Пробовали ли вы когда-нибудь дышать воздухом, состоящим из конфетти и цветных ленточек? Гулять по лесу, наполненному газетными деревьями? Смотреть бумажными глазами на бумажные облака, горы, белочек, оленей? Нырять в бумажную воду и разбрызгивать бумажные капли по бумажной траве? Нет? А нам удалось испытать все это благодаря предложенной превью-версии Tearaway, выходящей на российском рынке под названием «Сорванец».
Не пугайтесь, никто не ведет свинью на бойню.
Алиса в стране бумаг
Tearaway разрабатывается исключительно для PS Vita, и в кои-то веки платформенная эксклюзивность проекта обоснована. Можно по пальцам пересчитать игры, которые полностью задействуют функциональность портативной консоли. В большинстве случаев мы получали продукты высокого качества, с отличной для переносного устройства графикой и приятным геймплеем, однако последний не отличался особой оригинальностью, игнорируя уникальные особенности «Виты». Редкие поглаживания экрана в Assassin’s Creed: Liberation, снимающие какую-нибудь печать, неспособны изменить восприятие традиционных механик.
Ценность Tearaway как раз состоит в том, что она полностью задействует все возможности «Виты», создавая уникальный интерактивный опыт, в принципе не достижимый на других платформах. Сенсорный экран, активная задняя панель, камера, пространственная ориентация консоли — все эти фишки здесь не работают как случайные довески к «кнопочному» геймплею, а составляют его суть.
Активное использование всех особенностей Vita максимально сокращает дистанцию между игроком и его персонажем. Можно сказать, что в этом Tearaway соответствует духу современного искусства — четвертая стена сужается до толщины бумажного листа, а позиция зрителя смещается в сторону сцены, где происходит основное действо. Однако, в отличие от инди-игр, Tearaway не впадает в философские размышления, пытаясь доказать пользователю, что именно здесь и сейчас поиски глубинного смысла наконец-то должны увенчаться успехом. Вместо этого Media Molecule рассказывает нам гениальную в своей простоте историю, разворачивающуюся в красочном мире с минималистичным дизайном и существами, словно сошедшими со страниц произведений Льюиса Кэрролла.
Белки счастливы — бумажные орехи колоть не нужно.
Я-послание
Итак, представьте, что устройство, которое вы держите в руках, не консоль, а реальное окно в другой мир, спроектированный как колоссальных размеров оригами. Главных персонажей здесь два; один из них вы, созерцающий и вмешивающийся во все происходящее. Камера постоянно снимает ваше лицо и транслирует изображение в облачную высь каждого из уровней, образуя «дыру» между мирами. Жители бумажной вселенной обсуждают зависшее над ними существо, называя его «тем, кто вовне». Таким образом, сама концепция уровней способствует буквальному погружению в игру.
Вторым действующим лицом является Посланник. Он выступает нашим альтер-эго в классическом смысле — прыгает, бегает, взаимодействует с предметами. Цель нашего героя заключается в доставке некоего важного послания лично нам. Для этого ему нужно найти мощную пушку, способную подбросить его до окошка в реальный мир. Наша задача состоит в том, чтобы, используя возможности «Виты», врываться в виртуальное пространство игры и изменять его, обеспечивая таким образом беспрепятственное продвижение главного героя.
Сюжета как такового здесь нет, однако идея доставки послания и созерцание собственной физиономии создают своеобразную интригу: какую именно новость хочет поведать нам персонаж? Иногда начинаешь верить в то, что Посланник действительно может вылететь из экрана консоли! Несмотря на то что он не разговаривает и обделен какой-либо биографией, во время прохождения испытываешь настоящую эмоциональную привязанность к персонажу.
Пугало тоже счастливо. Просто счастливо.
Уроки ИЗО
Беспрецедентный уровень взаимодействия между игроком и героем достигается в Tearaway как раз благодаря использованию технологической начинки PS Vita. Мы уже сказали о камере, внедряющей в архитектуру уровня ваш лик; помимо этого, Посланник обладает фотоаппаратом, с помощью которого можно делать снимки чего угодно и сразу же отправлять свои работы в Сеть. Принцип создания произведений сильно смахивает на Instagram — в наличии десяток фильтров и несколько режимов съемки.
Камера выполняет и чисто геймплейные функции. Так, потерявшие цвет предметы жаждут попасть в объектив, чтобы вернуть краски. Вообще, мы не просто путешествуем по существующему миру, а преобразуем его. Бумажные жители и вещи будут постоянно просить нас изменить их дизайн посредством каких-нибудь бумажных обрезков, изображающих глаза, рот или геометрические фигуры. Пугало хочет стать самым страшным существом на планете, а одинокий олень мечтает обновить гардероб к зимнему сезону и помодничать перед друзьями? Делаем фото чего угодно в нашей реальности — и полученная фотография, как текстура, облепит животное!
Даже если вы не фанат редакторов персонажей и в большинстве игр принимаете в качестве рабочего образ героя, предложенный по умолчанию, в Tearaway вы с удовольствием дадите волю своему творческому потенциалу. Дело в том, что художественный редактор включает в себя огромный набор бумажных частей тела и различных фигур, которые разрешается приклеивать к любой зоне украшаемого объекта с помощью сенсорного экрана. Возможно бесконечное количество забавных комбинаций — например, ничто не мешает сделать свинью с зубами вампира, а главному герою вместо носа прилепить пятачок.
Иногда нас будут просить создать с нуля целые предметы — в этом случае приготовьтесь почувствовать себя мастером оригами, вырезающим из бумаги сложные формы. Даже если ничего не получится — не беда: в данном случае работает формула «чем хуже, тем смешнее». Король белок потерял свою корону и попросил сделать для него новую — какова же была его радость, когда на его голову водрузилась желтая кастрюля!
Иногда в игре проскальзывают элементы нуара.
Бумага все стерпит
Вся эта приятная творческая суета — значительный, но необязательный элемент геймплея. Большую часть времени мы проведем в перемещении Посланника по уровням и решении несложных пространственных головоломок. В целом никаких трудностей при прохождении возникнуть не должно. Забудьте о словах «хардкор» и «челлендж» — это из другой оперы. Tearaway предлагает легкую и безболезненную прогулку, однако скучать здесь просто некогда.
Как мы уже сказали, «тот, кто вовне», то есть сам игрок, воздействуя на предметы бумажного мира, создает условия для продвижения Посланника. Интерактивные зоны излучают особое свечение. Проведите пальцем по согнутому листу — и он тут же образует мост над пропастью. Главный герой встретил препятствие непреодолимой высоты? Бьем по задней стороне дисплея — и земля под ногами Посланника подбрасывает его в воздух.
Однако наибольший интерес представляют схватки с врагами. С некоторыми из них Посланник справляется сам, уворачиваясь от ударов, хватая квадратные тушки и кидая их о твердую поверхность. Однако с другими разрешают разобраться лично нам. Приложенный к задней панели «Виты» палец вырывается из земли в игровом мире. Воспринимается это так, словно виртуальный палец является продолжением реального! Водя им по «спине» консоли, можно изничтожать недругов, а также двигать разные предметы, чтобы выстроить проход для главного героя.
Все действие разворачивается во вселенной с оригинальным минималистичным стилем. С первого взгляда может показаться, что текстуры, покрывающие объекты, лишены тщательной прорисовки и в целом довольно скудны. Поле — это большой лист однотонной зеленой бумаги, небо — плоскость синего цвета. Но очень скоро, когда проникаешься «бумажной» концепцией проекта, начинаешь воспринимать графику как безусловное достоинство. Здорово подыгрывают схематично-примитивному духу проекта персонажи, говорящие на смешном языке в стиле миньонов из мультфильма «Гадкий я», а также запоминающаяся музыка, выполненная на манер легендарного саундтрека Neverhood.
Мы его слепили из того, что было.
Может сложиться мнение, что незамысловатый геймплей, мультяшная графика и всякие мини-игры в стиле уроков ИЗО подыскивают аудиторию Tearaway где-то в рядах молодых и веселых посетителей детских садов. Однако это не так. Творение Media Molecule способно увлечь и значительно более возрастную публику. Причина тому вполне понятна: экспериментальный подход к организации игрового процесса превращает небольшую консоль в практически живое существо, которое реагирует на каждое ваше прикосновение и вызывает тем самым детский восторг. Совсем не бумажный, между прочим.