2 августа 2023 2.08.23 53 14K

Обзор аниме NieR: Automata Ver1.1a

Баланс между игрой и новым контентом

Недавно завершился показ первого сезона аниме по  NieR: Automata. Получился ли он настолько же крутым и чудаковатым, как сама игра? Почему в названии есть приписка Ver1.1a? И чем таким занимались 2B и 9S, если Ёко Таро (Yoko Taro) по настоянию продюсера сериала выкинул эту сцену?

 

Человеческая история про роботов и андроидов

Появление аниме по такой глыбе, как NieR: Automata, было вопросом времени. Это уникальная и удивительная игра, которая, по моему мнению, обладает одним из самых сильных и в то же время странных сюжетов в индустрии.

Начинается всё как «очередная японщина» с непонятной историей и сексуальным подтекстом. И заглядывать под юбку 2B поначалу куда интереснее, чем разбираться в том, почему прилетевшие с Луны на Землю андроиды сражаются с роботами, возглавляемыми двумя голыми мужиками.

Однако в итоге это превращается в депрессивную экзистенциальную драму о жизни и смерти, о любви, привязанности, ненависти и мести. В игре есть настоящая поэзия, обречённая романтика и горькая ирония, ведь на руинах вымершего человечества только роботы и андроиды любят, страдают, читают Ницше, ставят спектакли, защищают королей и верят в ложных богов. И когда ты видишь, как плачет 2В, сжимая руки на шее 9S, когда читаешь эти сухие чёрные буквы на белом фоне про последние воспоминания мальчика-андроида, который так искренне хотел увидеть напарницу ещё хоть раз, то в финале уже и сам не сдерживаешь слёз.

Да, Ёко Таро, создатель NieR: Automata, как и авторы «Бегущего по лезвию» и  Detroit: Become Human, пытается дать ответ на давний вопрос Филипа Дика: снятся ли андроидам электроовцы? И отвечает на него едва ли не убедительнее всех.

Но прежде чем вы испытаете и примете эти чувства, придётся пройти стадию преодоления. NieR: Automata — это крутая, но местами довольно неуютная и очень японская игра, которая не слишком заботится об удобстве управления и может в течение часа друг за другом спускать на вас одного босса за другим без перерыва на сохранения. Поэтому (хотя и не только) идея спокойно наблюдать за этой историей в формате аниме изначально многим казалось очень здравой.

Ёко Таро ищет баланс

Вопрос заключался в том, насколько сильно адаптация будет следовать оригиналу. Как следует из недавнего интервью авторов, идея снимать аниме возникла ещё в 2017 году, производство заняло 2–3 года, но в процессе был перерыв. Отчасти он, видимо, связан с тем, что Ёко Таро захотел изменить изначальный сценарий, который «оказался слишком похожим на игру». Первый вариант замены, который он предложил, отвергли по разным причинам. А вот второй утвердили, и демиург вселенной NieR с тех пор стал отвечать и за структуру аниме-сериала.

По словам Таро, в то время как продюсер старался максимально следовать оригиналу, сам он хотел отдалиться от него. В итоге было решено сбалансировать «хорошие части игры и оригинальные части аниме». В какой-то момент Ёко Таро предложил сцену, в которой 2B и 9S делают то, о чём авторы нам не говорят.

Нет, это не та сцена.
Нет, это не та сцена.

Целуются, моются или даже занимаются сексом? Неизвестно — в интервью на этом месте стоит многоточие. В любом случае продюсер заявил, что 9S не делает… И сцену вырезали — Таро согласился, что фанатам игры, на стороне которых стоял продюсер, это не понравится.

Новые детали и эмоции

И что же мы получили в итоге? В первых сериях аниме почти не отходит от игры.

 

Многие сцены практически идентичны — в Сети можно найти многих таких роликов.

Однако чем дальше, тем больше различий. Многие из них призваны не изменить, а расширить и дополнить оригинал. И если в игре лидер Сопротивления просто вздыхает, когда мы спрашиваем её, знает ли она андроида А2, то в аниме практически вся шестая серия посвящена объяснению того, почему она вздыхает. По признанию Ёко Таро, в игре это реализовать было практически невозможно — там важно, чтобы главный герой находился в центре внимания и точка обзора не менялась.

Примерно то же самое со сценой в сериале, где 2B заходит в воду, снимает наконец повязку и бросает очень выразительный взгляд на уходящий вдаль океан. «Я подумал, что это эмоция, уникальная для аниме, а не для компьютерной графики, передающая важные нюансы. В игре было бы трудно передать такое замечательное выражение лица», — пояснил Ёко Таро.

И таких моментов довольно много. Только в фильме вы увидите, как отказавшийся от войны робот перед смертью смотрит на цветок, за которым ухаживал, — сильнейшая сцена.

 Ещё в аниме есть забавная сцена в купальниках. Жаль,  2B в таком виде не покажут. А вообще фан-сервиса много, как и в игре.
 Ещё в аниме есть забавная сцена в купальниках. Жаль, 2B в таком виде не покажут. А вообще фан-сервиса много, как и в игре.

И только в аниме нам покажут, как эмоционально девочка-робот просила найти её пропавшую сестру. Согласившись помочь, мы отправляемся в замок короля — в игре там приходится долго и много сражаться, а в экранизации сражений в этом замке практически нет. Зато мы встретим пропавшую сестру и её жениха — тоже важная деталь для более эмоционального восприятия.

С другой стороны, в фильме, естественно, меньше экшена и нет дикого переключения между жанрами, когда слэшер сменяется платформером, скролл-шутером или принудительным чтением с экрана длинного рассказа.

Хотя эпических батальных тут всё равно навалом.

Что же касается непосредственно главных героев, то 2B и 9S в аниме могут более непринуждённо общаться и даже обсуждать дизайн маек, которые купят друг другу. И если главная героиня в целом остаётся в рамках своего игрового образа, то её напарник выглядит ещё более непосредственным, забавным и даже весёлым. В то же время он может казаться подозрительнее и холоднее, чем 2B. В любом случае в его образе больше красок.

Всё это хорошо, но краски эти — и не только в образе 9S — более понятные, что ли. Оператор хочет увидеть красивый цветок, девочка-робот очень эмоционально просит найти её сестру, мальчик-андроид смешно дрыгает ножками от радости, когда 2B, наконец, называет его так, как он давно просил. Такие сцены как бы готовят нас к тому, что произойдёт в финале. А в игре потрясение сильнее как раз на контрасте между сдержанными эмоциями в первой половине и тем, чем всё это взрывается в итоге.

Новый взгляд

Как известно, в NieR: Automata огромное количество концовок. Авторы аниме забавно это обыграли — в конце каждой серии идёт короткое кукольное шоу, из которого мы узнаём, например, как 2B умерла, отравившись скумбрией. Эти сценки так или иначе отсылают к различным финалам игры.

 

Но если говорить об основном содержании, то в фильме авторы взяли за основу одну из основных концовок и на этом остановились, хотя в оригинале дальше начинается едва ли не самое интересное. «Финал игры — это много метаматериала, в котором используется механизм, уникальный для компьютерных развлечений, и сделать это в аниме невозможно», — объяснил Ёко Таро.

Хотя если бы в сериале попытались точно воспроизвести то, что происходит в некоторых основных и истинных концовках Automata, то для неподготовленных зрителей это было бы сравнимо с просмотром финальной серии первого, классического «Евангелиона» — слишком уж в игре много концептуального постмодернизма, символизма и местами сюра. Поэтому аниме выглядит более «нормальным» произведением.

Но даже если оставить это за скобками, то в любом случае в экранизации мы не увидели огромный пласт контента, включая сцены за А2, эпизоды в Башне и многое другое — судя по нарезке, показанной в конце финальной серии, это отложили до второго сезона, ещё не зная, быть ему или не быть.

 

Вот эта нарезка.

И там есть шанс увидеть ещё больше новых подробностей — например, про Совет человечества, проект YoRHa и историю красноволосых близняшек Деволы и Популы, которая в игре даётся в постмодернистской форме медленно появляющихся на экране букв, а в аниме вполне может быть красочно разыграна в лицах.

Но авторы экранизации не только дали новые детали и отрезали часть сюжета, перенеся её во второй сезон, — местами они ещё и перекроили историю, убрали, поменяли или смешали некоторые сцены. В частности, это касается эпизодов с Адамом и Евой, теми самыми голыми мужиками, которые управляют машинами. Суть осталась примерно та же, но смотреть в таком виде аниме интереснее — оно действительно оправдывает приписку Ver1.1a.

В демонстрацию долгожданного аниме про войну между андроидами и роботами вмешался очень человеческий фактор — ковид. Из-за периодически вводимого в Японии карантина показ несколько раз приостанавливали, а последние четыре серии вышли одновременно. Но всё, слава богу, закончилось хорошо — мы получили отличное аниме, с красивой анимацией, выразительной озвучкой и музыкой, с юмором и той самой депрессивной романтикой, с шикарно поставленными боевыми сценами и множеством подробностей, которых не было в оригинале. Поэтому вопрос 2B or not 2B? второму сезону уже не грозит — выход должен состояться в следующем году.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

еще одну обычную историю про человеков в магическом мире

Действительно, ещё одна _обычная_ история — определенно то, что нужно этому миру)) Ещё про попаданца, желательно ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Получил огромное удовольствие от просмотра — все очень круто нарисовано, фан-сервис есть, но умеренный, при этом шикарно раскрыли второстепенных персонажей, сделав их максимально живыми, в отличие от той же игры (думаю, это как раз из серии слов Ёко Таро о том, что в игре акцент должен был оставаться на главных героях). При этом да, 2В и 9S тоже более яркие, чем в игре.
В том, что историю поменяли и выкинули некоторые моменты, я вообще не увидел проблемы — для тех, кто не играл в игру, аниме всё равно покажется глубоким, насыщенным, с динамичным развитием сюжета и развитием же отношений между героями, что приправлено яркими экшен-сценами и фан-сервсиом. А вот те, кто прошёл (ну я по крайне мере за себя говорю) вполне могут словить ощущение, что это очередное препровождение игры с новой сюжетной веткой.
Если брать систему оценок «Стопгейма», то я бы поставил «Изумительно», ибо не нашел ни в одной серии (и в произведении в целом) каких-то минусов — все смотрелось с большим удовольствием.
Жду второй сезон.

Хм… смотреть сейчас… или всё же отложить до конца второго сезона… хм...

Второй сезон ещё неизвестно когда будет, и если не осталось каких-то более крутых вещей в очереди для просмотра, я бы посмотрел. Оно шикарное и вполне себе законченное.

Вся та же шедевральная музыка из игры.

А по мне вышло как-то пресновато. По первой серии испугался что мы получим обычную копирку игры но с всратым 3D. По второй серии воодушевился что мы увидим что-то новое. Но а дальнейшие расхождения с оригиналом очень неоднозначны. И если замена Анемона/Лили смотрится как вполне неплохой ход, то замена Адам/Ева вызывает кучу вопросов в логике и смысле этой замены.

Музыка всё та же шедевральная из ориги но слишком быстро сменяет друг друга не позволяя прочувствовать момент а местами вставлена вообще неуместно.

Много неуместного юмора и фансервиса в диалогах. Выполняя побочки в игре это ещё кое-как терпимо было ибо необязательно, но тут уже не проскипать.

Порадовали отсылки на Репликанта и 6 серия. Рисовка и анимация в целом на высоком уровне. Но заканчивать 1 сезон на концовке A считаю неудачным ходом. Многие забросили автомату посмотрев первые титры, не зная что вся суть раскрывается намного позже. Та же судьба ожидает и сериал.

Тут в целом более ценным будет мнение не игравших в игру, так как игравшие опираются на ностальгию и не могут объективно оценить уровень повествования.

Замены Анемоны/Лилии, Адама/Евы — это, что называется, добро пожаловать в Дракенир ) Это другой таймлайн, в котором события идут немного по-другому. И Аккорд, которая наблюдает за этими таймлайнами, сообщает о возможной сингулярности (в Дракенгард 3 — это Зеро, в Репликанте — Кайнэ, а вот в Автомате пока что не было), так что финал может быть сильно другим.

Просто с учётом вышенаписанного первый сезон — это от силы середина истории, а то и меньше...

Я бы посоветовал подождать второго сезона. Вспоминая игру, могу предположить, что вторая серия рванёт с места в карьер так, словно зритель закончил смотреть первый сезон вот только что, и если к тому времени у тебя затрутся эмоциональные связи с персонажами, то впечатления будут сильно сбавлены.

И хотя может создастся впечатление, будто в конце первого сезона поставили более менее чёткую точку, она всё равно в конечном итоге окажется запятой, и очень жаль, что авторам не хватило возможности экранизировать всю историю целиком.

я прекрасно разбираюсь в том, что вижу. потому что видел вот это — «Но к сожалению местные «сектанты» не оценят ваш комментарий >.<.» это тоже мы подчистили? позоришься здесь ты, и продолжаешь это делать, все глубже и глубже закапываясь и закапывая себя со всеми этими фотками ответов и так далее. ты изначально выбрал хамский тон, предполагающий, что ты бог, знающий все, и наши ответы тебе не нужны — тебе нужны доказательства твоей праведности. поэтому просто принимай последствия своих действий. читай Сарта, играй в Nier и попробуй относиться к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе. а еще попробуй понять последние воспоминания 9S — может тогда, поймешь чем крута игра и ее драма… Конец дискуссии. (если эту ветку тоже удалят, то резервной копии в бункере не осталось)

это тоже мы подчистили? позоришься здесь ты, и продолжаешь это делать, все глубже и глубже закапываясь и закапывая себя со всеми этими фотками ответов и так далее. ты изначально выбрал хамский тон,

Ну да-ну да, пошел я нафиг XD.

Я не понимаю весь ажиотаж вокруг этой игры! Почему все хвалят плохо собранную игру? Я не буду затрагивать то, что все события игры происходят в одной (почти) локации, а также что в игре присутствует обрезанная боевая система и т.п. Только затрону лор и повествование. Я лично не знаком с предыдущими работами «Ёко Таро», и для меня «NieR: Automata» стала первой игрой из вселенной «Drakengard». Где вы увидели тут грустную и серьёзную историю? В начале нам дают экспозицию (мотивацию сторон, основной конфликт, презентуют задачи и персонажей), а после окончания пролога… история вплоть до титров топчется на месте… буквально! Абсолютно все персонажи мертвы за исключением «2b» и «9s» (где-то с натягом рядом стоит «Паскаль»). Презентуемые игроку главных(фальшивых) антагонистов как угрозу для всего «человечества» сценаристы попросту убирают их за 4 задних плана! Они существуют там где-то там, и где-то там же за кадром развиваются и обрастают своей историей, но вы этого не узнаете, ибо авторы не смогли придумать им бэкграунд (вставки с их участием по 3 секунды не считаются), почему Адам суицидальный и ищущий смерть… не понятно (даже не обговаривается это), а Ева же просто болванчик. Чеховское ружьё под названием «дезертиры» по мере основной сюжетной линии не раскрываются никак, только в сайд-квестах (коих 2шт про дезертиров), и то наполнение данных заданий хватит на одну строку. Но даже этого хватает понять, что «человечество вымерло», и самое забавное это то, что игрок до этого догадывается на 2-3 часе игры! Когда прохождение «сценария А» занимает примерно 15 часов. Про искусственное затягивание сюжета я промолчу, и про неоткуда возьмись огромного водяного динозавра (который был вплетён в игру просто чтобы добавить ещё пару минут геймплея), тоже промолчу. Сценарий «В» это какое-то издевательство над игроком, мало того что история показываемая от лица 9S никак не дополняет «Сценарий А» так ещё и отнимает у игрока доп.8-10 часов жизни! Я понимаю если бы главные герои постоянно разделялись по мере игры, и нам показали бы те события которые приключились с 9S но нет… сценаристы даже не смогли объяснить как 9S попал в плен, и почему в искусственном городе полно мёртвых андроидов. А ну да, в «Сценарии В» игроку раскрывают твист про судьбу «человечества», но игрок до этого допёр на 2-3 часе игры КАРЛ! Вот в «Сценарии С» наконец-то история спустя 25 ч игры, смогла преодолеть мёртвую точку, и обрасти наконец-то сюжетным наполнением, и злодеи раскрыты, персонажи очеловечены, но всё же… все эти «Сценарии» выглядят и ощущаются как дешёвое DLC сделанное за 2$. Забыл сказать что судьба «Эмиля» больше вызывает эмоций, чем основная сюжетная линия. И проблема игры в том, что «Сценарий А» ощущается как главная и самодостаточная история, от которой должны отталкиваться другие сценарии для дальнейшего развития, но этого не происходит.

Касательно «NieR: Automata Ver1.1a», если сравнивать аниме-адаптацию и игру то, второй на фоне первого выглядит как подделка аля «Rambo: The Video Game». Просто небо и земля. Я понимаю что адаптация по сути является работой над ошибками. Но касательно «отмазок» что нельзя раскрыть второстепенных персонажей так-как перспектива всегда находятся на главных героев, является полной чушью! Существуют множество игр где грамотно раскрывают второстепенных персонажей даже, если история сконцентрирована на одном герое. Радует то, что в адаптации убрали множество не нужных, и не влияющих сцен на основную историю. Фальшивые злодеи наконец-то стали живыми, история наполнена деталями, зритель буквально проникается чувствами к роботам. Командующий «YoRHa» теперь не крип-мечник, а непосредственный участник истории, как и «совет-человечества». Поменяли местами некоторые моменты, что в свою очередь позволило избежать глупых сцен. Коротко говоря, аниме-адаптацию можно считать каноном, а игру как фанфик.

Теперь где я позорюсь? Где я кого-то оскорбил? Где я кого-то принизил? Покажите пальцем где упоминалось «что я гений»? Покажите пальцем где я говорил «что люди играющие в Nier глупые»?

-Почему все хвалят плохо собранную игру? -Где вы увидели тут грустную и серьёзную историю?

Было задано два вопроса, далее были перечислены «факты» для наполнения, и объяснения существования вопросов. После мне говорят гуляй «Вася», либо выдёргивают слова из контекста!

и попробуй относиться к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе.

Я при общении всегда использовал приставку «вы», никогда не приходил на личности за исключением вас, и вам подобным. Держался не смотря на все нападки. Вёл деструктивный диалог. Аргументировал свои ответы.
Вы же просто облепили меня как грифы, с властью в руках.

а еще попробуй понять последние воспоминания 9S — может тогда, поймешь чем крута игра и ее драма

Данный эпизод сильный, но встроен в повествование убого, из-за геймдизайнерского решения разделить сюжет на «Сценарии», что в свою очередь заставляет игрока 2 раза пройти одно и тоже без каких-либо изменений. Я не оспариваю данный факт, но смотря как игра «собрана» возникает вопрос, не ужели 40 часов игры бессвязного повествования, и одна сцена в игре смогла вызвать у вас бурю эмоций?

Могу и остальные комментарии сюда привязать, но боюсь что смогу нанести урон и так запятнанной репутации.

Ну вот, и ни слова о музыке. В игре одним из сильнейших атмосферных факторов для меня была именно музыка. Мне местами было даже всё равно, что персонажи говорят, настолько гармонично музыка и картинка сплетались в единое произведение. А что с этим в аниме?

Ну это известно что игра делалась на коленке за 2 бутерброда. Но последующий хайп и продажи сделал из Нир одну из главных франшиз скварей. Отчего следует вывод что в создание аниме вложили чуть больше чем 2 бутерброда.

Это первое+второе прохождение игры.

Даже безмозглая железяка, бот 042, понял, что существование предшествует сущности, то есть то, что ты делаешь и определяет тебя, что ты сам строишь свое будущее и принимаешь последствия. Ты начал эту дискуссию с плохо замаскированного оскорбления про «местные сектанты не поймут». получи в ответ и принимай последствия.

А можно тебя попросить сначала посмотреть аниме, а потом пройти игру. Сейчас мнений, тех кто не играл ранее будет очень ценно. Прям интересно покажется ли игра хуже. Мне вот аниме не очень понравилось на фоне игры.

Ну это да, многие треки обрезаны так неплохо, а японскую версию Weight of the World вообще решили не включать :(

Спасибо! Для меня было откровением, что 1-й сезон завершён, остановился на 8-й серии в марте, потом сериал тормознули. Сериал вышел достойный, особенно его смогут оценить те, кто прошёл игру 5 раз для открытия всех возможных концовок. Что-то Йоко Таро по привычке загадочно молчит, Nier Automata давненько вышла...

Это в твоей системе ценностей оно так. У других оно всё по другому. Собственно поэтому говорил про новости, сейчас там бывают такие ситуации, которые если притащить в виде художественного произведения, зарубит любой редактор, не то что скептик. И это только люди, причём близких культур. А В Аутомате всякое алиеновское встречается.

Читай также