Serpent in the Staglands кажется упреком тем, кто думает, что сегодня хардкорные компьютерные RPG — это Pillars of Eternity. Нет, хардкор — это когда вы сами, ручками, записываете все поручения в журнал, а первые же гоблины рвут в клочья партию из пяти героев.
Впрочем, для тех, кто еще в прошлом веке играл в первую Baldur's Gate или в Darklands, Serpent in the Staglands — это, конечно, рай. Собственно, двумя вышеперечисленными играми (а также кучей настольных RPG) авторы и вдохновлялись.
Авторы — это два человека, муж и жена, работающие под вывеской Whalenought Studios. Вдвоем, собрав на Kickstarter чуть менее 30 тысяч долларов, они сделали игру, которая заставляет вспомнить времена, когда трава была зеленее, мы — моложе, а компьютерные RPG — глубже и сложнее. Одних Serpent in the Staglands отпугивает своей «пиксельной» графикой родом из 90-х и интерфейсом, в котором не разобраться без бутылки и руководства. Другие радостно потирают руки, предчувствуя свободу и обилие возможностей.
Персонажи тут не умеют бегать.
В мире животных
Возможностей и правда много — от подробного процесса генерации персонажа, где нужно отвечать на вопросы с подвохом и выбирать между особенностями разных рас, до наличия специальной книги, куда нужно лично вписывать разные магические команды (предварительно выучив префиксы), чтобы влиять на врагов и окружающую среду.
Расы отличаются своей культурой, внешностью и даже особенностями социальной организации. Есть, например, прирожденные охотники, живущие при матриархате, есть анархисты-мистики. А бледнолицые представители Varuchov привыкли существовать и торговать под землей, поэтому некоторые из них лучше сражаются, когда находятся именно в подземельях. У каждой расы в наличии уникальные черты, дающие тот или иной бонус на старте, — при генерации персонажа нужно выбрать одну из них.
Ролевая система позволяет создать, условно говоря, воина, лучника и мага, но при этом не только охватывает многочисленные боевые навыки и заклинания, но и дает массу интересных социальных возможностей. «Прокачанный» Nobility открывает вашему персонажу двери в благородные дома, умение Philosophy позволит общаться с полубогами и получать больше информации от ученых, а познания в лингвистике научат вашего героя понимать язык представителей необычных рас и даже животных. Поэтому, когда вас попросят избавиться от какого-нибудь хищника, есть вариант не убивать того, а провести со зверюгой воспитательную беседу и уладить дело миром!
Впрочем, любой маг в Serpent in the Staglands и сам может превратиться в какое-нибудь животное — например, в кошку и пролезть в труднопроходимое место. Ну и вообще здесь полно разных секретов, ловушек, закрытых до поры до времени дверей и зарытых сокровищ. Поэтому нужно постоянно таскать с собой лопату и веревку и развивать навыки, позволяющие умыкнуть у ближнего своего заветный ключик.
Бог среди нас
Как и Darklands, Serpent in the Staglands смешивает исторические реалии и политические интриги с гоблинами, магией, болтливыми богами и прочей мистикой. Действие разворачивается в Трансильвании в Средние века, но сюжетная завязка совсем не историческая: мы выступаем в качестве одного из местных богов, случайно застрявшего на грешной земле. Чтобы вернуться на небеса, он принимает облик обычного смертного, набирает союзников (каждый со своими диалогами и прочими особенностями) и отправляется путешествовать под видом обычного торговца.
В некоторых ситуациях нужно выбрать, кто из вашей группы будет участвовать в диалоге.
Впереди его ждут политические интриги, торговые войны и важные решения, влияющие на концовку, но поначалу приходится банально выживать. А это сделать непросто, когда даже мелкие гоблины и волки доставляют кучу проблем, здоровье не регенерируется, живительные зелья стоят немало, а кошелек у вас пустеет быстрее, чем бегает Усэйн Болт (Usain Bolt). Чтобы восстановить силы и зализать раны, нужно разбить лагерь — но для этого необходимы припасы. Есть еще таверны, но ночевать можно далеко не во всех из них. В общем, сушите сухари…
Сражения — это классический «рилтайм» с паузой, во время которого игра постоянно бросает виртуальный кубик, просчитывает и сравнивает разные показатели. В отличие от той же Pillars of Eternity, здесь нет перезаряжаемых боевых умений — ставка делается на различные пассивные навыки, и вы должны грамотно определить, какие из них и с какой экипировкой будут работать в конкретной ситуации. Зато у магов есть масса необычных заклинаний — одно из них, например, буквально раскаляет оружие в руках врага, вынуждая бросить его.
Иди туда, не знаю куда
Впрочем, в Serpent in the Staglands тяжело не только выживать и сражаться, но даже ориентироваться в окружающем пространстве. Куда идти, что делать, — поначалу не очень понятно. Нет четко прописанных заданий в журнале, нет пометок на карте и спасительных восклицательных или вопросительных знаков над головами квестовых персонажей. Только туманные указания, письма и карты в инвентаре, которые нужно внимательно изучить, чтобы понять, чего от нас хотят.
Вся глобальная карта — в вашем распоряжении, но опять же — без предварительно нанесенных на нее городов и прочих важных локаций. Вы просто идете на все четыре стороны, перемещаетесь в любом направлении, гадая, на что наткнетесь в следующий раз — на новое поселение, замок, руины или на засаду.
О предназначении того или иного заклинания можно узнать только из «мануала».
Serpent in the Staglands — идеальная лакмусовая бумажка, позволяющая отделить настоящих любителей компьютерных RPG от тех, кто больше любит графику, режиссуру и зрелище. Некрасивая, неудобная, сложная и ершистая, она на самом деле таит в себе массу возможностей и приключений — вопрос в том, готовы ли вы разбираться во всем этом.
Плюсы: продуманная и многогранная ролевая система; огромный мир, полный разнообразных возможностей и приключений; практически полная свобода действий; непростые тактические сражения. Минусы: устаревшая графика; неудобные интерфейс и управление; нет полноценного журнала.