Все поклонники странных японских игр (а разве бывают другие?) в лице Kingdom Hearts получили настоящий подарок: только в этой серии можно увидеть, как типичный маг в колпаке пафосным голосом вещает команде аниме-героев, сбежавших из Final Fantasy, про спасение мира, а потом ему писклявым голосом отвечает Микки-Маус — мол, вас понял, мир будет спасён.
Впрочем, кроссоверы, смешивающие персонажей из самых разных вселенных, — это, конечно, не ноу-хау Square Enix и лично господина Тэцуи Номуры (Tetsuya Nomura), дизайнера персонажей в большинстве выпусков «Последней фантазии» и руководителя всех номерных Kingdom Hearts. Рассказываем подробнее об этом специфическом жанре.
Жабы, терминаторы и робокопы
Один из первых кроссоверов, как ни странно, сделали совсем не японцы, а британцы из Rare. Речь о beat ’em up Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team, который вышел в 1993 году на NES, SNES, Mega Drive/Genesis и Game Boy. Здесь, как нетрудно догадаться, объединились персонажи двух игровых серий. Battletoads, считающаяся одной из самых сложных игр в истории, делегировала своих боевых жаб Раша, Зитца и Пимпла, а из Double Dragon прилетели два «дракона», точнее уличных бойца — Билли и Джимми Ли.
Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team запомнилась не только смешением разных персонажей, но и удивительно разнообразным геймплеем: бодрый beat ’em up там разбавлялся космическим скролл-шутером в духе Asteroid и полётами на ховерциклах.
В том же 1993-м на SNES и приставках SEGA мы увидели двухмерный платформер RoboCop versus The Terminator, который, как вы понимаете, объединял уже персонажей не разных игр, но разных фильмов. Что интересно, в зависимости от платформы менялся сюжет. На SEGA Робокоп сражается с терминаторами, которых слетевший с катушек суперкомпьютер «Скайнет» послал в прошлое, чтобы убить робота-полицейского. А на SNES Робокопу противостояла ещё и собственная копия, также отправившаяся в прошлое по его душу.
Вы тоже хотите новую игру или фильм про Робокопа?
Не свой среди Чужих
В 1994-м вышло сразу две игры под названием Aliens vs. Predator, где снова столкнулись герои культовых фильмов. Capcom разработала одноимённый beat ’em up для аркадных автоматов, а британская Rebellion выпустила на Atari Jaguar свой первый шутер по медиафраншизе «Чужой против Хищника». И тут уже при игре за трёх разных персонажей и сюжет кардинально менялся, и геймлей.
Выступая за Чужого, мы не могли лечиться, бегали по вентиляции и ловили морпехов, чтобы после гибели те продолжали наше дело, в роли Хищника носили с собой аптечки и использовали продвинутые технологии, имея возможность убивать врагов в открытом бою или незаметно. И только прохождение за морпеха походило на привычный экшн. Игра позиционировалась как главный эксклюзив Atari Jaguar и в целом оправдала ожидания.
В 1999-м эту концепцию (естественно, дополненную и улучшенную) Rebellion перенесла на полностью трёхмерный движок в шутере Aliens vs. Predator — там чуть ли не впервые мы могли в полной темноте определять местоположение врагов по звуку, использовать кардинально разные режимы зрения и бегать по стенам и потолку (в роли ксеноморфа, понятно).
А в 2001-м ещё более успешный и действительно страшный сиквел сошёл со стапелей студии Monolith — Aliens vs. Predator 2 для PC многим особенно запомнилась ни на что не похожими и крайне увлекательными сетевыми сражениями между Чужими, Хищниками и морпехами. Мультиплеер (как и фанатские модификации к нему) из этой игры был настолько популярен, что даже после отключения официальных серверов в 2008 году фанаты сделали сторонний мастер-сервер, внесли исправление в программу-клиент и продолжили рубиться.
В 2010-м к франшизе снова вернулись SEGA и Rebellion, но новая Aliens vs. Predator (неофициально её называли третьей частью), которая использовала всё те же идеи, получилась самой слабой в серии.
Морпех в этой ситуации чаще всего оказывался третьим лишним.
Все против всех
Однако большинство кроссоверов отнюдь не шутеры или платформеры, а, как многие уже догадались, файтинги. Особенно тут отличились как раз японцы, прежде всего Capcom. Ещё в 1996 году сначала на аркадных автоматах, а через год и на Sega Saturn (а также в 1998-м на PlayStation) вышел двухмерный файтинг X-Men vs. Street Fighter, где друг друга в командах по два персонажа смачно избивали герои сами-понимаете-каких комиксов и сами-понимаете-какой игры. Причём супермутантов здесь озвучили актёры из мультсериала «Люди Икс». Жаль, версия для PlayStation в силу технологических ограничений была урезана и упрощена.
В 1998 году в Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes на стороне Capcom появились также персонажи из Mega Man и Strider. В 2000-м в Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes впервые в этой франшизе использовалась псевдотрёхмерная графика, команды персонажей расширились до трёх бойцов, да и в целом игра получила отличные отзывы.
Тем не менее Capcom утратила лицензию от Marvel Comics, и следующий кроссовер-файтинг в этой серии, Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds, вышел лишь в 2011-м на PlayStation 3 и Xbox 360. Особенно популярной получилась обновлённая версия, Ultimate Marvel vs. Capcom 3, которая добавила много новых персонажей, включая Реактивного Енота, Доктора Стрэнджа, Нову и Немезиса, а кроме того, уместила на одном диске все обновления и дополнительный контент для оригинала.
В 2016-м игру портировали на PlayStation 4, через год — на PC и Xbox One. А в сентябре 2017 года на трёх главных платформах вышла Marvel vs. Capcom: Infinite, вернувшаяся к боям два на два и добавившая таких новичков, как Капитан Марвел, Гамора и Охотница на чудовищ.
В Ultimate Marvel vs. Capcom 3 и сейчас играть интересно.
Впрочем, этой серией эксперименты Capcom в жанре кроссоверов не ограничились. В 1999 году стартовала серия SNK vs. Capcom, сталкивающая в файтингах или даже коллекционных карточных играх героев из The King of Fighters и Street Fighter. В 2005-м на PlayStation 2 (правда, только в Японии) вышла тактическая RPG Namco? Capcom, в которой соседствовали персонажи из Xenosaga Episode I, Tales of Destiny 2, Ghosts ’n’ Goblins, Tekken, Super Street Fighter II и Resident Evil: Dead Aim.
В 2008-м на аркадных автоматах и Wii появился командный файтинг Tatsunoko vs. Capcom: Ultimate All-Stars, объединивший персонажей Street Fighter, Mega Man и Viewtiful Joe с героями аниме от Tatsunoko Production. А через четыре года в Street Fighter X Tekken на всех основных платформах впервые столкнулись бойцы из этих двух культовых мордобоев. Именно там дебютировала система камней, дающих разные тактические преимущества, которая потом использовалась в Marvel vs. Capcom: Infinite.
Разработка Tekken X Street Fighter, к сожалению, была заморожена.
Бей первым, Марио
Не стояли в стороне и авторы других файтингов, которым явно пришлись по душе идеи Capcom. Ещё в 1999-м на Nintendo 64 вышла первая игра в серии Super Smash Bros., где друг друга мутузили персонажи различных игровых серий Nintendo — среди них, естественно, были все звёзды, включая Марио, Пикачу, Линка, Луиджи, Кирби и Донки Конга. Причём им недостаточно было избить оппонента до полной потери очков здоровья — нужно ещё, как в сумо, выкинуть врага за пределы арены, которая, как правило, представляла собой висящие в воздухе платформы.
Эта серия популярна до сих пор. Super Smash Bros. Ultimate совсем недавно, в декабре прошлого года, вышла на Nintendo Switch, и там есть гости и из игр не от Nintendo — например, Солид Снейк, Соник, Мегамен и Байонетта.
Согласитесь, очень колоритная и неожиданная компания.
В гостях хорошо
Обожают приглашать гостей и в другие файтинги. Особенно тут отметились авторы культовой серии SoulCalibur. Первая игра вышла на игровых автоматах в 1998 году, а через год появилась на Dreamcast. Правда, приглашения начали «рассылать» только со второй части, которую разрабатывали в сотрудничестве с командой Кацухиро Харады (Katsuhiro Harada), автора Tekken. Неудивительно, что в сиквеле (он вышел в 2002-м на аркадных автоматах, а через год появился на GameCube, PlayStation 2 и Xbox) засветился Хэйхати Мисима. Кроме него друг друга избивать могли Линк и Спаун. С тех пор присутствие приглашённых звёзд стало фирменной чертой серии — в самой свежей, шестой части, как известно, появился даже Геральт из Ривии.
Игра, вышедшая в 2008-м на PlayStation 3 и Xbox 360, не просто предлагала насладиться мордобоем между, например, Бэтменом и Саб-Зиро или Скорпионом и Джокером. Там ещё на старте нужно было выбрать одну из двух сторон и сюжет предлагал взглянуть на события с разных точек зрения. Интересно, что авторам пришлось специально «перебалансировать» способности некоторых персонажей (в первую очередь из вселенной DC), сделав, например, Супермена уязвимым к магии.
Даже в чужом файтинге Геральт использует ведьмачьи Знаки.
Всеобщая мода
Идея кроссоверов пришлась по душе не только Nintendo, но и SEGA. Можно, например, вспомнить серию спортивных симуляторов Mario & Sonic, первая часть которой вышла в 2007 году на Wii и была приурочена к Олимпиаде 2008-го в Пекине. Там в разных спортивных состязаниях по лицензии МОК соревнуются персонажи вселенных Mario и Sonic the Hedgehog. В 2012-м в Японии, а через год — и в остальном мире на Nintendo 3DS появилась тактическая RPG Project X Zone, ставшая первым кроссовером между играми от Namco Bandai, Capcom и SEGA.
В 2004 году для камеры PlayStation 2 EyeToy вышла SEGA Superstars — там были представлены мини-игры в духе The House of the Dead, Sonic the Hedgehog, Crazy Taxi, Virtua Fighter и музыкальной Space Channel 5. В 2008 году на Xbox 360, PlayStation 3, Wii, PlayStation 2, DS появилась SEGA Superstars Tennis, где на одном корте эйсами обменивались персонажи Sonic the Hedgehog и, например, Golden Axe. А спустя два года герои уже гонялись в Sonic & SEGA All-Stars Racing.
Хотя бы они допингом не пользовались?
Sony включилась в эту гонку в 2011-м, с релизом на PS3 экшен-адвенчуры PlayStationы Move Heroes, которая была кроссовером между сериями Jak and Daxter, Ratchet & Clank и Sly Cooper. Игру, правда, раскритиковали за скучный сюжет и такого же качества мини-игры. Чуть лучше, но тоже достаточно средне оценили и вышедший через год файтинг PlayStation All-Stars: Battle Royale. Там друг друга избивали герои Dead Space, BioShock, Devil May Cry, Uncharted, God of War и других хитов. Прежде всего ругали игру за то, что это был не слишком изобретательный клон Super Smash Bros. Ну а PlayStation All-Stars Island, сборник из четырёх мини-игр с навязчивой рекламой от Coca-Cola, и вовсе провалился.
У Sony с кроссоверами как-то не заладилось.
Покер объединяет
Вообще, кроссоверы частенько ругают. Например, не слишком удачными получились Crash Bandicoot Purple: Ripto’s Rampage и Spyro Orange: The Cortex Conspiracy — платформеры для Game Boy Advance, представляющие собой гибрид сами-понимаете-каких серий.
А вот у недавно скончавшейся Telltale Games с кроссоверами всё получалось. Ещё в 2010 студия выпустила замечательный юмористический симулятор покера Poker Night at the Inventory, где за одним столом играли Тихо из Penny Arcade, верзила пулемётчик из Team Fortress 2, Стронг из веб-сериала Homestar Runner и гиперактивный кролик из Sam & Max.
Эпизодический сериал The Wolf Among Us, выходивший в 2013-м и 2014-м, тоже был своеобразным кроссовером — здесь встречались самые разные сказочные герои, включая Белоснежку, Красавицу и, конечно, Большого Серого Волка. Пожалуй, именно скоропостижная кончина этой серии больше всего печалит тех, кто неравнодушен к наследию Telltale Games.
Ну как в такую игру не влюбиться?
И одного мультфильма мало
Но, безусловно, одним из лучших кроссоверов всех времён и народов стала как раз франшиза Kingdom Hearts. Здесь главные герои Сора, Рику, Гуфи, Микки, Дональд и Каири сражаются с Урсулой, Малифисентой, Питом из разных диснеевских мультиков или, например, с Сефиротом из Final Fantasy VII.
Идея совместить на одном видеоигровом поле героев Final Fantasy и знакомых всем персонажей диснеевских мультиков принадлежала Тэцуе Номуре, которому каким-то чудом, не зная английского, удалось донести её до первых лиц Disney. Интересно, что офисы Squaresoft и Disney находились в одном здании и первые переговоры прошли при случайной встрече в лифте.
Поначалу планировалось, что это будет очередная диснеевская игра исключительно для детей, но потом концепция изменилась — решено было делать полноценную экшн/RPG на уровне Final Fantasy (правда, с боями в реальном времени, без паузы). Первая Kingdom Hearts вышла в 2002 году, получила массу положительных отзывов и даже вошла в список Sony Greatest Hits как одна из самых продаваемых игр на PlayStation 2 по всему миру.
У неподготовленного игрока такое зрелище может вызвать неконтролируемые приступы смеха.
В 2004 году на Game Boy Advance стала доступна Kingdom Hearts: Chain of Memories, призванная проложить мостик к номерной второй части. Через год появилась собственно Kingdom Hearts II, которая уже за первую неделю продаж в Японии разошлась тиражом миллион экземпляров. Потом ещё были мобильные и портативные ответвления, а также несколько HD-сборников. Плюс «браузерка», манга и тонны сопутствующих товаров — от игрушек до ювелирной продукции. Другое дело, что с 2006-го не появлялось полноценной третьей части.
Ожидания были так велики, а продажи так хороши (они превысили 17 миллионов копий ещё в 2011 году), что Тэцуя Номура вынужден был сделать анонс Kingdom Hearts III сильно заранее, чтобы избежать слухов, — произошло это на выставке Е3 еще в 2013-м. С тех пор проект регулярно попадал в списки самых ожидаемых RPG.
Одной из особенностей Kingdom Hearts III стала возможность трансформировать оружие.
Вполне вероятно, что после выхода Kingdom Hearts III желающих делать кроссоверы только прибавится. И вот тут интересно, насколько богатой окажется фантазия у разработчиков — смогут ли они придумать что-нибудь более неожиданное, чем снова соединить в каком-нибудь файтинге супергероев из комиксов. Может быть, подкинем им пару идей?
Америку открыли?? Реально думаете, что этого никто не знал?) И в чем трагизм упоминаний оригинальных комиксов, почему игра то кроссовером считаться не может?
А спустя два года герои уже гонялись в Sonic & SEGA All-Stars Racing. Про следующую часть, Sonic & All-Stars Racing: Transformed наверное стоило бы упомянуть, хотя бы потому что в ней есть команда из Team Fortress 2.
И, кстати, персы из TF2 ещё засветились в Dungeon Defenders вместе с портальной пушкой из Portal. Раз уж вы «приглашённых гостей» вроде Геральта вспоминаете.