Pathfinder: Wrath of the Righteous: Обзор

Кирилл Волошин 2021-09-20 09:53:09 165

Про Pathfinder: Wrath of the Righteous, новую русскую RPG на западный лад (и на ту же аудиторию в первую очередь), сейчас говорят разное — одни кричат про лучшую ролевую игру года, другие указывают на недостатки и опасность так часто наступать на одни и те же грабли, которые москвичи из Owlcat Games так и не убрали после Pathfinder: Kingmaker. Так кто же прав? Давайте разбираться по пунктам и отвечать на актуальные вопросы.

Тут интересный сюжет?

Вполне. Хотя завязка и в целом фабула куда более стандартные, традиционные, чем в Kingmaker. Нам сразу же дают понять, что всю игру мы будем сражаться с демонами, которые прут из Бездны и атакуют людские земли в пустошах Мировой Язвы. Естественно, именно наш герой (или героиня) оказывается пресловутым Избранным, которого местная богиня, защитница людей, наделила светом и силой, чтобы дать отпор монстрам.

Поэтому сразу после того, как с нашей помощью освобождается стартовый город, на протагониста, вчера ещё никому не известного, смотрят именно как на Героя с большой буквы, чуть ли не в ноги падают, ловят каждое его слово. А королева тут же назначает его командором, ответственным за Пятый крестовый поход против демонов Бездны.

Помешать им способны только мы.

Но всё искупается эпичностью происходящего. Ощущать себя пупом земли, на которого с пугливым уважением смотрят и боги, и демоны, и смертные, всё-таки приятно. К тому же за традиционным вроде бы фасадом скрывается куча интриг и деталей. В ключевых сюжетных моментах вы можете выбирать, как поступить — пойти по пути ангела с нимбом над головой, демона, отращивающего у нас на глазах рога, эона (это такой хранитель баланса между порядком и хаосом), лича или обманщика-трикстера, выступающего в стиле скандинавского хитреца Локи.

Решения всегда непростые, а варианты по-своему оправданны.

К тому же то и дело происходит что-нибудь неожиданное и интересное. То на таверну, последний оплот сопротивления, нападут демоны, и нам придётся, бросив всё, спешить на выручку. То местный инквизитор попросит расследовать старое дело об убийстве демонами благородной дворянской семьи. То выяснится, что в нашем окружении завелась «крыса», которая подкинула в вещи приманку для кровожадных, пожирающих всех и вся монстров.

В Pathfinder: Wrath of the Righteous много интересных событий, необычных персонажей, нелинейных квестов и нетривиальных диалогов — и всё это очень классно, на уровне хорошей литературы написано. И авторы правильно сделали, что, в отличие от разработчиков Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG, не стали озвучивать прямо всё-всё, каждый чих, заканчивая каждый диалог однотонно-весёлым «Приятно было пообщаться!».

Такое если и озвучивать, то только голосом Ивана Охлобыстина.

А напарники тут яркие?

Ну, до Planescape: Torment никому не дотянуться, а вот на фоне Dragon Age и Pillars of Eternity они смотрятся вполне достойно. Именно возможность встретить множество колоритных компаньонов во многом и делает происходящее в Pathfinder: Wrath of the Righteous таким увлекательным.

В вашем отряде могут оказаться вытащенный нами из тюрьмы тифлинг-воришка, который тут же втягивает нас в криминальные разборки своих подельников; выжившая на костре девочка-ведьма, нищенка, которая при первой же встрече стала причиной того, что несколько воинов Света поубивали друг друга; получеловек-полуящер, называющий себя потомком первых крестоносцев; плутовка и якобы дворянка, которая смотрит на всех сверху вниз и брезгует общаться с той же нищенкой; молодой аристократ и повеса, который единственный из своей семьи выжил после нападения демонов, а теперь устраивает оргии и пьянки с местными эскортницами; помешанная на науке девушка, которая так увлеклась своими экспериментами, что забыла даже, к какой расе она принадлежит. И это далеко не все.

А ещё с нами путешествует говорящее оружие.

У каждого — свой груз за плечами и персональные квесты, из которых мы, например, узнаём, что вышеупомянутая дворянка и не дворянка вовсе, а, условно, дочь прачки. Многие из этих квестов растянуты во времени. Например, паладинша в сияющих доспехах сначала просит спасти её боевых товарищей, потом надо побухать с ними в таверне и помочь с поисками важного предмета. В процессе выясняется, что один из этих товарищей заманил нас в ловушку демонов. И потом паладинша будет долго переживать, намекая, что нам рано или поздно предстоит вернуться к этой истории и найти предателя.

А что это за тень отбрасывает наш плутоватый тифлинг? Явно что-то интересное скрывает.

Жрец на службе местной богини красоты и вовсе предложит вместе прогуляться на кладбище. Он, кстати, постоянно рисует главного героя — и вы можете ему попозировать, так сказать, в приватной обстановке.

А тут что, есть «повестка»?

В некоторой степени. Помимо жреца ещё и молодой аристократ-повеса томно намекает, что мы его «интригуем». Да, в Wrath of the Righteous можно крутить романы с представителями любого пола. А уже в первые полчаса вы встретите двух лесбиянок, которые живут вместе, причём одна из них, женщина-полуорк, возглавляет местную службу разведки.

Эх, надо было выбрать персонажа-женщину…

Дело в том, что Wrath of the Righteous — не совсем русская RPG: она сделана по известной западной настолке, по стандартам западных игр и ориентирована в первую очередь на их аудиторию. Поэтому в наших родных ATOM RPG и Encased — русские народные анекдоты и шуточки про «говногоблинов», а тут темы про толерантность, расовую несправедливость и меньшинства. К тому же и наша народная лексика присутствует, а в одном квесте авторы забавно иронизируют на тему толерантности:

Даже кобольды тут стараются идти в ногу со временем.

Вообще, с юмором в игре всё нормально. Однажды я встретил скелета-торговца, который рассказал о том, как его пытались спасти от демонического проклятия: подписали контракт, а потом выставили счёт за услуги по проведению ритуала, насчитали пеню, акцизы и штрафы. И в итоге заставили в счёт образовавшегося долга работать на Маммона, демона стяжательства.

В любом случае ничего крамольного в этой «повестке» я не вижу — про ксенофобию и расовую нетерпимость очень много было написано, например, в «Ведьмаке». И это хорошо, если в ролевой игре мы вольны делать что угодно (ну, почти), говорить о чём угодно и любить кого угодно.

Ещё есть забавная театральная труппа с циклопом в качестве ведущего актёра.

Тут можно отыгрывать роль?

Более чем. Во-первых, игра основана на мощнейшей ролевой системе, которую сюда достаточно аккуратно перенесли. Есть выбор из 25 классов, каждый из которых распадается на подклассы. Потом ещё добавляются мифические пути — уже упомянутые мной ангел, демона, лич и так далее. Ко всему этому прибавьте выбор расы, биографии и уникальных черт.

Вы вольны создать уникального героя — хаотично- или нейтрально-доброго или злого, законопослушного и так далее. И отыгрывать его в заданиях и диалогах, где практически всегда есть выбор, как себя вести и что говорить. А можно с криком «Да надоели вы!» обнажить оружие и попытаться всех убить — даже квестовых персонажей.

Иногда именно так хочется поступить.

Я, например, создал полумёртвого дампира-следопыта, специализирующегося на истреблении демонов, выбрал ему в качестве любимого зверя такого же полумёртвого волка и с удовольствием отыгрывал в диалогах хаотично-доброго товарища, который и кровушки попить из трупов не против, и красное вино во время оргий любит, и в целом никому не желает зла, но ценит в первую очередь свободу, а потому позволяет себе цинично шутить, дерзить и вообще он никому ничего не должен.

В качестве лидера Пятого крестового похода он может под осуждающие возгласы других командиров выпить вместе с солдатами, а потом цинично использовать их в качестве приманки, чтобы завлечь демонов в ловушку. Все наши действия, слова и решения имеют последствия. С некоторыми компаньонами можно поссориться, и они уйдут.

Мифические герои обладают очень мощными способностями.

Wrath of the Righteous такая же хардкорная, как Kingmaker?

Да, игра — это путь боли и унижений. Во всяком случае, когда играешь на уровне сложности «Бесстрашный» и выше — есть ещё «Суровый», «Сложный» и «Нечестный». Да даже на «Нормальном», где урон от врагов снижен, расслабиться не получится — боссы и сильные противники просто так не сдаются, в драке с ними вы можете израсходовать половину заклинаний и зелий, получить увечье или штраф к характеристикам, которые снимаются «Высшим восстановлением» или отдыхом в безопасном месте.

Таких гадов нужно уменьшать. А наших «танков» лучше, наоборот, увеличивать.

Постоянно надо учитывать массу факторов — все эти спасброски кубика при многочисленных проверках на стойкость, защиту, шанс нанесения или получения урона/болезни и так далее; ограничения на количество используемых заклинаний в сутки, что вынуждает опять же отдыхать, записывать свитки и подготавливать самые нужные «спеллы»; устойчивость многих монстров к тому или иному типу урона или вовсе невосприимчивость к магии. И ещё много чего.

Например, для меня был неприятным открытием тот факт, что стрелки, атакующие ввязавшихся в ближний бой врагов, получают за это штрафы — преодолевается это только с помощью способности «Меткий выстрел». Также частенько бросаются кубики на проверку характеристик, когда нужно вскрыть замок, обнаружить и обезвредить ловушки, перепрыгнуть или спуститься, использовать дипломатию, знания и так далее.

Эту тварь лучше бить только «добрым» и усиленным оружием.

С одной стороны, теперь авторы более подробно, сразу и доступно разъясняют такие нюансы. Но с другой — они оставили многие местами раздражающие факторы. Так, наши бойцы часто устают, получая за это штрафы к характеристикам или к шансам на успех при броске кубика. Это вынуждает часто разбивать лагерь и отдыхать, выбирая, кто будет его охранять, кто — маскировать, а кто — варить зелья или записывать свитки.

Но чем чаще мы отдыхаем, тем больше копится порчи. А достигнув определённого уровня (всего их три), она тоже начнёт снижать характеристики. Приходится то и дело возвращаться в таверну или на свою базу, чтобы отдохнуть в безопасном месте. А некоторые состояния вроде замешательства не снимает даже здоровый сон. Из-за этого однажды мне пришлось переигрывать большой кусок — мой герой в состоянии замешательства с завидной настойчивостью избивал соратников, что попадались под руку…

Понятно, что таверну хочется защитить.

На сложных уровнях прохождение и вовсе превращается в симулятор математически точного высчитывания работающего билда, благо вариантов и возможностей для этого пруд пруди. Впрочем, для ролевиков-хардкорщиков так только интереснее. А для остальных игра предлагает большой выбор вариантов сложности — вы вольны точечно настроить её под себя. Плюс в Wrath of the Righteous, как и в своё время в Pillars of Eternity, появился пошаговый режим. То есть классические ходы, очки действий и всё то, что позволяет спокойно прикинуть, оценить ситуацию и решить как, что и кем делать.

В свой ход можно переместиться, атаковать или уйти в глубокую оборону.

Тут же есть ещё и сражения как в «Героях меча и магии»? Зачем они?

И правда, зачем? Видимо, только для красивых слов в пресс-релизах. Как и в Kingmaker, авторы решили не ограничиваться чистой партийной CRPG и добавили другие пласты геймплея. Только поменяли управление собственным королевством на управление крестовым походом. Тут мы также должны что-то строить, решать, реагировать на просьбы и события, советоваться. И периодически можно управлять целыми армиями крестоносцев — нанимаем отряды лучников, мечников, жрецов и других, ставим во главе генералов со своими способностями (очень дорого стоят), а потом перемещаем их по карте, чтобы захватывать вражеские форты и сражаться с отрядами демонов.

У вас может быть несколько армий, и их разрешают объединять.

За победы юниты повышают боевой дух, копят опыт, а мы получаем средства для найма новых бойцов, крутые трофеи и экипировку.

Даже визуально очень похоже на «Героев».

Но беда в том, что они всё равно на порядок более примитивные, чем в HoM&M, и частенько вообще разворачиваются на одной и той же карте с бревном посередине. На этих унылых драках я начал засыпать и скучать. А главное, начал подозревать, что игра нагло ворует моё время, растягивая и без того очень долгое прохождение. Особенно с учётом того, что на каждом шагу ждут долгие загрузки.

С оптимизацией проблемы? И баги есть?

Да, многие жаловались на баги, но сам я ничего критичного не словил. Возможно, потому, что начал проходить только спустя неделю после релиза, когда вышли несколько патчей. В любом случае игра совершенно точно неидеально оптимизирована.

Зато выглядит и звучит шикарно — тут и классические традиции соблюдены в родной сердцу изометрии, в том, как подсвечиваются предметы и даже, как выглядит иконка, указывающая партии, куда двигаться. А с другой стороны, заметны крутое освещение с тенями, много деталей и достойная анимация.

Да, Pathfinder: Wrath of the Righteous вполне заслужила право претендовать на звание лучшей RPG года. В свои лучшие моменты она практически ничем не отличается от образцовых работ Obsidian Entertainment и старой BioWare — гордость берёт за отечественных разработчиков. Но есть и проблемы. И бог с ним с хардкором и балансом — это можно поправить или научиться и приспособиться. Ключевой вопрос, который хочется задать авторам: зачем было снова запихивать в игру лишние, обременительные и слабо проработанные механики? Не лучше ли было сосредоточиться на главном, хорошенько протестировать проект и выдать пусть не такую большую (а по сути — не такую затянутую), зато выверенную по всем статьям RPG? Надеемся на третью часть серии.

Плюсы: интересный сюжет; множество ярких персонажей; нелинейные квесты; проработанная и богатая на возможности ролевая система; непростые сражения; гибкая настройка сложности; шикарные графика и музыка.

Минусы: уровень хардкора и порог вхождения многим покажутся завышенными; механика управления крестовым походом и сражения армиями в стиле «Героев меча и магии» выглядят лишними; баги и проблемы с оптимизацией.

Другие новости

Комментарии

Недоиграм с «повесткой» надо сразу «Мусор» ставить.
Я так понимаю меня одного всю игру выбешивали диалоги? Все персонажи какие-то гиперпафосные, все такие серьезные (когда это не шутники с весьма специфическим юморком). Не помню уже точных примеров, но я читаю, как кто-то рассказывает о своем прошлом и четко вижу, что не стакается это с персонажем, ни один нормальный человек не стал бы рассказывать что-то с таким пафосом и обилием речевых приемов. Больше похоже на историю от рассказчика, чем на реального персонажа со своим лором.
Да и с классами очень интересно. Я не сильный знаток этой игры, хотя немало наиграл в первую часть. Хотел  создать себе кинетика с молниями, вот нравится мне такое. В итоге оказывается, что у всех демонов, с которыми приходится сражаться большую часть игры, иммунитет к электричеству. Это хоть как-то объясняется? Я бы понял иммунитет к огню, понял бы сопротивление каким-то стихиям, но полный иммунитет именно к электричеству у демонов выглядит очень бредово. Потом я конечно увидел, что можно взять мифический скилл на преодоление любого сопротивления и иммунитета от выбранной стихии, но камон, все равно бред какой-то.
Да и механика боевки что в первой части была крайне кривой и неудобной, что во второй. Если сравнивать с теми же Pillars of Eternity, явным конкурентом современным (Dragon Age слишком сильно из другой оперы, чтобы сравнивать их), в пасфайндере партия просто бежит и начинает что-то делать сама. Все куда-то разбегаются, кого-то атакуют, скиллы свои не юзают практически. Вроде бы можно врубить им ИИ, но настроить его, как в Pillars никак нельзя, и получается, что они могут юзать только автоатаку и иногда какой-то один скилл, который ты им поставишь на автоюз. И вот главная проблема боевки в том, что управлять в реальном времени своим отрядом ну оочень неудобно. Тут или постоянно на паузе сиди, или включай какой-то достаточно странный пошаговый режим, я попробовал один раз и мне не понравилось (не претендую на объективность).
В первой части многим почему-то не понравилось управление королевством. Для меня это как раз спасало всю игру. Но во второй части они это убрали и добавили недоГероев, когда ты просто стоишь на этой сетке и обмениваешь ударами в течении нескольких минут. Я просто сидел и клацал мышкой, даже никуда не двигая ее. Очень сомнительная механика.
Я обожаю игры такого жанра и я через силу играл в обе части просто потому, что остальные игры этого жанра уже затер до дыр.

Сугубо мое мнение — этой игре надо ставить проходняк, обеим ее частям. Идея хорошая, реализация — по многим статьям г*вно
Игрок с классами то обычными разобраться не можетЭто проблема нынешних игроков, которым лень разбираться в механиках игр.
Может и нет, но от наших разрабов и вдруг такой прорыв, могли бы и облизать
В школьные годы без проблем играл в невервинтер 1, а там тот же днд3.5 с кучей классов, которые можно мультиклассировать. И у меня тогда не было инета и гайдов.
Все комментарии