METAL EDEN: Обзор драйвового арена-шутера

Кирилл Волошин 2025-09-14 10:00:01 1

Metal Eden уже успели сравнить с DOOM Eternal, Ghostrunner и Metroid. Безусловно, авторы вдохновлялись в том числе этими играми, но есть у них и собственные наработки. Ещё в 2017 году они выпустили киберпанк-экшн RUINER, который понравился и запомнился многим. И вот спустя аж восемь лет они вернулись с новой игрой в том же сеттинге. И это явный шаг вперёд — перед нами уже не нишевый шутер с видом сверху, а практически DOOM в киберпанке, которая некоторым понравилась больше, чем последняя работа id Software.

Девушка с глазами волчицы

Вообще, конечно, правильнее сравнивать Metal Eden с DOOM Eternal, а не с The Dark Ages. Ведь в игре от Reikon Games нет болезненной фиксации на ближнем бое, драконах и попытках сделать «Dark Souls с пушками». Это чистой воды арена-шутер. Да и история подаётся куда лаконичнее. Земля в далёком будущем стала непригодной для жизни, сознание людей оцифровали и поместили в так называемые сердечники, а затем отправили их на орбиту другой планеты, где построили город-сад Мёбиус. Однако авторы проекта, Инженеры, перессорились, да и без взбунтовавшегося ИИ не обошлось.

В общем, ничего путного не получилось — наоборот, случилась техногенная катастрофа. А разбираться с последствиями и спасать город-улей и его будущих жителей предстоит прекрасной девушке-андроиду Аске. Прекрасна она не только лицом, но и съёмно-разъёмным телом, в том числе потому, что оно позволяет ей лихо выкашивать толпы врагов, далеко и высоко прыгать, бегать по стенам и чуть ли не по небу. А если что-то пойдёт не так, то девушку соберут обратно и отрастят ей руки-ноги.

А вот её разум и сознание, кажется, поначалу пребывают в спящем или затуманенном состоянии — Аска явно находится под влиянием Нексуса, одного из Инженеров, который приказывает ей искать своих коллег и забирать у них «высшие сердечники», чтобы попасть в Мёбиус и спасти жителей. Девушка берёт под козырёк и пулей вылетает на очередную миссию. Естественно, мы практически сразу понимаем, кто окажется главным злодеем, чем всё это закончится и примерно в какой момент Аска начнёт сомневаться.

Казалось бы, это повод пожурить сценаристов. Тем более что сюжетная подача, повторю, довольно скудная — минимум кат-сцен (правда, они очень стильные), зато много монологов Нексуса, под которые мы молча несёмся на очередную миссию. С другими персонажами, с которыми контактирует Аска, девушка более разговорчива, но суть не меняется. Однако ругать сценаристов не хочется. Для сравнения могу привести в пример Otherskin. Там тоже солирует пара из девушки и ИИ, которые оказались на чужой планете. И вот они действительно тусклыми голосами ведут скучные и банальные диалоги о спасении Вселенной.

А в Metal Eden собеседники героини пытаются хотя бы философствовать, шутить, провоцировать и интриговать. Текст тоже может показаться спорным, но это в любом случае лучше, чем говорить банальности. И к тому же важна актёрская игра — то, как говорит Нексус, сразу выдаёт в нём скрытую угрозу, которая может исходить только от параноидального философа с манией величия, обиженного на весь мир.

И даже то, как молчит Аска, как она смотрит, когда её просят подтвердить статус, а из её левого глаза идёт кровь, — это скажет о персонаже и сюжете больше, чем иной дорогой ролик. При этом для меня главной интригой была не личность злодея, а ответ на вопрос, кто такая Аска, что скрывается в её прошлом и обрывках воспоминаний, которые мы периодически видим. И вот эта интрига сохранилась до самых титров.

Девушка в форме шара

То есть для меня это почти идеальный шутер, который вроде бы не про сюжет, а про геймплей, но даже сюжет подаётся так, что вплоть до финала с искренним интересом ждёшь ответов на некоторые вопросы. И они меня вполне устроили. Что уж говорить про игровой процесс. Это, повторю, заряженный стилем и драйвом арена-шутер, который не только запирает нас на аренах — периодически нам позволяют исследовать локации, где можно найти секретные комнаты, дополнительные жизни и особый ресурс (пыль) для прокачки оружия. Иногда для этого нужно залезть в самые тёмные уголки и найти какую-нибудь кнопку.

Кроме того, периодически Аска, совсем как Самус Аран из Metroid, может принимать форму шара. Вы, возможно, слышали, что сейчас ведётся разработка марсоходов и оптимальной многие признали именно модель в форме шара. Так вот, в Metal Eden она уже работает, и весьма эффективно. Обернувшись цельнометаллическим колобком, мы носимся по покрытой лавой или песком поверхности, периодически взбадриваем врагов ударами электричества и нацеливаем на них ракеты, а также заряжаем устройства, чтобы открыть двери на следующий уровень. Причём зачастую мы вольны на ходу переключаться между девушкой и колобком, используя наиболее уместную форму.

Особенно эффектно это выглядит, когда мы переключаемся между шаром и Аской прямо во время затяжных прыжков. Тут вообще много платформенных упражнений. Мы не только прыгаем, но также часто и подолгу бегаем по стенам и спускаемся по проводам, прикрепившись к аэролифту. В процессе нередко нужно использовать крюк-кошку, а также перескакивать с одного провода на другой, чтобы не свалиться или не врезаться во что-нибудь. И вот когда всё это — бег по стенам, крюк-кошка и экстремальный зиплайн — совмещается воедино, получается самый смак, а на ум приходят сравнения с DOOM Eternal. Как бы то ни было, платформинг в Metal Eden исключительно порадовал — он дарит пьянящее чувство потока.

Сердечные битвы

Ещё больше этот поток захватывает во время сражений на аренах. Это могут быть и совсем уж закрытые помещения или узкие коридоры, где с монстрами почти не разойтись; и довольно просторные зоны, где можно разгуляться, расстреляться и распрыгаться. И вот там я уже вспоминал не о DOOM Eternal, а о Quake III: Arena — на таких уровнях много трамплинов, отправляющих в полёт, во время которого так приятно палить по врагам. К этому добавились порталы, переносящие в другие места, и стены, по которым нужно бегать, чтобы собирать патроны, броню и аптечки.

Учитывая классный дизайн многих локаций, подобные забеги со стрельбой на ходу дико захватывают. Хотя поначалу мне трудно было войти с игрой в резонанс и поймать ритм — на высоком уровне сложности (а иногда и на нормальном) выживать и побеждать было непросто. Враги берут не только количеством, но и качеством тактик — одни всегда бегут на тебя, другие палят издали, третьи кастуют волну какой-то гадости… И у многих есть броня, которую приходится стачивать плазменным или электрическим оружием либо усиленным ударом.

А заряжаем мы удар, когда вырываем из груди недругов их сердечники. Это, как правило, сразу убивает, но такой изуверский приём доступен только в определённых условиях, поэтому просто так бегать и всем вырывать органы не получится. Вообще, это интересная фишка местной боевой системы — прокачка позволяет улучшать этот приём и добавлять ему новые свойства, чтобы, например, при извлечении сердечника происходил взрыв, пробивающий броню врагов.

Но даже с такими возможностями мне поначалу приходилось страдать — возможно, сказалось то, что почти 50-летний я давно не играл в такие быстрые шутеры. По мере привыкания и появления мощного оружия стало легче, и всю вторую половину я прошёл на «харде». Появились и любимые пушки, но это не значит, что остальные я удалил из друзей — все стволы полезны в разных ситуациях. Тем более что даже во второй половине игры, после прокачки навыка на выпадение боеприпасов, их всё равно часто не хватало, а пистолет с бесплатными патронами быстро перегревался, — приходилось использовать весь арсенал.

Аска на прокачку

Полезными оказались и многие альтернативные режимы у пушек — они открываются и прокачиваются в торговых автоматах за ту самую пыль, которую мы собираем на уровнях. В итоге можно сделать так, что пистолет в альтернативном режиме будет стрелять самонаводящимися ракетами, дробовик начнёт выпускать град самонаводящихся снарядов, пистолет-пулемёт превратится в гранатомёт, а шокер будет жарить файерболами или молниями. И всё это можно дальше улучшать, чтобы, например, гранаты оставляли лужу напалма, а самонаводящиеся ракеты взрывались при попадании в одну цель.

Прокачка в Metal Eden вполне компетентная — она открывает интересные возможности, и связаны они не только с оружием. Где-то в середине прохождения я с удивлением обнаружил, что в игре можно замедлять время — это один из апгрейдов, которые мы приобретаем за очки улучшений. Среди других — уже упомянутые умения, повышающие эффективность конфискации сердечников у врагов, способность, автоматически замораживающая противников, если Аска теряет всю броню, возможность парить при беге и многое другое.

Так вот, если я не замечал замедление, то это, казалось бы, значит, что такая фишка и не нужна вовсе. Но я, напомню, долгое время играл на нормальной сложности, а вот на «харде» замедление явно могло бы облегчить жизнь. И в принципе важен сам факт, что игра предоставляет разные возможности. Добавьте сюда выверенный стиль, отличную графику, мощный, пульсирующий ритмом саундтрек и креативные битвы с боссами — и вы поймёте, почему я решил не копаться в минусах, а просто играть и получать удовольствие.

Конечно, при желании можно и пожурить Metal Eden. Какие-то умения и пушки выглядят более удачными и востребованными, какие-то — менее. Некоторые противники ведут себя слишком пассивно, а окружение может показаться однотипным, в стиле «Киберпанк классический, промышленный». Но, поверьте, лучше просто отдаться потоку, который подхватит вас просто потому, что ключевая составляющая — собственно бои — реализована мощно. Это действительно один из лучших шутеров года.

Плюсы: выразительный сюжет, придерживающий некоторые ответы до самых титров; харизматичные персонажи и красивая героиня; увлекательный, геймплей, полный драйва, интересных врагов, апгрейдов и оружия; система прокачки пушек и персонажа, открывающая новые возможности; выдержанный темп с удачным чередованием закрытых и открытых уровней; качественный дизайн многих локаций; игра стильно выглядит и звучит.

Минусы: игра довольно короткая; некоторые враги предпочитают стоять на месте; не все виды оружия и умения одинаково полезны; периодически антураж начинает надоедать.

Другие новости

Комментарии

Кто решит поиграть в этот проект — играйте на максимальной сложности. Игра не то чтобы сложная. Для меня самый большой минус — почти все арены, кроме боссов, долбёж трёх волн противников
Все комментарии