Gray Matter - авторская адвенчура культового дизайнера Джейн Дженсен (Jane Jensen). Тонально представляет из себя смесь мистики и научной фантастики в антураже дождливо-осенней Англии. Концептуальной оригинальностью игрового процесса проект уважаемой Дженсен едва ли может похвастать: это типичный "квест", то есть знакомый всем и давно уже набивший оскомину point-and-click со средними, но вполне адекватными головоломками (вспоминать всуе творения Lucas Arts не будет нужды). Вызвать интерес у игрока вполне способна уникальная система фокусов: в ходе сюжета тебе вместе с главной героиней предстоит устраивать простенькие иллюзионистические шоу, чтобы добиваться поставленных целей. Оригинально, хотя и совершенно несложно. Но вот чем Gray Matter может увлечь всерьёз и надолго, так это весьма продуманным и интригующим сюжетом. О нём я и расскажу.
Основная канва следующая: есть два главных героя, Дэвид и Саманта, истории которых нам и рассказывают параллельно по ходу повествования. Сэм - фокусница, которая приехала в Лондон, чтобы попасть в таинственный клуб иллюзионистов "Дедал" и провести "большую игру", в ходе которой она должна устроить массовую иллюзию: обмануть всех так, чтобы никто бы не понял, как это произошло. На пути к месту назначения дождивой ночью у Саманты ломается мотоцикл. По удачному стечению обстоятельств она добирается до старого особняка (куда же мистической игре и без старого особняка?), где становится очевидцем интересных событий. Промокшая молодая блондинка спешно подходит к дверям поместья и с волнением повторяет про себя заученное "здравствуйте, я новая ассистентка доктора Стайлса". Тонкий палец касается дверного звонка, раздаётся звук, но вдруг нечто из тьмы пугает девушку, и та с криком уносится прочь (очевидно, ночь - не лучшее время, чтобы устраиваться на работу). К счастью, наша героиня достаточно смелая и уставшая, чтобы лично позвонить в дверь и представиться новой ассистенткой, тем самым получив возможность переждать ночную бурю.
Хозяином роскошного поместья оказывается представитель старинной и уважаемой английской фамилии, по совместительству учёный-нейробиолог, который изучает когнитивные аномалии в поисках необычных способностей человеческого мозга. Он уверен, что сознание человека при некоторых условиях способно наделять носителя сверхъестественными способностями: излечивать болезни, контролировать пространство, владеть пиро- и телекинезом и даже возвращаться из мёртвых. Последнее и стало личной трагедией Дэвида. Три года назад до игровых событий нейробиолог и его жена попали в автокатастрофу. Возлюбленная погибла на месте, а учёный чудом выжил, хотя и получил многочисленные ожоги. И самозабвенно горевать бы вдовцу, но после инцидента Дэвид стал ощущать в доме потустороннее присутствие. Кто-то включал воду в ванной, менял вещи погибшей местами, в зеркале и на лестнице мелькал силуэт... В дальнейшем тебе и предстоит разобраться, в чём же дело.
В первый день "на работе" Саманте в качестве проверки велено найти шестерых добровольцев для когнитивного эксперимента доктора, с чем мы успешно справляемся. Суть эксперимента заключается в следующем: пациенты должны лежать подключёнными к считывающим мозговую активность машинам и визуализировать те образы, которые внушал им доктор Дэвид Стайлс. В первый день это была пробежка по спортивному корту окфордского университета. Всё складывается удачно, однако, на следующий день выясняется, что тот самый спортивный корт, который был объектом визуализации, покрылся странными надписями и узорами, а уборщик, отрабатывавший ночную смену, утверждал, что видел сгустки тумана, которые всё это, по его словам, и сотворили. Игроку точно известно лишь то, что добровольцы в это время оставались на своих местах. Что же произошло?
Разумеется, "большая игра", умершая жена, когнитивные аномалии, чьё-то присутствие в доме, научные эксперименты, тайный клуб фокусников - всё это взаимосвязано. Причём изящно и достаточно обосновано. Сюжетная структура держит в напряжении, параллельное повествование подогревает интерес, а правдоподобные характеры, как в хорошей книжке, отпечатывают этот выдуманный мир в собственном сознании. Единственное, чем я остался не удовлетворён, - это фактом отсутствия сиквела, хотя лёгкий клиффхэнгер в конце имеется. Но, по всей видимости, финансовые достижения Gray Matter оказались существенно более скудными, чем художественные, и едва ли можно рассчитывать на возвращение автора к этой вселенной. Печально.
Отдельным пунктом я хотел бы выделить музыку за авторством супруга Дженсен - Роберта Холмса (Robert Holmes). Ох, у меня нет слов, она просто великолепна! Тёплая осенняя меланхолия и романтика английского захолустья сочетается с бесчувственными металлическими машинами, ощущением неизвестного и травмирующими событиям прошлого, которые до сих пор не оставляют ни Дэвида, ни Саманту (да, у неё тоже есть кое-что трагичное за спиной).