Hellblade: Senua's Sacrifice: Обзор

Александр Бурсов 2017-08-17 09:12:16 22
У них была команда из двадцати человек, движок Unreal Engine 4, несколько экспертов на добровольных началах, штатный видеомонтажёр в роли главной героини, а ещё микрофон, способный записывать пугающе объёмный звук голоса. Не то чтобы это было нужно для создания первого в мире инди-блокбастера, но раз уж начал производство, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что вызывало беспокойство, — студия захвата движений. Потому что нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем разработчик, тратящий добрую половину бюджета на motion capture.

Как любят мертвецы

Это грустная и долгая история, так что усаживайтесь поудобнее. В IX веке викинги вторглись в земли пиктов — нынешнюю Шотландию. Они разбили армию пиктского короля Эоганана, а затем принялись грабить и убивать мирное население. Так и началось исчезновение одного из древних народов Британии. Хотя викинги, напакостничав, всё-таки уплыли восвояси, после их набега пиктов без труда разобрали на запчасти соседние племена. Но для нас важно другое: среди воинов, отбивавшихся от заморских «гостей», был парень по имени Диллион. И была у этого парня возлюбленная — Сенуа, которую он научил сражаться.
Знаете ли вы, что такое безумие?

Естественно, война не пошла им на пользу. Он сгинул невесть где, а она, насмотревшись на жесть вроде сожжения людей заживо или сажания их на колья, основательно повредилась в уме. Притом что и до описываемых в Hellblade: Senua’s Sacrifice событий не особо ладила с головой. Вот почему путешествие героини в поисках Диллиона подаётся как нисхождение в преисподнюю, или, на скандинавский манер, мир мёртвых Хельхейм. Её преследуют леденящие кровь галлюцинации, голоса и призраки, но всё же Сенуа полна решимости пройти ради любви до последнего круга ада. Даром, что ли, носит меч на поясе?

Перед нами не данный этап так называемой эйфории, поддерживаемой наркотическими веществами, а попытка реконструировать эпос пиктов. Предприняли её авторы Enslaved: Odyssey to the West и DmC: Devil May Cry из компании Ninja Theory. Дело в том, что о пиктской мифологии не известно вообще ничего. И даже с их языком проблема — не обладая собственной письменностью, они использовали огамическую, заимствованную у ирландцев. Что, в свою очередь, создало трудности перевода (простите за каламбур). То есть под вопросом не только сюжеты сказок, которые пиктские бабушки читали детишкам на ночь, но и слова из этих самых сказок. Короче, белый лист — твори что душе угодно. И сотрудники Ninja Theory использовали возможность на всю катушку.

За основу они взяли популярный лейтмотив — путешествие в загробный мир. Подобный вояж предпринял Осирис у египтян, Геракл у греков — почему бы не отправить туда же барышню в боевой раскраске? Её миф строится на постоянном соотношении со скандинавскими преданиями — они здесь даются по чайной ложке за чтение рун на менгирах, щитах и досках. И в этом чужеродном и пугающем мраке девушка видит нечто, касающееся только её и никого больше. Здесь игра пересекается с фильмом Николаса Рефна (Nicolas Refn) «Вальхалла», который разработчики не стесняются цитировать кадр к кадру.
Останавливаясь возле таких рун, можно услышать краткий пересказ «Старшей Эдды».

Весь ужас, творящийся в Hellblade, — личная реальность героини, вызванная шизофренией. Девушке только кажется, что она странствует по скандинавскому аду, повергая демонов и богов в ритме созданного сценаристами Ninja Theory эпоса. Ведь только так её страдания имеют смысл, её любовь становится сильнее смерти, а её война превращается в битву со вселенским злом. Конечно, замысел авторов можно было вынести за скобки и начать с того, что здесь стильная графика и гоняющий табуны мурашек по затылку звук. Но ей-богу: идея, лежащая в основе Hellblade, достойна упоминания в первую очередь — настолько она хороша.

Голоса в голове

Отсюда — первый вывод, который можно сделать об игре: она не для всех. Это на приличном отдалении путешествие Сенуа выглядит слэшером с головоломками. Девушка бродит среди декораций, в которых нельзя заблудиться, тем или иным способом взламывает ворота, а в перерывах между решением загадок дерётся с врагами. Вроде ничего сверхъестественного. Но стоит окунуться в Senua’s Sacrifice с головой, как тебя тут же вышвыривает из зоны комфорта.

Авторы не просто так обратились к теме безумия и привлекли к производству экспертов по психозам. Они превратили симптомы психического расстройства в игровые механики. Как шизофреник наделяет смыслом обычные предметы вокруг себя, так и Сенуа ищет ключи от дверей в случайных формах. Это может быть поломанное бревно, тень на полу, дыра или пятно света на стене, которые очертаниями напоминают руну, запечатавшую створки. Немало безумия кроется и в арках, проход сквозь которые вносит пару косметических изменений в локацию. Вот открылся доселе невидимый пролом, а вот через пропасть перекинулась балка — и можно играть дальше.
Смотреть на образ-ключ нужно под правильным углом — у людей со слабым ассоциативным воображением возникнут трудности.

То же самое с масками в человеческий рост, позволяющими прыгать из одного измерения в другое. Скажем, в этой реальности верхушка башни разрушена, а забор вокруг неё проломлен, зато в параллельном мире здание стоит целым, будто вчера построено. Как несложно догадаться, головоломки в Hellblade пространственные, связанные с прокладыванием пути и поиском нужных образов. Так что обыгрывать Чернобога в шахматы не потребуется. Такие задачки не назовёшь безумно интересными, но что они получились одновременно и безумными, и интересными — это факт.

Ещё в аду нет подсказок. Вместо них Сенуа прислушивается к голосам в голове: когда надо, шёпоток рекомендует сосредоточиться, повернуть обратно или, допустим, отскочить от атакующего со спины противника. Что здорово помогает в драках, поскольку они, как и головоломки, не от мира сего.

Конечно, внешне фехтование выглядит зрелищно — прямо как в For Honor. Используя всего три кнопки, мы парируем удары, делаем слабые или сильные выпады, пинаем противника, чтобы выбить его из равновесия. Авторы соблюли жанровый минимум. Присутствуют и несколько видов рядовых противников, вооружённых мечами, палицами или щитами, и «боссы», поединки с которыми проходят в несколько этапов и заставляют ладони вспотеть.

Однако механика сражений всё равно прикручена к Senua’s Sacrifice посредством левой резьбы. Блоки здесь — штука настолько неудобная и ненадёжная, что со временем полностью от них отказываешься, полагаясь исключительно на уклонения от ударов. Сколько осталось здоровья у противников — понять нельзя, а поскольку каждого приходится убивать по несколько раз, просто выбрасываешь эти мысли из головы и орудуешь клинком, пока само не пройдёт.
Накапливая очки ярости, героиня останавливает время и колет врагов со скоростью швейной машинки — «боссов» без режима сосредоточенности вообще не победить.

Тактика сведена на нет и привязкой взгляда героини к одному из нападающих — осмотреться, чтобы оценить обстановку, не получится. Поэтому нам предлагают пользоваться наушниками вместо колонок и ориентироваться на голоса, звучащие в голове Сенуа. Они-то и сообщат за секунду до черепно-мозговой травмы, что враг атакует сзади (причём голос зазвучит реально сзади), что девушка окружена, что монстра от смерти отделяет пара ударов. Из этого же проверенного источника информации мы узнаём, что героиня сама в шаге от гибели: «Она сейчас умрёт», — злорадствуют мегеры за кадром. Спасибо, очень воодушевляет. Особенно если учесть, что смерти в привычном смысле игра не отображает. Вместо этого у девушки по руке распространяется гниль — едва зараза дойдёт до головы, начинай приключение заново. Со стартовых титров. Так знаете ли вы, что такое безумие?

И тебя вылечат…

Выходит, куда ни кинь — всюду клин? Наверняка ведь найдутся люди, которые скажут, что игра прекрасно обошлась бы без драк. Дескать, сюжета, галлюцинаций героини и головоломок вполне достаточно для создания правильной атмосферы. Или те, кто, наоборот, назовёт сценарий бредом пьяного кельта и захочет побольше кровопролития. Кому-то будет не по душе рваный темп повествования: вот мы битый час бродим в мистическом нигде, а вот на нас вываливают вагон врагов — нельзя ли поравномернее? А кого-то раздосадует предсказуемость локаций. Видишь впереди дверь — значит, сейчас начнётся поиск рун, ступил на круглую площадку — ага, готовимся к сражению.

Но у Hellblade всё-таки есть грань, сверкающая одинаково ярко для геймеров разных убеждений и пристрастий. Да простят нас поклонники творчества Quantic Dream и Frictional Games, но так достоверно изобразить помешательство и внутренний мир персонажа не удавалось ещё ни одному разработчику. Захват движений, дизайн кошмаров и актёрская выразительность Мелины Юргенс (Melina Juergens), которая до того только и делала, что монтировала ролики, выше всяких похвал. Боль, отчаяние, безнадёжность, паника, травмы детства и первая любовь — вас будто берут за руку и проводят по краю бездны.

Ощущения усиливает звук. Призрачные голоса раздаются то совсем близко, то в отдалении, справа и слева, иногда прямо за затылком — и тогда Сенуа заглядывает вам в глаза, разрушая пресловутую «четвёртую стену». Если и называть Hellblade: Senua’s Sacrifice шедевром, то по причине напряжённого психологизма. Это более чем весомый повод купить игру и пройти её самостоятельно, а не на YouTube.

https://youtu.be/nfiS_PV3V-4

За предоставленную копию игры (страница в магазине) отдельное спасибо нашим друзьям из GOG.com.

Плюсы: сюжет с привязкой к историческим событиям; единственная в своём роде реконструкция эпоса пиктов; потрясающий психологизм, достигнутый работой со звуком, дизайном и захватом движений; механики на основе симптомов шизофрении; несмотря на простоту, фехтование выглядит красиво; сложные «боссы» в духе слэшеров «старой школы».

Минусы: головоломки оригинальны, но однотипны; неоднородный темп повествования; много спортивной ходьбы из угла в угол; предсказуемость локаций — всегда знаешь, где будешь решать задачки, а где драться; баги со звуком, которые возникли у автора обзора уже на втором «боссе».

Другие новости

Комментарии

сюжет с привязкой к историческим событиям
Что, серьёзно? С какого это числа у нас мифы стали считаться историческими событиями?
Разрабы на этапе загрузки дают ЖИРНЮЩИЙ спойлер «в этой игре изображён психоз».
ИМХО, это самый главный их промах, ибо сразу раскрывает всю подоплеку событий
Википедия меня поправляет — в 839-м. Но не суть. Важно, что привязка к некому историческому событию здесь есть.
Я первого босса час уже пройти не могу, перед єтим глюк біл, не открівалась дверь, хоть и пазл склал… Боюсь думать что дальше, идея хороша, а реализация похоже что нет
Эти голоса в голове большей частью команда капитанов очевидностей: «вот мост, он большой, иди по нему, иди вперед, сначала левой ногой, потом правой, наверное надо пройти по мосту..» Раскрыли бы их побольше, может быть как личности.
В качестве подсказок они как будто играть с прохождением, не когда застрял, а сразу следуя инструкции.
Все комментарии