19 декабря 2015 19.12.15 35 26K

Total War: ATTILA - Age of Charlemagne Campaign Pack: Обзор

Играл на PC

Дополнения для Total War: Attila вырастают как грибы после дождя: не успеваешь закончить какой-нибудь свежий «культурный пак», как разработчики уже выпускают новый. Age of Charlemagne меж тем вовсе не рядовое DLC. Новый интерактивный урок истории, по обещаниям Creative Assembly, должен был предложить нам масштабную игровую кампанию в совершенно новом сеттинге.

Изголодавшаяся армия — лёгкая добыча для соперника.
Изголодавшаяся армия — лёгкая добыча для соперника.

Карл у Карломана украл престол

История — не резиновая: ярких, вызывающих трепет у массовой публики эпох совсем немного, а подходящих для механики Total War — ещё меньше. Вот и приходится разработчикам постоянно возвращаться к уже использованным сеттингам. Раньше фанаты мечтали о Rome II. Теперь, когда голод утолён, подавай им Medieval 3. Да и сама Creative Assembly, похоже, римской тематикой уже пресытилась: после варварских набегов от величия «вечного города» не осталось и следа, а дополнения уверенно ведут серию в сторону Средневековья.

Античная тема затёрта до дыр, но решиться на создание Medieval 3 разработчики всё ещё не могут. Age of Charlemagne — эдакий мост от одной эпохи к другой. Она стала последней дополнительной кампанией для Attila, но при этом сильно выделяется на фоне других DLC: на дворе раннее Средневековье, на полях сражений ломают мечи рыцари, а в социальной жизни зарождаются феодальные отношения.

768-й год. Пипин Короткий, король Франкского государства, умирает от водянки. Престол делится между двумя его сыновьями — Карломаном и Карлом. Исторически последнему суждено стать Отцом Европы, повоевать со всеми, с кем только можно, объединить континент для противостояния внешним угрозам и заложить основы феодализма, который станет столпом всей социальной жизни на многие столетия вперёд.

Галопом по Европам

Именно этому периоду посвящено DLC. От подобной смены сеттинга правомерно ожидать радикальных изменений и в механике игры. Тем не менее Age of Charlemagne — всего лишь дополнение, а потому и требования к нему должны быть соответствующие. Игровой процесс выглядит примерно так же, как и в Attila: развиваем поселения и выпускаем эдикты в захваченных городах, затеваем политические интриги, пытаясь сохранять баланс между «контролем» и «доминацией», развиваем технологии и постепенно расширяем территории.

Тот случай, когда приказ командира — безумие.
Тот случай, когда приказ командира — безумие.

Однако всё это воспринимается несколько иначе. Это именно тот случай, когда смена декораций может существенно преобразить впечатления от игры. Разработчики поменяли очень многое: начиная от интерфейса, выполненного в средневековой стилистике (правда, иконки зданий нарисованы уж слишком примитивно), и заканчивая уникальными историями. Полностью перерисована игровая карта: события развиваются в рамках пятидесяти европейских провинций. Новые здания, новые «юниты», новые ветки технологического древа, которые, кстати, для каждой фракции выглядят по-своему, — хотя базовая механика осталась нетронутой, воссоздать дух нового времени Creative Assembly определённо удалось.

В игре представлено восемь фракций, кампания за каждую из них отличается своим уровнем сложности. У любого народа — свои преимущества: авары накапливают больше опыта в кавалерийских боях, а ломбарды получают увеличенный доход от государств-марионеток. Для всех кампаний прописано определённое количество сюжетных событий, которые так или иначе подталкивают игрока к следованию реальной исторической линии. Так, играя за викингов, я сразу получил задание завоевать Британию, а моё нежелание делать это обернулось конфликтом с политической элитой. А выбрав Франкское государство, я вскоре получил известие о гибели Карломана — брата Карла — и возможность в соответствии с историей прибрать к рукам его земли. Однако можно было пойти другим путём и поддержать его сына, тем самым укрепив отношения между государствами. Подобные сюжетные дилеммы очень здорово демонстрируют альтернативные варианты развития истории.

For the Tribe!

Поскольку Age of Charlemagne посвящена совсем другой эпохе, нежели Attila, это отражается на атмосфере кампании. Здесь нет упадочнических настроений, нет беспокойного чувства приближения чего-то ужасного. Сюжет развивается плавно, ослабленные государства не спешат воевать друг с другом. И именно в этом заключается главный недостаток дополнения — новая кампания в целом намного более размеренная и спокойная и после атмосфернейшей Attila выглядит несколько суховато.

Ветки технологического древа при желании можно использовать в качестве игры «найди выход из лабиринта».
Ветки технологического древа при желании можно использовать в качестве игры «найди выход из лабиринта».

Сюжет приятно удивляет дилеммами лишь вначале. Мои викинги получили задание завоевать Британию, но после этого никаких интересных миссий не поступало — лишь долгосрочная цель повысить уровень королевства. Кампания штормит событиями первые несколько игровых лет, а затем до конца царит штиль, что опять же несколько удручает на фоне Attila.

Ни о какой механике орды здесь и речи нет. Европа находится в упадке, государства устали от постоянных войн. Именно поэтому стиль игры за каждую фракцию очень схож и сводится к пассивному, неспешному расширению земель. Так вынуждает вести себя новая геймплейная особенность — шкала «военной усталости». Когда наш народ находится в состоянии войны, каждый ход её показатель увеличивается. В результате затянувшиеся схватки негативно скажутся на порядке в ваших поселениях. В мирное время же усталость быстро обнуляется. Таким образом, теперь необходимо не только точно оценивать свои силы, но и определять продолжительность боевых действий. Воевать приходится очень аккуратно, а долгие конфликты и вовсе невозможны.

Схожесть фракций ощущается и на уровне «юнитов». Хотя специфика государств здесь всё-таки продемонстрирована (например, у датчан нет кавалерии), всё равно остаётся ощущение, что комплектация армий у всех народов почти одинаковая. По крайней мере, обещанных разработчиками трёх сотен видов бойцов тут явно не сыскать. Зданий также не очень много, но отстраивать города в Age of Charlemagne можно в нескольких направлениях, делая упор или на развитие торговли и промышленности, или на военное дело.

Новые боевые единицы несколько преобразили сражения. Приятно увидеть на поле брани тяжёлых конных рыцарей или хускарлов, но пресловутый принцип «камень, ножницы, бумага» здесь представлен без каких-либо новых интересных решений. Вообще, тактическому режиму разработчики уделили совсем мало внимания. Архитектура деревень и городов перекочевала прямиком из «Аттилы», как и «озвучка» многих «юнитов», которые почему-то кричат «варварскими» голосами из оригинала, что, безусловно, не идёт на пользу атмосфере.

Франкская кавалерия использует оригинальный тактический приём — закрыть противнику выход из города.
Франкская кавалерия использует оригинальный тактический приём — закрыть противнику выход из города.

Если сравнивать Age of Charlemagne с масштабными DLC для Shogun 2, то первая получилась сыроватым продуктом. Авторам явно было нужно больше времени, чтобы довести добавку до презентабельного состояния. Кампании недостаёт эпичности и стратегического азарта, которые чувствовались в Attila. Однако перед нами пусть и не идеальная, но вполне добротная Total War, способная затянуть на пару вечеров, и она определённо стоит своих денег. Будем надеяться, что Age of Charlemagne — репетиция перед всеми ожидаемой Medieval 3.

Плюсы: наличие интересных сюжетных дилемм; новая механика «военной усталости» действительно заставляет серьёзнее планировать свои действия.
Минусы: общая монотонность кампании; малое количество новых «юнитов»; старые озвучивание и архитектура.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Total War: ATTILA - Age of Charlemagne Campaign Pack

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2015
30
4.1
39 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Поговаривают, что консольщики компьютеры покупают только из-за этой игрыXD
После такой рекламы включил ад блок обратно, чуть не обосрался когда это сраное видео включилось когда я в тишине ночью читал текст.
Да и тем более, на что Леониду заказывать крылья с бамбуковым пивом?
«малое количество новых «юнитов»»-как так-то? Вон и у славянских племен есть свои уникальные юниты, и у кельтских-причем свои для валлийцев, пиктов и ирландцев, при том что они даже не играбельны. Это очень прибавляет атмосферности по сравнению с тем как в оригинале у кельтов были скандинавские юниты.
Она выдаёт 20 фпс на gtx 970? Правда?
Даже если так, не стоит путать требовательность с неоптимизированностью и криворукостью.
Ясно, просто хоть как то сообщали бы о подобных нововведениях, а то я думал, что опять какую то заразу подхватил.
Чувак, забей, рейтинг практически ничего не значит.
Просто stopgame хочется кушать
Так Аттила действительно был слишком быстрым и играть в него на высоких уровнях сложности за ЗРИ и тд было не реально, ибо бот в тотал варе читерит так, что мама не горюй. У него там столько бонусов, что ты по сравнению с ним никто.
Озвучка в целом не менялась с рима. архитектура? окей бюджета у них мало. С юнитами все более менее, правда выглядит они в целом одинаково, но моды это исправят.
В целом как репетиция 3 медивела я всем доволен.
Но понятно что почти все силы креативов( чтобы они там не говорили про разные команды) брошены на Ваху, ибо от нее очень многое зависит.
А так? Жаль что не добавили хоть как-то Короля Артута. Он конечно весь из себя мифический, но хотелось бы).
Не сказать, чтобы я понял этот комент. Ты написал, что при приближении у тебя 39 -сред 21-мин 46-макс, я написал, что при приближении у меня 31 мин 41 сред 56 макс. Где здесь ?
на твоей то системе идёт всё хуже чем у меня
Да, но ведь было. А тут не полноценная игра, а дополнение-и тем не менее есть.
ээээээ иш какой ушлый первонах :> ачивку ему!
Так и за ВРИ тож не сахар игралось. Сейчас пройду за Датчан и начну возрождать Омейядов.
Видимо в проце дело, а ведьмаке упор на гпу. У самого рим проседает жутко, а ведьмак летает.
Ты ведь говоришь о фпс во время максимального приближения камеры и рассматривании боя? А то на удалении-то понятно, что используются упрощённые модели и анимации.
А так — нет, проблем с компом у меня точно нет, раз уж с тем же Ведьмаком моя производительность была куда выше того, что обычно выкладывали всякие игровые ресурсы.
Уточнение: Ведьмак пройден при средних 45-50 фпс, Аттила при просто высоких даёт 15-20, а ведь 2 на 2 — это не редкость, а почти норма.
Читай также