Abiotic Factor: Превью нестандартного кооперативного выживача

Степан Песков 2024-05-11 11:48:29 13

Вы — обычный учёный в научно-исследовательском комплексе где-то в пустыне. Очередной рабочий день не обещает ничего необычного: шуточки с охранником, беседы с коллегами, кофе из торгового автомата — всё идёт своим чередом, пока внезапно не случается… Нет, не каскадный резонанс, дело происходит не в «Чёрной Мезе», вас зовут не Гордон, и это не пересказ событий Half-Life.

Abiotic Factor — совершенно другой проект в ином жанре. Несмотря на это, вспоминать первую часть «Полураспада» приходится на каждом шагу — за это команде Deep Field Games от меня большое спасибо. Сейчас объясню почему.

Дань уважения

Итак, учёный-физик приехал на работу, а там такое! В мире Abiotic Factor исследованием «такого» занимается GATE — всемирная сеть научных лабораторий, изучающих всевозможные аномалии: от порталов в иные измерения и мистической паранормальщины до антигравитации и пришельцев. Тут будет уместно вспомнить не вселенную HL, которую мы помним как образец местами не всегда серьёзной, но всё-таки «твёрдой» научной фантастики, а SCP Foundation — GATE куда ближе именно к ней. Это легко заметить по косвенно заимствованным оттуда объектам, фракциям и местам, а внутриигровая энциклопедия пестрит плашками [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ].

Разработчики не стесняются лишний раз подчеркнуть свою, не побоюсь этого слова, любовь к обоим проектам. Это не клонирование и не пародия — наиболее подходящим описанием, как мне кажется, будет слово «оммаж»: в искусстве так называют подражание и одновременно дань уважения к другому автору. При этом Deep Field Games удалось как обойтись без излишней серьёзности, так и не скатиться в высмеивание: засилья низкопробных шуточек вы не найдёте (несмотря на то что среди потребностей вашего персонажа есть отправление естественных нужд).

SCP — вселенная интересная, но первую часть «Полураспада» я всё-таки уважаю заметно больше, и Abiotic Factor знает, чем порадовать фанатов. Персонажи здесь разговаривают как собеседники Гордона, монстры как внешним видом, так и поведением напоминают противников из Half-Life; что уж говорить про оружие, предметы, графическое и звуковое оформление — последний раз такое чувство ностальгии я испытывал, когда проходил Black Mesa.

Самое главное сходство, впрочем, заключается в антураже масштабной катастрофы, разразившейся посреди огромного научно-исследовательского комплекса. Здешняя лаборатория разделена на сектора — научный, офисный, производственный (перечень неполный — по мере развития игры в раннем доступе будут добавлены ещё несколько). Каждый — со своей стилистикой и темпом прохождения. Изучать локации, по частичкам собирая хронологию произошедшего, совсем не скучно, хотя формально перед нами кооперативный выживач — повествование в этом жанре традиционно задвинуто далеко на второй план.

Смесь жанров

Кооператив кооперативом, однако ничто не мешает вам попробовать Abiotic Factor соло. Я больше играл в одиночку: кооп одновременно добавляет веселья, но не лучшим образом сказывается на погружении. С другой стороны, толпой удобнее выполнять задания — можно распределить обязанности таким образом, чтобы каждый занимался своим делом, и собираться только во время борьбы с особо многочисленными и опасными противниками. Одному же иногда слишком муторно собирать лут и убивать прокачанных врагов, пусть такое случается и нечасто.

И всё же, на мой взгляд, принадлежность к выживачам здесь довольно условна: необходимость крафтить предметы (без этого просто не продвинуться по сюжету), рандомная генерация добычи и постоянное возрождение противников мирно соседствуют с линейным повествованием и отсутствием открытого мира. Система опыта тоже не особо меняет ситуацию — есть разделение на классы и прокачка навыков, но на это можно не обращать особого внимания, во всяком случае в нынешней версии.

Некоторые игроки и вовсе вспоминают метроидвании — есть здесь такие места, куда можно попасть только после того, как ваш персонаж найдёт обходной путь, овладеет нужными навыками или получит специальное снаряжение.

Тем не менее «пылесосить» локации в поисках лута и обзавестись традиционной для выживача базой всё-таки придётся — как минимум для того, чтобы создавать на верстаке нужные для продвижения по сюжету вещи. Другие атрибуты жанра, вроде обязательного отражения волн противников (они активизируются по ночам), строительства укреплений с ловушками и так далее — строго по желанию; при игре соло можно обойтись и без этого.

Крафт тут максимально ненапряжный — главное, найти подходящее для верстака место с розеткой поблизости и не стесняться хватать каждый доступный предмет во время пробежек по локациям. В дело пойдёт всё, что попадётся под руку: авторы юморят в том числе и в рецептах предметов — как вам арбалет, созданный из канцелярских резинок, ножки стола, пластикового мусора и степлера?

Дальше будет лучше?

Хочется верить, что разработчики не забросят проект на стадии бета-версии. Вселенная игры построена таким образом, что позволяет воссоздать любые предметы и локации без ущерба внутренней логике мира. К примеру, GATE, кроме всего прочего, занимается изучением порталов в другие измерения — значит, их можно посещать как в сюжетных целях так и ради пополнения припасов. Есть довольно интересные уголки, например неуютный туманный Флэтхилл — нечто среднее между Сайлент-Хиллом и Бриджтоном из «Мглы» Кинга (Stephen King). Этот мир получился запоминающимся — преследующие персонажа неуязвимые великаны, населяющие городок, вынуждают пересмотреть привычки, уже выработавшиеся за время прохождения.

Это, кстати, типичная ситуация для игры — каждая локация не только обладает уникальным дизайном, но и здорово меняет геймплей. Например, с появлением вооруженных огнестрельным оружием врагов (тут отсылка сразу как к HL с её морпехами, прибывшими на зачистку, так и к SCP: там — повстанцы Хаоса, здесь — военная секта под названием «Орден») можно стравливать их с пришельцами из других измерений или с охранными роботами, чтобы спокойно собрать лут, оставшийся после сражений.

Abiotic Factor хороша и тем, что заставляет вспомнить времена, когда информацию об игре приходилось добывать самостоятельно, без помощи всезнающего Интернета. Советую не портить себе удовольствие и не искать гайдов и прочих подсказок — тем более если есть коллективный разум в виде товарищей по коопу и забавная мини-игра по «изобретению» чертежа очередного инструмента или предмета.

Важный вопрос реиграбельности оставлю без ответа. Напомню, что перед нами линейная, сюжетная игра, а не типичный выживач в открытом мире, поэтому и эндгейма как такового здесь нет. Перепроходить уже знакомые уровни вряд ли будет интересно: исследовать нечего, а сражения довольно корявые и сами по себе совсем не увлекают. В бета-версии история обрывается на полуслове — придётся ждать обновлений.

Напоследок стоит похвалить разработчиков за то, что даже в ранней версии у сообщества есть отличный инструментарий для настройки геймплея под себя: у хостера в распоряжении десятки параметров, а среди серверов уже можно найти проекты с модами и зачатки RP-сообществ.

Несмотря на блеклую графику, игра местами может хорошенько напугать.

Если авторы Abiotic Factor смогут удержать планку качества, то каждый апдейт будет настоящим праздником для сообщества. Речь не только о локациях: планируются и новые механики, вроде системы лазеров, и дополнительные враги, предметы и ресурсы.

А пока хочу поблагодарить разработчиков за то, что сумели напомнить мне, как сильно я люблю первую Half-Life, — судя по всему, они любят её не меньше.

Другие новости

Комментарии

Есть забавная толи фича толи баг с жуками, если установить в местах их спавна столы с лавками (цельныеонструкции из кафетерия), они в них начинают застревать и кататься, в таком случае новые не появляются, а те что в столах не мешают
Спасибо за совет, буду знать.
Да это понятно. я просто думал что мол как в майнкрафте к примеру на освещенных местах враги не респаунятся. Но уже снизу мою догадку вроде как оправдали.
Выглядит интересно, надо пробовать. Спасибо! 
Я вчера её приобрёл и наверное произошло всё как и с minecraft, я тупо пропал на пару часов. Я пока не уходил дальше кафетерия начального, но возник вопрос у меня, враги спаунятся постоянно на кухне. их как то можно убрать оттуда. или это часть основной механики игры? То бишь чтобы тебя подстёгивать на авантюры.
Все комментарии