Новость о банкротстве и закрытии Telltale Games в 2018 году застала врасплох всех — и игроков, не представлявших, что дела настолько плохи, и сотрудников студии, которых без предупреждения выгнали на мороз. Всего лишь за шесть лет до этого вышел первый сезон The Walking Dead: A Telltale Games Series, собравший множество наград за лучшую игру года и изменивший жанр сюжетных приключений, но он же в итоге и погубил коллектив. И руководство, и корпорации, позволявшие студии работать с дорогими лицензиями вроде «Игры престолов» и «Бэтмена», ожидали повторения успеха — но это было невозможно. Игры штамповались без остановки, качество падало, разработчики уставали и уходили, ожидание эпизодов затягивалось на недели и даже месяцы, — всё шло наперекосяк.
Людей, которые работали над нашими любимыми играми Telltale (The Wolf Among Us, Tales from the Borderlands, первый сезон «Ходячих»), разбросало по студиям, причём многие из них ушли ещё до того, как этот корабль потонул. Одни сделали Firewatch и потом были поглощены Valve, другие выпустили удачную Star Trek: Resurgence, третьи, как утверждается, заняты вторым сезоном «Волка» в стенах «новой» Telltale, возродившейся под новым руководством. А часть выходцев (в том числе ведущие сценаристы) основала студию AdHoc, и изначально её целью было создание интерактивного проекта с живыми актёрами в духе «Брандашмыга» на Netflix. Коронавирус поставил крест на этих планах, и было принято решение заняться видеоигрой — ею стала Dispatch.
Когда знаешь всю эту предысторию, лучше понимаешь свои эмоции, возникающие во время прохождения Dispatch. С одной стороны, новинка действительно похожа на лучшие игры Telltale и качеством сценария, и некоторыми геймплейными «фишками» — по надписи в углу, сообщающей, что такой-то персонаж «запомнит это», я успел соскучиться. С другой — в сюжетных сценах проект похож на интерактивный фильм гораздо больше, чем «Ходячие» и всё остальное, поскольку свободного перемещения по локациям здесь нет. Игра представляет собой набор из множества заранее записанных роликов, и авторы очень умело это маскируют, создавая впечатление, будто видишь сцены на движке. В то же время и для геймплея нашлось место — и он лучше всего, что предлагала Telltale.
Центрального персонажа Dispatch зовут Роберт. Он — потомственный супергерой. Способностей у него нет, зато есть меха, которой пользовался ещё его дедушка, защищавший жителей Лос-Анджелеса от негодяев, взяв псевдоним Мехамен. Затем меха досталась по наследству отцу протагониста, который продолжил заниматься тем же, пока его жизнь не оборвалась из-за злодея по кличке Полог, и тогда роль Мехамена взял Роберт. Отправившись на поиски Полога, Роберт попадает в передрягу и теряет меху — ею больше невозможно пользоваться из-за многочисленных повреждений и исчезновения астрального пульсатора, который питал огромную железяку.
В общем, Мехамен как явление в очередной раз погиб, и пролежавший несколько месяцев в коме Роберт решает завязать с супергеройством. Но ненадолго — его приглашают в Супергеройскую диспетчерскую службу (СДС) управлять небольшим отрядом бывших преступников и хулиганов с уникальными способностями. В мире Dispatch жители города оформляют подписку, позволяющую вызывать на помощь супергероя — хоть для спасения кошки с дерева, хоть для борьбы с бандитами, терроризирующими район. Этими делами занимаются бывшие злодеи, которые хотят исправиться и стать ценной частью общества, а мы решаем, сидя в офисе перед компьютером, кого из них куда отправить.
История цепляет с первых минут, и во время прохождения вступительного эпизода (в котором мы даже в СДС ещё не попадаем) как будто переносишься в 2012 год, когда играл в The Walking Dead, влюбляясь в каждого персонажа и вслушиваясь в каждую реплику. Всего здесь аж восемь эпизодов, но все они короче, чем у Telltale, — на каждый тратишь примерно по часу. Трудно назвать хоть один эпизод филлерным или затянутым — создатели мастерски переключают фокус игрока с одного персонажа на другого, с одной проблемы на другую, поддерживая интерес и постепенно раскрывая героев, с которыми хочется познакомиться поближе.
В первую очередь всё, конечно, держится на Роберте — многогранном персонаже с богатой предысторией, с которой связаны его тревоги и сомнения. В СДС его приглашают не просто так, а пообещав взамен починить меху, но довольно быстро протагонист начинает сопереживать своим подопечным и становится для них настоящим ментором — пусть, возможно, некоторым из них он и отвешивал тумаки, ещё будучи Мехаменом. Актёр Аарон Пол (Aaron Paul) из сериала «Во все тяжкие» давно хотел влиться в игровую индустрию и дождался подходящей роли — он отлично передаёт голосом эмоции героя, находящегося на грани полного выгорания, но живого, часто саркастичного и способного испытывать разные чувства.
Остальные актёры справились не хуже — и профессионалы вроде Лоры Бэйли (Laura Bailey), здорово озвучившей Невидиву, и ютуберы, например MoistCr1TiKal, чей монотонный голос идеально подошёл Сонару, ходячей летучей мыши. Не всех персонажей успевают раскрыть за восемь эпизодов, но каждый из них по-своему важен для истории — либо становится участником небольших забавных сценок, либо играет роль в моментах, двигающих сюжет. А последних тут немало — и зрелищные экшен-сцены есть, и комедийные ситуации, и драма. Это классный сериал с симпатичными персонажами, хорошими взрослыми шутками и даже эротикой — Telltale очень редко себе такое позволяла.
Есть и нелинейность, но не стоит ждать разветвлённого сюжета. Пара решений очень заметно повлияет на историю и на персонажей, которые окружают Роберта, а от некоторых действий зависит концовка, но по большей части сообщения о запомнивших что-то персонажах не сильно меняют происходящее. Хотя всё равно приятно, когда, к примеру, в четвёртом эпизоде персонаж вспоминает о том, что ты сделал или сказал в первом. Или когда внешний вид какого-то героя слегка меняется по твоей вине и остаётся таким до конца игры.
Выбор ответов в диалогах — не единственный элемент геймплея. Первым делом стоит рассказать о QTE, настолько ненужных, что перед запуском первого эпизода игра предлагает их сразу отключить. И даже если оставить их включёнными, делать что-то придётся очень редко — в первом эпизоде от вас потребуется клацать в паре сцен мышкой (QTE с клавишами нет вообще), а потом сами разработчики забывают об этой механике аж до пятого эпизода. Считать ли это существенным минусом? Наверное, всё-таки нет — уверен, мало кому нравится, когда в «кинце» судьба персонажа зависит от того, успел ли ты дотянуться до клавиатуры посреди увлекательной сюжетной сцены.
Гораздо интереснее другой тип геймплея — когда Роберт садится за компьютер и управляет своими подопечными. На экране появляется карта города, а под ней расположены портреты нашей команды. Когда на карте возникает восклицательный знак, нужно нажать на него и прочесть описание заказа, а затем выбрать подходящих персонажей. У всех героев по-разному развиты пять параметров (бесстрашие, стойкость, интеллект, харизма и ловкость), и, к примеру, если задание просят выполнить быстро, заодно защитив цель, желательно отправить на него ловкого и стойкого персонажа. Или сразу двоих, троих или четверых, если это позволяют сделать. Но, поскольку задания не выполняются моментально, а работникам нужно отдохнуть после вылазки, вам просто может не хватить героев для следующих миссий — спустя несколько секунд они исчезают с карты.
Когда подопечные выбраны, они пытаются завершить работу в меру своих возможностей, после чего друг на друга накладываются два графика — один показывает, какие черты требовались на задании (об этом заранее не сообщают, ограничиваясь подсказками), а другой соответствует характеристикам персонажей. Чем больше пересечений, тем выше вероятность успеха. Заказ выполнен — персонаж зарабатывает очки опыта, которые можно вложить в прокачку выбранных характеристик. Заказ провален — герой получает ранение и его параметры временно ухудшаются, а при втором провале он вообще выйдет из строя до конца смены.
Ещё у каждого персонажа есть уникальные особенности — у одного меняются характеристики после каждой смены, другой лечит раненых союзников, третий быстрее передвигается по карте в одиночку и так далее. А ещё время от времени позволяют отправлять героев на тренировку, где они обучаются новым навыкам, которые делают их ещё эффективнее. В общем, диспетчерская работа оказывается очень продуманной и многослойной — не буду рассказывать все детали, но новые механики вводятся чуть ли не в каждом эпизоде.
Иногда и Роберту приходится вмешиваться, дистанционно взламывая охранные системы. Он проходит нечто вроде лабиринтов, вводя с помощью стрелочек коды, открывая новые пути и решая головоломки, порой даже немного заковыристые. Особенно в поздних эпизодах, когда увеличивается список препятствий — то антивирус пытается его перехватить, то поворачивать части лабиринта нужно. Это гораздо интереснее всего, что предлагали приключения Telltale, — работа диспетчера так увлекает, что на её основе можно чуть ли не отдельную игру сделать.
Огорчает лишь то, что ваши действия во время смен вообще не влияют на историю. В первых эпизодах получилось так, что чаще всего я отправлял на задания персонажей, которые потом по сюжету оказались самыми никчёмными. Да и всякие ранения и неудачи никакой роли не играли. Очевидно, создание множества сценариев было бы колоссальной работой для небольшого коллектива, и вместо этого AdHoc сделала всё наоборот — сюжет влияет на то, как проходят смены. Персонажи обсуждают последние события, кто-то в какой-то день отсутствует, кто-то добавляется в список работников, даже условия на карте не один раз меняются. Особенно здорово всё это реализовано в финальном эпизоде, который и геймплейно, и сюжетно получился одним из самых захватывающих.
Многое в Dispatch удалось: сюжет увлекателен, персонажи симпатичны, визуальный стиль чудесен (авторы называют его «западным аниме»), актёрский состав замечательный. Даже полноценный игровой процесс, по большому счёту необязательный для жанра, есть — хоть к нему и возникают претензии, в плане механик он очень хорош. В идеальном мире Telltale не бралась бы за всё подряд и не развалилась, а делала бы что-то такое — яркие приключения, в которых каждую сцену смотришь не отрываясь и с нетерпением ждёшь следующего эпизода, потому что не смог дождаться выхода всего сезона. Сотрудники AdHoc говорят, что не ожидали такого успеха и даже не думали о втором сезоне Dispatch. Хочется верить, что они лукавят и с этими героями мы видимся не в последний раз.
Плюсы: интригующий сюжет с очаровательными персонажами и без филлерных сцен и эпизодов; красивый визуальный стиль в духе качественных анимационных мультсериалов; отличный актёрский состав — и профессионалы, и новички здорово вжились в роли; развивающиеся геймплейные механики; решения влияют на повествование, пусть чаще всего и незначительно.
Минусы: результаты диспетчерских смен никак не меняют историю; режим с QTE даже не стоит пробовать.
Скрытый текст