Донельзя хардкорный симулятор выживания в условиях зомби-апокалипсиса (надеюсь, все поняли, о чем речь?) наглядно показал, что современная публика, несмотря на заверения о любви широких народных масс к казуальным развлечениям, не прочь попробовать и самого настоящего хардкора, да на полную катушку. Вряд ли Дин Холл (Dean Hall), собирая на коленке мод к любимой ArmA 2, рассчитывал на столь оглушительный успех. Тем не менее триумф DayZ — вот он: лучшая модификация года и даже нечто большее, чем просто игра.
Любопытно творение Рокета не только тем, что позволяет получить довольно интересный опыт выживания в мире, где каждый встречный может оказаться как лучшим другом, так и заклятым врагом, убивающим ради мимолетной наживы или даже для развлечения. DayZ породила целый тренд в индустрии, которому смело следуют инди-разработчики, желающие быстрого успеха. Если в игре есть зомби-апокалипсис, «крафтинг», выживание и возможность погибнуть от руки такого же «выживальщика» — будьте уверены, проект как минимум заметят. Правда, количество поделок на тему растет и растет, а вот достойные внимания вещи встречаются не столь часто, как хотелось бы. Тем не менее уже есть и довольно интересные разработки. Rust (от создателей Garry’s Mod, между прочим) — как раз из таких.
Настойчиво просим зомби поделиться «лутом». Получается не очень.
Встречают по одежке…
Начинается все на берегу моря, возле нескольких заброшенных строений и дороги, уходящей вдаль, к горам. Графика отнюдь не радует глаз (это все-таки Unity), всюду бегают полуголые лысые мужики, старательно колотящие друг друга и немногих зомбяков булыжниками, изредка слышны выстрелы и крики. У не подготовленных к столь странному старту может возникнуть ощущение, что Rust — не более чем кривое поделие за авторством Васи из десятого класса, непонятно отчего столь популярное.
На самом деле, подобный беспредел творится лишь в местах «спавна» новых игроков, которых без затей называют «бомжами». У новичка нет ничего, кроме факела, бинтов и массивного булыжника, с помощью которого предстоит выбиться в люди. Оружие пролетариата поможет получить первые ресурсы, им же можно забить неповоротливого кабанчика и отоварить позарившегося на честно заработанную добычу недруга.
Впрочем, быстро выясняется, что гораздо легче сразу после возрождения вести себя крайне агрессивно — нападать на каждого встречного, пробовать убить зомби, с которых падает неплохой «лут», нежели нудно долбить дерево или охотиться. Терять-то все равно нечего — до тех пор, пока не повезет разжиться в боях с такими же новичками каким-никаким имуществом и заиметь в хозяйстве хотя бы каменный топор. Отсюда и вакханалия на старте — но бояться ее не надо, Rust совсем не про это. Впрочем, вышесказанное справедливо только для серверов с высоким онлайном, на менее населенных все куда спокойнее.
После того как «стартовый капитал» накоплен, самое время незаметно покинуть столь негостеприимное место, найти себе укромный уголок и определиться с дальнейшими действиями.
Сделай сам
Тут-то и начинается самое интересное, то, благодаря чему Rust с, честно скажем, убогой графикой и нестабильным сетевым кодом имеет бешеную популярность, сравнимую с немного поднадоевшим (если речь идет о моде) или все еще довольно сырой (если говорить о standalone-версии) DayZ.
Несмотря на все старания Unity, здешние пейзажи выглядят, мягко говоря, не очень…
Для начала необходимо разжиться пропитанием и снаряжением. Если с первым особых трудностей не возникает (охотиться довольно легко), то со снаряжением на старте большие проблемы. Добыть его можно тремя основными путями: «крафтингом», кражей у других игроков и исследованием зараженных радиацией городов, где достаточно как ящиков с весьма вкусной начинкой, так и весьма опасных для новичка зомби.
Наконец, есть еще один способ обогатиться, только занятие это для очень терпеливых или очень везучих — охота за так называемым «дропом». Время от времени над картой пролетает самолет, сбрасывающий в случайном месте контейнеры с ценным грузом. Если повезет оказаться рядом с точкой сброса и успеть собрать все, что пригодится, пока не набежала толпа не столь расторопных игроков — считай, жизнь удалась.
Но, как правило, редко кому везет оказаться в нужное время в нужном месте и забрать себе подарок с неба. Новичку лучше заняться воровством или собирать собственными руками предметы первой необходимости, нежели ждать «манну небесную». Из дерева и камней можно соорудить элементарные орудия труда и примитивное оружие, построить убежище, а шкуры животных пойдут на одежду… Дальше — больше, но для высокоуровневого «крафтинга» необходимо изучать чертежи и иметь под рукой достаточное количество ресурсов.
Home, sweet home
Кстати, о доме: здесь без собственной лачуги — никуда. В отличие от почти всех подобных игр, после отсоединения от сервера персонаж не пропадает, а остается лежать на земле со всем снаряжением. Думаю, не стоит объяснять, к каким последствиям может привести несвоевременное отключение с полными карманами «лута». Чтобы сберечь свое имущество, необходимо строить дом. Какой он будет: небольшой сарайчик далеко в горах, тщательно скрытый от чужого взора, или целый форт, заметный издалека, но позволяющий самому заранее обнаруживать опасность, — решать вам.
Судя по размаху строительства и выбору стройматериалов, хозяева этого форта далеко не бедствуют.
Однако главная ценность в Rust — не персонаж, а его имущество и дом. Смерть, как правило, не особо пугает: да, теряется все снаряжение, что было на нас надето, придется возрождаться, но куда страшнее лишиться всего накопленного за многие часы, а то и дни, что спрятано на импровизированном складе. Обосновался на видном месте и решил, что достаточно деревянной калитки, — любой новичок «выпилит» дверь, убьет «спящего» персонажа и заберет все, что сможет унести. Насолишь мстительному игроку — тот выследит путь к месту обитания, дождется, когда обидчика не будет на сервере, и заберет все ценные вещи; вполне возможно, что ему будет не лень заблокировать обворованный дом так, что из него нельзя будет выбраться, — это выводит из себя почище любого грабежа. А еще у здешнего населения в почете такие замечательные развлечения, как клановые войны или стихийные набеги случайно скооперировавшихся игроков, выносящих все на своем пути.
Доверяй, но проверяй
Вообще, социализация, как и в DayZ, здесь имеет огромное значение. Нет, ничто не мешает выживать и в одиночку: можно при удаче накопить достаточно ресурсов, встать на ноги и объявить себя каким-нибудь лордом Пустоши. Только геймплей таких одиночек ожидает несколько… специфичный. Никто не прикроет спину, необходимо постоянно быть настороже, регулярно кочевать с места на место, перетаскивая все пожитки, — мало ли, вдруг местонахождение дома уже вычислили? Конечно, кому-то и такое нравится, но Rust — про взаимоотношения людей (в очередной раз вспомним творение Дина Холла), и ограничивать себя только соло-прохождением будет попросту глупо.
С друзьями (неважно, давними знакомыми или найденными непосредственно в игре) вдвойне веселее и отправляться в рейд за добычей, и строить собственную «неприступную» крепость (которую кто-нибудь обязательно разломает и обворует через пару дней), и мстить обидчикам. Еще занятнее «обратная» сторона взаимодействия с повстречавшимися на просторах Rust людьми. Напроситься в попутчики и убить в спину, едва узнав местонахождение дома, вступить в клан, а потом сдать его вражеской банде… С излишне вежливыми товарищами ухо стоит держать востро — после встречи с парочкой таких «кидал» пропадает желание доверять кому бы то ни было; лучше действовать согласно проверенному правилу «хочешь жить — стреляй первым».
Всего пару минут назад я имел при себе лишь топор, а все это богатство было спрятано в одном из домов. Что же, урок незадачливому хозяину, посчитавшему, что никто не попробует сломать дверь.
Наверное, именно этой атмосферой беззакония, отсутствием какого-либо снисхождения к новичкам Rust и приглянулся тем тысячам и тысячам поклонников, что вывели довольно сырую альфа-версию в топ продаж Steam.
Гадкий утенок
Даже со скидкой на «ранний доступ» движок Unity дает о себе знать: карта, пусть и достаточно большая, выглядит весьма непрезентабельно, моделям ощутимо не хватает полигонов, а текстурам — высоких разрешений, освещение тоже оставляет желать лучшего. Графика даже не плоха — она ужасна. Зато скромные потребности движка позволяют вполне терпимо чувствовать себя на сервере, где одновременно присутствуют до двух сотен игроков. Не обходится без «тормозов», особенно в местах массового скопления народа, но пока от этого никуда не деться.
Надеемся, авторы будут заниматься не только исправлением ошибок, но и приложат свои силы для развития как в количественном (больше предметов для «крафта», разнообразие снаряжения), так и в качественном (очень кстати пришлись бы здесь транспортные средства и терраформинг) плане. В последнюю очередь от Rust ждут улучшений картинки и тому подобных украшательств — для таких игр оно вовсе не главное.
Домик в дерев… то есть в горах. Надеюсь, никому не придет в голову искать добычу здесь, среди скал.
Если вам уже надоела DayZ и хочется чего-то новенького, но вы по-прежнему без ума от атмосферы постапокалипсиса, где каждый сам за себя, а выживает хитрейший, то Rust — именно то, что нужно. Даже на столь ранней стадии разработки игра определенно стоит того, чтобы с ней познакомиться поближе, а дальше… Как мы знаем, у Гарри Ньюмана (Garry Newman) с фантазией все в порядке, поэтому не исключено, что Bohemia Interactive вскоре предстоит всерьез задуматься о будущей конкуренции с «кривой поделкой на Unity».
Странно, но я готов был поставить свое кровно заработанное ничего на то, что все хвалебные дифирамбы Расту, будут «литься» непосредственно из уст самого Макса — великого и ужасного. Неужели главного Rustомана стопгейма наконец-то отпустило?!
Эта игра 1 ногой в могиле! Её не вспасёт ни бета ни полная весия!