Life is Strange: Обзор

Дмитрий Кунгуров 2015-10-31 08:02:17 42
Два года назад дерзкие новички из Dontnod выпустили Remember Me. Их первая игра чуть не обанкротила студию, но французы реорганизовались, нашли, что у них получается лучше всего, и прыгнули в новый жанр, предложив миру Life is Strange — интерактивную драму в стиле Telltale. Сейчас, когда подошёл к концу весь сезон, об игре можно спорить часами, но как минимум одну вещь доказать ей удалось: эпизодические адвенчуры можно делать совершенно непохожими на The Walking Dead.
Рецензию и так раздуло до неприличного объёма, поэтому о саундтреке напишу здесь: он отличный.

Эффект оленя

Обычная американская девушка-подросток Макс Колфилд мечтает стать великим фотографом, а поэтому приезжает учиться в престижную академию Блэквелл, в место, где выросла. Её мучают типичные для шестнадцатилетних проблемы (на самом деле героям по восемнадцать, но планку сдвинули только ради того, чтобы говорить о сексе и материться): самоопределение, поиск цели в жизни, установление контакта с окружающими. Главная героиня в первом эпизоде не знает, как правильно отвечать задирам на агрессию, не уверена, как общаться с мальчиками, и сомневается, стоит ли жаловаться взрослым на свои проблемы.

Макс так и осталась бы забитой тихоней, если бы не бабочка, влетевшая в окно школьного туалета. Погнавшись за эффектным снимком, героиня случайно оказалась свидетельницей того, как неуравновешенный богатенький сыночек «мочит в сортире» девушку. Увидев шокирующую сцену, Макс открывает в себе способность отматывать время назад. Со спасения синеволосой девицы и начинается история.

История эта очень камерная (в ней всего десяток персонажей) и максимально реалистичная, даже приземлённая. Аналогии с «Твин Пикс» весьма уместны: мы тоже весь сезон пытаемся раскрыть всего лишь одно убийство.

Элемент мистики сведён к минимуму — с первого эпизода до последнего регулярно напоминают, что силы Макс дал какой-то призрачный олень, но это скорее формальное оправдание. Временные парадоксы здесь не более чем инструмент для того, чтобы рассказать историю в том виде, в каком она нужна авторам.

Чтобы отмотать время назад, Макс достаточно вытянуть руку. При этом сама она окажется на месте, а всё вокруг сместится в прошлое. Можно ударить негодяя по морде и отмотать время назад — ваши костяшки всё ещё разбиты, но он сидит и ни о чём не подозревает.

На этом строятся игровая механика и большинство головоломок. Нужно сначала узнать важный нюанс в диалоге, потом отмотать время назад и как-то сыграть этой информацией, начав разговор заново. Нужно использовать перемещение во времени, чтобы забираться в недоступные области. Хотя не стоит ждать полноценных квестовых загадок — игровой процесс заключается скорее в необходимости принимать решения и умении вести разговоры.
Мва-ха-ха, вы бы знали, сколько спойлеров в этом кадре!

Это главное отличие от адвенчур Telltale, и оно делает игру комфортнее: приняв любое важное (или не очень) решение, вы можете посмотреть, к чему оно привело в ближайшем будущем, и передумать. Видны оба варианта развития событий, и бороться приходится только с долгосрочными последствиями. Выбор реализован очень правильно — между плохим и плохим. Например, если рассказать директору про то, что в туалете сынок местного богача размахивал «пушкой» и чуть кого-то не убил, то директор скажет, что вы всё врёте, а богатый ученик — очень уважаемый ученик. С другой стороны, если это скрыть, то директор снова обвинит вас во лжи и будет жаловаться родителям.

Конечно, тут встаёт главный вопрос: выбор-то на самом деле есть или как обычно? К несчастью, чтобы ответить на этот вопрос, нужно развести полемику объёмом в половину рецензии.

Синдром поиска убийцы Лоры Палмер

Life is Strange — это сериал совсем не того уровня, что делает Telltale Games. Не лучше и не хуже — просто в совершенно ином жанре, более серьёзном и претенциозном. От самой фамилии главной героини, которая отсылает к «Над пропастью во ржи», игра напичкана миллионом мелочей и шуток, которые делают её гораздо более живой и требовательной к пользователю. Периодически проскальзывают ссылки на кино, музыку, цитаты из книг и элементы современной поп-культуры. Здесь очень много хипстерского; авторы сами это признают и сами над этим шутят.

Но вот в чём беда: перед нами хипстерская игра про школьницу со школьными проблемами. И даже если я сейчас скажу, что это один из лучших сценариев в видеоиграх вообще, то со мной имеют полное право не согласиться все, кому не интересно смотреть на проблемы шестнадцатилетних. И они будут по-своему правы. Как и любое взрослое, хорошее, качественное произведение, Life is Strange не пытается угодить всем и ни в коем случае не может всем понравиться. Выбранная тема ведётся здесь от начала и до конца.
Игра мягко меняет цветовую гамму ближе к концу: мрачноватые оттенки говорят, что это кадр из пятого, а не из первого эпизода.

Если после выхода первого эпизода я надеялся, что темп игры ускорится, то к третьему понял, что тягучий, неторопливый ритм — это самоцель: примерно половину каждой серии главные героини вообще никак не двигают сюжет, а предаются размышлениям, ненужной болтовне и обсуждению волнующих их вопросов. Для сравнения — Tales from the Borderlands вообще не отвлекается ни на что кроме драйва и угара. И если геймер придёт в LiS с таким же настроем, то справедливо назовёт игру скучнейшей в мире.

Сама идея перемотки времени является чисто кинговским приёмом. Он использует некую условность (вроде нависшего над городом купола) для того, чтобы показывать персонажей и вытягивать их сущность наружу. Так и умение Макс двигать время является символом не случайного, а осознанного, продуманного выбора в каждой ситуации. Начиная «серой мышкой», она проходит полное «путешествие героя» (прямо по Кэмпбеллу (Joseph Campbell)) и становится циничным взрослым. И это у меня не поиск «глубокого смысла» — это текст, который разработчики прямо вкладывают в уста одного из персонажей.

При этом игроку не даётся право полноценного отыгрыша роли. Главная героиня — это персонаж с характером, а вы лишь помогаете ей в принятии некоторых решений, склоняя в одну или другую сторону. Поэтому точки выбора часто кажутся очень фиксированными.

История, конечно, линейна. Вы непременно столкнётесь с шокирующим поворотом в конкретном эпизоде, обязательно попадёте в те или иные обстоятельства и вне зависимости от любых решений в концовке единственный выбор определит финальный ролик.

Но вариативность, несмотря на это, есть. Учитываются совсем микроскопические нюансы. Если забыть поливать цветок, то он умрёт, и Макс отметит это в диалоге. Если в окно влетит птица, то скоро можно будет найти в доме гнездо. Масштаб принятого решения почти всегда пропорционален эффекту.
Берёзки символизируют, что Макс вернулась на родину (на самом деле не символизируют).

Разговаривая со второстепенными персонажами, вы вершите их судьбы, но это не будет показано явно: сюжетные линии закрываются не в одном финальном ролике, а на протяжении двух последних эпизодов, и обнаружить последствия своих решений иногда даже сложнее, чем эти решения принять. Все второстепенные герои, с которыми можно даже не разговаривать при беглом прохождении, плотно связаны друг с другом, и, случайно подтолкнув милого толстячка прийти на дискотеку, вы можете увидеть, как он пристаёт к классной девочке, а она, в свою очередь, согласится, если вы флиртовали с парнем, который нравится ей самой.

С героями, у которых более серьёзная роль в истории, всё сложнее: у сюжетного диалога есть хороший и плохой исходы, но по дороге к ним в репликах собеседника всплывёт миллион ваших действий. Фактически дойти до одного и того же «хорошего» результата можно двумя совершенно разными логическими цепочками.

Если бы это работало абсолютно всегда, то игра предоставила бы прекрасную вариативность. Увы, это не так, и достаточно часто возможности оказываются упущенными. Как минимум один эпизод полностью переворачивает игровой мир и все последующие диалоги, но иногда даже решение, помеченное как суперважное, оказывается просто пшиком и ни на что в итоге не повлияет.

Есть претензии и к сюжетной линии в целом. На мой взгляд, главная интрига всей истории настолько глупа и бездарна, что только поэтому и оказывается неочевидной. Да и насчёт финального выбора форумы просто разрывает: половина игроков справедливо кричит, что это и не выбор вовсе, а использовать сей художественный приём пошло и нечестно.

Ну и, раз уж на то пошло, можно пнуть ещё и игровой процесс, который иногда так тянет время и размазывает историю, что это даже погружением в атмосферу не оправдаешь. Во втором эпизоде приходится добрые тридцать минут искать на свалке пустые бутылки, и пускай в финале авторы отлично отшутились по этому поводу, но «стеклотару» из программного кода уже не выкинешь.
Заранее отвечу на комментарии: да, лесбийская сюжетная линия вашими усилиями может появиться.

Я понимаю каждого, кому не нравится эта игра. Всё-таки геймер привык к взрывам и динамике, а Life is Strange сделана скорее по-книжному. Кому-то главная героиня кажется глупой, а сценарий — плохим. Кто-то вообще до сих пор считает, что это всё безгеймплейное «кинцо» для плебеев. И будем честны — LiS в принципе есть за что ругать.

Но с другой стороны, это первая на моей памяти рецензия, в которой мне действительно пришлось уделить огромное внимание контексту и подтексту. В которой пришлось разжевать авторскую позицию и объяснить, почему игрок может не понять отдельные элементы после прохождения. Наконец, мне очень импонирует, что у Life is Strange хватает смелости не нравиться, не быть «универсальной жвачкой». Поэтому я считаю, что это знаковая игра, которая отлично демонстрирует взросление индустрии. Ведь если у разработчиков сегодня есть право выбирать собственную целевую аудиторию, то это говорит о многом.

Плюсы: отличный сценарий; внимание к мелочам; ощутимые последствия выбора.
Минусы: часто выбор фиктивен; некоторые эпизоды уступают по динамике остальным; спорные концовка и главный сюжетный поворот.

Другие новости

Комментарии

Это можно назвать чем угодно, только не игрой. Интерактивное кино, да. Какого хрена эта и подобная получившая в последднее популярность батва, да еще разделенная на десятки эпизодов, делает на игровом сайте.
сделайте, плиз, обзор на Санту Барбару и на Рабыню Изауру
Скоро игры станут еще более сложными и изощренными. Для игры потребуется целых три интерактивных действия- нажать кнопку включения компьютера, форматирование диска, чтобы уничтожить эту хрень, выключение компьютера.
Давайте, минусуйте, посмотрим сколько вас соплежуев.
Dreamfall: The Longest Journey 2006. Вот как нужно делать игры подобного плана и передавать сюжет
Все комментарии