Thief: The Black Parade: Мы зря пропустили

Игорь Ерышев 2024-02-05 23:24:33 25

Мало кому по нраву оставаться в тени. Всем, даже личностям скромным, время от времени хочется понежиться в лучах славы — получить давно заслуженное признание и народную любовь. К сожалению, зачастую у судьбы другие планы, и вместо шквала аплодисментов безвестным талантам остаётся слушать пару глухих, но искренних хлопков. Подобные истории происходят сплошь и рядом — причём не только с людьми, как показал богатый на шедевры прошлый год.

Пока весь мир носил на руках Baldur’s Gate III и чествовал метанарративные закидоны Alan Wake II, мало кто заметил, как в ноябре вышел, пожалуй, лучший стелс-экшен последних лет — неказистый на вид, но прекрасный практически в каждом аспекте. Иронично! И немного печально. Что это за игра, чем она хороша и почему она заслужила место в топе главных релизов 2023 года? Пришла пора ответить на эти и другие вопросы, ведь мы ненароком пропустили Thief: The Black Parade — и пропустили совершенно зря.

Тёмный проект

О Thief принято говорить с благоговением — легенда жанра как-никак. Однако сложно отделаться от мысли, что серия проклята: первая часть рождалась в муках, сиквел стал лебединой песней Looking Glass Studios, на триквеле кончается резюме Ion Storm Austin, а ребут если и обсуждают, то обычно в негативном ключе. Возможно именно поэтому издатели (сначала Square Enix, а теперь Embracer Group) не вспоминают об именитом бренде: после встречи с Гарреттом ни одна студия — в полном составе во всяком случае, — долго не живёт.

К счастью, там, где не ступает нога бизнесмена, в бой смело идут фанаты, и моддеры в этом плане отнюдь не разочаровывают — вот уже несколько десятилетий они с завидной регулярностью создают уровни, некоторые из которых по качеству совсем не уступают оригинальной трилогии. Главным достижением сообщества считается вышедшая в 2005-м кампания Thief 2X, однако недавно у неё появился серьёзный конкурент — та самая The Black Parade.

Со стороны и чисто по описаниям анонсированный ещё в 2016 году мод не выглядит чем-то из ряда вон: 10 миссий, несколько уникальных инструментов для краж, условная привязка к первоисточникам… Однако творение Feuillade Industries и Ромена Барильо (Romain Barrilliot) из Arkane Lyon таит в себе немало сюрпризов, первый и самый важный из которых заключается в том, что это не любительская поделка, а мастерски сконструированная, чуть ли не коммерческая (в лучшем смысле слова) видеоигра.

Новые высоты

События The Black Parade берут начало незадолго до Thief: The Dark Project. После весьма продолжительного отсутствия в безымянный Город возвращается Юм — некогда член Гильдии воров, а ныне экс-зэк без гроша в кармане. Недолго думая разбойник берётся за старое… вернее, пытается.

Не проходит и пары дней, как бандит ввязывается в запутанную историю с участием эксцентричных аристократов, жутких культистов, самодовольных магов и, само собой, нечистой силы. Окружённому интригами антигерою ничего не остаётся, кроме как заняться любимым «ремеслом» в надежде сбежать от окруживших его обстоятельств; ему невдомёк, что таким образом он лишь всё глубже и глубже погружается в ночной кошмар.

Открывающие сцены The Black Parade дают вполне чёткое представление о том, что за приключение ждёт Юма. Родные кварталы встречают домушника в лучших традициях мистического нуара — по холодным, промозглым улочкам снуют неприветливые стражники да усталые слуги; высоченные дома с острыми, как пики, крышами выстраиваются в зловещую панораму, достойную Готэма из фильмов Тима Бёртона (Tim Burton), а если остановиться и прислушаться, то в переулках можно расслышать необъяснимый хохот, от которого в жилах стынет кровь. Мод не успевает толком начаться, а уже производит неизгладимое впечатление: всего парой мастерских штрихов Feuillade Industries превратила Город из обыкновенной декорации в каменного монстра, хищно наблюдающего за творящимся беззаконием.

Но не постановкой единой силён зачин — помимо общего настроения пролог служит шикарной демонстрацией геймплея фанатской Thief. Его основы оставили нетронутыми: как и четверть века назад, львиная доля уровней представляют собой обширные стелс-песочницы, а задачи сводятся к поиску драгоценностей и важных предметов с перерывами на прятки от армии на редкость ушастых охранников. Карты местности, по которым приходится ориентироваться, аскетичные, магазин инвентаря предлагает закупиться разномастными стрелами и бомбами, а от выбранной сложности напрямую зависят требования для удачного завершения того или иного дела. Проще говоря, всё как встарь.

Бережно сохранив центральную формулу, Барильо и компания решили удивить поклонников иначе — невероятным количеством деталей, достойным трилогии Hitman World of Assassination. Например, хотя первую главу можно охарактеризовать как путешествие из точки А в точку Б, эдакую разминку для тех, кто давно ничего не воровал, то по дороге к финишу практически на каждом углу таится что-то интересное, любопытное, зазывно блестящее. Вон дом какого-то торговца, который на ночь глядя отправил кухарку за продуктами. А чуть дальше — вереница башен с бараками, где у начальника гарнизона наверняка завалялось горсть-другая монет. Ммм, ломбард в неприметном тупике! Ууу, приоткрытое окошко! Ночлежка с полоумным бандитом в одной из комнат! Грабить всех и вся необязательно — но как тут устоять? Авторы словно презирают саму идею пустых, бесполезных помещений, и, надо отдать им должное, игре очень идёт маниакальное желание наполнить каждый закуток жизнью.

На первых порах кажется, что рано или поздно эта одержимость масштабом сыграет с мододелами злую шутку — мол, ещё чуть-чуть, и количество скажется на качестве. Но нет, чувство меры им так и не изменяет. Напротив, диву даёшься, насколько аккуратно творцы выдержали баланс между ошеломительной (по меркам движка) гигантоманией и понятной структурой местных особняков и гробниц. Срезы находятся там, где надо, тайники скрываются в неприметных и в то же время логичных местах, и даже маршруты патрулей выстроены так, чтобы держать в напряжении, но не перегибать палку. Кампания настолько роскошная по части дизайна, что придираться к ней совсем не тянет — да, пара сегментов чуть затянуты, кое-где хоррорность страдает из-за необходимости искать лут, но какой стелс-экшен нельзя упрекнуть в излишней тягучести?

Однако самой впечатляющей особенностью The Black Parade стоит назвать её аутентичность по отношению к двум оригинальным Thief. Дело не только в текстурах, звуковых эффектах и моделях, которые нынче так легко скопировать, — Feuillade Industries воспроизвела дух классики столь умело, что новинка кажется затерянным в 90-х официальным дополнением, а не ладно скроенным фанфиком. Looking Glass Studios, быть может, мертва, однако стараниями поклонников её наследие живёт и здравствует.

Что же в итоге? Триумф народного творчества? Безусловно. Шедевр, на который надо ориентироваться при разработке схожих проектов? А вот здесь не всё так безоблачно. Хотя Thief: The Black Parade прекрасна, игра наглядно иллюстрирует простую истину: порой излишняя зацикленность на первоисточнике способна подпортить в целом изумительный проект.

Блуждание в потёмках

Звучит претензия, вне всяких сомнений, парадоксально — парой абзацев выше преданность истокам подаётся как неоспоримое достоинство мода. Объясняется противоречие просто: между подражанием и копированием есть вполне ощутимая грань. Нет ничего плохого в фан-сервисе при том условии, что произведение даже с учётом отсылок остаётся самостоятельным. По-кодзимовски безумную Metal Gear Solid, к примеру, не спутать с размеренным «Побегом из Нью-Йорка», даром что и там и там в главной роли мужик по имени Снейк. The Black Parade же, при всех его достоинствах, — не более чем ремейк The Dark Project. Дотошный и, увы, немного бессмысленный.

Подозрения закрадываются не сразу: на протяжении открывающего уровня авторы хитро усыпляют бдительность вышеописанными техническими и гейм-дизайнерскими трюками, которые хоть в учебники заноси. А потом, буквально в следующем эпизоде, Юма отправляют в поместье к экстравагантному коллекционеру за странноватым артефактом. «Стоп, звучит больно знакомо» — мелькает в голове шальная мысль ещё на этапе брифинга. Не проходит и 10 минут, как подозрения подтверждаются: да, это The Sword, миссия, которую помнит каждый фанат оригинальной игры, с той лишь разницей, что Гарретт поднимался за искомым предметом на верхние этажи причудливого особняка, а Юм спускается в подвалы. В остальном отличий меньше, чем хотелось бы, — да, сама по себе локация другая, а толку, если от неё с ходу знаешь чего ожидать?

Вышесказанное хорошо описывает весь остаток кампании, причём не только в геймплейном, но даже в сценарном отношении. Последнее, признаться, удивляет больше ремиксов старых ограблений: Feuillade Industries пересказала старую историю, сохранив практически каждый сюжетный поворот, оставив на местах привычные образы, но изменив детали то тут, то там. Это не «Тёмный проект», а «Чёрный парад», не путайте!

Расхождения, впрочем, есть — и они отнюдь не красят The Black Parade. Юм, например, не ровня вору из трилогии 20-летней давности, и виноват тут неуклюже прописанный образ брутального ловкача. Гарретт был самоуверенным, но достаточно обаятельным героем: его хладнокровность выдавала в нём опытного профессионала, который говорит редко, но метко и без лишнего бахвальства; да, он совершал ошибки, но не казался наивным дураком. Новый же протагонист — прямая его противоположность: он глуп, доверчив, и до неприличия пафосен.

Плюс бандиту не дают возможности раскрыться перед его большим приключением — в оригинале трудовым будням титульного персонажа посвятили несколько миссий, за время которых зритель успевал свыкнуться с ним, узнавал его взгляды на жизнь и помогал бедняге спуститься в склеп с тысячей трупов в поисках денег для оплаты жилья. Здесь же авторы ограничиваются длинным монологом формата «Жизнь моя — жестянка». Итог закономерен: на бандита и его проблемы откровенно плевать.

Про антагонистов же и вовсе сказать толком нечего: они есть. В теории. По факту же они фигурируют преимущественно в записках — на экране негодяи мелькают редко и ничего толком не делают. Что опять же контрастирует и с The Dark Project и The Metal Age, главные злодеи которых с момента своего появления не дают о себе забыть.

С вышеописанными промахами можно было бы смириться, будь миссии The Black Parade хоть сколь-нибудь изобретательными, не затёртыми до дыр концептуально. Увы, вся кампания — просто сборник старых песен, перепетых на слегка иной лад. Кое-где моддеры ловко связали пару-тройку знакомых уровней воедино, вот только сути это не меняет.

Кто-то наверняка отметит, что это неминуемо — фанатам хотелось чего-то привычного, но на других картах, с переработанным набором препятствий и врагов. Зачем изобретать велосипед? В этом отношении Feuillade Industries справилась с задачей безупречно: на фоне некоторых локаций их аналоги из Thief Gold смотрятся чуть ли не примитивно — в новоделе и скриптов больше, и текстуры чётче, и даже ковры на стенах теперь разрешают сдвигать, а не просто обрубать. Но, воссоздав (и в паре случаев и превзойдя) Thief: The Dark Project, команда почему-то забыла о, пожалуй, важнейшем элементе первоисточника — его обезоруживающей непредсказуемости.

Каждая видеоигра своими названием и обложкой создаёт у аудитории конкретный набор ожиданий. Uncharted — экзотическое приключение. Hitman — история о киллере со шпионским, вероятно конспирологическим, духом. Едва ли в 1998 году кто-то подозревал, что в стелс-экшене под названием Thief надо будет исследовать гробницы, бегать по городу-призраку в поисках мистического артефакта, а потом сражаться с де-факто дьяволом. В этой неординарности и заключалась истинная мощь The Dark Project — её разработчики прекрасно понимали, что на одних лишь посиделках в тенях да на краже кубков далеко не уедешь.

На протяжении первых двух частей серии Looking Glass старательно избегала самоповторов, экспериментировала с повествованием, с постановкой задач — к примеру, Thief II: The Metal Age рассказывала не о магии и демонах, а о роботах и их изобретателях, совершенно новой угрозе для к тому моменту знакомого с нечистью Гарретта. Даже спорная Thief: Deadly Shadows от Ion Storm дарила уникальные впечатления, благодаря которым её не спутать с предшественницами. А вот творению Барильо со товарищи похвастать нечем — смотрится красиво, собрано великолепно, а за душой нет ничего своего. Печально, учитывая, что дизайнер в первую очередь известен по E.Y.E: Divine Cybermancy, шутеру, над потаёнными смыслами которого люди ломают голову до сих пор.

Справедливости ради, это в какой-то степени придирки — Thief запускают ради острых ощущений да хитро сконструированных локаций, и далеко не каждого волнует выразительность той или иной кампании. Однако сложно не испытать как минимум лёгкое разочарование: умелые дизайнеры потратили семь лет на вызывающе вторичный проект. Зачем так делать, если мод явно предназначен для поклонников, которые с ходу увидят заимствования?

The Black Parade оставляет двоякие эмоции. Если отбросить идеализм и оценивать модификацию в вакууме, то остаётся лишь провозгласить её шедевральность — 10 грандиозных, но в то же время детально проработанных миссий от Feuillade Industries наглядно демонстрируют, почему фанатское творчество надо воспринимать всерьёз. Каждый уровень тщательно продуман, интересно устроен, а подача сюжета с кат-сценами в духе первоисточников захватывает дух в техническом плане — люди сделали всё как подобает, чтобы встать в один ряд с незыблемой классикой, и за одно это они заслуживают аплодисментов.

Тем не менее к восторженно принятой сообществом кампании сложно привязаться. Какой бы прекрасной она ни была, её авторы лишь прошлись по давно протоптанной дорожке — идеально воспроизвели содержание и форму, но не предложили толком ничего от себя. Прозвучит немного жестоко, но игра напоминает типичную курсовую студента-отличника — безупречно написанную, но лишённую каких-либо индивидуальных черт работу, дотошность которой сопоставима лишь с её удушливой стерильностью. Такие не принято ругать, ведь в них собраны необходимые сведения по предмету (и даже чуть больше, чтобы впечатлить аудиторию), но за пределами количества переведённых на них страниц и пары интересных заметок они мало чем отличаются от прочих таких же исследований.

Thief: The Black Parade именно такова. Как стелс-экшен она прекрасна. Как фанатское творение она величественна. И в то же время как Thief новинка поразительно скучна, фактически безыдейна. «Изумительно» ли это или «Похвально»? Для меня ответ очевиден, остальным же рекомендую лично ознакомиться с долгостроем и решить самостоятельно.

Плюсы: впечатляющий масштаб; продуманные до мелочей локации; высочайший (по меркам пользовательских модификаций) уровень продакшна; разумный баланс сложности; несколько любопытных находок во второй половине истории.

Минусы: это просто сжатый пересказ оригинальной Thief — без каких-либо интересных сюрпризов и с невероятно пресными героями; миссии представляют собой вариации на тему заданий из первых трёх частей саги.

Другие новости

Комментарии

К сожалению, для меня Вор закончился почти сразу как начался. Как только появились какие то зомби и гигантские пауки, я выключил и удалил игру, так как хотел играть чисто в симулятор вора, а не в какую-то фэнтези игру. Я очень был расстроен тогда.
Меня эти дубовые анимации отпугивают сыграть в первые части. (Именно после удара дубинкой сзади)Возможно, лучше бы мод для Thief 2014 сделали, хотя если дело в движке, то...
В этом моде так же оглушение совершается путём безхитростного и дубового взмаха дубинкой со спины, без какой либо зрелищной анимации врага?
Нуб вопрос: чем стелс Вора 2014 хуже Вора 1,2 ?
Бывает! Но всё же первым частям стоит дать шанс, они классные, если приноровиться к архаичности отдельных механик.
Все комментарии