Вампиры. Маскарад. «Бладлайнс». Что нового можно сказать об этой игре в 2022 году? Да, пожалуй, уже ничего. Я и не буду. Просто расскажу вам о том, каково это — впервые пройти культовую RPG спустя почти 20 лет после выхода, как Bloodlines ощущается сегодня и есть ли смысл приобщиться к классике, если вы этого ещё до сих пор не сделали. Без спойлеров.
Первые попытки одолеть Bloodlines мной были предприняты ещё в конце нулевых, но успехом так и не увенчались. В те годы, признаюсь, я был отъявленным пиратом, отчего выбор доступных игр был необычайно широк. В 2011 году я создал-таки себе аккаунт в Steam и вот уже больше десяти лет сознательно ограничиваю себя лишь легально купленными проектами. И дело даже не в какой-то там идее, просто игр слишком много, во все поиграть не удастся никогда, а такой искусственный финансовый барьер заставляет меня тщательнее относиться к выбору очередной игры.
Вот 15 лет назад «Вампиры» и не показались мне настолько интересными, чтобы тратить своё время на их прохождение: ну вот зачем терпеть кривую «боёвку» и плохонькую графику, когда на торрент-трекере лежат десятки свежайших релизов, да ещё и абсолютно бесплатно?
Вернуться к Bloodlines меня заставило более детальное знакомство со вселенной World of Darkness, которая, как оказалось, почти идеально попадает во все мои точки интереса. Впечатлившись атмосферой недавно вышедших визуальных новелл Vampire: The Masquerade — Coteries of New York и Vampire: The Masquerade — Shadows of New York, я начал копать в сторону лора «Маскарада» и «Мира Тьмы» (начать пришлось с библейских времён), а заодно изучать вышедшие по этим вселенным игры. Закономерно возник вопрос: а что там с Bloodlines?
Полагаю, многие наслышаны о неудовлетворительном техническом состоянии VTMB на момент выхода. Да, самые критичные баги Troika Games успела исправить патчем 1.2, после чего студия скоропостижно закрылась, вынужденно бросив игру в далёком от идеала состоянии. К счастью, на помощь пришли фанаты.
Справедливо посчитав, что игра без багов будет лучше, чем с ними, мне пришлось погрузиться в изучение фанатских патчей, исправляющих многочисленные ошибки и восстанавливающих вырезанный контент. Избавлю вас от утомительного сравнения и мук выбора и сразу же выдам рекомендацию. Если вы хотите поиграть в исправленную версию «Вампиров», то всё, что вам нужно, — определиться, на каком языке вы хотите это сделать. Если предпочитаете английскую версию, то ставьте Unofficial Patch. Basic Patch только исправляет ошибки. Хотите дополнительного контента — выбирайте Plus Patch. Для первого прохождения я бы рекомендовал Basic.
Если английский язык вам не товарищ, то ставьте тот же Unofficial Patch, только с уже вшитым русификатором. Для ценителей в заплатку даже добавлен опциональный отечественный дубляж, но это уже на любителя.
Самые лютые хардкорщики могут и вовсе пропустить все эти манипуляции и играть в Bloodlines лишь с официальным патчем 1.2, но делать этого я бы не рекомендовал. Риск запороть квест или намертво застрять в локации с отвалившимся скриптом возрастает многократно.
Вот, в принципе, и всё. Разумеется, за прошедшие годы фанаты создали невероятное количество модификаций, добавляющих в игру новые квесты, кланы и даже отдельные независимые истории. Но это тема для отдельного разговора, а для первого прохождения достаточно одного Unofficial Patch. Вот он уже и установился — кажется, можно начинать играть?
Подробно описывать игровой процесс никакого смысла, думаю, нет — за меня это уже сделали сотни раз. Bloodlines — стандартная RPG от первого или третьего лица на выбор, близкая по механике к какой-нибудь Morrowind или Oblivion. Главная отличительная черта от той же серии TES — ролевая система, взамен стандартных классов предлагающая семь вампирских кланов, довольно сильно различающихся как по дисциплинам, так и по геймплею.
Мой выбор пал на привлекательную неофитку из клана Тореадор, специализирующегося на манипулировании и лучше прочих вампиров уживающегося с людьми. В общем, стандартный для меня билд с упором на «социалку» и дальний бой. Да, я знал о невероятно кривой боевой системе, о бесполезности большинства социальных умений в последней трети игры и о том, что, скорее всего, с таким персонажем буду страдать. Но перспектива пропускать диалоги или квесты ради облегчения боёв меня не прельщала, поэтому решение было принято, и я начал новую игру. Спойлер: пройти Bloodlines мне это не помешало. Почти не помешало.
Первое, чем меня поразила VTMB, — город. А точнее, звуки городской жизни, ворвавшиеся в мои уши сквозь окна небольшой квартирки протагониста. Капли дождя стекают по стёклам, а прямо за ними живёт своей жизнью Санта-Моника. Мерный гул проезжающих машин то и дело перебивают звуки полицейской сирены и оглушающего гудка грузовой фуры. На экране телевизора диктор бодро зачитывает последние новости, а ведущий на местном радио вступает в диалог с очередным дозвонившимся. Компьютер на столе завлекает старомодным консольным интерфейсом. Я не хочу никуда идти, я просто смотрю новости, слушаю радио и чувствую, как бьётся сердце этого города.
Выхожу
на улицу и останавливаюсь. В ночном клубе неподалёку грохочет музыка, на пирсе беснуются чайки, а прохожие вокруг занимаются своими делами
под пробирающий до мурашек фоновый эмбиент. Бомжи греются у бочки
с костром, проститутки скучают в ожидании клиентов, подозрительно выглядящий
парень с кем-то громко разговаривает по телефону, дорого одетый бизнесмен нервничает
в ожидании такси. Мрак ночи, опустившейся на Лос-Анджелес, разбавляется лишь
неоновыми вывесками, лампами фонарных столбов да светом из окон. Это какая-то
магия.
Причём никаких сверхъестественных средств для придания жизни миру разработчики не используют. Чтобы ощущение живого города сопровождало меня всю игру, Troika Games хватило всего-то грамотного сочетания визуального и звукового ряда. И пришлось сильно потрудиться, вспоминая, когда в последний раз игры дарили мне подобный опыт. Наверное, это была Cloudpunk.
В киношной среде есть термин, хорошо описывающий происходящее в Bloodlines: slice of life — «срез жизни», повседневность. И в Cloudpunk, и в VTMB авторам удалось добиться эффекта завораживающей повседневности, когда тебе не хочется никуда идти, выполнять какие-то квесты и с кем-то разговаривать. Всё, что нужно, — застыть в одной точке и просто наблюдать за тем, как город и его обитатели живут своей жизнью.
Ну а если вы не так сентиментальны, как я, то, оказавшись в стартовой локации, столкнётесь с графикой образца 2004 года, и далеко не факт, что она вам понравится. Я на все эти текстуры и количество полигонов перестал обращать внимание уже давно, так что с устаревшей графикой никаких проблем не испытал. Гораздо более важную роль в Bloodlines играет выбранный разработчиками художественный стиль, с которым у игры всё в полном порядке.
Знатоки старого «Мира Тьмы», должно быть, получали эстетическое удовольствие от мощнейшего нуарно-готического визуального ряда, которым VTMB наполнена под завязку. В процессе прохождения я постоянно ловил флешбэки о готическом периоде в кинематографе, пришедшемся на вторую половину девяностых: тогда на экраны вышли «Ворон», «Сонная Лощина», «Тёмный город», «Стигматы», «Блэйд», «Бэтмен» Тима Бёртона (Tim Burton) и ещё тот ваш любимый фильм, про который я забыл написать. И если вы скучаете по всем этим нарядам из кожи, балетным пачкам, вызывающему макияжу и мрачной архитектуре, то непременно поиграйте в «Вампиров», потому что сейчас подобного готического настроения в играх уже и не найти.
Следующее, чем Bloodlines покорила моё сердечко, — оригинальная музыка Рика Шаффера (Rik Schaffer). Я хоть и не аудиал, но нужная мелодия в нужном месте способна сотворить невероятное. Про лицензируемые треки мне сказать особо нечего: да, нужное настроение они создают, но в целом ничего особенного (фанаты, простите). А вот саундтрек Шаффера идеально подходит под задаваемую игрой атмосферу, поэтому каждая городская локация мне запомнилась прежде всего своей музыкальной темой, а потом уже всем остальным. Кстати, о локациях.
Сеттинг — одно из главных, на мой взгляд, преимуществ Bloodlines. И я сейчас даже не про вампирскую тематику — это, в общем-то, штука на любителя. А вы попробуйте вспомнить, сколько ролевых игр в современном городском сеттинге у нас есть в принципе? Везде сплошное Средневековье, сай-фай да изредка киберпанк.
Наиболее близки по духу «Вампиры», как ни странно, к Deus Ex. Да, до иммерсивности игры от Ion Storm им далеко, но зачатки правдоподобного мира присутствуют и здесь. Компьютеры можно взломать, дверцы шкафчиков и столов — открыть, холодильники загружены едой, потолочные вентиляторы крутятся, а мощные лампы гудят от перенапряжения.
Наследие Deus Ex заметно и при выполнении заданий. Большинство квестов в «Маскараде» предлагают сразу несколько путей прохождения, в основном опирающихся на уже классическое «Правило трёх У». Где-то лучше договориться, где-то — прокрасться, а где-то зарубить нерасторопных противников топором или же покрошить из огнестрела. Особенно меня впечатлила местная больница в самом начале игры. Множество закрытых дверей, скрытых проходов, доступных для взлома компьютеров, воровства и попыток заговорить зубы в диалогах — в общем, отличный полигон для проверки того, понравятся ли вам Bloodlines и местные квесты.
А они вам понравятся. Практически каждое задание в «Вампирах» достойно потраченного на него времени, и дело даже не в сюжетных твистах, а в самом процессе прохождения. Скорее всего, вы не раз уже слышали истории про сестричек Воерман (Voerman), населённый призраками отель Ocean House и особняк безумного доктора Граута (Grout) и считаете, что проходить всё это, зная развязку, будет не слишком интересно. Спешу вас обрадовать: спойлеры, конечно, подпортят удовольствие от кульминации, но по-настоящему все эти квесты раскроются только при личном ознакомлении.
Копнув чуть глубже, можно обнаружить, что Bloodlines, помимо всем известных историй, скрывает в себе десяток-другой заданий поменьше, отчаянно ждущих вашего внимания. Решите судьбу умирающей девушки и получите личного гуля, который сделает практически всё, лишь бы удовлетворить ваши желания. Запудрите мозги молоденькому птенцу, не понимающему, как дальше жить с вампирским проклятьем, и заработайте пару сотен долларов, или же наставьте его на путь истинный, получив в награду очки опыта и чувство морального удовлетворения.
Узнайте, что скрывает в своём подвале местный хирург, пациенты которого бесследно исчезают с завидной частотой. Познакомьтесь с начинающим сценаристом, пишущим сценарий фильма о кровососах на основе бесед с вампиром реальным. Расследование серии кровавых убийств и вовсе растягивается чуть ли не до самого конца игры, постепенно подкидывая вам кусочки мозаики, собрав которую вы таки отыщете неуловимого преступника. И встреча с ним запомнится надолго.
А ещё Bloodlines отлично подходит для отыгрыша «злого» протагониста. Да, в условных Baldur’s Gate или Mass Effect тоже можно было пойти вразнос, но обстановка как-то не соответствовала. Весь этот эпик и спасение очередного мира не вязались у меня с циничным эгоистом, роль которого так часто предлагала отыгрывать BioWare. А вот в «Вампирах» с этим настоящее раздолье. Выберите какого-нибудь Гангрела или Бруха, забейте на стелс и мирное решение квестов и кровавым смерчем пронеситесь по улицам Лос-Анджелеса. Никто за это вас не осудит. Только не забывайте соблюдать Маскарад.
А ничего. Критических ошибок, стопорящих прохождение, за 30 с лишним часов я не встретил. Единственное, что несколько портило картину, — кривое отображение фоновых субтитров, иногда не помещающихся в отведённую им рамку, но это, полагаю, проблема исключительно локализации. Да ещё и синхронизация текста со звуком некоторых радиопередач, бывает, сбоит.
Вот с игровым процессом, который, похоже, не исправить никакими патчами, дела обстоят несколько хуже. Мой Тореадор-манипулятор хоть и получил несколько очков в навыке огнестрельного оружия, с начальным пистолетом обращался крайне скверно. Прицел ходил ходуном после каждого выстрела, и о какой-либо скорострельности пришлось забыть практически сразу: ради приемлемой точности необходимо было делать паузу после каждого выпущенного патрона и ждать стабилизации прицела. С дробовиком процесс пошёл несколько бодрее, ну а где-то ко второй трети игры нужный навык я раскачал практически до максимума, и дальняя стрельба наконец перестала раздражать.
Не всё радужно и с отдельными локациями, в основном связанными с главной сюжетной линией: они не то чтобы сложные — их зачастую было скучно проходить, по крайней мере выбранным мной персонажем. Основное поле боя в Санта-Монике — склад Анархов исключает разговорное прохождение, перестрелять всех в тот момент я ещё был не готов — что ж, осталось идти по стелсу.
Незаметность своему персонажу я не прокачивал, поэтому пришлось «посейвскамить» в попытках прокрасться мимо десятков недружественно настроенных вампиров. Возможно, проблема в моих не очень прямых руках, а возможно, и в том, что игра не слишком охотно сообщает вам безопасные маршруты передвижения. Практически невозможно с уверенностью сказать, как отреагируют враги на ваш тщательно продуманный план действий.
Но, как оказалось, это ещё цветочки, и настоящую боль я испытал на корабле «Элизабет Дейн» (Elizabeth Dane). Там мне тоже удалось проскочить никого не убивая, но количество неудачных попыток превысило все разумные пределы. Знатоки механик Bloodlines закономерно возразят: «Ну а что ты хотел со своим Тореадором? Бери какого-нибудь Носферату, и стелс перестанет быть проблемой». Так-то оно так, но хотелось бы, чтобы игра была лояльнее к персонажу, ориентированному на «социалку». В конце концов, диалоги — одна из сильнейших сторон «Вампиров».
Самые большие трудности у меня возникли в битвах с боссами. Далее спойлеры:
Мин Сяо (Ming-Xiao) в честном бою я одолеть так и не смог, несмотря на сотни отстрелянных патронов и разные комбинации дисциплин. Потратив несколько часов на бесплодные попытки одолеть гуй-дзина, я полез в Интернет за советами. Пользы это не принесло — все найденные тактики и так были испробованы с нулевым результатом. Единственной лазейкой (помимо читов) осталось старое сохранение, с которого пришлось загрузиться, собрать денег и закупиться по максимуму патронами и пакетами с кровью, потому что имевшихся у меня, видимо, было недостаточно.
С Андреем (Andrei), несмотря на его грозный внешний вид, особых проблем у меня не возникло — огнемёт и Steyr AUG вкупе со «Стремительностью» быстро сделали своё дело.
А вот Шериф (The Sheriff), хоть и не представлял особой угрозы в бою, во второй своей фазе заставил меня долго носиться по локации в попытках понять: а чего, собственно, игра от меня хочет? Осознание, что расставленные на крыше прожекторы можно включать, пришло далеко не сразу, но после этого всё пошло как по маслу.
В общем, за середнячка с упором на «социалку» Bloodlines пройти вполне можно, но в некоторых моментах придётся попотеть. Но оно того определённо стоит. В конце концов, всегда можно выбрать и другой клан. Хотя почему «можно»? Нужно!
Лучше всего игра раскроется при троекратном прохождении. Первые два выбирайте на свой вкус; я бы посоветовал кланы Гангрел или Бруха для боевого персонажа, Носферату — для скрытного, Тремер — для мага, а финишировать непременно нужно Малкавианами: только зная все хитросплетения сюжета вы по-настоящему оцените то, какую работу проделали сценаристы, прорабатывая диалоги для безумных вампиров.
Скорее нет, чем да. Управление, взаимодействие с окружающим миром и интерфейсом, прозрачность ролевой системы — с Bloodlines справится практически любой геймер, для остальных же в самом начале доступно внятное обучение. Это вам не Arcanum, в которую без изучения руководства лучше не соваться.
С графикой, конечно, дела обстоят не так хорошо, особенно когда речь заходит об анимации. Смотреть без смеха на танцы в местных ночных клубах просто невозможно. А вот модели персонажей и лицевая анимация до сих пор если не впечатляют, то выглядят вполне неплохо. Понятно, что Bloodlines далеко до L.A. Noire, но эмоциональное состояние NPC угадывается.
Так стоит ли играть в Vampire: The Masquerade — Bloodlines в 2022 году? Обязательно, если готовы перетерпеть не самый приятный игровой процесс ради готической атмосферы, живого мира, проработанных персонажей и отличных квестов. Даже спустя 20 лет ничего похожего на Bloodlines так и не сделали. Если же для вас механика и непосредственно геймплей важнее нарратива и сеттинга, «Маскарад» лучше не трогать — только расстроитесь.
Плюсы: готическо-нуарная атмосфера; городской сеттинг начала нулевых; свобода в выборе способа выполнения квестов; реиграбельность; разный геймплей за разные кланы; зачатки иммерсивности; живой по меркам 2004 года мир; отлично прописанные диалоги; запоминающиеся персонажи.
Минусы: кривой стелс; плохо работающая боевая система; финальная треть игры скатывается в бездумное рубилово.