Among Us: Обзор

Игорь Ерышев 2020-10-05 17:30:06 43
Пока гиганты индустрии мерились эксклюзивами и королевскими битвами, геймерские сердца тихой сапой увела Among Us – бюджетная инди от малоизвестной студии InnerSloth. Пару лет назад она прошла абсолютно незамеченной в потоке блокбастеров, а в разгар пандемии COVID-19 релиз чудом обрёл вторую жизнь – и, как водится, покорил Интернет. Что же такого особенного в детище небольшой команды из штата Вашингтон?

https://www.youtube.com/watch?v=NSJ4cESNQfE&ab_channel=InnerSloth

Лучше поздно

Настольные игры – хобби обманчивое. Со стороны посиделки в «Манчкине» и «Эволюции» выглядят как милое времяпрепровождение для всей семьи: яркое оформление коробок и аксессуаров, доступные даже детсадовцам правила, поначалу дружеская атмосфера. Однако вышеперечисленное – не более чем фасад, скрывающий истинный, зловещий остов подобных развлечений – обман. Ведь, какими бы ни были правила, рано или поздно любая партия превращается в напряжённый марафон блефа и хитростей, верить во время которого можно лишь одному человеку – себе. Хочешь победить? Умей вертеться. И ничто не иллюстрирует это лучше, чем «Мафия». Нет, не та – русская. Из 80-х.

Суть её проста и известна многим: группа людей собирается вместе, примеряет на себя различные роли (сыщик, доктор и так далее) и ищет в своих рядах шифрующихся гангстеров. А преступники тем временем пытаются втихую уничтожить соперников, замести следы – словом, выйти сухими из воды. Раз, два, три, город засыпает, и обычная квартира превращается в место действия детективной истории, где каждый сам за себя. Кто убийца? Кого отправить в тюрьму? Почему у Игоря такая подозрительная физиономия?
Простая концепция, десятки тонкостей и огромный простор для психологических манипуляций обеспечили творению Дмитрия Давыдова долгую жизнь и мировое признание. А где слава, там и подражания. И в 2017-м маленькая команда InnerSloth решила представить свою версию «социальной RPG».

Амбиции у разработчиков из Редмонда были умеренными – всего лишь сделать «космическую» версию знаменитой настолки, да с локальным мультиплеером, чтобы можно было необычно развлекаться с друзьями на вечеринках. На триумф никто не рассчитывал – лишь бы затея худо-бедно окупилась, а там будь что будет. Троица нащупала яркий визуальный стиль, добавила в знакомую формулу непривычных механик, продумала всё до мелочей и после длительной полировки отправила Among Us покорять App Store и Google Play. Увы, безуспешно.
Глобальная карта показывает задания, но немного закрывает обзор – опасно!

В 2018-м новинку просто-напросто никто не заметил: о ней не писали в дайджестах, её не обсуждали на форумах, и даже специализированные сайты прошли мимо любопытной премьеры. Столь обидное фиаско подкосило молодую команду, но, вопреки здравому смыслу, InnerSloth продолжила работать над своим творением. Особой прибыли оно не приносило, конечно, зато у студии были деньги на чёрный день, а у горстки пользователей – здравые идеи и предложения насчёт правок. Чем не повод докрутить онлайн, сделать порт на PC и выпустить пару DLC-локаций за смешные деньги? Решение рискованное… и, как оказалось, абсолютно верное. В долгосрочной перспективе.

К концу 2019 года рассказы о компанейской инди незаметно облетели весь мир – из уст в уста люди делились восторгами по поводу «космической „Мафии“» и её увлекательного геймплея, рекомендовали «залипалку» друзьям, родственникам и близким. В паре стран (в Корее и Бразилии) она даже умудрилась стать по-своему культовой – однако глобальным феноменом мультиплеерная забава обернулась лишь летом 2020-го: всего за пару жарких месяцев пандемия и несколько популярных стримеров сумели вывести некогда провальный релиз в разряд признанных хитов. Что ни говори, а звёзды сошлись. Да так, что серверы рухнули под весом обретённой в считаные недели славы.
Мини-игры явно рассчитаны на экраны смартфонов, что, правда, не мешает проходить их старой доброй мышью.

Но резкий взлёт, понятно, сам по себе ни о чём не говорит: мало ли в индустрии калифов на час. Тем не менее, даже если её популярность недолговечна, Among Us вполне заслуживает всех тех восторгов в её адрес – это не жалкий клон настольной легенды, а маленький шедевр, уверенно стоящий на собственных ногах.

Чужой среди своих

Завязка и правила довольно просты. Небольшая группа астронавтов (от 4 до 10 человек) попадает в переплёт: корабль сломался, цветы завяли, мусорная корзина забилась всячиной. Чтобы выжить, беднягам, срочно нужно починить звездолёт и как следует прибраться. Однако вот незадача – в дружный строй цветастых исследователей каким-то образом затесались таинственные предатели (от одного до трёх), которым хочется лишь одного – убивать. О боже!
Разговаривать можно только во время дебатов, чтобы сохранить интригу до конца матча.

Задача экипажа очевидна – выполнить ряд случайно отобранных компьютером заданий и остаться в живых. У каждого героя – уникальный набор дел, и каждое из них подразумевает прохождение в большинстве случаев коротенькой мини-игры. Для победы все члены команды должны всего лишь покончить со своими миссиями – мертвецы от обязанностей не освобождаются! – или, если повезёт, разобраться с незваными гостями.

Цель предателя (или предателей) – им в этом помешать. В отличие от астронавтов, «шпионам» не нужно бегать туда-сюда с отвёртками – их геймплей целиком и полностью строится на незаметных убийствах и саботаже. В ход идёт всё: отключение кислорода, сбои реактора, путешествия по вентиляции. И, конечно же, главный инструмент шпиона – старый добрый покерфейс. Косить всех направо-налево, впрочем, не выйдет: на каждое действие предусмотрен «кулдаун».
Отключить свет и устроить кому-нибудь тёмную или закрыть пару дверей? Дилеммы, дилеммы…

Как правило, любой матч в Among Us делится на две фазы. Сразу после старта игроки молча разбегаются по своим делам – кто-то отправляется чинить проводку, кто-то идёт к камерам наблюдения следить за происходящим на карте, кто-то точит нож и ждёт шанса оставить его между чьих-то позвонков. Некоторое время ничто не предвещает беды – задачи выполняются, народ носится по коридорам, жизнь прекрасна… Пока рано или поздно кто-то не наткнётся на чьё-то обезображенное тело у входа в реактор.

Стоит объявиться трупу, как действо превращается в судебную драму: выжившие автоматически переносятся в столовую и начинают тыкать друг в друга пальцами в лучших традициях сериала Danganronpa. Кто убил, где нашли, у кого есть алиби, а у кого нет? На поиски ответов и козлов отпущения присяжным даётся всего-навсего пара минут, после чего отобранный большинством «убийца» отправляется навстречу открытому космосу через шлюз. Или не отправляется, если присяжные решат пропустить голосование за недостатком улик. Ещё одно тело – история повторяется. И так до победного для одной из сторон конца.
Для остроты конфликта в настройках можно убрать титр, подтверждающий личность убитого на голосовании астронавта. Кто знает, вдруг человека выкинули зря?

На первый взгляд концепция более-менее узнаваемая: битва умов, поиски самозванцев, жаркие дискуссии и атмосфера тотального недоверия – чистейшей воды «Мафия», только на смартфоне и в скафандрах. Но не так всё просто: InnerSloth использовала классику лишь в качестве отправной точки. Поэтому, несмотря на очевидные сходства, ощущается их скромное творение совершенно иначе.

Пожалуй, наиболее очевидное отличие от застольной социальной RPG заключается в формате: Among Us – не пошаговая игра. Здесь нет никаких «Город засыпает» и тому подобных условностей жанра: с первых секунд раунда каждый волен заниматься чем хочет, где хочет, как хочет. Что, с одной стороны, развязывает руки и заметно ускоряет матчи – опытные команды вполне могут починить звездолёт за несколько минут, если очень того заходят. В то же время отсутствие каких-либо дизайнерских барьеров между героями и злодеями делает каждый раунд невероятно напряжённым, ведь никогда не знаешь, кто таится за ближайшим углом. Смерть может наступить в любой момент, в любой комнате, когда меньше всего ожидаешь.
Анимации убийств, к слову, очаровательно брутальные.

Благодаря столь простому, казалось бы, дизайнерскому решению каждое мимолётное действие обретает вес. Да, разработчики решили обойтись без глобального таймера, и (в теории) с починками спешить некуда, но какая разница, если где-то за кадром снуёт злодей? Хочется, конечно, первым делом броситься на выполнение задач, вот только спину подставлять как-то не тянет. С другой стороны, попытки найти союзников вполне могут сыграть злую шутку – кто знает, может, где-то неподалёку маньяк уже прикончил пару бедолаг. Или, ещё хуже, вдруг безобидный на первый взгляд напарник на самом деле не тот, за кого себя выдаёт? Несмотря на миловидную стилизацию, происходящее на экране по сути мало чем отличается от легендарного «Нечто»: на корабле нет Курта Рассела (Kurt Russell) и огнемётов, зато атмосфера паранойи и недоверия ближнему своему тут как тут.

Любопытно, что напряжение сохраняется и при игре за предателя – он, конечно, вполне способен прикончить любого астронавта одним махом, но для выживания надо тщательно подбирать время для атаки. А ещё озаботиться алиби и как можно дольше отвлекать внимание от трупа, чтобы никто не мешал вершить тёмные дела. Словом, в роли маньяка драматизм никуда не девается – что опять же вполне в духе ленты Джона Карпентера (John Carpenter): там пришелец тоже по возможности избегал открытых конфликтов и полагался на хитрость.
Именно поэтому «кошки-мышки» очень долго не надоедают – авторы нарочно не предусмотрели пауз и возможностей перевести дух, составить внятный план действий. Мирные по идее голосования – и те не сбавляют бешеный темп: времени, чтобы отдать голос, мало, подозреваемых много, и порой один человек может решить судьбу всего экипажа! Так что, даже если особо не трогать правила и полагаться на незнакомцев, каждый забег по кораблю вызывает неподдельный азарт. А с друзьями – тем более. Впрочем, интрига – лишь один из главных крючков Among Us: по факту их куда больше.

Секрет фирмы

Формально, разумеется, InnerSloth никаких Америк не открыла: вариации на тему «Мафии» в реальном времени отнюдь не новы – достаточно вспомнить какую-нибудь Deceit. И да, действительно, концепции схожи (группа людей, засланный казачок, необходимость выполнять задачи на карте), а если покопаться, то можно вспомнить много других аналогов за последние 10 лет. Так чем же разноцветные астронавты покорили мир, если подобных игр пруд пруди?
Во-первых, это очень выверенный, продуманный с точки зрения дизайна продукт. Проблема многих клонов известных в народе шедевров часто заключается желании изобрести велосипед: редкий разработчик не хочет обновить популярную формулу или перенести знакомую концепцию в непривычный формат. Зачастую старые и новые механики просто-напросто не сочетаются – сразу видно, где заканчивается оригинал и начинается спорная самодеятельность.

InnerSloth же сумела избежать этих злополучных граблей: в её творении хватает любопытных находок, но при этом каждая деталь идеально подогнана под нужды детективного геймплея. Из этой песни слов не выкинешь при всём желании – мини-игры нагнетают напряжение, отменно развлекают и в силу скоротечности не успевают надоесть; диверсии позволяют разделять неразлучный экипаж и создавать себе алиби; вентиляция компенсирует количественную разницу между командами. Ничего лишнего – а то, что есть, сделано по высшему разряду. Той же Deceit с её убогими пострелушками и странными превращениями в монстров до такого далеко.
Кастомизация аватара, естественно тут как тут – к слову, она (вкупе с цветом) отлично помогает распознавать подозреваемых издалека.

Второй элемент успеха – доступность. Among Us очень лаконична по части правил: за вычетом пары не совсем очевидных мелочей. Понять и освоить её способен хоть первоклассник, хоть пенсионер. В ней нет ролей и уникальных способностей из «Мафии», которые надо вечно держать в голове, нет RPG-элементов из браузерной Mush, нет бестолковой системы прогресса. Лишь управление требует небольшого привыкания, но и его освоение занимает от силы пару минут. А поскольку центральный геймплей не требует особых навыков, помимо умения кликать на кнопки и складывать факты и улики воедино, по умолчанию в любой ситуации все пользователи более-менее равны.

Третья немаловажная черта игры – её настраиваемость: практически каждый параметр, начиная с количества задач экипажа и заканчивая «кулдаунами» предателей, всегда можно поменять под себя и своих друзей. Слишком длинные паузы между убийствами? Не беда, вместо 50 секунд никто не мешает сделать 15. У космонавтов уж больно хорошее зрение, видят трупы издалека? Ладно, близорукость – не приговор, пусть бегают в потёмках. Никто не мешает даже выдумывать собственные развлечения, вроде кровавых салочек со слепым маньяком-скорострелом. Кому нужна драма уровня «Десяти негритят», если всего парой штрихов детектив так легко превращается в «Джейсона X»?
И наконец, подобно главным мультиплеерным шедеврам вроде Team Fortress 2, Among Us постоянно порождает удивительные, нелепые, печальные – словом, яркие ситуации, достойные отдельных роликов на YouTube. Саспенс саспенсом, но наблюдать за тем, как незнакомцы выкидывают невинного человека в шлюз по малейшему подозрению, видеть, как предатель зачем-то режет человека в толпе и потом во время суда делает вид, что он тут вообще не при делах, – бесценно. Сущие мелочи, безусловно, однако именно благодаря подобным казусам происходящее часами не надоедает.

Цена успеха

После чтения восторгов выше может показаться, будто трио из Редмонда сумело сделать невероятной силы произведение, где просто нет заметных промахов. Хотя это в целом действительно так (по существу геймплей ругать просто не за что), совсем без шероховатостей, увы, не обошлось. И нет, малое количество контента можно смело оставить за скобками: хотя карт всего три, каждая из них уникальна и продуманна – узкую Mira HQ ни за что не спутать с гигантской снежной Polus.
Локации, даром что довольно схематичные, изобилуют множеством маленьких, но запоминающихся деталей. Неудивительно, ведь до июня вторая и третья зоны были платными DLC.

Главный и единственный недостаток кроется в технической стороне Among Us: игра просто не выдерживает запредельного количества фанатов. Даже в будние дни серверы то и дело не пускают по кодам-приглашениям, а уж в выходные и вовсе дают от ворот поворот фразой «Матчмейкинг полон». Авторы явно не рассчитывали на десятки тысяч одновременных пользователей, поэтому первые 10-15 минут любой зарубы начинаются с затяжного сбора с обязательными ошибками у каждого второго космонавта. Сюда же можно записать и необходимость пересоздавать лобби, если хочется поменять количество предателей или сменить карту, – неудобно и, учитывая постоянные перебои, хлопотно.

Не остался праздник и без относительно редких, но всё же неприятных читеров. Казалось бы, в онлайн-версии «Мафии» главное не победа, а участие, ан нет – приходят и портят всем удовольствие. Проблема, к счастью, не сильно распространённая, а если бороздить космос с друзьями и знакомыми, она вообще отсутствует. Однако факт остаётся фактом.
Самое сложное порой – пробиться к друзьям через окна ошибок.

Есть, впрочем, хорошая новость: из-за всплеска популярности авторы решили плюнуть на разработку сиквела и заняться полировкой своего (пока что) главного релиза. Возможно, через год-другой этот пункт можно будет смело вычеркнуть из коротенького списка недочётов – только случится это, увы, явно не скоро.

От Among Us поначалу не ждёшь чудес – мало ли за последние годы вирусилось безделушек, о которых по прошествии лет совсем нечего сказать? Тем не менее сломанные часы дважды в сутки показывают точное время: интернет-сенсация на поверку оказалась вполне достойна народной любви.

Игра чудо как хороша: она затягивающая, яркая, отлично продуманная, и весёлая даже в группе с незнакомцами – поразительно, что столь талантливое со всех сторон произведение сделали всего три малоизвестных гейм-дизайнера. Однако чем лишний раз повторяться, лучше подчеркнуть главное достоинство инди-хита: детище InnerSloth способно понравиться всем и каждому, вне зависимости от предпочтений. Что дети, что взрослые, что «казуалы», что прожжённые геймеры – мультиплеерная забава способна покорить кого угодно. Более того, если оригинальная «Мафия» кажется пустой тратой времени, всё равно велик шанс, что её космическая вариация захватит вас на десятки часов, – проверено.

Но к чему просто доверять чьим-то красивым словам – мобильную версию Among Us можно скачать совершенно бесплатно, так что ничто не мешает оценить феномен и вынести вердикт самому. Вливайтесь в дружные ряды цветастых астронавтов, устанавливайте Discord и отправляйтесь на орбиту в поисках приключений! Только осторожнее в комнате с электричеством – там, как правило, творятся очень странные дела.

Плюсы: невероятно увлекательный геймплей; ладно скроенные механики; огромный простор для манипуляций и блефа; отличный визуальный стиль; обилие настроек; кросс-плей; невысокая цена на PC и отсутствие ценника на смартфонах; наличие какого-никакого перевода на русский.

Минусы: серверы порой работают через пень-колоду, а редкие читеры любят портить удовольствие от игры с незнакомцами.

Другие новости

Комментарии

во первых успех among us из-за вдумайтесь — смертельно опасного вируса. это чистая случайность. а значит получается в обзоре был использован тухлый прием. когда что-то подгоняется к чему-то из-за чего. это явно мимо грамотных обзоров и вообще журналистики в целом. во вторых в простоте не всегда есть плюсы. если другие игры авторы не дались из-за своей сложности, а эта о простенькая, значит напишу похвальный обзорчик — значит что-то не так с таким автором. i'm not monster наголову выше данного проекта. зачем было гнобить deceit? автору играть в него не с кем было или ты не понял как там это делать (судя по фразе про пострелушки)). прочитал её и улыбнулся. детский сад прям какой-то) в третьих не раскрыты все минусы. редкие читеры? отнюдь. они такие только когда играешь со своими) пространство для блефа? ну-ну. запишите туда крики, мат и прочие психологические приемы для убеждений в своей правоте. что ни раз уже ссорило стримеров и блогеров между собой. какими бы крепкими друзьями они не были. в общем где там поставить статье диз? в виду того, что автор не разобрался в материале, а сварганил его на скорую руку!..
Если что, 6.5 — не оценка сайта, а оценка пользователей. Редакция StopGame не писала статей про игру. Ещё не писала во всяком случае.
Я соглашусь, я максимально стримлю ее 2 часа. Потом уже не могу смотреть на нее.
ааааа, спасибо за статью) Я никак не мог понять, чего все постят эту игру, огромное количество мемов в инсте чего стоит. Теперь хотя б я понимаю, что это за блюдо и с чем его едят. Благодарю автора статьи)
Сервер в дискорде для слабаков?
Все комментарии