Крупные корпорации не слишком жалуют творческие и самобытные проекты. Компания всегда заинтересована в получении максимальной прибыли при минимальной головной боли, а все «независимое» денег обычно не приносит. То ли дело ежегодные приключения ассасинов, понятные широкой аудитории.
Тем не менее чудеса случаются: в частности, на полях Ubisoft. Видимо, издатель понимает необходимость творческого отпуска для своих сотрудников, а потому иногда расщедривается на небольшие «каникулы». В этот раз они достались ветеранам блокбастеростроения Ubisoft Montreal, создавшим Splinter Cell и Far Cry 3. Провести это время они решили в средневековых европейских сказках.
Это колодец. Есть идеи, как он чисто технически мог выполнять свои функции?
Полон чудес этот сказочный лес
Юная принцесса по имени Аврора просыпается в сказочном лесу, населенном жутковатыми созданиями. Девочка быстро находит себе друга — голубую светящуюся капельку по имени Игникулус, которая помогает выяснить, что Луна, Солнце и звезды были похищены Черной Королевой. Ребенка нарекают спасительницей страны, вручают корону и одаривают крыльями.
Однако дитя ведет себя достаточно эгоистично, куда более важной задачей считая возвращение домой, к больному отцу. Так что направляется она именно туда, попутно помогая незнакомцам выпутаться из передряг и собирая компанию странноватых личностей, которые путешествуют вместе с ней.
Их путь пролегает через прекрасные земли. Игра состоит из тысячи оживших артов: здесь постоянно что-то шевелится, ползает и шуршит. Каждый кадр нарисован вручную, огромное внимание уделено деталям и маленьким штрихам. Благодаря изумительной музыке создается обволакивающая волшебная атмосфера.
Удивительно живой и разнообразный, мир бросает геймера то на аэростаты бродячего шапито, то в глубины дерева, то в подземную пещеру под колодцем. В каждом из мест преобладает собственное настроение — они могут пугать, веселить или жутко интриговать. Главное, что ни одна из локаций не пустует, и постоянно приходится сталкиваться с местным населением (дружелюбным и не очень).
Хотя авторы и обещали, что игра будет основана на сказках, они отказались от заезженных штампов вроде «Пряничного домика» или «Золушки». Истории, которые приключаются с принцессой, никогда не дублируют известные сюжеты, а только берут их как первоисточник. В одной деревне жители «случайно» превращаются в ворон, а в другой огромный тролль по ночам лакомится населением.
Приятно, что не каждое приключение заканчивается хорошо. Всегда есть легкие нотки оригинальной средневековой сказочной жестокости: периодически кто-то умирает, кто-то оказывается навсегда изгнан, а кто-то — предан и проклят. Благодаря этому сценарий игры — вообще-то достаточно скромный и непритязательный — становится интересен буквально каждым дополнительным квестом.
Особенно хороши оказались персонажи: Аврора, которую не слишком-то заботит спасение страны Лемурии; мыши-торговци, считающие себя серьезными бизнесменами; циркач — единственный во всем мире, кто умудряется не попадать в рифму. Все они, собравшись в отряд, постоянно болтают друг с другом, очень тонко шутят и активно реагируют на происходящее. Благодаря совершенно великолепному сценарию за этим хочется следить неотрывно.
Никогда не мешайте змеям принимать душ.
Бросай все — и вперед, приключение ждет!
Получив в самом начале крылья, Аврора может путешествовать по своему плоскому миру в любом направлении. Доступными становятся большущие многоэтажные пространства, похожие на лабиринт, — до желаемой точки можно пролететь под землей, вдоль земли, через кроны деревьев и совсем уж под облаками. Назвать это открытым миром сложно: сюжет ведет героиню по строго определенному пути сквозь все локации. Несколько скрытых развилок найти можно, но это не отменяет ощущения камерности и ограниченности. Некой нарочитой простоты.
Управлять во время приключений придется сразу двумя персонажами: юной принцессой (с клавиатуры) и Игникулусом (при помощи мышки). В меню крупными буквами написано, мол, играйте в кооперативе, отдайте мышку другу, но это не лучшая затея. Слишком неравноценны герои: камера постоянно следит за девочкой, которая полностью определяет путь, а все, что может дух, — нажимать на кнопки да открывать сундуки.
Замкнутые, но просторные локации очень приятно исследовать. Они похожи скорее на паутину тоннелей, в которых на каждом углу прячутся секреты. Это могут быть шкатулки с драгоценными камнями, лечебные зелья и второстепенные персонажи. А если особенно постараться, то можно найти нескольких необязательных «боссов».
Кроме того, периодически у героини просят помощи. Почти каждый, с кем придется контактировать, согласен продолжить путешествие вместе, но взамен нужно расквитаться с кое-какими его делами. Истории, укладывающиеся в тридцать строчек диалога, действительно неплохи. На всю игру наберется не больше десяти побочных квестов, но каждый из них уведет немного в сторону от основной тропинки — туда, где еще больше прекрасно нарисованного арта.
К тому же каждое подземелье населено уникальными видами противников, и отправиться посмотреть на них можно хотя бы из интереса. Драться нужно как в классических JRPG: если нос к носу столкнуться с моделькой врага, то включается «бой», где уже можно и проиграть, и умереть.
Людям с бородой всегда достается чуть больше похвалы.
Бери же меч на случай встреч
Битва протекает в реальном времени: герои атакуют друг друга через определенные промежутки. Но как только игроку нужно определиться с действием, мгновение замирает, и предоставляется шанс вдумчиво рассудить, что делать дальше. Давно изобретенная, хотя и специфичная система управления дает огромный простор для тактики: пауза не очень-то спасает, и многие решения приходится принимать очень быстро.
Со стороны игрока на поле боя присутствуют только два героя, но менять их прямо на ходу можно без всяких потерь. Разумеется, каждый в отряде отличается собственной специализацией: есть бойцы поддержки, отбрасывающие врагов назад во времени, есть лекари и просто «танки» с высокой защитой и уроном. Универсалов нет совсем, так что менять активных персонажей придется постоянно.
«Второй игрок» в роли капли тоже вмешивается в драку: он может светить на противников, замедляя их, а может лечить союзников. В итоге битвы превращаются в напряженную и очень динамичную дуэль: надо предугадать действия противника, предупредить их, замедлить первого, вылечить второго и продержаться, пока не сойдет паралич с третьего.
Особенно это начинает сказываться через несколько часов игры, когда враги тоже перестают валять дурака. Появляются те, кто бессовестно контратакует, убивает с одного удара и, главное, принадлежит к какой-нибудь из стихий. Огненного таракана придется бить исключительно водными заклинаниями, а если таковых в запасе нет, то на помощь приходят лежащие в инвентаре драгоценные камни и связанная с ними система «крафта».
Да, в игре огромное количество стеклянных побрякушек всех размеров и расцветок. Из маленьких камней можно собрать большие, из разноцветных — получить новые оттенки с новыми свойствами. Это позволяет тонко настраивать героя, так что на высоких уровнях сложности придется менять комплектацию постоянно. При включении опции Hard игра вообще становится невыносимой: даже рядовая стычка доставляет проблем больше, чем иной «босс», а схватки получаются тяжелыми и требующими усилий.
IT’S ALIVE!
Child of Light — чудесный прецедент, какие хочется видеть чаще. Это та игра, в которой чувствуется отсутствие коммерческой подоплеки и при этом высокий профессионализм команды-разработчика. В кои-то веки авторы не только талантливы, но и прекрасно разбираются в том, как правильно делать игры. Здесь просто нет очевидных недостатков, все хорошо и приятно.
На высший балл Child of Light не тянет, потому что в ней очень сильно чувствуется расслабленность. В хорошем смысле: она явно делалась трепетно, с огромным удовольствием, но совершенно не затем, чтобы стать блокбастером. Здесь нет инновационного геймплея, мощного сюжета или сотни поводов для перепрохождения. Ни одного «взрывного» элемента — это просто до миллиметра вылизанная, удачная буквально во всем игра.
Плюсы: отличный дизайн; продуманная боевая система; насыщенные и разнообразные локации; чудесные диалоги. Минусы: нехватка контента; ничего действительно оригинального в игре нет.
Octodad изумительна в своей бредовости (как наполнения, так и управления), Thief оценка завышена (сюжет явно проще, чем мог быть), Child of Light же игра непонятно для кого, визуально и сюжетно она детская, но в плане геймплея может напрячь даже опытных РПГшников.
Нет, не только блокбастеры. «Изумительно» может получить Fez за невероятный в своей масштабности лор, который напрочь скрыт от посторонних глаз. Может получить «Айзек» за то, что в нем скрывается почти сотня часов геймплея. «Изумительно» заслуживает Braid за уникальную и неповторимую механику и качество головоломок, до которого мало кто допрыгивает.
И во всех трех из них был не менее выдающийся визуальный стиль и атмосфера такая же густая, как в Child of Light.
В самой же Child of Light, при всей ее сказочности, ничего такого нет. Это во всех отношениях приятная штука, но не более. Нет игрового процесса, из-за которого хотелось бы перепроходить. Нет гениальной сверхцели, которая бы взорвала мозг. Нет сотни квестов, нет огромных локаций или динамического мира, чтобы приключение получилось большим и насыщенным. Есть только волшебная и приятная сказочка на два дня.
(К оценке Thief прошу не аппелировать, выставлял не я. Это уже в видеообзоре будете спрашивать).