Digital Extremes — крайне удивительная студия разработчиков. Она участвовала в создании многих хитовых и даже легендарных игр вроде Unreal, Unreal Tournament или первых двух частей BioShock. Но при этом канадцы выполняли там роль скорее помощников, привлеченных для портирования игры на какую-то платформу или для разработки мультиплеера. А вот что касается собственных проектов, то тут у Digital Extremes редко выходит что-то действительно сильное. Dark Sector, Pariah, WarPath — все эти экшены в лучшем случае заслуживали древнего журналистского штампа «крепкий середнячок».
Герой может и сам подбирать трофейные «стволы», и приказать напарнику взять инопланетное оружие.
В прошлом году, казалось, произошел долгожданный прорыв: мрачный мафиозный боевик The Darkness 2 от Digital Extremes собрал неплохую прессу. Однако наступил 2013-й, и канадцы вернулись на свой уровень: Warframe получает максимум «семерки», а новая Star Trek и вовсе оказалась сплошным разочарованием.
В последнем случае это особенно удивительно, потому что у разработчиков на руках было практически все, что нужно для успеха: культовая вселенная, два крайне харизматичных героя, а также проверенная временем формула предыдущих экшенов по «Звездному пути» — ее можно было творчески доработать с учетом всех последних трендов и достижений индустрии. Этим канадцы и занялись, но результат получился не слишком удачным.
Звездное наследие
Напомним, из чего были собраны тепло принятые публикой Star Trek: Voyager — Elite Force и Star Trek: Elite Force 2: эффектный киношный сюжет, отличная режиссура с обилием роликов и диалогов; масса информации по знаменитой вселенной; возможность исследовать легендарные космические корабли Федерации, крутить интрижки с красивыми девушками, спасать попавших в беду членов экипажа; сочетание экшена с пазлами; наличие напарников, которыми можно управлять в бою. Так вот, практически все это в новой Star Trek есть. И даже больше.
Сюжет, разворачивающийся аккурат между событиями двух последних фильмов Джей Джей Абрамса (J.J. Abrams), вроде и не потрясает чем-то особенным: здесь опять нужно сражаться с ранее неизвестной расой каких-то некрасивых негодяев, захвативших Очень Важный Предмет (без него невозможно построить новую планету вулканцев). Но известная сценаристка, лауреат премии BAFTA Марианна Кравчик (Marianne Krawczyk), в целом свое дело знает.
Происходящее на экране периодически мало отличается от того, что мы видим в фильмах Абрамса, где, по определению некоторых критиков, вселенная «Звездного пути» получила инъекцию «Трансформеров». То есть все горит, взрывается, падает на нас, ролики сменяют друг друга каждые две минуты, а игрок посреди всего этого светопреставления вынужден еще совершать какие-то осмысленные действия.
В ролевой системе есть семь направлений по три навыка в каждом из них. Но одновременно можно активировать лишь один из каждой ветки.
Главные герои, легендарные Кирк и Спок, при этом постоянно спорят, подкалывают друг друга. Потом в сценарии, как и положено, появляется симпатичная девушка, и вот уже она случайно падает на нашего Джеймса Тиберия, а мы понимающе улыбаемся в предвкушении любовной интрижки…
Старые рецепты
Игровой процесс тоже ставит на эффектность и разнообразие. Экшен, как и в предыдущих играх по Star Trek, позволяет играть с напарником — с той лишь разницей, что здесь Кирк и Спок являются равноценными персонажами. Тем не менее партнеру можно приказать атаковать какого-то конкретного врага, переместиться в выбранную точку. Хотя он и сам оказывает огневую поддержку в бою. При этом, в отличие от Star Trek: Elite Force 2, здесь напарник никогда не выстрелит в спину…
Есть и акробатика, когда мы прыгаем и ползаем по балкам и сломанным конструкциям, и пазлы. Попросить партнера взять энергетическую батарею и вставить в нужный разъем — далеко не единственная и не самая интересная местная «загадка». Так, в одной ситуации придется вести огонь по врагам и вовремя перемещаться между укрытиями (или самому точными выстрелами создавать их), чтобы избежать воздействия солнечной радиации.
В другой — с помощью специального девайса телепортировать напарника на особые площадки, которые могут располагаться хоть на потолке, хоть на стене. И вот когда Кирк и Спок одновременно ходят по потолку, перемещают друг друга, отстреливаются, уворачиваются от воздействия смертельного лазера и активируют какие-то антенны — авторам хочется аплодировать, даже несмотря на то, что нечто подобное уже было в Dead Space.
Кроме того, периодически возникают ситуации, когда мы можем отвлечься, чтобы прийти на помощь попавшим в беду членам экипажа того или иного корабля: для этого, например, нужно активировать противопожарную систему. На месте и обильная библиотека по миру самой игры и «Звездного пути» в целом, и возможность пройтись по легендарному «Энтерпрайзу», посмотреть на его интерьеры, посидеть в кресле на капитанском мостике, послушать смешной акцент Чехова.
Опыт здесь дают и за взлом. Но если активировать навык, позволяющий взламывать мгновенно, без мини-игры, то «экспы» вы не получите.
И новые добавки
Все это разработчики попытались осовременить, натаскав в Star Trek кучу идей и элементов из чужих игр, вышедших за последнее время. Во-первых, появился обязательный сегодня кооператив. То есть за Спока или Кирка может играть и ваш друг. Напарника нужно реанимировать, если его подстрелят, а чтобы помочь взобраться куда-то, необходимо подать руку. Не обошлось и без QTE: быстро нажимая указанную кнопку, игроки вместе могут открыть какую-то заблокированную дверь.
Во-вторых, сам экшен, как это модно сейчас, сочетает яростный натиск со стелсом. Периодически игра даже ставит дополнительные задачи — пройдите, дескать, уровень, не подняв тревоги. Есть и действительно интересные сражения с «боссами», напоминающие по своей динамике и сложности Gears of War.
В-третьих, Star Trek чем-то похожа на Mass Effect. Мы постоянно что-то взламываем (иногда даже прямо в бою) с помощью разных мини-игр. Во время перестрелок герои отсиживаются за укрытиями. К ME отсылают и возможность палить из бортовых орудий «Энтерпрайза», расстреливая вражеские торпеды и истребители, и некоторые моральные дилеммы. Успели спасти оказавшихся в огненной ловушке людей или прошли уровень, не убивая, а обездвиживая зараженных землян и вулканцев, — получите горстку очков опыта. А те потом можно вложить в «прокачку» Кирка и Спока: открыть, например, умение мгновенно взламывать нужный терминал, перемещаться, не поднимая шума, или взрывать оружие и гранаты прямо в руках врагов.
Наконец, здесь, как и в любом современном экшене, есть эффектные ситуации, когда нам нужно просто, допустим, лететь в открытом космосе, лавируя между всевозможными осколками. В общем, вспомните последние Dead Space, и вы поймете, о чем мы.
Ну какой же Star Trek без подобной сцены?
Тщательнее надо, тщательнее!
Казалось бы, «жить стало лучше, жить стало веселее». Но весь этот набор разнообразных геймплейных элементов, фич, старых и новых идей, к сожалению, не складывается в действительно удачный проект.
Проблема не в обильном копировании чужих идей — этим сейчас занимаются все. При грамотном геймдизайне построенная на этом фундаменте игра, имеющая к тому же в запасе такую проработанную вселенную и таких харизматичных героев, могла бы стать настоящим хитом.
Проблема в том, что все это элементарно не доведено до ума. Мини-игры постоянно повторяются, половина навыков в ролевой системе не нужна, управление ужасное, напарник частенько застревает в текстурах или упирается в стены, возможностей для взаимодействия в кооперативе не так много, как хотелось бы.
Сюжет, бодро стартуя, потом начинает откровенно буксовать, пререкания Кирка и Спока становятся все преснее и преснее, симпатичная вулканка почему-то приравнивается к голосу из наушников, вместо того чтобы сверкать улыбкой и бедрами рядом с героями. А главное, действительно интересных ситуаций раз, два и обчелся — они практически и ограничиваются теми примерами, о которых мы писали выше.
Поначалу игра выглядит очень эффектно, и на бедность графики совсем не обращаешь внимания.
В итоге вместо потенциального хита мы получили очередной пример того, чем заканчиваются благие начинания, сладко выглядящие на бумаге, когда игру делают не с любовью, тщательно вылизывая каждый ее винтик, а по принципу «давайте просто понадергаем отовсюду идей, пригласим известного сценариста и приправим все это лицами культовых персонажей!». Star Trek словно остановилась на полпути к успеху. Получить некоторое удовольствие от нее смогут, пожалуй, лишь преданные поклонники «Звездного пути». А вот всех остальных достаточно быстро победит скука.
Плюсы: попадаются интересные пазлы; богатая библиотека с информацией по вселенной и сюжету; местами забавные пререкания Кирка и Спока. Минусы: ужасное управление; слабый кооператив; чем дальше, тем больше в игре однообразия, самоповторов и тоски.