Microsoft Flight Simulator: Обзор

Я полный профан в авиасимуляторах. Мой потолок – аркадный режим в War Thunder и киношные трюки в ванильных небесах Just Cause 2. Но Microsoft Flight Simulator обещала такое, что челюсть падала. Вся планета в распоряжении! Возможность пролететь над родной деревней! Безумный масштаб, для которого потребовались петабайты данных и особая платформа со спутниковыми снимками и искусственным интеллектом! Дотошно воссозданные самолёты! Настолько красивая картинка, что глазам не веришь!

Однако, когда дело касается настоящей авиации, я похож на блондинку из глупых анекдотов: «Типы двигателей? Сваливание? Тангаж? РУД? УВД? ПВП? Нет, я не зассал, но можно мне просто самолётик, красненький, чтобы летать быстрее?» В общем, в этой рецензии наверняка найдутся несусветные глупости, от которых опытные вирпилы со стажем как у реального пилота схватятся за голову: «Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?!» Но посмотрите на стартовый экран Microsoft Flight Simulator: разве можно не захотеть поиграть в такую игру?

Чайник за штурвалом

В свою защиту скажу, что Microsoft и Asobo Studio совершенно точно рассчитывали привлечь наивных чукотских юношей вроде меня. В MFS есть подробное обучение, где вас протаскивают по основам пилотирования – как игрового, так и настоящего. Инструктаж проходит на небольшом винтовом самолёте Cessna 152 – незатейливом, как палка, без устрашающего муравейника кнопочек и тумблеров на приборной панели. Вокруг – живописная Седона, ясная погода и чистое небо. Красота! Романтикой полётов проникаешься моментально.

Инструктор держит вас чуть ли не за руку, объясняет доступным языком непонятные термины, подсвечивает необходимые датчики и добавляет процессу человечности, делясь присказками из своего прошлого. Разработчики тщательно продумали, каким должно быть первое столкновение нуба с серьёзным симулятором, чтобы он не бросил игру, запаниковав при виде чудовищной комплексности и дотошности.
Если бы мне сразу показали кабину Boeing 747, я бы отреагировал как священник из мема: «Ну нахер!»

Кроме того, в Microsoft Flight Simulator предусмотрены гибкие настройки сложности. Наиболее щадящие уровни настолько дружелюбны, что вы не можете разбиться и отскакиваете от земли как мяч. Строго заданных параметров нет: например, вам позволяют выставить бесконечное топливо и отображать оптимальную траекторию для приземления, а все остальные виды помощи отключить. Настройки сложности меняются в любой момент – хоть перед взлётом, хоть прямо в воздухе. Тут даже есть ИИ, готовый взять на себя судьбу рейса целиком – от взлёта и посадки до общения с диспетчерами.

И всё же после насыщенного полуторачасового обучения зелёных юнцов подкарауливает внезапное открытие: Microsoft Flight Simulator – это действительно симулятор, а не игра в привычном смысле. Полная неожиданность, правда?
Я перепроверял: карта осадков на игровом глобусе совпадала с тем, что показывали реальные метеорологические службы.

Развлеки себя сам

Обучение – это единственный, так сказать, сюжетный режим MFS. Если вы привыкли, что разработчики придумывают развлечения за вас, то быстро исчерпаете поводы возвращаться в игру. Да, здесь есть достижения и наборы испытаний, где вы увидите самые опасные аэропорты мира, повторите известные трюки или посоревнуетесь с другими игроками за очки. Но гвоздь программы Microsoft Flight Simulator – карта планеты.

Это то место, где вы придумываете себе занятие: указываете две любые точки земного шара, прокладываете между ними маршрут и определяете, где дозаправиться или поглазеть на достопримечательности. Мощь ИИ позволила расставить на глобусе десятки тысяч существующих аэродромов, а также отметить места, которые особенно хорошо смотрятся из кабины самолёта, – обычно подобные локации дорабатывали вручную, поэтому выглядят они весьма точно и детализированно.

Выбор транспорта – отдельный дзен для вирпила. Конечно, можете поступать как я: «Ух ты, самолётик с винтом позади кабины пилота, хочу полетать на таком!» А можете угореть по уйме дополнительных настроек, включая количество топлива в каждом баке и вес каждого пассажира (шутка про вашу многоуважаемую маман). Если совсем скучно, разработчики позволяют задать приключения: например, пожар в двигателе спустя N минут после старта.
ICON A5. До MFS я не представлял, что существуют машины с таким расположением винта и что они даже летают!

Cessna 152 – единственный самолёт с подробным инструктажем. Дальше начинается песочница: вам выдают железную птичку, а уж как её укротить, разбирайтесь самостоятельно. Да, переходящие знания есть: штурвал, повышение и понижение оборотов двигателя (проще говоря, газ и тормоз), закрылки и некоторые другие вещи всегда управляются одними и теми же кнопками. Но у каждого транспорта бесчисленное количество собственных нюансов: если вы летаете на сложности хоть немного суровее самой низкой, то почувствуете гигантскую разницу между бипланом и аэробусом.

Чтобы сносно овладеть каждым самолётом на высоких уровнях симуляции, потребуются недели или месяцы тренировок в обнимку с руководствами. К слову, поэтому в среде «авиасимеров» отваливать баснословные деньги за один дополнительный самолёт – это милое дело, ведь там таятся десятки часов геймплея.

Подготовка к рейсу может длиться от нескольких секунд, если вы ограничиваетесь парой кликов по карте, до десятков минут, если вы настраиваете самолёт, обдумываете маршрут и размышляете, от какого гейта выезжать. Но рано или поздно вы доберётесь до главного – полётов.
Какие бы позывные вы ни дали своему судну, диспетчеры честно их произносят. Синтезатор речи бойкий – фразы довольно живо звучат. (Не забудьте включить звук по кнопке в правом нижнем углу.)

Сила облаков

От полётов в Microsoft Flight Simulator захватывает дух: над головой – бескрайнее небо, под ногами – бескрайняя планета, вокруг – умиротворяющий рокот моторов, а перед глазами – пугающе натуралистично выглядящие рычаги, кнопки, приборы, панели, переключатели и так далее.

Меня, как неофита, особенно удивила интерактивность. В обычных играх россыпь элементов на устройстве – всего лишь статичная декорация. А в MFS практически каждую штучку можно потрогать, покрутить и потискать. Правда, они не всегда на что-то влияют: некоторые элементы отмечаются как «Неисправные» – они ничего не делают и находятся здесь лишь как наследие от настоящей модели этого самолёта.

Когда впервые насмотришься на кнопочки, начинаешь глазеть в окно. Наверное, Microsoft Flight Simulator впору называть самой технологичной и красивой игрой последних лет: свет обволакивает крылья, лучи пробиваются сквозь тучи, стекло покрывается инеем, а ночные города так и просят включить Nightcall от Kavinsky.
Радуга здесь – это не полупрозрачный спрайт в небе, а просчитанный результат преломления света сквозь капли дождя.

Ощущения правдоподобности добавляет очень классный звук: кажется, он поддаётся законам физики, так что интонация гула двигателей постоянно меняется в зависимости от окружающих условий, вокруг свистит ветер, а, например, при перегрузках слышно дребезжание фюзеляжа. Моё любимое мерило качества звука – то, насколько хорошо он передаёт чувство присутствия, когда закрываешь глаза. Если я сижу в наушниках и закрываю глаза в Microsoft Flight Simulator, у меня по спине бегут мурашки, словно я действительно сижу в кабине пилота.
Вот, можете сами послушать. С огромным любопытством жду апдейта с поддержкой VR – там-то погружение станет ещё круче!

В воздухе получается оценить и едва ли не главную особенность MFS – масштабную карту Земли с неслыханной по меркам видеоигр детализацией. Конечно, если плюхнуться на пузо посреди Кукуева и пристально вглядеться в тщетные попытки ИИ воссоздать местный Дом культуры, то магия развеется. Но если играть по правилам и наблюдать города, мосты, машины, реки, холмы и впадины с высоты, то зрелище получится незабываемое.

Отдельный пикантный момент – погода. Microsoft Flight Simulator обрабатывает метеорологические данные по всей планете в реальном времени. Если в Петропавловске-Камчатском полночь, она же будет и в игре. Если в Японии сейчас зима, то вы будете лететь над заснеженным Токио. Если на побережье США начался шторм, то он застукает и ваш самолётик. И, естественно, погода влияет на управление, видимость, сложность полёта и так далее.
Что ещё круче, все условия позволяют менять прямо во время рейса: поставить восходящее солнце, запустить дождь, добавить облаков с тонкой кастомизацией каждого слоя. В какой другой игре вы в последний раз занимались кастомизацией облаков?

Это ещё одна вещь, которую MFS отдаёт полностью на ваше усмотрение: хотите – летайте по реальной погоде; хотите – сотворите себе природные проблемы перед запуском; хотите – жонглируйте временем суток и состоянием неба как душе угодно и пачками снимайте живописные скриншоты; хотите – отыщите самолёт, который находится в пути именно в эти минуты, и завершите его рейс самостоятельно, ведь такое тут тоже есть. Разработчики ни капли не стесняются предоставлять полную свободу без сковывающих игровых условностей.

Удивительное дело: лишь спустя семь лет после запуска Xbox One Microsoft разработала игру с «силой облака», о которой корпорация когда-то трубила на каждом углу. Это тот самый некстген, невозможный без удалённых вычислений и сетевых хранилищ данных. Обилие опций и неслыханные масштабы превращают Microsoft Flight Simulator в идеальное средство для медитации и прекрасную игру для прослушивания подкастов – в этом смысле она запросто составит конкуренцию Euro Truck Simulator 2 и Elite Dangerous.
Позволю себе перефразировать классика: «…а какие в MFS облака! Удержаться невозможно: таких облаков не было никогда, и в принципе в возможность их существования можно было только верить». Нет, правда, никакой иронии – облака здесь невероятные.

Crysis нашего времени

К сожалению, не всё идеально. Наверное, больше всего огорчает прожорливость игры. В особо детализированных зонах типа Нью-Йорка Microsoft Flight Simulator способна поставить на колени мощнейшие игровые компьютеры, в то время как над всякими полями и горами она выдаёт толковую производительность и на «народных» PC. У симулятора есть все шансы оказаться бенчмарком ничуть не хуже Crysis – обе игры определённо опережают своё время и выжимают «железо» досуха. Совершенно не понимаю, как MFS перенесут на Xbox One и в VR, чтобы от перепадов fps не лопались глаза.

Другие технические стороны – тоже с шероховатостями. Загрузки долгие – SSD не спасает. У меня случались вылеты и попадались неприятные баги: то команды с клавиатуры вдруг игнорируются, то происходит крушение самолёта во время паузы, то этап обучения почему-то не засчитывается. Я бы сказал, что концентрация программных ошибок терпимая и не убивает удовольствие от Microsoft Flight Simulator, но без них, разумеется, было бы гораздо лучше.
По идее изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс в кресле компьютерного помощника умеет совершать рейсы без вашего участия. «По идее» потому, что с приземлением у ИИ большие проблемы. В этом клипе, например, он забивает на аэродром и без тени сомнения вмазывается в гору неподалёку. Кадры с истерическим гоготом в камеру и музыкальная тема «Крутого пике» не прилагаются.

Наконец, грандиозные масштабы виртуальной Земли оказывают игре небольшую медвежью услугу: увидев один раз, как выглядит хорошо сгенерированная местность с вручную слепленными достопримечательностями, хочешь видеть такой же уровень во всех остальных значимых местах. Увы, прорабатывать каждое историческое и культурное сооружение авторы не в силах, а ИИ корёжит их до неузнаваемости. Например, на месте Родины-матери в Волгограде вдруг возникла многоэтажка, а от самого памятника остались лишь очертания на текстуре. Судя по количеству отметок с интересными местами на карте, Россия была у авторов совсем не в приоритете.

На фоне общего объёма проделанной работы такие вещи кажутся мелочами, и жаловаться на них грешновато. Но душа-то очень просит идеала везде, а не только в избранных районах!
Статуя Свободы и Родина-мать.

Выводы, как всегда, остаются за вами…

Я не рассказал ещё о массе вещей:

  • мультиплеере (то же самое, что синглплеер, только рядом друзья летают);
  • громоздком управлении (минимальный уровень комфорта – это держать рядышком геймпад, клавиатуру и мышь одновременно);
  • степени достоверности физики (простите, опыт в жанре не позволяет).


А также не провёл сравнений с другими актуальными симуляторами – могу сказать лишь, что в X-Plane 11 машины разлетаются на части, а в Microsoft Flight Simulator вместо аварии только чёрный экран.

Осуждать меня за это можете в комментариях ниже, но я ни о чём не жалею – увесистая доза необычных впечатлений того стоила. И я даже призадумался, что HOTAS за тысячи денег – это не такое уж и бесполезное приобретение…

Тем не менее ставить оценку Microsoft Flight Simulator трудно. Она метит в долгое развитие. В современном мире такие проекты принято называть играми-сервисами, хотя для симуляторов это давным-давно обычное явление. Вы вот знали, что MFSX 2006 года рождения до сих пор получает платные дополнения?
Один из товаров в магазине – улучшенные версии городов.

С новой MFS ожидается нечто похожее: разработчики уже подтвердили серию бесплатных апдейтов (например, в игру введут вертолёты), генерацию ландшафта через ИИ собираются улучшать, сообществу предоставили инструментарий для модов, а во встроенном магазине прямо с релиза есть платные добавки вроде более детализированной версии аэропорта Инсбрука за 19.99 доллара США. В дальнейшем контент для MFS будут продавать сторонние партнёры – ещё одна схема, популярная в среде авиасимуляторов.

Иными словами, долгая дорога только начинается. Сердечко призывает ставить «Похвально» – не как окончательный вердикт, а как отправную точку для длинного пути с шансом вырасти до безусловного «Изумительно». Все входные данные великой игры у MFS есть. Нужно только удачно пробежать марафон многолетней поддержки – и тогда Microsoft Flight Simulator станет вехой в истории жанра и, пожалуй, индустрии в целом.

Плюсы: потрясающая графика; дружелюбность к новичкам; невиданные ранее масштабы; реальная «сила облака»; отлично подходит и как игра-медитация, и как крайне серьёзный симулятор.

Минусы: тормоза даже на мощных PC; далеко не вся карта Земли выглядит одинаково хорошо; весь потенциал игра раскроет когда-нибудь после релиза.

Другие новости

Комментарии

Главное это не играть в нее когда летишь в самолете. А то еще за террориста примут.
Летал в альфа-тесте, а релиз так и не купил.

Это все тот же FSX с «ара-тюнингом», как Prepar3D. То есть, старое ядро, обвешанное тяжелыми для железа плюшками. Даже FSX до сих пор не тянет на 60 FPS, если его обмазать кастомными крафтами и сценариями; хоть на 5Ггц проц гони, все равно будут фризы и затыки по FPS. То же самое ждет FS 2020 в плане производительности.

В этом симе даже дефолтные(!!) модельки нагибают FPS и плавность. А теперь представьте, что произойдет, когда вы загрузитесь в хорошем платнике где-нибудь в Шереметьево или Хитроу с трафиком и погодой. Не зря PMDG офигели и уже сказали, что их самолеты появятся в новом симе в лучшем случае через год, а пока они «просто посмотрят, что будет дальше».

Поначалу сим вызывает щенячий восторг, это да. Но, как правило, эйфория проходит недельки через три-четыре, и симмеры возвращаются в препар или плейн.
Я всё ещё пытаюсь настроить X52. Для маленьких самолётов всё более-менее понятно. Особенно приятно летать на самом простом жёлтом Злине. Я начал одно из испытаний «bush trips», довольно интересно.
Но, у меня есть очень интересные вопросы к МС:
1. Нет ни одной оси для реверса, есть только «toggle button». Причём реверс на А320 у них можно включить в любой момент, даже не на малом газу. Очень реалистично, настоящий авиасим. Они всё время пишут о совместимости с крутыми джойстиками. Но ведь для этого нужно чтоб пользователь мог задействовать все возможности такого железа.
2. Хотелось бы знать где ось для тиллера. В настоящих авиасимах на больших самолётах управление рулевым колесом осуществляется отдельно от руддера.
Ну и периодически вылетает. Даже после патча.
На релизе получили Early Access, вроде бы и норм, но цена кусается.
На геймпаде тоже пробовал. Проблема возникла с совершенно неадекватной реакцией кнопок A и B, регулировать газ просто невозможно, он это делает непредсказуемыми скачками. Особенно радует когда на посадке ты давишь B на полную для установки малого газа, а он внезапно врубает реверс ещё в воздухе.
Я это пробовал не очень внимательно, может быть не нашёл какие-то настройки. Просто меня поражает контраст с ХП11, в котором ты просто запускаешь самолёт и летаешь без проблем с помощью мышки и клавиатуры, это очень удобно и работает совершенно адекватно.
Ещё пока не могу привыкнуть к управлению камерой. Вроде видов и настроек много, но пользоваться неудобно.
Замечание по поводу реверса. В биндах есть «toggle reverse thrust», а где выбор оси для реверса? Человек купит крутой РУД с двумя осями газа и двумя осями реверса и что будет делать с этим крутым железом?

на моём новеньком паде от бокса, который прекрасно работает во всех других играх, MFS засекала отклонения от положения покоя и отправляла их на штурвал, из-за чего все самолёты постоянно кренило в сторону
У меня так на X52, да и у пары друзей тоже. Причём некоторые оси конкретно так колбасит, хотя в этот же момент утилита показывает что они стоят ровно.
Все комментарии