Научно-фантастическую RPG The Protagonist студия 3Mind Games анонсировала ещё в 2018 году, а два года назад я включил её в список самых ожидаемых из малоизвестных широкой публике ролевых игр. И было за что: авторы рассказывали, что источниками вдохновения для них были Mass Effect, XCOM и Divinity: Original Sin, обещали суровые тактические сражения, а также интерактивные диалоги с возможностью выбора и последствиями. А что же мы получили в итоге?
Когда среди источников вдохновения называют Mass Effect, XCOM и Divinity: Original Sin, то какие в первую очередь возникают ассоциации? Будут космос, тактические сражения и моральный выбор. И формально всё это в The Protagonist: EX-1 есть. Другой вопрос: как это реализовано?
Начинается всё с того, что наша героиня с позывным Ангел в составе группы оперативников (в основном её подчинённых) летит выполнять важное задание по нейтрализации инопланетной угрозы. Но, как водится, случилась катастрофа, и девушка очнулась в луже крови и в дыму. А в наушниках она слышит голос неизвестного Пилота, который объясняет ситуацию и начинает направлять её — Ангел оказалась на инопланетной космической станции, которую нужно исследовать, чтобы найти выход, спасти остальных членов своей команды и устранить угрозу для всей Земли.
Впрочем, своих можно не искать и не спасать. В некоторых ситуациях напарники к нам присоединяются по сюжету, а в других предлагают выбор — отвлечься и попытаться найти своих или же не рисковать и не нарываться на новую драку. А даже если нашли союзника, то решаем, брать ли человека с собой в пекло или оставить его в более безопасном месте.
По этому поводу, да и не только по этому, периодически возникают конфликты с Радикалом — суровым мужиком, который первым присоединяется к Ангелу. Той даже приходится пару раз кулаками и ногами объяснять ему, кто тут главный и как нельзя разговаривать с девушками, тем более если они старше по званию.
Однако сражаемся мы в основном с инопланетными механизмами и прочими тварями, хозяйничающими на станции. Причём сражаемся тоже зачастую руками и ногами — авторы особенно гордятся системой ближнего боя, позволяющей за отведённые очки складывать комбо из ударов разными частями тела. И все эти удары разрешают отдельно прокачивать.
Сражения в The Protagonist: EX-1 проходят в пошаговом режиме. Есть показатели инициативы и меткости (они, как и другие базовые характеристики, прокачиваются за очки атрибутов с получением новых уровней), в свой ход разрешают перемещаться и атаковать/использовать умения.
Другие навыки, доступные для улучшения, связаны с мастерством использования разных видов огнестрельного (пистолеты, дробовики, автоматы) и холодного (мечи, кинжалы, тупые предметы) оружия, лечения раненых союзников, взлома вражеских дронов и ремонта своих щитов. Ангел, например, прямо в бою может брать под контроль или заражать вирусом противников, а также наносить им массовый урон с помощью хакерских навыков.
Вне боя она умеет взламывать терминалы, чтобы открывать двери, находить записки или рецепты для крафта — героиня изготавливает по ним и оружие, и броню, и расходники. Зачастую требуется не только основной рецепт, но и дополнительная технология. Например, имея базовую заготовку для гранаты, мы можем добавить к ней технологию электрического урона (получится шоковая) либо электромагнитного импульса, который позволяет на время выводить технику из строя.
Так что навыки крафта и хакерства тут тоже важны. В дальнейшем, с присоединением к нам новых бойцов, появляется возможность изготавливать имплантаты. А чтобы солдат стало больше, нужно прокачивать лидерство.
Мы сами определяем специализацию новых членов команды. Но вот главным медиком по умолчанию является… собака по кличке Приятель — она и врагов терзает, и союзников лечит/реанимирует.
Впрочем, в The Protagonist: EX-1 мы не только сражаемся, но и решаем головоломки. Иногда мало взломать очередной терминал, чтобы открыть двери, — нужно ещё добраться до этого терминала. А для этого мы используем энергетически кубы, которые Ангел удалённо перемещает и ставит на панели, чтобы что-то где-то открыть. Бывают чуть более сложные варианты, когда, например, этот куб мы помещаем в специальные порталы, а те переносят их в другое место, где мы и ставим их на нужную панель.
Есть и нестабильные кубы, которые можно взрывать — или чтобы нанести как можно больше урона врагам в бою или чтобы разрушить стену, за которой мы найдём ещё детали для крафта или терминал с рецептами для него же.
Иногда нужно разделить команду, чтобы, например, в одном месте Ангел взломала терминал и открыла путь для второго отряда, а тот с другой стороны разблокировал дверь для нашей героини. Или в специально предусмотренных местах от нас отделяется пёсик, которым мы управляем в другом помещении с теми же целями — встать на нажимную панель и открыть дверь остальным. Вообще, Приятель — самый полезный персонаж после Ангела.
Казалось бы, всё круто. Тут тебе и космос, и пошаговые сражения, и головоломки, и прокачка, и крафт, и моральный выбор с разборками между напарниками. И даже верная псина в качестве полевого медика. Но дело в том, как всё это реализовано. И вот тут загибайте пальцы.
Диалогов и ситуаций выбора немного, в них минимум драмы и искры, и глобально они мало на что влияют — авторы будто добавили их для отработки обязательной программы про «У нас тоже есть нелинейность». Головоломки, как вы уже поняли, однообразные и постоянно повторяются. А интересных пазлов, когда нужно разделить отряд, далеко не так много, как хотелось бы.
В сражениях хвалёная система рукопашных комбо мало используется — персонажи не слишком далеко и быстро перемещаются, поэтому куда эффективнее выдать всем огнестрел. А гавкающий Приятель бросается гранатами.
Да, во время стрельбы и мы, и враги частенько промахиваемся, но такое случается и в рукопашной, к тому же всегда есть вариант прокачать меткость. И в любом случае сражения не бросают особого вызова — тактических инструментом мало, даже укрытий нет (про использование высоты вообще молчу). Противники тоже долгое время повторяются, используют одну и ту же тактику, а когда становится жарко, на помощь эффективно приходит всё тот же Приятель.
Крафта много, но сама по себе механика примитивная — всё изготавливается из одного и того же ресурса. А интерфейс и у крафта, и у игры в целом слишком громоздкий. Ну и в целом The Protagonist: EX-1 однообразная и унылая с точки зрения дизайна — всю дорогу мы проводим в одних и тех же декорациях инопланетной станции. И ладно бы, если б декорации были симпатичными, но игра откровенно устарела с технической точки зрения — кажется, что анонсировали её не в 2018-м, а в 2008-м.
The Protagonist: EX-1 производит впечатление игры, у которой были потенциал и хорошие идеи, но которую авторы фактически забросили и решили выкинуть в релиз как есть — однообразной, с кучей заявленных, но слабо работающих механик и технически устаревшей.
Плюсы: много потенциально интересных механик — есть головоломки, крафт, пошаговые сражения и ситуации морального выбора.
Минусы: реализовано всё слабо и поверхностно; игра однообразна и технически устарела.