Расцвет трёхмерных платформеров пришёлся на эру N64, PS1 и PS2 — игры о пушистых неунывающих зверьках, часто путешествовавших в тандеме, расходились миллионными тиражами, а сами милейшие создания становились талисманами домашних систем. С тех пор разработчики повзрослели (см. Naughty Dog) и выбрали более серьёзные жанры. Закат «прыжковых» аркад, основанных на коллекционировании всяких безделушек, произошёл столь же внезапно, как недавно наметившийся ренессанс — весной нынешнего года в продажу поступили (или только ожидаются на прилавках) Snake Pass, Voodoo Vince: Remastered, Skylar & Plux: Adventure on Clover Island и, разумеется, Yooka-Laylee.
Следи за языком
В превью я отмечал, что костяк Playtonic Games, ответственной за Yooka-Laylee, — бывшие сотрудники Rare, причём не просто случайные гости, а гордость прославленной студии на протяжении многих лет. Можете убедиться лично, если не верите печатному слову. Им, видимо, пришлись не по душе жёсткие условия, в которые компанию поставила Microsoft, — всё-таки авторы GoldenEye 007, Killer Instinct и Conker: Live & Reloaded заслуживают большего, чем возиться с серией Kinect Sports.
Мятежники учредили Playtonic Games, привлекли через Kickstarter свыше $3 млн и спокойно в течение двух лет делали то, в чём были мастерами, — 3D-платформер про уморительную парочку зверушек, напичканный хохмами на тему игровой индустрии. Дизайн персонажей и локаций — особый, «британский». Его не спутаешь ни с одним из современных проектов, источники вдохновения — удальцы с N64: Banjo-Kazooie (1998) и Banjo-Tooie (2000).
По сюжету Yooka-Laylee главный злодей Capital B родил нехитрый бизнес-план — похитить всю литературу мира и остаться единственным игроком на рынке. В руки проныры попала и некая волшебная книжка, принадлежавшая лоботрясам Юке (зелёная ящерица) и Лэйли (фиолетовая летучая мышь). Но на то она и волшебная, что странички возьми и разбегись — поминай как звали! Мультяшный тандем не намерен закрывать глаза на откровенное воровство — при помощи щеголеватого бизнесмена Траузера, торгующего приёмами и контрабандными штанами, они проникают на завод Capital B, утыканный порталами для перехода в пять фантастических миров.
Чисто по настроению и окружению локации сильно разнятся: солнечные джунгли, пиратский порт, угрюмые болота… А вот геймплей от уровня к уровню не меняется — прыжки по платформам, драки с погибающими от одного-двух ударов миньонами, бесхитростные головоломки и различные испытания на время и смекалку, наградой за которые служат Pagies. Странички — ключи к новым мирам и расширению старых.
Чтобы не попасть в тиски скуки, советую чередовать локации с пробежками по «хабу» — благо игра снисходительно относится к вольному прохождению. Главное, скупайте у Траузера приёмчики, иначе экспериментировать будет не с чем. Со временем Юка овладеет парой хитрых техник — сможет впитывать свойства предметов (коснулся языком пушечного ядра — беспрепятственно прошагаешь мимо мощного воздушного потока) и хватать со стеблей огненные, ледяные и прочие стихийные ягоды, на короткий промежуток превращающие заурядную рептилию в дракончика. Не отстаёт и Лэйли — её сонар пригодится в пазлах, а умение летать, волоча за собой приятеля, резко расширит горизонты игры. Вариативность радует, хотя понятно, что Юка большую часть времени — грубая сила, таранящая хвостом врагов и чуть что грохающаяся оземь, Лэйли же предпочитает распускать язык в беседах с NPC. Диалоги изрядно забавляют: от беззаботных до развязных, в целом — типичная потеха в духе Rare.
В Yooka-Laylee чрезвычайно удобная раскладка — движений и трюков множество, но запоминаются они быстро. С контроллером Xbox 360, по субъективным ощущениям, играть поприятнее, чем с DualShock 4. Резкой критике со стороны СМИ подверглась работа камеры: кто-то не дождался патча первого дня, кто-то, подозреваю, не слишком-то хорошо дружил с акробатическими аркадами — всё-таки двадцать лет минуло с релиза Super Mario 64 и Banjo-Kazooie. Как по мне — управление и камеру ругают на пустом месте.
Придиркам подверглись также простые «боссы» (ну бросьте! Перед нами ведь платформер), озвучивание героев односложными звуками (чего же вы ждали от преемницы Banjo-Kazooie?) и отсутствие карты. Последнее — из разряда жалоб на PaRappa the Rapper Remastered, перекочевавшую на PS4 без геймплейных правок и воспринятую современными игроками чересчур хардкорной.
Но, как и положено амбициозному проекту от скромной студии, Yooka-Laylee не лишена недостатков. В зимнем королевстве вам предложат разнести по кирпичику иглу — тут-то вы сполна оцените, насколько неловкая физика у разрушаемых предметов окружения. А фразы, что по кругу Capital B повторяет в своей берлоге? Сначала они смешат, однако чем дальше — тем больше раздражают. Мини-игры на аркадных автоматах и заезды на вагонетке тоже на назовёшь удачными — к ним быстро теряешь интерес.
Едва ли не самые громкие споры вызвала производительность игры, что странно — работает-то она безупречно. Мне удалось оценить версии для PC и PS4 — консольный порт, к примеру, не «провисает», когда на экране много источников огня. Освещение и дальность прорисовки, несмотря на просторы и сложность геометрии миров, — на отлично, к текстурам тоже претензий нет. В общем-то, это и понятно — технически игры Rare всегда были безукоризненны.
Впечатления от компьютерной и консольных версий суммировала команда Digital Foundry («железный» отдел Eurogamer), подтвердив очевидное, — лучшей оказалась PC-версия, которой лично занималась Playtonic Games, возложив портирование на плечи Team17 Digital. На PC, при наличии хорошего процессора и GTX 980 Ti, вы вольны довести разрешение до 1440p (с 60 fps) или сразу рвануть на 4K. Справедливости ради — меню настроек в Yooka-Laylee спартанское: к примеру, нельзя заблокировать кадровую частоту на 30 fps. Версии для PS4 и Xbox One «пашут» в 1080p/30 fps — обилие объектов на экране и дотошная детализация никак не влияют на скорость обновления. Консольным портам не хватает разве что качественного сглаживания — это их единственный технический минус. Попенять Playtonic Games и Team17 Digital стоит ещё и за то, что не внедрили поддержку PS4 Pro, — обладателям «промежуточной» платформы Sony придётся полагаться на Boost Mode, принудительно «раскочегаривающий» CPU и GPU. Короче, разработчики вполне совладали с Unity и с честью избежали багов, добившись впечатляющей картинки.
Yooka-Laylee — оправданная спекуляция на ностальгии. Экс-работники Rare преуспели на главных фронтах — касается и визуального облика, и геймплея, и сценария. Что до самой Rare, то это по-прежнему внушительная студия со штатом более чем из ста сотрудников — сейчас её главные силы брошены на мультиплеерную пиратскую «песочницу» Sea of Thieves (превью), которая должна дебютировать на PC и Xbox One до конца года. Интересно, «выстрелит» или нет? В любом случае Rare и её наследие хоронить ещё рано — и Yooka-Laylee живое тому подтверждение.
Плюсы: отлаженное управление; красивая графика и отличная оптимизация; яркий образчик британского гейм-дизайна и британского же юмора; «собирательство» отнюдь не утомляет — всегда можно переключиться на новые задачи, благо выбор огромен (вдобавок к основным механикам не забывайте про трансформации и «перки»!).
Минусы: свежие идеи есть, но их маловато, чтобы говорить о полноценной модернизации жанра; разочаровывающая физика разрушаемых объектов; однообразные по большей части противники.
Лучшие комментарии
детишки не будут, но взрослым вспомнить былое не помешает :D
Келебро может поспорить
99- silent hill 1
00- Diablo II
01- Final Fantasy X
02- Grand Theft Auto: Vice City
03- Max Payne 2 (?)
04- doom 3
05- F.E.A.R. (?)
06- Dreamfall: The Longest Journey
07- Devil May Cry 4
08- fallout 3
09- Brütal Legend
10- Alan Wake
11- Dark Souls (?)
12- Deponia
13- The Last of Us (?)
14- The Evil Within (?)
15- Pillars of Eternity (?)
16- The Last Guardian (?)
17- Ёлки-Палки
Мэйби…