Твин Пикс: игры, вдохновлённые культовым сериалом

Сложно переоценить влияние сериала «Твин Пикс» на современную поп-культуру. Творение Дэвида Линча (David Lynch) и Марка Фроста (Mark Frost) эхом отозвалось во многих фильмах и, конечно, не обошло стороной наши с вами видеоигры. Любовь агента Купера к чертовски хорошему кофе и вишнёвому пирогу, красные шторы и зигзагообразный узор на полу в Чёрном Вигваме, совы, которые вовсе не то, чем кажутся, — всё это самые приметные кусочки мозаики под названием «Твин Пикс». И отсылки к ним можно найти даже в тех играх, которые не были напрямую вдохновлены телесериалом. Например, в Day of the Tentacle один из персонажей, выпив бодрящего кофе, хвалит его цитатой спецагента ФБР: «Damn good coffee».

Несмотря на большой простор для поиска такого рода точечных отсылок, в свете выхода третьего сезона культового ТВ-шоу я хочу рассказать об играх, на которые «Твин Пикс» оказал гораздо более сильное влияние. Будьте осторожны, в статье есть несколько спойлеров.
Место для Красной Комнаты нашлось даже в мире Франца Кафки (The Franz Kafka Videogame).

Происшествие на северо-западе

Начну с произведения, которое и без «Твин Пикса» содержит в себе немало культурных аллюзий, в основном на творчество Стивена Кинга (Stephen King) и Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft). Помимо идейной близости с королями ужасов Alan Wake позаимствовала сеттинг и ряд ярких образов и у сериала Дэвида Линча. Место действия игры — вымышленный американский городок Брайт Фоллс. С виду он такой же тихий и уютный, как и Твин Пикс, да и по легенде тоже расположен в штате Вашингтон.

Но первое впечатление зачастую обманчиво. После того, как в город в поисках вдохновения приезжает известный писатель Алан Уэйк, там начинают происходить странные вещи, перекликающиеся с тем, что было в телесериале. Местами экшен-триллер становится настоящей играбельной версией «Твин Пикса». Самый очевидный такой момент — посещение кафе Triple D's Oh Deer Diner. Его интерьер очень похож на «твинпиксовский» Double R, ретроформа официантки Роуз почти идентична одежде Шелли Джонсон и отличается только цветом, а вывеска «Лучшие капкейки на северо-западном побережье» намекает на самый вкусный вишнёвый пирог.
Ох уж эти разговоры о хорошем кофе! В игре, кстати, есть достижение за сбор 25 термосов с бодрящим напитком, и называется оно Damn Good Cup of Coffee.

Если говорить о персонажах, то ещё одна из самых явных отсылок к «Твин Пиксу» — это Синтия Уивер, местная пожилая чудачка, которая всегда носит с собой фонарь. Сценаристы Remedy Entertainment сами рассказывали, что при создании её образа вдохновлялись Дамой с поленом. Обе женщины живут где-то на отшибе и хорошо осведомлены о тёмных делах, творящихся в городках.

Менее очевидная параллель — агент ФБР Роберт Найтингейл, преследующий Алана, и Уиндом Эрл — бывший напарник Дэйла Купера. Эрл, попав под влияние Чёрного Вигвама, стал безумным маньяком. Его видеоигровой «аналог» тоже сложно назвать образцом адекватности, так как тьма поглотила его сознание полностью.

К слову, о двойниках. У самого Алана был злой брат-близнец по имени мистер Скрэтч, который горел желанием его заменить — особенно ярко это его стремление демонстрировалось в спин-оффе American Nightmare, где он был главным противником. Похожая история произошла с агентом Дейлом Купером в конце телесериала: внутри Чёрного Вигвама он встретил свою тёмную копию, которая вернулась в реальный мир вместо него.

Всё вышеперечисленное — далеко не все примеры связи игры и ТВ-шоу. Можно отметить ещё схожесть интерьеров полицейских участков, поведения некоторых второстепенных героев, но даже без углубления в детали понятно, что Alan Wake взяла от «Твин Пикса» очень многое. Даже сама идея с разделением на эпизоды больше похожа на телесериал, чем на традиционное интерактивное развлечение.

Дзен, или Умение поймать убийцу

В том же 2010-м году, но на пару месяцев раньше финского триллера вышла ещё одна игра, которую можно назвать духовной наследницей «Твин Пикса», — Deadly Premonition от японской студии Access Games. Её прототип под названием Rainy Woods был настолько сильно похож на сериал Линча, что разработчикам пришлось внести коррективы, чтобы отбиться от шквала обвинений в плагиате. После этого некоторые персонажи и правда стали менее открыто напоминать действующих лиц ТВ-шоу. Так, карликов заменили на мальчиков-близнецов, а местный шериф перестал выглядеть как Гарри Трумэн.

Но даже после таких манипуляций сходство двух произведений всё равно видно невооружённым глазом. Главный герой, специальный агент ФБР Фрэнсис Йорк Морган, может похвастаться многими странностями в духе Дейла Купера: он обожает кофе, не прочь погадать на нём и предпочитает нетрадиционные методы расследования…
Подобно Куперу, который начитывал мысли на диктофон для своей секретарши Дианы, Йорк постоянно ведёт монологи, обращаясь к человеку по имени Зак.

В отличие от шерифа Твин Пикса, местный страж правопорядка не был в восторге, когда за расследование взялись федералы и прислали своего агента. Другие обитатели Гринвейла, впрочем, похожи на героев телесериала куда сильнее. Здесь есть манерный и впечатлительный полицейский, который одновременно напоминает плачущего на месте преступления помощника шерифа и персонажа Дэвида Духовны (David Duchovny). Старушка, уверенная, что её кастрюля всё видит и слышит, — очевидная отсылка к Даме с поленом. Есть в Deadly Premonition и своя Красная Комната, альтернативная реальность, куда попадает главный герой для раскрытия преступлений.

Под стать героям место действия игры тоже напоминает легендарный сериал Дэвида Линча. Гринвейл — ещё один провинциальный городок штата Вашингтон, в котором Йорк расследует череду жестоких ритуальных убийств. Рассказанная в Deadly Premonition детективная история похожа на дело Лоры Палмер хотя бы потому, что жертвы, привлекательные девушки, умирали от потери крови.
Облик Эмили Уайатт был явно вдохновлён внешностью актрисы Наоми Уоттс (Naomi Watts), сыгравшей одну из главных ролей в фильме «Малхолланд Драйв».

По сравнению с тематически схожей Alan Wake Deadly Premonition сложно воспринимать серьёзно — слишком уж она сюрреалистична и абсурдна. Однако, несмотря на странности, своих почитателей игра определённо нашла, и многих из них привлекла именно схожесть с телесериалом Линча.

Покойся с болью

Ещё одно произведение, которое изящно отсылает нас к «Твин Пиксу», — вышедшая в 2015-м году Life Is Strange. Подробно о её связи с современной поп-культурой я уже рассказывала и, чтобы не повторяться, сейчас просто пройдусь по основным точкам соприкосновения с сериалом Линча.

Главная героиня игры, Макс Колфилд, конечно, не федеральный агент, но тоже занимается расследованием пропавшей девушки в провинциальном американском городке. Что Аркадия Бэй, что Твин Пикс расположены на северо-западном побережье Тихого океана, но не только географическое положение сближает эти места. И там и там царит особая атмосфера тайны, а у всех жителей есть свои скелеты в шкафу.

Что касается пропавшей девушки, то Рэйчел Амбер, подобно Лоре Палмер, была весьма популярной ученицей старшей школы и при этом вела двойную жизнь. У блондинок даже день рождения один, что символично донельзя. И таких намеренных отсылок в Life Is Strange немало — от выцарапанной на зеркале цитаты «Огонь, иди со мной» и до имени психотерапевта, которого посещал один из персонажей.
Номера машин в Life Is Strange могут кое-что рассказать об их владельцах. Так, в буквах на пикапе Хлои легко читается название интересующего нас сегодня сериала, что ещё раз намекает на схожесть двух историй.

Прошлогодняя Virginia ставит игроков в схожие условия. Ещё один маленький городок, розыск пропавшего подростка. Только делом на этот раз занимаются профессиональные агенты ФБР, а не энтузиасты.

Разработчики из британской инди-студии Variable State не скрывают, что были очарованы работами Дэвида Линча и в своём творении попытались передать их дух. Отчасти у них это получилось: стоит только посадить героев в закусочную с красными диванами, как ассоциативный ряд в голове игрока заработает в нужном направлении сам.

Virginia обошлась без озвученных диалогов, и единственное, что мы слышим во время прохождения, — это музыка. Сочинили и исполнили её в пражской Smecky Studio, студии звукозаписи, где когда-то работал над своими саундтреками Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) для «Шоссе в никуда» или «Синего бархата» того же Линча.
Музыкальный пассаж уже в сторону «Твин Пикса» — сцена в баре, который напоминает Bang Bang Bar.

Поиски пропавшего сына священника перемежаются кошмарами и странными видениями, сюрреализм которых нарастает к концу игры. И это неспроста: когда агент Купер пытался найти убийцу Лоры Палмер, его тоже посещали мистические сны. Вот только герою Линча такие видения помогали вести расследования, а Энн Тарвер из Virginia запутывается в них сама и сбивает с толку игрока.

Несмотря на то что в игре хватает отсылок, на общем качестве сюжета они никак не сказываются, и к финалу в мешанине из кошмаров и реальности уже сложно ориентироваться. Увы, Virginia — пример того, как в погоне за кинематографичностью можно потерять здравый смысл.

Сны Купера

Самая неожиданная игра в сегодняшней подборке — это, пожалуй, The Legend of Zelda: Link’s Awakening, вышедшая в 1993-м году. Казалось бы, что общего может быть у приключения от добродушной Nintendo и истории от мрачного Дэвида Линча? Но на деле «Твин Пикс» оказал большое влияние на четвёртые по счёту похождения Линка. Разработка велась в начале 90-х — на пике популярности шоу (в том числе и в Японии). Руководитель проекта Такаси Тедзука (Takashi Tezuka) хотел сделать новую часть серии похожей на творение американского режиссёра, поэтому в ней тоже обязательно должен был быть маленький городок, а все второстепенные персонажи нужно было изобразить подозрительными личностями в духе обитателей Твин Пикса.
Особое внимание в сериале уделялось совам. Не обошли их и создатели Link’s Awakening — по ходу игры Линк частенько встречает мудрого филина, который даёт подсказки, что делать дальше. Потом эта птица ещё не раз появится в серии и сыграет всё ту же роль советчика.

Обычно события The Legend of Zelda разворачиваются в королевстве Хайрул, но Link’s Awakening отошла от этой традиции — вся история происходит на острове Кохолинт. Нет в игре ни принцессы Зельды, ни злобного Ганона, стремящегося захватить Трифорс, а приключение в конечном итоге оказывается лишь сновидением Линка. Так что объединяют игру и сериал не только загадочные второстепенные герои, но и особая роль сна и его логики.

По ту сторону Жизни и Смерти

Внимание к подсознательному всегда подчёркивалось и в серии Silent Hill. Да и вообще, если речь заходит о маленьком городке, в котором хозяйничают тёмные силы, как тут не вспомнить Тихий Холм? На игры про это забытое добрыми богами место сильно повлиял не отдельно взятый сериал, а всё сюрреалистическое творчество Дэвида Линча (там даже есть улица, названная в его честь). К примеру, в «Синем бархате» был момент, в котором главный герой прячется в шкафу и становится свидетелем изнасилования. В Silent Hill 2 Джеймс попадает в аналогичную ситуацию, наблюдая за Пирамидоголовым в обществе манекенов.

Как и многие вышеперечисленные шедевры, Silent Hill заимствует идеи из «Твин Пикса» на уровне концепций. Однако Тихий Холм, в отличие от придуманного Линчем городка, — место почти пустое, и сложно назвать его уютным. Его немногочисленные обитатели и гости — люди весьма странные, и в лучших традициях сериала история каждого из них содержит тёмную тайну.

Затронута в играх серии и тема двойничества. В Silent Hill 3 главная героиня Хизер встречает свою злую копию, сражение с которой, конечно же, оказывается неизбежным. Мэри и Мария из Silent Hill 2 отчасти похожи на Лору Палмер и её двоюродную сестру Мэдди Фергюсон. Лора, как и Мэри, умерла до начала основных событий, и вся история строится вокруг поисков правды о случившемся. Но даже если отбросить мистику, сходств с творчеством Линча хватает. Мэдди и Лора очень разные по характеру девушки: одна — весёлая и общительная, другая — стеснительная тихоня. То же самое можно сказать о Марии и Мэри.
Вкладывали ли какой-то сакральный смысл разработчики из Team Silent в красные шторы над Валтиэлем — вопрос спорный. Эксперты видят в них отсылку на портьеры из Чёрного Вигвама, хотя, возможно, этот пример из разряда синих занавесок и тоски по родине.

Добавляет сходства между произведениями и тот факт, что композитор игр Акира Ямаока (Akira Yamaoka) писал свои саундтреки под впечатлением от творчества Анджело Бадаламенти.

Даже спустя 25 лет «Твин Пикс» продолжает быть культовым явлением и источником вдохновения для разработчиков. Кто-то так воодушевлялся идеями Линча и Фроста, что писал целые истории на их основе, кто-то просто добавлял в игру тематические «пасхалки».

Игры, для авторов которых телесериал послужил музой, продолжают выходить и сейчас. Например, недавняя Thimbleweed Park в свойственной юмористическим квестам манере проходится по наследию мистических ТВ-шоу 90-х. Совершенно другой подход у студии Day for Night Games, образованной выходцами из Irrational Games, — её The Black Glove должна была стать ещё одной вариацией на тему Чёрного Вигвама, но проект, увы, не смог собрать необходимую сумму на Kickstarter, и его разработка была отложена на неопределённый срок. Но можно даже не сомневаться, что и без него нам будет хватать игр, вдохновлённых «Твин Пиксом».

Другие новости

Комментарии

Очень многое. Так же, лучше пересмотреть «Огонь иди за мной» с вырезанными сценами. Это важно для 3-го сезона. Сам Линч говорил, что 3-тий сезон привязан к «Огонь иди за мной».
Кто бы что не говорил, ради последней серии… вы обязаны посмотреть сериал. Это великолепно. Линч пришел и все решил.
Нет. Актеры, которые «переигрывают» создают ощущение сна. Нереальности происходящего. Как ни странно таких людей я встречала и в жизни. Они как будто ненастоящие, а плод воображения какого-то левого человека. Посмотрите предыдущие работы Линча и вы многое поймете в его творчестве (или нет), но поймете алгоритм, манеру постановки или авторский почерк.
Что касается отсылок к «Твин Пиксу», хочу упомянуть The Secret World. Помимо фраз, вроде «Совы не то, чем кажутся» и «Огонь, иди за мной», там есть квест, где нужно найти вход в обиталище духов предков (который появляется только, если принять сделанную индейским старейшиной смесь) и помочь им отбиться от злых духов, которые тоже духи предков, но не дошедшие до этого обиталища и заражённые злом. ИМХО тут явные параллели с Белым и Чёрным вигвамами.
Возможно, дело в том, когда вышел сериал. Может, для своего времени это было откровение, не знаю. А может он просто не для вас? Отлично все выглядит в старых сезонах. Наверное я конченный фанат и поэтому буду как угодно защищать сериал. Я чувствую сериал иначе. Для меня он уже как отдельная Вселенная, которая реально существует. Меня «пригласили к любви». Полюбить всем сердцем город и персонажей. Я не могу рассказать все о сериале, потому как весь этот материал накопленный с книг и продолжения в виде полнометражного фильма физически не могу изложить. Плюс… мнения других людей, которые видят в этом что-то свое. Поэтому легче задавать определенные вопросы. Но я полюбила этот сериал из-за того, что в нем прекрасно раскрыты отношения людей, обычная жизнь переплетается с мистической стороной. Черное/белое, конечно же доппельгангеры (двойники). И интересная мысль, что даже прекрасная вещь, самая чистая и девственная имеет и темную, зловещую сторону бытия, о которой мы и не догадываемся, котором подвластно всё и все. И не только сериал раскрывает ответы на философские вопросы жизни нашей.
По поводу героев, которые не имеют глубины, вы сильно ошибаетесь. Очень сильно.Расписывать почему вы не правы я не буду.Очень много букв выйдет. Если вам не зашел сериал, то и читать мое унылое мнение вы запаритесь.Точно одно: значит вы не смотрели внимательно сериал. Конечно есть расхождения логические во втором сезоне, но, я на них не обращаю внимание. Много чего объяснил полнометражный фильм.
Все комментарии