После провального во всех отношениях шутера Colonial Marines игровое ответвление «Чужих» срочно нуждалось в реабилитации. Потенциальный хит получился пустышкой, пусть и для успеха у него имелось все, что нужно, — популярный жанр в не менее популярном сеттинге, армия фанатов, готовая раскошелиться… Но в итоге о «Колониальных морпехах» если и вспомнят, то лишь как об игре, где рекламные ролики до сих пор (несмотря на без малого пять лет разработки, тонны заплаток и пачку DLC после релиза) выглядят заметно лучше конечного продукта.
Видимо, подразделение SEGA, отвечавшее за «Чужих», уже заранее догадывалось о том, что затянувшаяся разработка ACM не сулит ничего хорошего, и решило загодя дать зеленый свет смежному проекту. До конца прошлого года о новой игре было известно сравнительно мало: да, Alien (тут самые внимательные сразу заметили отсутствие окончания множественного числа), нет, морпехов не будет. Интриги добавлял и тот факт, что единственным разработчиком являлась The Creative Assembly, доселе ничем, кроме стратегий, не занимавшаяся.
Что в итоге получится, не было ясно до самого последнего момента: никто не забыл историю с Colonial Marines, поэтому ко всем обещаниям и демонстрациям народ относился с прохладцей, хотя сулили нам много интересного. Как выяснилось, новая игра создается в несколько нетипичном для франшизы жанре survival horror, а главным приоритетом называли воссоздание атмосферы именно первого фильма серии.
Вроде бы мелочи, но именно подобное внимание к деталям обеспечивает полное погружение в игру.
Яблоко от яблони…
Для пущего сходства с культовым ужастиком Ридли Скотта (Ridley Scott) главной героиней сделали дочь Эллен Рипли, Аманду. Личность во вселенной совершенно нераскрытая — кроме небольшого эпизода с фотографией (на которой, кстати, запечатлена мать Сигурни Уивер (Sigourney Weaver)) из фильма Кэмерона (James Cameron) и того факта, что Аманда в возрасте 66 лет умерла от рака за четыре года до событий второй части серии, о ней ничего не было известно.
Как выяснилось, Рипли-младшая спустя 15 лет после исчезновения Эллен работает техником в космическом доке и до сих пор не оставляет надежды найти мать. Жизнь идет своим чередом, пока в один прекрасный день к ней не наведывается представитель Weyland-Yutani Corporation Кристофер Самуэльс с деловым предложением — принять участие в операции по возвращению бортового самописца того самого «Ностромо», о судьбе которого (а заодно о судьбе матери Аманды) до сих пор ничего не известно. Сам «черный ящик» находится на космической станции «Севастополь», принадлежащей конкурирующей корпорации — Seegson, поэтому в составе команды, кроме Аманды, капитана корабля и Кристофера, присутствует еще и юрист. А вот зачем Weyland-Yutani нужна Рипли — непонятно, ведь Компания никогда не славилась излишним альтруизмом, да и остальной состав экспедиции следовало бы пересмотреть на случай непредвиденных обстоятельств.
Обстоятельства, да еще какие, не заставили себя ждать — по прибытии оказывается, что «Севастополь» не выходит на связь, сама станция выглядит полуразрушенной, а стыковка невозможна. Авария во время попытки проникнуть на борт станции через открытый космос приводит к тому, что Аманда все-таки попадает на «Севастополь», но остается одна, совершенно не понимая, что происходит вокруг и где остальные члены команды.
Характером Рипли пошла в маму — долго сидеть на одном месте не стала и решила самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Задачка, как оказалось, не из простых — станция вот-вот развалится, половина систем не работает, а местное население почему-то совсем не любит чужаков. К тому же на «Севастополе» завелся некий Убийца (хм, кто бы это мог быть?), несущий смерть всем, кого повстречает на своем пути. Судя по всему, именно проделки нежданного гостя и стали причиной хаоса.
Главная цель теперь — выжить, по возможности стараясь разобраться в произошедшем. Знала бы Аманда, что похожее уравнение с теми же самыми неизвестными пришлось решать ее матери 15 лет назад…
Под столом, конечно, уютнее, но любопытство пока пересиливает страх. Лишь бы он не обернулся…
Одна против всех
Именно это слово — «выжить» — точно отражает действия игрока на протяжении всего прохождения. По отношению к главной героине враждебны все и всё — люди, потерявшие разум из-за постоянного страха; вышедшие из-под контроля андроиды; критическое состояние станции; и, конечно же, виновник торжества в хитиновом панцире.
Если с андроидами и персоналом «Севастополя» можно справиться с помощью оружия (Рипли хоть и хрупкая девушка, но пользоваться им умеет), то с Чужим такой номер не пройдет. Убить его нельзя, убежать, если он вас обнаружил, — практически невозможно. Единственным способом выжить остается игра в прятки с этой хитрой тварью. Шкафы и тумбочки — теперь наши лучшие друзья, а вид точки сохранения, стилизованной под телефонный терминал, успокаивает почище валидола.
У Isolation великолепно получается передать атмосферу постоянного напряжения. Игра света и тени, звуки непонятного происхождения — постепенно входишь в состояние непрекращающейся тревоги, нервы начинают шалить не на шутку. После первой встречи с Чужим все еще «веселее». Пусть ты знаешь, чего боишься, тем не менее встречаться с источником своих страхов совсем не хочется. Неуязвимый охотник все время находится где-то рядом, сохраняться можно лишь в определенных местах (зачастую таких мест по одному-два на весь уровень), поэтому приходится обдумывать каждое свое действие. Постоянная проверка датчика движения, паника и судорожные поиски укрытия при любом загадочном звуке, внимательный осмотр очередного подозрительного закоулка (а таких на «Севастополе» хватает)… Слабакам тут не место — как минимум до получения огнемета, с помощью которого можно ненадолго отогнать Чужого в вентиляцию. Тут страх пропадает совсем — но, когда топливо кончается (как всегда, в самый неподходящий момент), игра в кошки-мышки начинается по новой.
Само собой, вышесказанное справедливо не для всех — тем, кто обладает железными нервами и не боится таких глупостей, как нарисованный на экране монстр, подобные рассказы, возможно, покажутся смешными. Но людям впечатлительным и не большим любителям жанра (как, например, автор статьи) играть порой становится просто физически тяжело — настолько вживаешься в образ.
Взломов различных терминалов и систем в AI хватает. Особенно увлекательно подбирать очередной код, когда где-то сзади слышны чьи-то гулкие шаги по палубе.
Теплый, ламповый «сай-фай»
Не последнюю роль в создании атмосферы играет дизайн. Сказать, что он великолепен, — ничего не сказать. Low-fi Sci-fi прямиком из 70-х — ЭЛТ-мониторы, огромные пульты с кучей клавиш и лампочек, намеренно примитивное и громоздкое с современной точки зрения электронное оборудование и компьютеры. Все как в фильме Ридли Скотта, вышедшем 35 лет назад. Дизайнеры продумали все — начиная от одежды героев и устройства станции, заканчивая обложками журналов и стилизацией видеозаписей под VHS-качество.
А эти звуки? Писк датчика движения, шипение открывающихся дверей между отсеками, давящая тишина открытого космоса… Да одно получасовое DLC, дающее возможность почувствовать себя в роли Эллен Рипли из оригинального фильма, на голову выше неисчислимого количества поделок по мотивам той или иной кинокартины.
Дизайн прекрасен не только тем, что копирует стиль «Чужого». Это не просто декорации в выверенном стиле: игра света и тени, пар из поврежденных труб, даже расположение мелких предметов вроде чашек на столе — порой все выглядит будто режиссерская задумка. Некоторые совершенно случайные ракурсы и сочетания звуков нагнетают атмосферу не хуже различных событий, происходящих по велению скрипта, которых здесь тоже хватает.
Perfect organism
Ксеноморф, напротив, выглядит на редкость реалистично, отчего еще больше пугает. Он нетороплив, но лишь когда находится в поисках жертвы. Стоит ему заметить человека (на андроидов Чужой не обращает внимания) — стремительный бросок, пара смертельных ударов и молниеносное отступление. Не поленитесь понаблюдать за тем, как ксеноморф атакует кого-нибудь из выживших работников станции, — благодаря великолепной работе аниматоров его движения по-кошачьему грациозны.
«В космосе никто не услышит твой крик…» Домочадцы особо впечатлительных игроков могут с этим поспорить.
А вот интеллект инопланетного монстра совершенно не впечатляет. Иногда Чужой ведет себя не хуже своего киношного собрата — мгновенно вычисляет местонахождение цели по малейшему звуку, без движения сидит в засаде или не реагирует на «обманки» вроде броска горящего файера в тупик. Шуметь сверх меры крайне не рекомендуется: он может услышать даже топот при беге, не говоря уж о стрельбе или взрывах. Само собой, этим тоже можно пользоваться в своих целях, отвлекая внимание мерзкой твари броском светошумовой гранаты. Самый смак — поднять шум при встрече с враждебно настроенными людьми и, дождавшись, когда на вечеринку заглянет главный гость, спрятаться, а то и вовсе побежать напрямик к цели. Некоторое время ксеноморфу будет не до нашей персоны — пока не стихнут крики, вы в безопасности.
Но как выясняется при более близком знакомстве, со зрением у Чужого имеются определенные проблемы (или, скорее, проблемы несколько иного рода присутствуют у программистов The Creative Assembly). Порой он не замечает Рипли прямо в упор, может пройти мимо, буквально задевая ее своим хвостом, а иногда совсем не против того, что Аманда прячется в шкаф у него на глазах, громко хлопая дверью.
Нелогично выглядит и то, что Чужой все время находится рядом с главной героиней. «Севастополь» огромен, но ксеноморф почему-то предпочитает путешествиям по остальным отсекам нашу компанию. Понятно, что в противном случае существовал бы нешуточный шанс пройти всю игру, так и не встретив причину всех бед, но хоть какое-то объяснение такой любви Чужого к нашей персоне можно было придумать?
Все-таки та великолепная атмосфера пугающей безысходности и постоянного напряжения — никак не заслуга программистов ИИ. Чужой оказался не столь умен, как его нахваливали разработчики, и это, пожалуй, единственное, что может испортить удовольствие от прохождения.
И все-таки Чужой чем-то прекрасен, особенно в этой игре. Можно понять восхищение андроида Эша этим «идеальным организмом».
Тем не менее реабилитацию можно считать состоявшейся. Соглашаясь на столь нетипичный для франшизы жанр и отдавая разработку в руки студии, специализирующейся исключительно на стратегиях, SEGA изрядно рисковала. Но все удалось: благодаря в первую очередь превосходной работе дизайнеров и постановщиков мы получили отличную игру — сложную, пугающую, созданную по канонам оригинальной вселенной, с любовью и вниманием к деталям. Одна из лучших игр о Чужом и настоящий подарок для каждого поклонника — избитая формулировка, но здесь тот случай, когда она как нельзя к месту.
Плюсы: превосходный дизайн в стиле оригинального фильма и скрупулезная проработка окружения; атмосфера безысходности и страха; напряженный, не дающий расслабиться геймплей; графика и звуковое сопровождение; оптимизация. Минусы: игра немного затянута; однообразные задания по починке всего и вся на станции; ксеноморф оказался не таким умным, как ожидалось.
Оценки на стопгейме в текстовых обзорах всегда как в видеообзорах. Даже если спорная оценка в видеообзоре, то она почти всегда такая же и в текстовом обзоре.
Ну кстати я бы сказал что по уровню страха игра проигрывает томуже Аутласту в пух и прах. В начале было жутковато. Особенно при первых встречах. Но в мед отсеке когда он меня раза 4 выковорил из шкафчика, хоть какая то жуть пропала окончательно. Игра очень атмосферна, но не страшна. И всеравно это 10/10.