Есть игры, которые не требуют от игрока особых навыков, позволяющие без особых сложностей пробежать себя, получив награду в виде сюжета, эмоций или просто спинномозгового геймплея. Есть игры, наоборот, заставляющие игрока подключать все свои рефлексы, умения и знания, в таких проектах награда - это просто то ощущение, что ты наконец смог, справился. Обычно, игры серии CoD принято считать играми первого типа - это всегда был просто аттракцион, где красивые взрывы, милитаристская тематика, иногда подключаются эмоции и интересный нарратив. Так вот, оказывается, чтобы игра серии CoD перешла из первой категории во вторую, достаточно просто сделать чекпоинты только в начале уровня (и иногда, в особенно длинных уровнях, в середине) и сделать управление невыносимо кривым.
Но обо всем по порядку. Сначала то игра доставляет удовольствие, ничуть не хуже своих старших братьев с ПК, а в чем-то даже видно ощутимое превосходство. Так например переправа через Волгу здесь выглядит куда эпичнее и круче, чем в первой части CoD. Здесь и небо в огне и все постоянно взрывается, рушится, все вокруг умирают. Вообще Finest Hour (в той вселенной, где он вышел технологически полноценным) могла бы считаться гораздо более удачным аттракционом, чем первая и даже вторая части CoD. Все потому, что она действительно старается развлечь игрока. То тут, то там что-то все время взрывается, пулеметы стрекочут, солдаты мрут под пулями, вроде как все тоже самое, что и в "старших" частях, однако, здесь есть еще и катсцены, диалоги и даже полноценные персонажи. Ну почти полноценные, обычно это все равно довольно простые ребята, единственная цель которых быть взятыми под контроль игроками и убивать, убивать, убивать, убивать. Но тем не менее, авторы пытаются выдать персонажам предысторию через вступительные катсцены (которые заменили экран загрузки с дневниками), и даже заставить сопереживать им в процессе игры, в катсценах между миссиями (или внутри них). Тут даже есть первые в серии протагонисты женщина и темнокожий танкист (мало ли кому-то это действительно важно). На самом деле эта, казалось бы мелочь, довольно сильно способствует погружению в игру, ах если бы Infinity Ward взяли и адаптировали что-то подобное для CoD 2...
Ну да ладно, не персонажами едиными игра привлекает. То, что происходит на уровнях тоже вполне заслуживает внимания. Авторы стараются, чтобы игрок постоянно попадал в какие-то новые ситуации, прямо как и в ПКшной CoD. То ты форсируешь Волгу, то ездишь по сталинграду на танках, то на тех же танках берешь штурмом аэродром, а потом ты уже в пустыне, устраиваешь диверсии, а уже едешь на джипе за крупнокалиберным пулеметом, а потом сражаешься буквально с ордами немцев в пустынной крепости, а сразу после прикрываешь танки от огня панзерфаустов при штурме немецкого городка, потом ты уже в шкуре цветного командира танка штурмуешь деревню за деревней в зимнем анутраже, а в финале берешь мост через Рейн, буквально ползая под огнем пулеметов. Как видите, разнообразие ситуаций как минимум держит планку, задранную первой частью, а иногда в деталях даже интереснее и ярче.
Так а в чем же причина, почему никто, кроме горстки людей не знает про это чудо из серии CoD? Ну во-первых она вышла на PS2, а как-то исторически сложилось, что это не основная платформа для серии, её пытались покорить поскольку-постольку, разрабатывая проекты там второстепенными студиями. А во-вторых, что более важно, технически игра, ну если не ужасна, то как минимум далека от звания хотя бы просто нормальной. Важно кстати сказать, что это мой первый шутер на консоли в принципе. До этого, я играл в шутеры только на ПК, а любопытство заставило меня поставить эмулятор, взять геймпад и попробовать погрузиться в мир консольных шутеров. Так что, к тому, что касается управления я относился достаточно снисходительно, делая скидку, на то, что не умею стрелять с геймпада и постигаю эту науку прямо во время прохождения. Однако, даже так, я не могу представить, что все шутеры на консолях вот такие же. Если бы это было так, то я уверен, что никто бы просто не сел играть во что-либо на консоли, где надо целиться и стрелять. Потому что это просто мучение в чистом виде. Ты пытаешься навести мушку на врага, но вместо хваленого автоаима с консолей, мушка ездит так, как будто бы авторы предполагали, что ты либо мастер контроля стика, либо играешь на клавомыши. Хотя конечно, когда выстрел совершается, ты понимаешь, что сами то пули чуть-чуть все же магнитятся к цели. Но магнитятся очень странно. ты можешь целиться на целого такого же персонажа правее или левее, выстрелишь и попадешь, а можешь увести мушку буквально на пиксель за модельку и промажешь. Ладно бы если только так, но ты вполне можешь целиться прямо в моедльку, но все равно промажешь, потому что.... а вот просто промажешь, не заслужил попадать еще. Ну и сами хитбоксы конечно очень странные, такое ощущение, что это просто какой-то овал кое-как вписанный в то место, где должна быть моделька. Руки-ноги-голова в этот овал конечно же не попадают (если только ты не целишься со снайперской винтовки, тогда голова все же считается частью хитбокса). В итоге, понять как стрелять, особенно игроку, который вот только-только сел впервые за консольный шутер, крайне сложно. А убивают тут (опять же в соотношении возможной скорости реакции на врага ко времени твоей смерти) довольно быстро. Даже на нормальном уровне сложности. А еще прибавьте сюда, то что я писал в самом начале про чекпоинты, о том, что их всего 1-2 на получасовой уровень (справедливости ради это больше относится к главам американской кампании, в советской и британской уровни покороче), и мы получим действительно серьезное испытание для любого, кто хотел бы насладится этой частью серии CoD. И ладно бы, если бы тут была просто высокая сложность, как в Souls, когда ты точно понимаешь, что сам виноват в своей смерти, но здесь сложность просто-напросто нечестная, заставляющая пригорать задницу, потеть ладони, и тебя хотеть просто швырнуть геймпад в монитор.
Так получается, что игра не слишком играбельный мусор? Нет, не думаю. На самом деле от нее вполне возможно получать удовольствие, особенно от первой половины, когда сложность самой игры весьма щадящая. На самом деле, я думаю, что Finest hour - это больше CoD, чем например CoD 2, где конечно есть даже по нынешним меркам красивая картинка, приятная стрельба, но нет разнообразия от слова совсем. Так что, если есть желание приобщиться к истокам серии, особенно к обидным образом забытым, то Finest hour вполне стоит тех 6-7 часов, которые вы на нее потратите.