, борьба позволяет не вести партию по хаотичному пути, в котором исторические параллели теряются уже спустя пару десятков лет после старта, а придерживаться более-менее реальных вариантов развития событий, пусть и с ограничениями по времени и пространству.

Шахматы — настольная игра, в которой можно реализовать свои умения и тягу к соперничеству. Или поставить на кон собственное графство и проиграть его

Перенос механики борьбы и на другие регионы напрашивается сам собой. С её помощью можно отобразить борьбу между русскими княжествами после распада Киевской Руси или англо-норманнское противостояние — это лишь самые очевидные примеры, которые авторы игры вряд ли проигнорируют. А ведь есть и модификации — разработчики обещают, что с их помощью борьбу будет легко настраивать на свой вкус.

Одной этой механикой список нововведений Fate of Iberia не ограничивается. Тематический характер дополнения подчёркивается фокусом на увеличении проработанности региона, что отражено в первую очередь на внешнем оформлении. Добавилось порядочное количество контента — новые виды одежды, украшения, артефакты, особые здания, события, доступные и только для вовлечённых в иберийскую борьбу персонажей и для всех остальных.

Подобный пункт в вассальном договоре провоцирует священные войны

Не стоит забывать и о другой традиции Paradox Interactive — выпуске бесплатного обновления одновременно с каждым DLC. Нововведения, появившиеся в патче «Замок», доступны всем, у кого есть игра даже без Fate of Iberia. Здесь стоит отметить новые условия клановых договоров (например, в него можно включить брачные обязательства), обновление карты Пиренейского полуострова, появление фракции разделения (члены этой фракции стремятся уничтожить титул высшего сюзерена, что приведёт к развалу государства и получению независимости всеми вассалами), новые конфессии, переработку персонажей в целях повышения исторической достоверности и, конечно, пачку свежих достижений.

Fate of Iberia выглядит скромно на фоне предыдущего DLC для CKIII. Возможно, так даже лучше — нам не пришлось ждать новое дополнение почти год, как было в случае с Royal Court. Не должно быть и проблем из-за завышенных ожиданий, которые стали одной из причин того, что «Королевский двор» получил такие низкие оценки в Steam, — сейчас перед нами всего лишь небольшой flavor pack, а не масштабное обновление.

Всё просто: хотите играть за кого-то из иберийских феодалов — вот вам немного новых механик, которые потенциально пригодится и для других регионов; исправление ошибок и косметические улучшения, а на десерт — немного новшеств и для базовой версии игры.

Плюсы: механика борьбы добавляет свежести в отыгрыш иберийского феодала…

Минусы: …но для того, чтобы догнать предыдущую часть игры по возможностям, придётся ждать не одно подобное DLC.

Другие новости

Комментарии

CKIII окончательно в фэнтези от нетфликса скатилась? Откуда в средневековой Испании негры и муслимы, лол.
Удивительно, что разрабы могут не только моды копипастить, а в какую-никакую оригинальность.
Мне что-то не зашло. Борьба слишком простая, шахматы совсем неинтересные, короче мне викинги куда больше понравились...
Большую часть времени они не копипастят
Моды-модики. Думаю, это разблокируется где-нибудь в конфигах одной строчкой. На стратегиуме ещё не подсуетились насчёт этого? Так-то отыграть за какой-нибудь «город-государство Новгород» интересно может быть.
Все комментарии