Разработчики из Ubisoft Blue Byte, известные ещё по The Settlers, берут постоянством. С чисто немецкой настойчивостью они выдают стратегии с разными цифрами в названии, но похожие в основе. Уютный мир-архипелаг, постоянно растущие требования поселенцев и необходимость расширять ради них торговую сеть, налаживая связи и закладывая новые фактории на отдалённых островах. Начинаем в дырявых портках и с рыбой на глиняном блюде, а заканчиваем в шелках и золоте, когда позволено купить всех и всё. Иными словами, опробовав любую игру сериала, в остальных вы будете чувствовать себя как в своей тарелке. Только на этот раз тарелка оказалась летающей, и уносит она далеко — аккурат на Луну.
Количество стройплощадок на берегу ограничено. Не спешите занимать их насосами — в этом регионе без приливной ГЭС придётся туго.
Нужно больше минералов!
В отличие от Anno 2070, новая игра Blue Byte смещает акцент с политических партий на корпорации. Предыдущая часть сериала изобиловала мрачными тонами: мир пережил апокалипсис, из-за таяния полярных льдов от суши осталась лишь гряда островков на поверхности океана, а забота об экологии превратилась для человечества в самоцель. Однако к XXIII веку истерия вокруг загрязнения среды сбавила обороты: климатические установки в Арктике укротили стихию, поэтому промышленность в умеренных широтах вольна чадить и добывать ископаемые на всю катушку. Именно в таком месте, дающем полную свободу действий, мы и начинаем игру. Здесь Anno 2205 мало отличается от классики 1998-го года, только вместо колонистов на берег острова сходят рабочие, жующие не овощи с грядки, а лапшу из фастфуда.
Раз уж наша корпорация молода и ей только предстоит тягаться с воротилами бизнеса, то запросы первых поселенцев просты — разметив улицы и жилые кварталы, достаточно подать на них питание от ветряной электростанции, воткнуть в паре мест пункты общепита, логистики и завод стройматериалов, а затем пустить в город воду от насоса на берегу. Но население никогда не довольствуется малым: едва набив желудки, люди затребуют Интернета, а затем, эволюционировав из рабочих в операторов, захотят безопасности, здравоохранения и свежевыжатых соков. Топ-менеджерам, верхушке городского населения, вообще не прожить без вина, стейков и медицинских имплантатов. Мало того что рост запросов создаёт новые производства и подстёгивает расширение города, так ещё и понуждает к экспансии. Да и ввести в эксплуатацию космопорт усилиями одной колонии никак не получится. Мы ведь на Луну собрались?
Как и в предыдущих частях сериала, ресурсы здесь распределены по разным географическим зонам. Но если в Anno 1404 всё умещалось в одной локации и шёлк с пряностями находились в пределах досягаемости флота, то теперь ради дефицитного сырья надо с нуля осваивать отдельный биом — Арктику. Без полярников жители тёплых краёв не получат высоких технологий, включая компьютеры или те же имплантаты, а без витаминов из стартовой локации застопорится развитие снежного филиала. Без посылок с севера забуксует и космическая программа. Только быт в заполярье здорово отличается от городского: жилища жмутся к источникам тепла вроде заводов или газовых электростанций, за выхлопами фабрик и рудников следят Хранители Арктики — аналог экологов из Anno 2070, а население состоит всего из двух слоёв — защитников и учёных. Это живо напоминает разделение на условно-западные и условно-восточные колонии в Anno 1404, вплоть до разного геймплея.
Наконец, накопив достаточно ресурсов и доведя до ума порт, можно просверлить космическим лифтом стратосферу и с пересадкой на станции «Станислав Лем» отправить первых поселенцев к безжизненному спутнику Земли. Хотя освоение Луны — главная интрига Anno 2205, сразу рвануть туда не получится — сперва надо потратить несколько часов на развитие, пробиться из грязи в князи и откормить свою корпорацию до такого уровня, чтобы поддержка столь удалённой колонии стала по плечу и, что ещё важнее, по карману. Ведь здесь всё, от бараков до солнечных батарей, стоит втридорога. К тому же придётся прикрывать постройки силовыми щитами, ведь метеориты способны разнести в щепки любое здание.
А на Луне как на Луне: титан и воздух, лекарства в цене…
Все три региона: умеренный, арктический и лунный — не варятся в собственном соку, пусть для перехода между ними на глобальной карте и надо терпеть подгрузки. Кроме обмена полезными товарами они связаны общей ресурсной пуповиной. Можно превратить базу среди вечной мерзлоты в рай на Земле, стабильно приносящий прибыль и гаджеты, но стоит просчитаться в развитии лунной колонии, как замедлится рост всей корпорации.
С островами (в случае с Луной — с кратерами) внутри отдельных зон то же самое: они напоминают систему сообщающихся сосудов. Можно, перенося здания с места на место, вообще разделить клочки суши по профилю: на одном сплошь жилые кварталы, на другом — промышленность, а на третьем сосредоточить энергетику; от перемены мест слагаемых сумма не изменится. Более того, разработчики свели ручной контроль к минимуму. Достаточно восполнять дефицит тех или иных товаров или сырья и сдабривать логистику новыми грузовиками, чтобы архипелаг работал, будто отлаженный механизм. Благодаря этому ваши владения в Anno 2205 ощущаются как единое целое и действительно сравнимы с корпорацией, где для остановки всего предприятия достаточно финансовой дыры в любом из филиалов. А деньги в игре терять не резон: после высадки на Луну они могут понадобиться для скупки земель конкурентов, и тут счёт идёт на миллионы.
Перерыв на войну
Военный флот в Anno 2205 существует не для красоты, но пользоваться им придётся вдали от частных регионов, да и враги здесь своеобразные. Если раньше погоду портили индейские шаманы или ведьмы, то теперь этим занимаются террористы из Орбитального Дозора. Они намерены освободить Луну от земного влияния, для чего с завидным постоянством шлют флот в «горячие точки» планеты, избегая, впрочем, атак на города корпораций. То конвой судов перехватят, то заблокируют климатические установки — словом, нехорошие люди. Для борьбы с ними и пригождается флот. Поначалу он состоит из четырёх кораблей, но с ростом в уровне увеличивается до восьми. Сами антитеррористические задания не могут похвастать разнообразием и служат для отдыха от менеджмента колоний.
Рейды в зоны конфликта напоминают RTS, у которой отняли девять десятых здравого смысла: обводим суда рамкой и направляем их на врага, не забывая вовремя жать кнопки ремонта, подрыва мин или вызова поддержки. Важно, что такие операции приносят ресурсы, щедро разбросанные по акватории, и они останутся у вас, даже если ретироваться, не докончив дела. Будь то графен или бочонки с нефтепродуктами — всё пригождается в улучшении предприятий или постройке зданий на Луне. Ради этой-то наживы и стоит делать перерывы на войну. То есть за какие-то 10 — 15 минут можно насобирать средства на удвоение выработки доброго десятка рудников — чем не выгода?
Выборы здесь отличаются от реальных: кандидаты не преследуют личную выгоду, а дают полезные бонусы.
Anno 2205 даёт разжиться и в собственных регионах, куда никогда не суются вражеские суда. Сопроводить заблудшего торговца до края карты, отыскать во льдах полярников или отреставрировать гидроэлектростанцию над водопадом — за что ни возьмись, от каждого второстепенного задания можно получить весомую прибыль. Например, за восстановление той же плотины дадут половину идущей от неё энергии, что придётся кстати в ситуации, когда уже некуда ставить ветряки. Мало этих вознаграждений? Участвуйте в большой политике — голосуйте за глав корпораций на местных выборах, чтобы лоббировать свои интересы. На самом деле, здесь сложно потерпеть фиаско — и в этом главная проблема.
Невыносимая лёгкость бытия
Разработчики здорово упростили стратегию. Никаких мудрёных цепочек производства — кто строил копию Кёльнского собора в кампании Anno 1404, тот поймёт. Торговля сводится к самым простым действиям на глобальной карте, где товарооборот корректируется на ходу. В регионах же вообще без возни: профицит и дефицит выводятся в один график, на котором сразу видно, что продать, чего не хватает и что построить, чтобы хватало. Логистика функционирует на автомате, за редким сырьём необязательно слать караваны — заказ с соседского склада отгрузится в мгновение ока. Да что там, выставив галочку, можно избавить себя от повышения специалистов вручную. Так что время от времени возникает чувство, что игрок здесь вообще не нужен.
Кривая доходов пробила дно и легла там поспать? Не беда — соседи скинутся и предложат помощь. При этом в ваши регионы они проникнут только затем, чтобы выдать задание, а на вторжение флота Орбитального Дозора можете даже не рассчитывать. Такие тепличные условия, когда вволю копаешься в укрытом от внешних угроз и конкуренции мирке, нетипичны для сериала. Неудивительно, что старые фанаты Anno опешили от предложенных разработчиками упрощений. Однако намёк Ubisoft очевиден — новая стратегия привлечёт самую широкую аудиторию, а не одних «староверов», тоскующих по стратегиям в 2D. Поэтому если вы до сих пор не познакомились с продукцией Blue Byte, то нет лучшего варианта сделать это, чем Anno 2205. Порог вхождения здесь такой, что споткнётся разве что слепой.
В Арктике тоже можно жить, пусть из пищи поначалу доступны лишь рыбные консервы.
Несмотря на столь широкий замах, стратегия вовсе не угождает всем подряд. Перед нами не монстр, сшитый из идей конкурентов на потеху публике. Серия по-прежнему хранит индивидуальный почерк разработчиков, заметный во всём, от основ геймплея и квадратно-гнездовой застройки городов до идеально выверенного темпа. То есть, если вам хочется ускорить или замедлить процесс, это значит, что вы что-то делаете не так — либо, потеряв всякий интерес к происходящему, зеваете перед экраном, либо бежите впереди паровоза. Но войдя в ритм игры, вы увязнете в ней надолго и так основательно, что совет прерваться на пару часов придётся весьма кстати.
Плюсы: самая красивая игра сериала; в геймплей вникаешь сразу; можно строить космический лифт и шахтёрские селения на Луне; тяжело оторваться. Минусы: красота требует жертв — «апгрейд» компьютера не повредит; перекос от экономики в сторону градостроительства; на фоне Cities: Skylines квадратно-гнездовая планировка колоний кажется прошлым веком.
Я начал играть с части 2070, по сравнению с ней, эта часть в некоторых моментах проще, чего-то не хватает, что-то новое не очень привычно, но в челом играть интересно. Да цепочки производства стали короче и экономики стало меньше. Полностью обеспечивать потребности работников можно и самостоятельно, придется правда постараться, но торговля теряет много смысла. Но несмотря на все минусы, игра невероятно красивая и затягивающая. Боюсь, я снова потрачу с полтысячи часов в ней строя домишки и пытаясь выправить баланс в плюс!!!)))
Мне из стимовских возгласов особенно понравилось про логистику ресурсов между островами, нет разумеется было бы лучше если б была опция с логистикой играть или без неё, однако мне лично этим мазахизмом заниматься не нравилось, более того я не думаю что в реальности управляющий городом должен лично заниматься выяснением того сколько на этот месяц в соседний город нужно поставить тонн фруктового сока, впрочем многим из того чем мы занимаемся в anno реальный управляющий то же заниматься не будет, ибо многое из этого скинуто на других людей, однако мне этим в игре заниматься куда интереснее, нежели логистикой, так что я почти всем доволен…
… жаль только что войнушку на отдельные миссии перенесли.
Надеюсь, скоро все вернутся на Землю. И Anno, и Цивка, и Нолан с Рипли Скоттом… Хотя последние вольны путешествовать, где захотят. )