Shin Megami Tensei V: Vengeance: Обзор шикарного переиздания

Алексей Лихачев 2024-06-25 22:55:42 19

Фанаты Atlus привыкли к тому, что игры этой студии спустя какое-то время получают расширенные версии, которые ещё и выходят на новых платформах. Релиз Shin Megami Tensei V состоялся осенью 2021 года, и тогда проект был эксклюзивом Nintendo Switch. Теперь же его улучшенная версия с подзаголовком Vengeance доступна не только на «портативке», но и на ПК, PlayStation и Xbox. Ещё и русский перевод появился! Оригинал сам по себе был замечательной игрой, в которой было не жалко провести под сотню часов, а теперь SMTV стала ещё лучше.

Люди и демоны

Главное отличие Vengeance от обычной версии заметно в самом начале прохождения, сразу после вступительных роликов. Мы попадаем в загадочное место, в центре которого левитирует некая девушка. Голоса говорят нам, что взаимодействовать с ней не стоит, — дескать, она принесёт в мир хаос и разрушение. Если мы послушаемся и проигнорируем её, запустится «Канон сотворения» — оригинальная сюжетная линия без изменений. Если же мы возьмём её за руку, мы тем самым выберем «Канон возмездия», то есть обновлённую историю.

Для тех, кто играл в оригинал на Switch, выбор очевиден — не проходить же заново старую «сюжетку». А вот новую аудиторию этот момент может ввести в ступор — в Persona 5 Royal, к примеру, не нужно было ничего выбирать, поскольку там история оставалась примерно такой же, просто на один семестр дольше и с парой новых персонажей. В случае с Vengeance «Канон возмездия» отличается от «Канона сотворения» гораздо более существенно. Если оригинал фокусировался на войне ангелов и демонов и не сильно углублялся в отношения между персонажами, то здесь у героев появляется больше возможностей раскрыться.

Во многом это связано с появлением нового персонажа, Ёко Хироминэ из старшей школы имени Святой Марины, в которой она научилась изгонять демонов. Мы знакомимся с ней уже в первом, пустынном, регионе, после чего Ёко присоединяется к нашей команде и почти везде нас сопровождает. Девушка появляется и в существовавших ранее сюжетных роликах, и в новых кат-сценах, немалая часть которых делает историю более интересной.

К примеру, глава в захваченной демонами школе заметно улучшилась по сравнению с оригиналом — у Тао, желающей спасти свою подругу, здесь намного больше экранного времени, в том числе благодаря диалогам с Ёко. Если в обычной SMTV Тао вообще не видно до ролика с крупным демоном, то здесь она постоянно делится своими мыслями и переживаниями. Такого сильно не хватало в оригинале.

Подобных расширенных сцен здесь полно, но в Vengeance есть и полностью изменённые эпизоды. Во многих из них принимают участие демонессы расы кадишту — четыре новые злодейки, которые поклоняются богине хаоса Тиамат и ожидают её пробуждения. В обзоре оригинальной SMTV я жаловался на размазанную по игре сюжетную линию, здесь же история развивается более динамично благодаря этим персонажам и связанным с ним роликам. Особенно когда вместо боссов, которые были в оригинале, сражаешься с кадишту и сравниваешь сюжетные повороты в той игре и в этой. В целом история меняется не очень существенно до попадания в Деревню фей — когда вы закончите там все дела, повествование начнёт полностью отличаться от обычной SMTV.

Приёмы у кадишту, конечно, необычные.

Какую именно версию новичкам нужно проходить первой, сказать трудно. Разработчики не стали полностью заменять изначальную историю другой, так что ценность в «Каноне сотворения» они видят. Но «Канон возмездия» показался мне более цельным произведением, где и персонажи раскрываются лучше, и сюжет более увлекателен. Поэтому тем, кто впервые знакомится с SMTV, я бы всё же советовал обновлённую «сюжетку». В идеале, наверное, лучше сначала пройти одно, а потом другое, но вряд ли кто-то готов потратить на это полторы сотни часов.

Комфорт+

Сюжет — далеко не единственное, ради чего стоит обратить внимание на Vengeance. Здесь также есть масса геймплейных улучшений и нововведений, часть которых доступна даже в «Каноне сотворения». Сохраняться теперь можно в любое время и в любом месте, а не только при взаимодействии с лей-источниками. Когда исследуешь открытые локации, можешь нажать на крестовину и переключиться на «небесное зрение» — вид сверху, позволяющий осмотреть окрестности и понять, как добраться до какого-то коллекционного предмета. Нарывы — огромные розовые объекты, вокруг которых собираются скопления демонов, — больше не преграждают путь и стали опциональными, но они по-прежнему разблокируют очень полезные пассивные бонусы.

Одна из главных новых «фишек» называется магацуро — это скопления духовной силы, представляющие собой этакие рельсы, связывающие разные участки локаций. Как и было обещано, существовавшие ещё в оригинале регионы сделали чуть крупнее, и магацуро позволяют как добраться до новых мест, так и, к примеру, быстро перемещаться с высоких зданий на землю и обратно. Некоторые магацуро видны сразу, а для поиска некоторых потребуется помощь демонов-проводников. Как и раньше, на мини-карте отмечаются секретики, при взаимодействии с которыми можно либо заполучить предмет, либо вступить в бой, а теперь ещё и необычные рельсы иногда разблокируешь таким образом. В связи с этим список демонов-проводников заметно расширился — если фея Аманодзако, с которой мы знакомимся в начале, по сюжету оставит вас, можно будет найти ей замену.

Ещё одно нововведение, доступное с первого региона, — это Сады демонов: странная попытка добавить в SMTV щепотку «Персоны». С помощью лей-источников можно переместиться в отдельную крошечную зону, где соберутся все ваши демоны-союзники, и там вы общаетесь с ними и дарите подарки. Чем чаще вы дерётесь бок о бок со своими друзьями и чем активнее что-то им вручаете, тем выше шанс, что они либо повысят свои характеристики, либо сами чем-то с вами поделятся — например, расходниками. Идея неплохая, но телепортации и беготня от одного демона к другому занимают многовато времени, да и велика вероятность, что вы расстанетесь с этими демонами ещё до того, как решите посетить сады. Но от оповещений, сообщающих, что кто-то с вами хочет поговорить в Садах, не избавиться.

Для тех, кому интересны сражения, придумали симулятор боя. Он доступен в медицинской исследовательской лаборатории после прохождения первого региона. Там предлагается принять участие в битвах с побеждёнными ранее противниками. Можно выбрать как режим без изменений, где сила врагов остаётся какой была, а можно включить режим испытания, где они становятся сильнее с каждой победой. На мой взгляд, в игре и так очень много возможностей с кем-то подраться, поэтому симулятор меня не затянул. Но если после прохождения сюжета вам захочется оттачивать навыки, то почему бы и нет?

Обо всём понемножку

Хотя основа боевой системы в Vengeance никак не изменилась, на некоторых отличиях стоит заострить внимание. Во-первых, появились так называемые приглашённые персонажи, в том числе Ёко и Тао, которые сражаются вместе с вами и вашей командой демонов. Они применяют навыки, могут использовать предметы и тоже повышают уровни, но пропадают до следующего сюжетного эпизода, в котором вновь к вам присоединятся. Хотя может показаться, что демоны полезнее этих персонажей, иногда помощью людей пользуешься — у Тао, к примеру, есть пара сильных атакующих приёмов и набор способностей поддержки.

Во-вторых, у всех демонов и приглашённых бойцов появились уникальные пассивные навыки (их называют родовыми умениями), благодаря которым процесс составления отряда стал чуть более интересным. Кто-то совершает контратаку после нападения на него и даже может сразу уничтожить оппонента. Кто-то повышает шанс нанесения критического урона. Кто-то позволяет сильнее ранить врагов, у которых есть те или иные уязвимости. Некоторые союзники даже вмешиваются в ваши разговоры с демонами, когда вы пытаетесь тех завербовать, и снижают их требования. В игре есть несколько десятков родовых умений, и при желании можно собирать идеальные комбинации демонов с синергиями на все случаи жизни.

К слову, о комбинациях — теперь в игре есть умения магацухи (это здешняя ульта, которая копится по ходу боёв), доступные при наличии в вашем отряде определённых демонов. Сперва вы получаете соответствующий амулет, а затем выполняете условия — например, сводите вместе двух небожителей или трёх демонов-котов. Некоторые из этих приёмов действительно очень мощные, так что имеет смысл держать при себе побольше демонов и разблокировать ячейки для них в мире теней.

Другие нововведения менее значительны:

  • С увеличением локаций и появлением нового региона в Vengeance добавили десятки побочных квестов. Среди них есть и новые типы заданий: лунные квесты, которые нужно выполнить до наступления полнолуния, и задания, где управляешь демоном вместо главного героя. За их выполнение тоже дают ценные призы, в том числе новые талисманы и амулеты.
  • Появились серии битв — после победы над противниками те могут вызвать подкрепление (и не один раз), из-за чего бои затянутся. Зато получишь дополнительный опыт и другие бонусы.
  • В мире иногда встречаешь демонов-магацухи, вокруг которых видна красная аура. Это сильные противники, использующие неограниченное количество мощных магацухи-умений, так что желательно устранять их как можно скорее. В некоторых случаях за победу получаешь предметы, которые другими методами не заполучить.
  • В процессе исследования локаций можно наткнуться на оболочки Аогами, ценность которых такая же, как у сущностей демонов, — при слиянии с ними вы переносите себе выбранные умения и свойства.
  • В Vengeance появились более 40 новых демонов — как сюжетных (вроде представительниц расы кадишту), так и обычных, которых можно взять к себе в команду. Немалая их часть прибыла из прошлых игр серии Shin Megami Tensei, но есть и новые существа.

Ещё здесь добавили новый уровень сложности, повысили максимальный уровень, сделали понятнее мини-карту, изменили автоматические бои и внесли массу других исправлений. Получилось то, что другие разработчики называют словосочетанием Definitive Edition, — более доступная и удобная версия отличной игры, в которую одинаково интересно будет играть и новичкам, и тем, кто проходил версию для Switch.

Отдельно стоит упомянуть перевод на русский язык — работа проделана колоссальная. Переведены все меню, названия приёмов, имена демонов и их описания. Шрифты подобраны максимально похожие, некоторые шутки и каламбуры адаптированы, и в целом качество впечатляет, если не считать пару диалогов, в которых перепутали пол персонажей. Наверное, уже не стоит всему этому удивляться — SEGA спустя рукава переводы не делает, и как в Persona 3 Reload, так и в Like a Dragon: Infinite Wealth трудно было к чему-то придраться. Но в случае с Vengeance я даже проверил, действительно ли в оригинале не было перевода, — настолько хорошо он сюда вписался.

Новая «Персона» выйдет не скоро, а пятая часть давно пройдена, так что фанатам серии пока нечем заняться. Shin Megami Tensei V и её обновлённая версия не заменят «Персону» — здесь очень мало эпизодов из школьной жизни, не с кем сходить в кафе и не надо сдавать экзамены. Однако и сходства есть, в том числе интересные пошаговые бои и масса опций при создании своего отряда. Так что новой аудитории я бы точно рекомендовал ознакомиться с игрой — знать, что там было в прошлых частях серии, необязательно, и проект затянет на недельку-две в любом случае. Ну а знакомым с SMT и объяснять ничего не надо — если понравилась пятая часть, то и Vengeance проходить нужно.

Плюсы: в основе своей — та же игра, в которой трудно было найти существенные недостатки; новая сюжетная линия («Канон возмездия») более увлекательна по сравнению с оригиналом, в том числе благодаря тому, насколько лучше там раскрываются персонажи; многочисленные нововведения делают игру удобнее для новичков и дают немало поводов опробовать переиздание тем, кто уже проходил оригинал; новый регион, новые демоны, новые боевые приёмы — вместе со старым контентом развлечений хватит на много вечеров.

Минусы: посещение «Садов демонов» кажется потерей времени; сюжет в «Каноне возмездия» существенно меняется далеко не сразу.

Другие новости

Комментарии

Типичная аниме дрочильня с типичным японским сюжетом, чего обсуждать то?
Тем не менее перевод заметно хуже такового от команды Miracle, которые переводили оригинальную SMT V. Но то фанатских перевод. 
В SMT V сюжет конечно был унылейший (по сравнению с SMT I-IV, даже если сравнить с Digital Devil Saga/Devil Survivor 1-2/Devil Summoner). Попробую Vengeance. Кстати сюжет можно начать сразу с дополненной компании, не проходя основную.
Интересно.Когда начинал Персоны думал буду скучать от пошаговой боевки (первый экспириенс с ней был), а по итогу очень понравилось.
Крайне редко читаю длинные статьи, но тут зацепило, очень приятно написано. После персон думал начать прозодить СМТ, ваша статья еще больше заверила.
Все комментарии