Gorogoa: Обзор

Алексей Лихачев 2017-12-31 10:14:05 16
В декабре принято подводить итоги уходящего года, игнорируя почти все релизы последнего месяца. Это актуально и для 2017-го, в конце которого вышла Gorogoa — результат многолетней работы Джейсона Робертса (Jason Roberts), в одиночку трудившегося над проектом своей мечты. И будет жаль, если одну из лучших головоломок современности многие пропустят.
Выпускать из рук тарелку парень не будет.

Муки творчества

Впервые о Gorogoa стало известно в 2012-м году, и выпустить финальную версию Робертс планировал в течение нескольких месяцев после анонса. Но новые идеи не прекращали посещать его, а визуальную составляющую приходилось время от времени переделывать — почти всё здесь нарисовано от руки. Какие-то эпизоды из игры удалялись навсегда, какие-то слегка или полностью изменились. Но основная идея с тех пор осталась прежней — это головоломка о перемещении четырёх плиток для решения загадок.

В самом начале прохождения игроку показывают мальчика, который выглядывает в окно и видит, как в город прибыл огромный (но красивый) монстр. Парень начинает судорожно листать страницы своей книги и находит в ней изображение людей, подносящих этому же чудищу дары. Знал ли он о прибытии существа? Готовился ли к нему? Или всё так удачно совпало? Это каждый будет решать для себя сам — многое в этой истории останется без ответа.

Мальчик уходит в другую часть комнаты и заглядывает в кладовку, после чего замирает. Игроку больше не на что нажимать — камеру ни приблизить, ни отдалить, а напрямую управлять персонажем не разрешается. Картинка с парнем расположена в одном углу, а в соседнем видна крыша дома с ведущей куда-то дверью. Инстинктивно игрок пробует передвинуть панель в другое место, и тут начинается магия — все объекты перемещаются вместе с панелью, а входная дверь остаётся на месте.

Стоит наложить панель с «вырезанной» дверью на изображение с мальчиком в кладовке, как герой вновь начинает двигаться и выходит на крышу, хотя только что он находился у себя дома. Он идёт дальше, собирает дары для подношения то ли божеству, то ли просто опасному монстру и попадает в разные временные эпохи. И первая загадка с дверью оказывается самой простой и элементарной. А после неё встречаешь столько великолепных головоломок, что причина долгой разработки становится очевидна.

Ключевая мысль Gorogoa заключается в тесной взаимосвязи всех объектов в окружающем нас мире. И каждая загадка подтверждает эту теорию. Предмет, который лежит на столе, упал на пол или висит на стене, может оказаться частью чего-то совершенно другого, если сделать шаг в сторону и попробовать состыковать одну панель с другой. Вплоть до финала игра остаётся верна своему стилю, восхищая на каждом шагу изобретательностью её создателя, но любой пример, к сожалению, будет спойлером.
Когда игра проходится за пару часов, сложно выбирать скриншоты без спойлеров.

Музейный экспонат

Удивительно здесь то, насколько логично сделана каждая головоломка. Простое перемещение картинок наобум вряд ли приведёт к желаемому результату, особенно если на экране четыре панели с возможностью двигать камеру. Gorogoa построена таким образом, что после череды довольно простых загадок игрок словно начинает говорить на её языке — быстрее замечает потенциальные решения и находит связь объектов друг с другом. Поэтому кажущиеся сложными эпизоды становятся легче, если до этого понял, по каким правилам здесь всё работает.

В то же время в каждой главе появляются новые оригинальные способы использования простейшей геймплейной механики. Так же можно было сказать о восхитительной The Witness — вроде бы всю игру занимаешься рисованием линий на табличках и стенах, однако поделённый на несколько зон остров предлагал десяток самых разных типов загадок. Gorogoa выполнена примерно по тому же принципу, и то, насколько плавно происходит переход от одного временного периода к другому и насколько красиво одни кадры сменяются другими, вызывает лишь неподдельный восторг.

Проще всего сравнивать игру с иллюстрированной книгой, полностью лишённой слов. История рассказывается посредством картинок и облачков, в которых показаны мысли людей. В лучших традициях инди-игр разжёвывать сюжет и объяснять происходящее никто не будет, но это тот случай, когда подробности не особо нужны. Сам для себя ты выводы сделал, с друзьями мнением поделился, а если вообще ничего не понял, то всё равно отлично провёл вечер и не жалеешь о потраченном времени.

Хотелось бы посетовать на малую продолжительность, но уникальные геймплейные механики очень просто испортить затянутой историей. В зависимости от смекалки прохождение Gorogoa займёт от полутора до двух часов, и после финальных титров непременно захочется большего. Зато за эту пару часов ни разу не будет глупых загадок или эпизодов, в которых ничего не происходит. Здесь постоянно любуешься красивыми изображениями, радуешься маленьким победам при решении головоломок и рассматриваешь мелкие детали, пытаясь полностью понять замысел автора. Не исключено, кстати, что после первого прохождения захочется сразу начать второе, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.
Чем дольше ищешь очередной дар для чудища, тем больше панелей заполняется.

О том, что Gorogoa будет чем-то особенным, стало понятно ещё после первой её демонстрации. Захватывающая демоверсия, победы на нескольких фестивалях независимых игр, заинтересованность инвесторов из Indie Fund, появление издателя в лице Annapurna Interactive — всё указывало на высочайшее качество игры. Результат вряд ли кого-то разочарует — Gorogoa оказалась настоящим произведением искусства, достойным находиться в одном ряду со знаменитыми Braid, Inside, Fez, The Witness и другими шедеврами.

Плюсы: оригинальный игровой процесс; красиво нарисованные от руки изображения; шикарные головоломки; загадочность идёт игре только на пользу.

Минусы: небольшая продолжительность.

Другие новости

Комментарии

Что все так восхищаются этой Braid. Переоцененная донельзя шляпа
А кто минусанул тот капрофаг
*Здесь был комментарий про глубинный смысл и вроде слитую концовку, но после наведения справок все оказалось в норме, однако решил оставить небольшой отрывок:*
[УДАЛЕНО] атмосфера игры пропитана индийской тематикой(в инди, ba dum tss) [УДАЛЕНО]

И да, история как то стерильно об одном (одиноком) человеке… хотя это замысел автора, поэтому лучше не надо указывать что/куда можно было
А что, кстати, со второй частью Framed? Я её почему-то в упор не вижу в Google Play.
Ну точки и линии — это механика. Как порталы в Portal. В итоге головоломки преображают настолько, что их вообще не узнать. Я ее так и не смог пройти. В один момент просто не понял, что нужно делать в головоломках. Это даже не четверть игры была.
Все комментарии