Когда Сергей Григорович «торжественно» объявил о том, что S.T.A.L.K.E.R. 2 не будет, миллионы геймеров со всего СНГ побежали за валерьянкой. Несмотря на все объективные недостатки, нужно признать: первая часть была игрой выдающейся. Она обладала удивительным современно-славянским колоритом, а к выходу последнего дополнения даже начала работать так, как должна была с самого начала.
Разработчики из GSC не пали духом, реорганизовались и создали Vostok Games. Их новый проект — Survarium — выглядит угрожающе. «Восточноевропейский F2P-шутер» почти никогда не бывает положительной характеристикой. Так получается ли что-нибудь хорошее у киевлян, открывших проект для широкой аудитории уже на стадии «беты»?
Кое-какое оружие за «реал» купить все-таки можно. Но авторы божатся, что «скилл» все равно важнее.
Славянский базар
Все начинается с личной страницы пользователя. На фоне грязной комнаты одиноко стоит аватар игрока, явно пьющий мужчина ненастраиваемой наружности. Никакой «кастомизации» пока нет: только три варианта оружия в инвентаре, возможность примкнуть к одной из двух доступных поначалу группировок и жадно исследовать закрытые полки магазинов.
Вступление в группировки (это не кланы и не стороны конфликта) нужно по двум причинам. Во-первых, становятся доступны задания на ближайшие раунды — «убей X человек», «собери Y предметов». Сложность таких квестов со временем растет, каждый раз увеличивая значения X и Y. Растет и награда за выполнение: у игрока повышается некая репутация, позволяющая покупать эксклюзивные предметы. Одна сторона предлагает более «агрессивные» товары, другая делает ставку на исследование и поддержку.
Кроме того, за любые успешные действия в игре начисляются деньги и очки опыта. Деньги нужны для покупки лучшего снаряжения, а опыт позволяет улучшать характеристики персонажа. Пока они отражены только безликими столбиками ненужных «плюс полтора процента к урону», но в ближайшем обновлении появится полноценная ролевая система.
С деньгами тоже ничего необычного. Как и подразумевает free-to-play, есть два типа наличности: внутриигровое серебро и кровно заработанное золото. «Задонатить» можно ускоренное получение опыта и уникальный дизайн персонажа, в то время как все, что действительно влияет на геймплей, приобретается за игровую валюту. Ассортимент товаров при этом достаточно обширен, и всегда можно подобрать комбинацию брони-оружия на свой вкус.
«Какой, говоришь, у тебя уровень защиты?»
Можно делать ставку на максимально тяжелое обмундирование и дальнобойные «пушки», а кто-то предпочитает тратиться на защитные костюмы, чтобы бродить среди аномалий у противника под носом. Кроме того, с некоторых пор оружие можно улучшать, давая ему уникальные свойства: повышенный урон, быстрое прицеливание и перезарядку. Все это позволяет здорово настроить персонажа под собственный стиль игры.
Наконец, в последнем обновлении появилась возможность объединяться в кланы: на создание собственной команды нужно определенное количество серебра, после чего организацию предстоит постоянно «прокачивать», играя в ее составе. Появится возможность принимать больше игроков и устраивать клановые бои.
Стрелять нельзя собирать
У Vostok Games грандиозные планы на дальнейшее развитие проекта. Когда-нибудь в будущем здесь появится кооперативная сюжетная кампания. Еще позже — открытый, подобный MMORPG (или уже актуальнее говорить «подобный Destiny») мультиплеер с полусотней человек на гигантской локации, квестами и бог знает чем еще. Разработчики неохотно и очень общо распространяются об этих вещах. Когда все это будет внедрено — неизвестно, так что пока Survarium — это всего лишь мультиплеерный PvP-шутер с полутора режимами.
В игре несколько симметричных карт: исследовательские станции, глухие деревушки и заброшенные здания в лучших традициях S.T.A.L.K.E.R. В техническом плане все это совершенно невыразительно: движок придирается к системным ресурсам, но выдает графику многолетней давности. Другое дело, что это искупается прекрасным артом: разрушенные церквушки и поросшие мхом школы иногда умудряются завораживать. Но только издали.
Формат карт разный. Одни очень узкие, другие просторны и простреливаются чуть ли не насквозь. Всегда есть удобные точки для «кемперства», всегда находятся тесные углы для яростных перестрелок. Но задача на любом этапе стандартна — найти батареи, принести их на базу и охранять от жадного оппонента. Единственная вариация — валяться батареи могут где угодно либо на строго отведенных для этого «зарядных позициях». В ближайшее время список режимов пополнит обычный командный Deathmatch.
Помимо обычных локаций есть и нестандартные: здесь, например, стрельба слышна постоянно. Но сверху или снизу?
По сути, это все, что на сегодняшний день предлагает Survarium, и вопрос остается только один: интересно ли играть? Нормально. Не больше и не меньше. Это очень хардкорный шутер, который пытается быть максимально реалистичным. Патроны, например, регулярно кончаются и вынуждают возвращаться на базу за пополнением. Убивают здесь быстро и беспощадно. Без брони — даже от попадания в пятку. С броней, правда, не лучше: «матчмейкинг» всегда подбирает подходящих противников, и если вы накопили достаточно денег на моднейший экзоскелет, то кто-то наверняка потратил ту же сумму на ружье.
Пока что хромает баланс. Винтовки точны и после десятка часов практики позволяют вообще не выпускать людей с «респауна». Кроме того, не слишком полезны артефакты — самый оригинальный элемент в игре.
На уровне всегда есть аномалия — зона с повышенной радиацией и всяческими ловушками. В ней периодически рождаются артефакты, дающие серьезные бонусы. Нужно купить защиту и, зевая, подолгу блуждать на опасном участке, подставляясь под прицел бегающих вокруг пользователей. Это не слишком похоже на серьезную альтернативу шутеру, учитывая, что ценные предметы появляются катастрофически редко и не всегда стоят потраченного времени.
В большинстве своем артефакты — это аналог гранат с разными эффектами: одни замедляют время вокруг игрока (и блокируют тем самым пули), другие создают газовое облако или отключают электрические приборы в радиусе. Стоит ли напрягаться ради них — спорный вопрос.
В остальном никаких откровений: винтовки, пистолеты, пулеметы, пистолеты-пулеметы. Инвентарь, забитый энергетиками для ускорения, капканами, гранатами и аптечками, по большому счету, бесполезен, игра не оправдывает траты времени на «тактику». Метко стрелять проще и эффективнее.
Тема экологической катастрофы раскрыта… никак. Но все еще впереди.
Чтобы лучше понимать степень готовности игры, необходимо уточнение: возможность ударить противника прикладом появилась вот недавно. Работы предстоит так много, что неясно, доживет ли игра вообще до релиза, или ее постигнет бесконечный Early Access. Представитель компании, с которым я разговаривал на «ИгроМире», даже чуть смутился после вопроса о том, когда Survarium выйдет. Уже вышла, что еще нужно?
Учитывая далекое от совершенства техническое состояние и откровенно перенасыщенный рынок F2P, есть серьезный риск, что через два года игра окажется нужна только фанатам S.T.A.L.K.E.R. Но нельзя не признать, что Vostok Games работает над весьма амбициозным проектом, а делать один шутер по пять лет им не привыкать.
По мне так стандартный мультиплеер Сталкера лучше, чем на данный момент полностью онлайновый Сурвариум. Может в будущем они отполируют игру, добавят всевозможных режимов, карт и пр. и пр., но сейчас там всё уныло. Особенно не понравилась серо-бурая масса, происходящая на экране — порой игроки сливаются с окружением и их вообще не видно.
Я вот что думаю. Если к закрытию компании у них уже был прилично проработан S.T.A.L.K.E.R. 2, и они уже принялись за сюжет, то почему бы им не выпустить второго сталкера в качестве мода к оригиналу? Или их жаба задушит, что денег не получат?